СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для 7 класса»

Повторение в начале года



Упражнение № 1. Значение каких слов вам неизвестно? Как называются эти слова?

  • Что значит, дедушка, лакей? –

Спросил один из малышей.

  • А что такое камергер? –

Спросил постарше пионер.

  • Лакей господским был слугой,

А камергер – вельможей,

Но тот, ребята и другой –

Почти одно и то же.

У них различье только в том,

Что первый был в ливрее,

Второй – в мундире золотом,

При шпаге, с Анненским Крестом,

С Владимиром на шее.

С.Я.Маршак.


Упражнение № 2. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки. Найдите устаревшие слова, определите – архаизмы это или историзмы. Для чего писатели и поэты используют устаревшую лексику в своих произведениях?

I. 1) На задке тач..нки, зал..мив фура..ку на самый затылок, дёргал г..рмонь зд..р..венный будёновец. (Н. Островский.) 2) Виват! Господину бомбардиру виват! С великой викторией. (А.Толстой.) 3)Царь двумя перстами брал обритых за щ..ку. (А.Толстой.)

II. Покуда ключница ра(с,сс)казывала, комнатный холоп, который с по..влением в доме мажордома стал называ(ть,т)ся теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстук и, кряхтя, начал стаск..вать ботфорты. (А. Толстой.)


Упражнение № 3. Подберите к устаревшим словам синонимы современного русского языка.

Зрачок, дитя, воин, невидимый, приём пищи, лоб, губы.



Упражнение № 4. Прочитайте текст. О каких языках говорит Н. Рерих?

Звучен язык Вергилия, Овидия, Гомера, но ведь не свободен он, ибо принадлежит к прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности… А ведь русский язык жив. Он живёт для будущего. Он может обогащаться всё новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть.


Упражнение № 5. Выпишите старославянизмы, докажите, что это старославянизмы.

  1. Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина,

Блаженство сёл, градов ограда,

Коль ты полезна и красна. (М. Ломоносов.)


  1. Склонясь на чуждый плуг,

Покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее

Влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем

До гроба все влекут,

Надежд и склонностей

В душе питать не смея. (А. Пушкин.)


Упражнение № 6. Укажите, какие нормы существительных являются устаревшими.

1.Он сидел у рояля и перелистывал ноты. (А.П. Чехов.)–

И на покорную рояль властительно ложились руки. (А.Блок.) 2. Ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки. (Б. Полевой.) – За тополью высокой я вижу там окно. (М.Лермонтов.) 3. Лицо Анны было закрыто серым вуалем. (Л.Толстой.) – Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую вуаль. (М.Горький.)


Упражнение № 7. Диктант «Проверяю себя».

Язык видоизменялся с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Прекрасен русский язык, и на нём скажут лучшие мысли о будущем. (Н.Рерих.)


Упражнение № 8. Прочитайте предложение. О чём сказал болгарин?

«Моля те, другарю, не говори така борзо, говори бавно», – произнёс болгарин.


Упражнение № 9. Прочтите текст. Какие языки являются близкими родственниками? Какие – дальними? К какой семье принадлежит русский язык? Какие группы ещё в этой семье и с какими языками?

Русский язык относится к славянской группе языков, восточнославянской подгруппе. Ближайшими его родственниками являются языки украинский и белорусский. Более дальними – славянские языки других групп: польский, чешский, болгарский, сербохорватский и некоторые другие.

Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, то есть восходит к одному языку – основе с такими неславянскими языками, как английский, немецкий (германская группа), французский, итальянский, испанский, (романская группа), хинди (индийская группа), персидский, таджикский (иранская группа), литовский, латышский (балтийская группа).

Высшей формой национального языка является литературный язык.


Упражнение № 10. Диктант «Проверяю себя».

Слово живёт потому, что живёт народ, его создавший; живёт, изменяется, растёт, развивается язык, которому оно принадлежит.

Слово, пока оно живёт, не остаётся надолго неизменным. Оно рождается, когда это нужно народу.


Упражнение № 11. Прочитайте текст. Что открывает в писателе Паустовском этот текст? Все ли слова вы можете растолковать? Почему?

Константин Паустовский вспоминал, что первое «лесное» слово, которое его заворожило было глухомань. Затем пошли другие слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшара, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, порубка, живица, просека, дубрава. Все эти слова наполнены живописным содержанием.


Упражнение № 12. Прочитайте стихотворение

А.А. Фета. Определите, какие тропы использует автор.

Весенний дождь

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет…


Упражнение № 13. Прочитайте исторический анекдот и ответьте на вопрос: «Какое лексическое явление стало основой для создания шутки?»

  • Откуда идёшь так поздно? – спросил Николай 1 опаздывающего юнкера.

