СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для обучающихся 10-11 классов с целью подготовки к экзамену по русскому языку. Представленные задания сгруппированы по типам орфограмм и пунктограмм. Задания можно прорешивать (вставлять пропущенные буквы и обозначать орфограммы) или выполнять в тестовой форме.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 10-11 КЛАССАХ


Карточка №1. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Обведите номера ответов.


1) пересе..ть (муку), танц..вать

2) собач..нка, туш..нка

3) застр..вать, вермишел..вый

4) застёг..ваться, засушл..вый

5) рыбац..кий, кавказ..кий

1) прицел..вающийся, понаде..вшись

2) человеч..ство, черешн..вый

3) рассыпч..тый, издавн..

4) институт..кий, молодец..кий

5) ослаб..вающий, одиноч..ство

1) присва..вать, юнош..ство

2) разбрызг..вающий, надоедл..вый

3) недоум..вать, разговорч..вый

4) изредк.., веснушч..тый

5) низ..кий, риж..кий


1) заботл..вый, масл..це

2) француж..нка, ноздр..ватый

3) бо..вой, кресл..це

4) дословн.., тренаж..р

5) ткац..кий, киргиз..кий

1) юрод..вый, мороз..ц

2) накапл..ваться, эмал..вый

3) плос..кий, институт..кий

4) протал..нка, доплач..вая

5) направ.., галч..нок

1) использ..вать, сестриц..н

2) оборуд..ванный, рубаш..нка

3) снег..вой, рапорт..вать

3) погляд..вать, насух..

5) дерз..кий, флот..кий

1) узорч..тый, замеш..нное (тесто)

2) ковш..вый, занов..

3) слыш..вший, обур..ваемый

4) гигант..кий, кавказ..кий

5) устар..вать, луж..ца


1) нищ..нка, раскорч..вать

2) отзывч..вый, бревенч..тый

3) делегат..кий, близ..кий

4) повизг..вая, сыноч..к

5) кварц..вый, марл..вый


1) нищ..та, кусоч..к

2) упрощ..нность, берёз..нька

3) увещ..вать, тяж..сть

4) скваж..на, тюл..вый

5) взрывч..тый, досух..

1) толщ..на, преодол..вать

2) выкорч..вывать, копч..ный

3) усидч..вость, вздраг..вать

4) скольз..кий, офицер..кий

5) разбрызг..вающий, лисиц..н


1) влюбч..вый, заботл..вый

2) подмиг..вавший, исслед..вать

3) удоста..вавший, мал..вать

4) рул..вой, глянц..витая

5) отча..ться, воробуш..к


1) забывч..вость, сух..нький

2) расстег..вавшийся, молодц..ватая

3) миндал..вый, завар..ваю

4) откле..вшись, одар..вать

5) успока..ваться, напраш..вается




Карточка №2 Правописание гласной в суффиксах и окончаниях глаголов; Н-НН в различных частях речи; НЕ слитно или раздельно.

1. Вставить пропущенную букву, указать морфему, объяснить правописание

име..щемуся

леч..щий

блещ..щий

шевел..тся (они)

дыш..щий

разбуд…шь

улож…шь

высп…шься

обид…вший

выгор..шь

преобразу..мый

распущ..нный

засмотр..шься

сломл..нный

омыва..мый

выздоров..ть

завис..вший

понаде..ться

увид..шь

узна..шь

ненавид..л

скле..вший

зала..вший

собира..мый

стел..шь

увенч..нный

встрет..шь

независ..мый

застел..шь

закле..шь


2. Вставить Н или НН, обозначить орфограммы.

1) Ю…ая красавица смущё…о улыбнулась и выронила золочё…ую пудре…ицу из рук.

2) До берега докатывались рассерже…ые волны.

3) Корабли были вытаще…ы на берег.

4) У пристани тянулись бесчисле….ые причалы.

5) Александр Блок создал особе…ый поэтический мир, прониза…ый синим и пурпурным цветом, сотка…ый из бликов и наполне…ый удивительной мелодичностью.

9. Слитно или раздельно НЕ? Объяснить правописание

То, что он говорил, была ложь, ни на чем (не)основанная. Эти места почти (не)исследованы.

Эта повесть ещё (не)написана автором, но сюжет её уже многим известен.

Давно (не)кошенная трава заполонила сад. Нам (не)откуда было позвонить в город.

Его положение (не)лучше нашего. Мы идем по (не)скошенной траве.Я (не)должен с ним объясняться.

Она (не)избалована жизнью. (Не)прочитанная, а только что купленная книга отвлекла его внимание от (не)интересной работы.



