СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы по журналистике

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Задания для дистанционного обучения " Юным журналистам"

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по журналистике»

Дидактические материалы по ЖУРНАЛИСТИКЕ

ТЕСТЫ

Тест по теме «Правовое поле журналиста. Профессиональная этика журналиста»

1. Основной закон, регламентирующий деятельность журналиста в РФ?

- «О средствах массовой информации»

- «Об авторском праве и смежных правах»

- «О рекламе»

2. Журналист имеет право…

- раскрывать тайны личной жизни непубличных граждан без их согласия

- раскрывать служебные тайны

- излагать свои личные суждения и оценки в своих сообщениях и материалах

3. В настоящее время официальная цензура в России…

- существует

- не существует

4. Какие сведения относятся к охраняемым законом тайнам?

- сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности граждан

- сведения о состоянии окружающей среды в вашем крае, факты промышленного загрязнения воздуха, водоемов, земельных площадей

- сведения в области экономики, науки и техники, связанные с оборонными технологиями

5. Выбирая героя для своей публикации и работая с ним журналист:

- относится к человеку непредвзято, не искажает жизнь героя в угоду концепции своего материала

- волен внести художественный вымысел в историю жизни героя

- волен разговаривать с героем некорректно, чтобы «вывести» его на откровенность

6. Признание идеологического разнообразия…

- гарантировано Конституцией РФ

- не гарантировано Конституцией РФ

7. Копирайт – это…

- знак, охраняющий авторские права на публикацию

- элемент дизайна на обороте титула книги

8. Журналист обязан…

- указывать источник всех «перепечаток», оправданно используемых в своем материале (рецензии, обзоре…)

- может допустить не более двух заимствований без указания источника

9. Этично по отношению к человеку, подвергнувшемуся в издании критике:

- позволить использовать «право на ответ»

- не допускать «права на ответ», чтобы читатель не подвергал сомнению позицию редакции.


Тест по теме «Типология печатных СМИ. Роды, виды и стили публицистики»


1. Какие издания можно отнести к типам изданий по социальному статусу групп аудитории?

- пресса для предпринимателей, издания для безработных, издания для школьников

- «желтая» пресса

- издания на татарском языке

2. Какие издания можно отнести к типам изданий по образовательному уровню?

- издания для интеллектуальной элиты, общедоступные издания

- рабочая пресса

- художественно-публицистические издания

3. Какие издания можно отнести к типам изданий по индивидуальным интересам?

- издания для садоводов, любителей рукоделия, для автомобилистов

- государственные издания, частные, коммерческие

- информационные, аналитические издания

4. Какие издания можно отнести к универсальным?

- которые реализуют модель "для всех обо всем" и охватывают все сферы общественной жизни 

- которые реализуют модель "для всех не обо всем" (например, "Спорт-Экспресс", "СПИД-инфо", "Финансовая Россия")
5. 90-е годы минувшего века в России были ознаменованы:

- бумом рекламной прессы, упадком "толстых" журналов, ростом интереса к политико-экономическим еженедельникам 

- бумом специализированной прессы

- бумом образовательной прессы

6. Какой стиль речи используют журналисты?

- Научный

- Публицистический

- Художественный

7. К роду публицистики можно отнести:

- политическую

- информационную

- репортаж

8. Главная сфера применения публицистики?

- Художественная литература

- Периодическая печать

- Научно-методическая литература

9. Интернет-журналистику следует рассматривать как тип или как вид журналистики?

- Как тип журналистики

- Как вид журналистики, с присущими ей специфическими качествами как в плане решаемых ею задач, так и способов их решения.


Тест по теме “Краткое введение в историю российской журналистики»


1. Первая рукописная газета на Руси?

- «Вестовые письма» или «Куранты»,

- «Кремлевские куранты»,

- «Русь»

2. Как называлась первая в России печатная газета и когда она вышла в свет?

- «Российский вестник», 13 января 1705 г.

- «Ведомости», 13 января 1703 г.

- «Звезда», 13 января 1803 г.

3. Создатели первых публицистических произведений?

- Служители культа

- Государственные служащие

- Ученые

4. Издание какой газеты связано с именем М. В. Ломоносова?

- «Московские ведомости», орган Московского университета

- «Вестник Санкт-Петербурга», орган Санкт-Петербургского университета

- Ученый журнал Академии наук

5. Самое известное издание декабристов?

- «Вольное общество»

- «Пчела»

- «Полярная звезда»

6. Какой журнал издавал А.С. Пушкин?