  • Из депа, выше императорское величество? – громогласно ответил юнкер.

  • Дурак!.. Разве депо склоняется? – крикнул царь.

  • Всё склоняется перед вашим императорским величеством, – ещё громче гаркнул юнкер.

Этот ответ понравился царю. Он вообще любил, когда перед ним склонялись, и не отдал приказа о наказании юнкера за опоздание. (С.Н. Сергеев-Ценский).


Упражнение № 14. Найдите слова-омонимы, на основе которых построен каламбур.

1. Вы, щенки, за мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болейте,

А не то поколочу! (А.С.Пушкин.)

2. - Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев.)



Упражнение № 15. Найдите антонимы в тексте. Найдите слова, не являющиеся антонимами, но проявляющие противоположные свойства в данном тексте. Подчеркните грамматические основы.

И грустно, и радостно. Странный в сентябре лес, в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и распускающиеся цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.

Увядание и расцвет. Тишина и песни.


Упражнение № 16. Спишите.

Антонимы лежат в основе контраста, называемого в лингвистике антитезой. Противопоставляя предметы, явления, признаки, мы резко сталкиваем их между собой, как бы освещая их ярким светом. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – глупости.


Упражнение № 17. Найдите в тексте антитезу.

1. Они сошлись

Волна и камень,

Стихи и проза,

Лёд и пламень… (А.С. Пушкин)


  1. Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную.


Упражнение № 18. Спишите, вставьте и объясните пропущенные орфограммы. Замените в данных предложениях глагол жить более точными синонимами.

1. Человек не может жить без пищ... 2. Так и остался он бобылём жить. 3. Старик и доныне живёт. 4.Лесник жил только тем, что добывал охотой. 5. Лоси живут в лесах Европы, Ази.. и Северной Америк...





Упражнение № 19. Найдите синонимы в стихотворениях, выпишите их, найдите основное слово (доминанту) в синонимическом ряду.

1.«Бураны, вьюги и метели –

Как много с вами канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!» –

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лёд сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила

Тишина. (В.Берестов.)


1.Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару. (И.Токмакова.)


Упражнение № 20. Найдите в предложениях окказионализмы.

1. Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Какая лунность. (С.Есенин)

  1. Но сознаюсь, что применила

Симпатические чернила… (А.Ахматова)

  1. На прощанье всё так же иксово

Она усмехнулась мне. (Е.Замятин)


Упражнение № 21. Подберите паронимы к словам, составляя с ними словосочетания.

Желательный, удачный, целый, лицо, одеть, силы, самолюбие, передний, чужой, ярый.


Упражнение № 22. Отредактируйте предложения, в которых неправильно употреблены паронимы.

1. Поставьте свою подпись. 2. Фотограф совершал разные жуликоватые операции с фотоматериалами. 3. Мы шли по открытой каменной долине. 4. По небу поползла тёмная дождевая туча. 5. Наш катер подошёл к лесистому острову. 6. Это Ваша роспись? 7. Всё реже встречаются грибные заболевания молодых растений. 8. За короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

Упражнение № 23. Выберите нужный пароним.

1. Мы создадим вам (эффектную, эффективную) внешность. 2. Множество (факторов, фактов) влияет на развитие растений. 3. В канцелярии постоянно сновали с (деловым, деловитым) видом чиновники. 4.В условиях оккупации в городе началась (скрытая, скрытная война).



































Спишите, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, выделите приставки, подчеркните предлоги.

(С)бросить с крыш.., (бес)шумный ш..рох, отъехать (от) деревн.., (ото)рваться (от) противника, (от)плыть (от) пристан.., (до)браться (до) деревн.., взять (с) собой, (до)лететь (до)туч.., (до)свидания.


Упражнение № 2. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Указать падеж существительных.

I. Показаться (из)за туч.., опоздать (из)за авари.., (из)оранжере.., появился (из)под снега, (над) ним, подойти (ко)мне, (изо)всех сил, (по)над Доном, висел (надо)мной, находится (при)крепост.., свисал (с)яблон.., служил (в)арми.., не был (в)планетари.., показался (из)под ел..

II. Посадить (земля) зёрнышко и вырастить (оно) что-нибудь ржаной колос метёлку овса стебель льна (голубоватые цветочки). Расставьте знаки препинания.


Упражнение № 3.Спишите, раскрывая скобки, ставя слова в нужную форму, вставляя пропущенные орфограммы.

I. Отзыв (рецензия), рецензия (книга), отчитываться (работа), сделать отчёт (работа), информировать (события), информация (события), пришёл (школа), по окончани.. спектакля, по состояни.. здоровья, работы по озеленени.., скучают по (вы), тоскуют по (они), горюют по (дети), тужить по (мы), по прибыти.. на место.