Карточка №3. Проверочная работа по орфографии и пунктуации

9-1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) удивительный, испещрённый, промокашка

2) трепетать, озаряя, гипотеза

3) щебетание, увядающий (цветок), благословение

4) сближение, закоснелое (общество), скептический

5) перефразировать, полемичный, декоративный

9-2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) компонент, лелеять, шедевр

2) одичать, заниматься, перекликаться

3) энциклопедический, одряхлевший, присягать (родине)

4) околдовали, филармония, дирижировать

5) орхидея, одеколон, митинговать


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

10-1.

1) сверх..зящный, пост..нсультный, вз..мать

2) во..пламениться, бе..совестный, не..балансированный

3) (старинное) пр..дание, пр..верженец, непр..емлемый

4) с..естной, волеиз..явление, двух..ядерный

5) не..хватный, р..списывать, с..переживающий

10-2.

1) не..держанный, бе..шумный, чере..страничный

2) с..митировать, сверх..дея, супер..нтеллектуальный

3) пр..сыщенный, беспр..кословно, пр..одолеть

4) раз..гнавшись, под..брать, пр..говорить (два часа)

5) от..явленный, с..ёжиться, нав..ючивать


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

11-1.

1) жалостл..вый, намер..ваться

2) наставн..чество, обогр..вать

3) обрад..вать, оборуд..вание

4) сердц..вина, стрях..вать

5) взрывч..тый, изредк..

11-2

1) ткан..вый, отчётл..во

2) застр..вание, сол..вой

3) трав..нистый, им..нной (билет)

4) навед..ваться, аплодир..вали

5) камыш..вый, нож..вка


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

12-1

1) дорогосто..щий, вылин..вшая (ткань)

2) (ничего не) знач..щий, (автомобили) движ..тся

3) выплачива..мый, обезум..вший (от страха)

4) ове..нный (прохладой), настро..в (радио)

5) (кони) брод..т (по лугу), дремл..щий (в поезде)

12-2

1) вскоч..шь, (вы) порт..те (изделие)

2) выкач..нный (из гаража велосипед), грохоч..щий

3) устро..вший (праздник), муч..мый (сомнениями)

4) (он) клевещ..т, движ..мый

5) теш..щий (себя надеждами), обвенч..нные


13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

13-1

В гостиной меня ждал (НЕ)КТО иной, как мой старый приятель.

В зале было (НЕ)УБРАНО, некоторые столы и стулья оказались сломаны.

На (НЕ)БЕЛЁНЫХ стенах висело множество пожелтевших репродукций известных картин.

(НЕ)РАДОСТНЫМ было утро того дня, а грустным.

Давно (НЕ)ЕЗДИВШИЙ верхом, отец первые полчаса чувствовал себя в седле очень неуверенно.

13-2

Друзья, так и (НЕ)ДОЖДАВШИЕСЯ моего звонка, начали волноваться и решили после школы зайти ко мне.

Последняя глава книги (НЕ)ЗАКОНЧЕНА.

Павел Петрович выглядел очень (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ.

Эта канава (НЕ)ГЛУБЖЕ той.

(НЕ)УСПЕВ обдумать свои действия, я бросился ему наперерез.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

14-1

Костя много лет работал (ЗА)РУБЕЖОМ, (ПО)ЭТОМУ знал несколько иностранных языков.

(С)НАЧАЛА бабушка взялась обучать внука игре на фортепиано, но быстро поняла, что всё (БЕЗ)ТОЛКУ: Илюшу не интересовала музыка – мальчик хотел рисовать.

Через (ПОЛ)ГОДА после окончания университета Катя вышла (ЗА)МУЖ.

«(ОТ)ЧЕГО зависит исход дела?» – спросил я директора (ВО)ВРЕМЯ ужина.

ЧТО(БЫ) добиться встречи с генералом, Ольга каждое утро (НА)ПРОТЯЖЕНИИ месяца приходила в министерство.

14-2

Миша (НА)ОТРЕЗ отказался помочь приятелю, и на следующей день друзья сидели не за одной партой, а (ПО)ОТДЕЛЬНОСТИ.

Как только машина отъехала (ПО)ДАЛЬШЕ, Валя почувствовала, что(В)МИГ исчезла её уверенность, на душе стало неспокойно.

Малыш (С)РАЗБЕГУ ударился в дверь, но не заплакал, а (ЗА)ТЕМ отдышался и начал барабанить по этой двери обоими кулачками.

После просмотра фильма Николай Александрович сказал нам, (ЧТО)БЫ мы написали о своих впечатлениях от кинокартины; я начал писать в тот же вечер и так увлёкся, что закончил уже глубоко (ЗА)ПОЛНОЧЬ.