- «Телескоп»

- «Современник»

- «Литературное обозрение»

7. Когда появились первые рабочие газеты в России?

- В конце 19 века

- В конце 18 века

- В начале 20 века

8. Псевдоним короля репортеров Владимира Гиляров­ского?

- Дядя Гиляй

- Влад Ги

- Золотое перо

9. Известные русские издатели начала XX века?

- С.М. Пропер, И.Д. Сытин, А.С. Суворин, А.Ф. Маркс

- П. И. Волошин, С. П. Северов

- А. И. Белый, С. А. Пушкин, А. П. Муромцев, С. И. Трубецкой

10. Кто из известных военных корреспондентов - автор статей "О ненависти", "Киев", "Одесса", цикла памфлетов "Бешеные волки"?

- К. М. Симонов

- А. Н. Толстой

- И. Г. Эренбург


11. Первое специальное детское периодическое издание в России?

- «Детская газета» (1905 г.)

- «Детское чтение для сердца и разума» (сер. XVIII в.)

- «Детская жизнь» (1876 г.)

12. Первые советские общественно-политические журналы для детей?

- «Юные товарищи» и «Барабан»

- «Пионер» и «Костер»

- «Дружные ребята» и «Чиж»

13. Какой журнал для пионеров и школьников был основан в 1924 году? На его страницах выступали Н. К. Крупская, М. И. Калинин, Ем. Ярославский, писатели С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, Л. А. Кассиль, Б. С. Житков, К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, В. А. Каверин, А. Л. Барто, С. В. Михалков и др. Позднее с журналом сотрудничали З. И. Воскресенская, М. П. Прилежаева, Ю. Я. Яковлев, А. Г. Алексин, художники О. Г. Верейский, Л. В. Владимирский, А. М. Каневский, Ф. В. Лемкуль и др.?

- «Костер»

- «Пионер»

- «Юный ленинец»


ТЕМА: ХРОНИКА. ИНФОРМАЦИЯ. ОТЧЕТ. ЗАМЕТКА

Как называются небольшие, порой однофразные сооб­щения, не имеющие своего заголовка?

А.Хроника.

Б. Корреспонденция.

В.Заметка.

Какие названия рубрик подходят к хронике, а какие - к информации?

А. Хроника.

Б. Информация.

1)

2)

«Только факты» «День за днем» «Новости»

«Коротко о разном» «Отовсюду»

«Лента времени» и т. д.

3. Найди соответствие:


А. 10-30 строк, имеет свой

1) Расширенная ин­

заголовок. Это хроника с под-­

формация

робностями.


Такое изложение дает бо-­


лее яркое представление о слу-­


чившемся событии.


Б. 40-50 строк, заголовки, подзаголовки. Излагает события более широко, с многочислен­ными подробностями. Имеет возможность дать в тексте исто­рическую справку, привести сравнение, характеристику лю­дей, принимавших участие в со­бытии, описать местный колорит (кратко), начать описание вступ­лением и завершить концовкой.


2) Краткая информация

события более широко, с многочислен­ными подробностями. Имеет возможность дать в тексте исто­рическую справку, привести сравнение, характеристику лю­дей, принимавших участие в со­бытии, описать местный колорит (кратко), начать описание вступ­лением и завершить концовкой




подробностями. Имеет возможность дать в тексте исто­рическую справку, привести сравнение, характеристику лю­дей, принимавших участие в со­бытии, описать местный колорит (кратко), начать описание вступ­лением и завершить концовкой.




исто­рическую справку, привести сравнение, характеристику лю­дей, принимавших участие в со­бытии, описать местный колорит (кратко), начать описание вступ­лением и завершить концовкой.




характеристику лю­дей, принимавших участие в со­бытии, описать местный колорит (кратко), начать описание вступ­лением и завершить концовкой.




со­бытии, описать местный колорит (кратко), начать описание вступ­лением и завершить концовкой.




описание вступ­лением и завершить концовкой.









4.Какой жанр публицистики освещает такие события, как слет, встреча, выставка, митинг, соревнование, праздник и т. д.?

А. Заметка.

Б. Комментарий.

В. Отчет.

5.Найди соответствие:

1) Общий отчет

А. Не только сообщается о событии, но и комментируется, оценивается событие, дела­ются выводы.

2) Тематический отчет

Б. Сообщение о событии с изложением фак­тов в хронологическом порядке, без коммен­тариев.

3) Отчёт с коммента­риями!