II. Вопреки (воля) матери, благодаря (старание), согласно (решение) собрания, по (окончание) совещания, наперекор (требование) администрации, по (приезд) домой, получить по (окончание) школы, скучаю по (вы), горевать по (они), тосковать по (мы), тужить по (она).

III. 1. 2.Вопреки (прогноз) метеорологов погода установилась хорошая. 3.Согласно (приказ) директора занятия перенесли во вторую половину дня. 4.Благодаря обильн.. (дожди) в нашем лесу появилось много грибов. 5.Благодаря (помощь) друзей я справился с трудностями.




Упражнение № 4. Спишите, вставляя и обозначая орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания, обозначая пунктограммы. Определите, какой часть речи являются выделенные слова, подчеркните их как члены предложения.

1.Лес расположе..ый справа от города я знаю вдоль и поперёк. 2.Тропинка протопта..ая вдоль обрыва уходила вдаль теряясь в тени. 3.Поперёк речонки извивающейся между сосен лежало небольшое бревно. 4.Сторона исхоже..ая и изъезже..ая вдоль и поперёк мне хорошо знакома. 5.Порывистый ветер быстро мчавшийся мне (на)встречу волновал пшеничное поле. 6.По старой тенистой дорожке сада сын спешил к дому а отец шёл (на)встречу. 7.(На)встречу назначе..ую заранее (не)прилично опаздывать.

Упражнение № 5. Спишите, вставляя и обозначая орфограммы, раскрывая скобки. Подчеркните производные предлоги.

Распол..житься (в)близи дач.., показалась (из)за туч.. появился (передо)мной, выск..чил (из)под лыж.., продолжалось (изо) дня в день, по истечени.. недели, по прибыти.. поезда, сквозь лесную глуш.., (изо) всех сил, проб..рались мимо рощ.., оторваться (ото) льда.


Упражнение № 6. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные орфограммы, подбирая к производным предлогам синонимы.

(В)течени.. дня, (в)продолжени.. месяца, (в)связи с плохой погодой, задача (на)подобие треугольников, шёл (не)смотря по сторонам, (в)следстви… ненастья, (на)счёт поездки, (на)подобие цветка, (в)роде бабочки, (в)течени.. ручья, (в)виду тумана, (в)место меня, около стола, ходить возле дома, поступили (на)счёт в банке, что-то (в)роде дерева, (в)продолжени.. повест.., иметь (в)виду совет друга, (не)смотря на плохую погоду.., (в)вследстви.. по уголовному делу, прийти (в)место другого, прибыли (в)место назначения, согласуйте (в) роде, числе, падеже.




Упражнение № 7. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные орфограммы, расставляя знаки препинания.

1.(В)течени.. реки много крутых поворотов. 2.Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня они расстались. 3.(В)продолжени.. целого часа мы наблюдали зелёные огни отражавш..ся в воде. 4.(В)продолжени.. романа законче..ого в декабре встретились старые герои. 5.(В)следстви.. по делу выяснилось много новых фактов не выявле..ых ранее. 6.(В)виду сильных морозов соревнования были отмене..ы. 7.Они договорились (на)счёт совместного похода на байдарках намече..ого на субботу. 8.Имейте (в)виду что улицу надо переходить в установле..ых местах. 9.Из газеты купле..ой в киоске сделали что-то (на)подобие шляпы. 10.Деньги перечисле..ые в Фонт мира поступили (на)счёт


Упражнение № 8. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные орфограммы, расставляя знаки препинания.

1.Шли по долине (в)течени.. дня. 2.(В)течени.. реки следует опасаться водоворотов. 3.(Не)легко отыскать ошибки (в)следстви… 4. (В)течени.. дня река (не)узнаваемо изменилась. 5.Ошибки допущены (в)следстви.. (не)внимательност... 6.(В)проджолжени.. часа слышались ш..рох и ш..пот. 7.(В)следстви.. (не)погоды мы задержались в пути.. 8.(В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось весёлым. 9.Вопреки предсказани.. ст..рожилов погода прояснилась и мы погрузив вещи в лодку благополучно добрались по реке до посёлка.

Упражнение № 8. Диктант «Проверяю себя»

1.Далеко из-за деревьев, из-за ветвей, из-за листвы долетала песня. 2.Из-за мыса, рассекая волны, выплыл пароход. 3.По-над Доном сад цветёт. 4.Я имел в виду вчерашний случай. 5.Вместо девяти часов утра мы выехали в два. 6.Грозы в течение августа не было ни одной. 7.Впоследствии я узнал, что только наводнение стало причиной нашей задержки. 8.У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой – луговой. 9.Корабль был похож на щепку, попавшую в течение реки. 10. Ввиду вчерашней бури корабли стояли у причала. 11.Несмотря на нездоровье, он продолжал работать над повестью.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!