(В)ТЕЧЕНИЕ года мы поссорились только один раз, и то я знала, что всё сказанное Митей было произнесено (В)СЕРДЦАХ, от обиды.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

15-1

Резец войны прошёлся по обоим лицам: он придал не свойстве(1)ую ю(2)ости жестковатость и скова(3)ость лицу дочери; он выпятил бугристый лоб над иссечё(4)ым, крупноскладчатым лицом отца и сделал

голову его стра(5)о похожей на голову больного, старого льва.

15-2

Крылов рассея(1)о соглашался, и Женя понимала, что это его нисколько не занимает. Лисицкий окрестил Крылова снисходительно ― «муче(2)ик науки», Алёша защищал его, но в последнее время о Крылове всё чаще говорили покровительстве(3)о, как о каком-то чудаке, обречё(4)ом, несчастливом.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

16-1

1) Николенькой она называла его дома или в разговорах с родственниками или друзьями.

2) Вишни прошлым летом в лесу было очень много зато землянику и грибы нам удавалось найти редко.

3) Исследователей-энтузиастов не пугали погодные условия и не тревожила необходимость три месяца жить в палатке.

4) Он уселся р ядом и углубился в сводки как прошедших с уток так и нынешнего утра изучил план оперативных мероприятий.

5) Мы сложили продовольствие и тёплые вещи книги и антиквариат и были готовы выезжать уже завтра.

16-2

1) В доме напротив на протяжении всей ночи горел свет и громко играла музыка.

2) Бабушка каждое утро топила русскую печь и пекла вкуснейший хлеб и пирожки со смородиной или с малиной.

3) Либо устали они либо не хотели посвящать чужого шофёра в свои дела.

4) В крошечной гостиной было не только множество картин но и антикварная мебель старинные книги и часы.

5) Митька то у бегал в перёд и потом стоял н а о дном месте в ожидании Родиона то нарочно отставал и потом догонял брата.


17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

17-1

Оборванец сидел на ступеньке парадной (1) спокойно рассматривая (2) толкающихся взад и вперёд (3) торговцев (4) и одной рукой придерживал (5) лежавшую около него (6) котомку.

17-2

Сидя на коленях отца (1) и (2) взглядывая по временам на спокойное лицо матери (3) находившейся обычно тут же (4) я испытывал настоящее счастье (5) доступное только ребёнку или (6) награждённому необычайной душевной силой (7) человеку.


18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

18-1

«Вот, Лизанька (1) Бог дал и женишка!

А вы её (2) мой милый (3) берегите:

Ребёнок ведь! Немножечко дика,

Неопытна – на нас уж не взыщите».

А мне её отец: «Вы старика

Утешьте, вы и ей не откажите:

Мы с Лизою решили вас просить

С крестовым братом шаферами быть.

Ты (4) Лизанька (5) уж попроси сама,

Вы (6) кажется (7) друг другу не чужие,

Старинной дружбой связаны дома,

А с крёстным братом (8) даже (9) и родные».

(А.А. Фет)

18-2

Такая (1) жизненная полоса (2)

А (3) может быть (4) предначертанье свыше.

Других я различаю (5) голоса,

А собственного голоса не слышу.

И (6) всё же (7) он, как близкая родня,

Единственный, кто согревает в стужу.

До смерти будет он внутри меня.

Да и (8) потом (9) не вырвется наружу.

(Е.А. Евтушенко)


19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

19-1

По радио назидательным тоном говорил о чём-то молодой господин (1) при звуках трескучего голоса (2) которого (3) Артём (4) чтобы посмеяться всласть (5) даже остановил работу.

19-2

Сколько лет ни проходило бы между нашими встречами с Володькой (1) он оставался всё тем же улыбчивым толстячком (2) оптимизма и добродушия (3) у которого (4) с годами (5) несмотря на то что на его долю выпало немало трудностей (6) становилось только больше.


20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

20-1

Но мы уже не станем продолжать наш рассказ в такой подробности (1)в какой (2) вели до сих пор (3) и потому опустим историю о том (4) как Николай Парфёнович внушал каждому призываемому свидетелю (5) что

тот должен показывать по правде и совести (6) и (7) что впоследствии должен будет повторить это показание под присягой.

20-2

Когда девушку отпустили (1) Николай стремительно заявил ей (2) что она может хоть сейчас же возвращаться в город (3) и (4) что (5) если она нуждается в помощи (6) он готов помочь.



Ответы

№ задания

1

2

9)

345

14

10)

124

134

11)

35

25

12)

13

135

13)

небелёных

недовольным

14)

полгодазамуж

подальшевмиг

15)

1345

134

16)

25

35

17)

14

345

18)

1234567

24

19)

145

1256

20)

1345

1256





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!