В. Описание проходившего события выбо­рочно, то есть только некоторые вопросы те­мы, нужные журналисту.


6.Как называется письмо читателя с ответом или коммен­тарием редакции, специалиста?

Заметка.

Б. комментарий.

В. Отчёт.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ИНТЕРВЬЮ»

Интервью - это...

а) умение задавать вопросы;

б) основной метод работы журналиста;

в) классический способ поиска информации.

По каким причинам вы должны уговорить собеседника дать интервью?

а) Встреча с ним преподнесет читателю как можно больше неизвестных фактов из жизни известного человека.

б) Чтобы повысить свой профессиональный уровень.

в) Точка зрения авторитетного специалиста всегда интересна.

Информацию собираем

а) в архивах газет и журналов;

б) только в Интернете;

в) в энциклопедиях и справочниках;

г) в разных источниках.

Чьи интересы вы должны представлять во время интервью:

а) свои;

б) редакции;

в)читателя;

г) учредителей газеты.

К интервью нужно готовиться, чтобы...

а) собеседник не ввел вас в заблуждение;

б) чтобы завоевать уважение собеседника;

в) чтобы выглядеть компетентным.

г) чтобы разговорить собеседника, втереться в доверие.

Если ваш собеседник общественный деятель, и он попросил список вопросов заранее, вы.

а) откажете ему в этом;

б) прислушаетесь к просьбе.

Интервью по телефону возможно лишь тогда,

а) если ваш собеседник срочно должен уехать;

б) если нужно уточнить детали;

в) если вы не успеваете со сдачей материала в очередной номер;

г) если вам страшно ехать на место события.

Записывать интервью надо

а) на диктофон;

б) в блокнот;

в) и на диктофон, и в блокнот.

С каких вопросов начинаем интервью:

а) со сложных;

б) с простых;

в) с длинных;

г) со спорных.

Если ваш собеседник нервничает, чью роль вы на себя возьмете?

а) посредника между ним и читателем;

б) помощника;

в)консультанта;

г) психотерапевта.

Если собеседник избегает ответа на данный вопрос,

а) задать этот вопрос позже;

б) потребовать, чтоб он ответил, т.к. читатель должен знать...

в) сформулировать вопрос иначе и задать его еще раз позже.

В заглавии интервью используем

а) цитату известного человека;

б) наиболее интересную сюжетную линию;

в) спорный момент интервью;

Очередной вопрос в интервью

а) должен соответствовать вашему подготовленному списку;

б) должен быть пространным;

в) должен вытекать из полученного ответа;

г) не должен быть таким, чтобы на него можно было ответить однозначно.

Фамилия журналиста должна быть указана

а) в конце интервью;

б) во вставке - в начале;

в) над заголовком.

Интервью заканчиваем

а) своим комментарием;

б) интересным вопросом;

в) пожеланиями собеседнику;

г) передачей привета от редактора.

Авторизация - это...

а) закон;

б) жест вежливости;

в) прочтение и одобрение вашим собеседником уже отредактированного интервью; г)необходимость.


ТЕМА: РЕПОРТАЖ

Как называется материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непо­средственное восприятие журналиста - очевидца или дейст­вующего лица?

Интервью.

Б. Репортаж.

Очерк.

Какие элементы жанров журналист может включить в репортаж?

Элемент отчета.

Б. Элемент беседы, интервью.

Зарисовки.

Г. Прямую речь.

Д. Красочное отступление.

Е. Картинное описание какого-нибудь эпизода.

Ж. Характеристику персонажей.

Литературный образ, исторические параллели.

От чьего лица ведется рассказ в репортажах?

От автора, который присутствовал на событии.

Б. От автора, который был участником события.

От человека, который рассказывал автору о событиях.

Как строится повествование репортажа?

А. Автор называет себя «я», «мы».

Б. Автор придумывает вымышленное имя.

Какие виды репортажей вам известны?

6. Найдите соответствие

А. Материал, повествующий о каком- нибудь общественно значимом событии, произошедшем недавно. Это событие должно быть описано оперативно, иначе новость потеряет значение. Событие, в котором автор является участником или свидетелем, проходит помимо его воли. Журналисту приходится излагать события в хронологическом порядке, ибо переста­новка фактов может нарушить их логиче­ский ход, что будет являться нарушением истины

1) Тематический репортаж

Б. Автор идет не от событий, а от темы, которую выбрал автор по своей инициа­тиве; он избирает объект, направляется туда, участвует в событиях, собирает ма­териал, наблюдая. В этом случае не обяза­тельно придерживаться хронологии. Жур­налист пишет репортаж так, как ему ка­жется лучше. Он может начать и закон­чить его любимым эпизодом

2) Постановоч­ный репортаж

В. Выдвигается проблема, осмысливается, анализируются собранные материалы. С их помощью журналист обращает вни­мание читателей на тот или иной вопрос, требующий дальнейшего обсуждения и решения

3) Событийный репортаж

7. Найди правильный ответ:

А. В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность.

