СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал Агроценозы - искусственные сообщества

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактичекий материал может быть использован на уроках биологии в 9 классе, на занятиях кружков  Биология, Экология

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал Агроценозы - искусственные сообщества»

Дидактический материал для 9 класса

Тема: Искусственные сообщества - агроценозы

Человек в конкурентной борьбе за выживание в окружающей среде начал строить свои искусственные экосистемы десять тысяч лет назад, создав сельское хозяйство - растениеводство и животно­водство.

На современном этапе он для удовлетворения все возрастаю­щих потребностей вынужден изменить и даже разрушить природ­ные экосистемы, может, и, не желая этого.

Агроценоз – это сообщество растений, животных, грибов, микроорганизмов, созданное для получения сельскохозяйственной продукции и постоянно поддерживаемое человеком. Примерами таких экосистем являются: поля, огороды, сады, парки, лесные насаждения, пастбища.


Можно ли назвать агроценоз экосистемой?

Энергия и питательные вещества, аккумулированные растениями, проходят по всей пищевой цепи агроценоза. Часть энергии растрачивается в процессе дыхания организмов, часть ее выносится вместе с зерном из агроценоза, часть закрепляется в органическом веществе почвы. Питательные вещества частично удаляются с урожаем, частично возвращаются в почву. Следовательно, агроценоз является такой же сложной экологической системой, как лес и луг.

Агроценозы – искусственно созданные человеком

Наиболее распространёнными антропогенными экосистемами являются агробиоценозы (агроценозы). Они занимают около 10 % всей поверхности суши, создаются для получения сельскохозяйственной продукции и регулярно поддерживаются человеком.

Агроценоз (греч. agros — «поле») — это сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений.

Пример: поля, огороды, сады, парки, искусственные пастбища, цветники и т. д.

   


Сравнение естественных и искусственных экосистем


Сходство агроценоза и биогеоценоза


В агробиоценозе складываются те же пищевые цепи, что и в естественной экосистеме:

  • продуценты (культурные растения, сорняки),

  • консументы (насекомые, птицы, грызуны, хищники) и

  • редуценты (бактерии и грибы).

Человек является обязательным звеном этой пищевой цепи. Он создаёт условия для его высокой продуктивности, а затем использует урожай. Агробиоценозы дают человечеству около 90 % пищевой энергии.

Однако при неправильном ведении сельскохозяйственного производства происходит потеря плодородия почвы, её засоление, опустынивание огромных территорий и загрязнение окружающей среды. Массовое сведение лесов под сельскохозяйственные угодья приводит к серьёзным негативным изменениям в биосфере.


Различия естественных и искусственных экосистем


Между агробиоценозом и естественной экосистемой имеются существенные различия.

1) Важным свойством природного сообщества является его устойчивость.

Экологическая устойчивость агробиоценозов невелика.

Пример: без участия человека агробиоценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав — 3 года, плодовых культур — 20 лет.

2) Для естественного биоценоза единственным источником энергии является Солнце.

Агробиоценозы помимо солнечной энергии получают дополнительно энергию, затрачиваемую человеком на обработку почвы, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, внесение удобрений и т. д.

3) В естественной экосистеме первичная продукция растений (урожай), пройдя через многочисленные цепи питания, вновь возвращается в систему биологического круговорота.

В агробиоценозе такой круговорот нарушен, так как большая часть продукции изымается человеком при сборе урожая. В результате постоянно приходится заботиться о поддержании плодородия почвы, внося удобрения.


Агроценозы - искусственные сообщества или экосистемы



Сходства и отличия агроценоза и биогеоценоза



п/п

Признаки

Естественные экосистемы

Агроценозы

Сходство

есть продуценты, консументы, редуценты; имеются пищевые цепи

Различия

1

Количество видов

поливидовые – много видов

моновидовые – небольшое количество видов

2

Устойчивость экосистемы

устойчивая система

неустойчивая система

3

Регуляция

саморегулирующиеся экосистемы

регулируются человеком

4

Направления отбора

разные направления отбора


преимущественно искусственный отбор

5

Использование энергии

единственный источник энергии – Солнце

Дополнительная энергия, которую вносит человек

6

Пищевые цепи

пищевые цепи длинные

пищевые цепи короткие

7

Примеры

леса, тундры, степи, пустыни, реки, моря

поля, огороды, сады, парки, пастбища


Закрепление (ответить на вопросы):

1. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с увеличением площади агроценозов? Как можно их предотвратить?

2. Приведите примеры агроценозов, выделив продуценты, консументы, редуценты.

3. Объясните, почему культурные растения не мо­гут конкурировать с сорняками.

Культурные растения изменены человеком в свою пользу: основная их энергия идет на развитие органов, нужных че­ловеку. Такие растения не способны сопротивляться натиску кон­курентов. Хорошо известна негативная роль сорняков в перехвате воды и элементов минерального питания, что заметно снижает урожай культурных растений.

4. Почему быстро истощается почва в агроценозах?

Растения в процессе жизнедеятельности используют большое количество питательных веществ из почвы. Человек изы­мает урожай и нарушает круговорот элементов.

5. Укажите пути возврата питательных веществ в почву

Внесение минеральных, органических, бактериальных удоб­рений; запахивание в почву зеленых растений, имеющих малый ве­гетационный период (горох, рапс и др.).

6. Каковы способы повышения продуктивности агроценозов?

  • внесение удобрений, научно-обоснованное их использование;

  • полив;

  • подбор культур, ведение грамотных севооборотов;

  • использование высокоурожайных сортов с учетом природно-климатических зон;

  • борьба с эрозией;

  • защита растений от болезней, вредителей и сорняков (биоло­гическая, химическая).

7. Каким образом можно уменьшить потери урожая?

  • уменьшить численность фитофагов;

  • увеличить количество паразитов насекомых-фитофагов (биометод);

  • устранить перевыпас.




Искусственные экосистемы видеоурок youtube.com›watch?v=JuKllE8Xx_U



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!