Б. Автор не может в репортаже делиться своими наблюде­ниями, переживаниями, приводить подробности, чтобы не навя­зывать своего мнения читателю.

В. Чертой репортажа является динамично развивающееся действие.


ТЕСТ ПО ТЕМЕ «НАСТОЯЩИЙ РЕПОРТЁР»

В тесте могут правильными все ответы, а иногда 1 или 2.

1. Репортер должен:

А) пользоваться блокнотом и производить аудиозапись;

Б) делать очень подробные заметки;

В) пользоваться для аудиозаписи аппаратурой высокого класса.

2. Репортер всегда должен иметь при себе:

А) удостоверение личности или паспорт;

Б) справку от врача о хорошем состоянии здоровья;

В) удостоверение журналиста и документ, подтверждающий его личность.

3. В случае авиакатастрофы репортер должен:

А) работать в редакции, по телефону, т.к. нельзя тратить время на выезд к месту трагедии;

Б) отправиться к месту происшествия, наблюдать, разговаривать со спасателями и свидетелями трагедии;

В) делать все: по телефону собирать информацию, отправиться, по возможности, к месту события, поискать в архиве сведения о подобных катастрофах.

4. Репортер должен подготовить материал с места катастрофы так, чтобы:

А) нарисовать перед читателем картину трагедии;

Б) читатель оценил работу спасателей;

В) власти не могли подать на него в суд.

5. Кто быстрее узнает, что жертвами катастрофы, произошедшей за границей, стали наши соотечественники?

А) Пресс-секретари милиции, пожарные или пограничники.

Б) Представители дипломатической службы в этой стране.

В) Пресс-секретарь правительства.

6. Следует ли журналисту в материале успокоить семьи людей, переживших катастрофу?

А) Да. Б) Нет. В) Нет, это не входит в обязанности журналиста.


ТЕМА: ОЧЕРК

1.Как называется малая форма художественной литера­туры, рассказ, построенный на фактическом материале, а не на вымысле?

A. Репортаж. В. Очерк. С. Статья.

2.По каким законам жанра пишется публицистический'
очерк?

А. Очеркист дает оценку событиям и фактам, исследуя вопрос в нужном ему ракурсе, по определенному плану.

Б. Очерк призван дать образное представление о людях показать явления. Его герои - живые люди, события в нем воспроизводятся документально.

3.Что общего между очерком и рассказом?

А. Очеркист ведет повествование без приукрашивания фак­тов и событий, ему противопоказана выдумка, «домысливание».

Б. Очерк роднит с рассказом описание природы и героев, использование различных средств, помогающих придать изло­жению художественную выразительность.

4. Найдите соответствие определений и этапов очерка:


1) Экспозиция

А. Начало действия, его развитие

2) Завязка

Б. Развязка (итоги, результаты)

3) Кульминация

В. Введение читателя в курс событий, ха­рактеристика действующих лиц, описание героев или условий, в которых будут раз­ворачиваться события.

4) Концовка

Г. Наивысшее напряжение (события, само действие)

5. Каковы требования к написанию очерка?

A.Очерк - это образное и рельефное развитие темы.

Б. Язык очерка образен, меток, отточен, используются эпитеты, метафоры, меткие сравнения, народные поговорки, живая речь героев.

B.Очерк не обязательно строить так, чтобы в нем раскры­вались смысл и значение явления.

6. Найдите соответствие:


1) Сюжет­ный очерк

А. Собы­тийный

а) В таких очерках внимание читателей сосредоточено на решении злободнев­ных вопросов



Б. Про­блемный

б) Наблюдение фактов и явлений во время поездки. В путевых заметках по­вествование ведется в чисто информа­ционном плане, а в путевом очерке ав­тор приводит не только факты, но и анализирует их, раскрывает сущность, рассуждает по их поводу.

2) Описа­тельный очерк

В. Порт­ретный

в) Посвящается событию, явлению. Он пишется красочно, эмоционально, не­обходимо подробно передать в нем картину события, которая дает повод для интересных сопоставлений, раз­мышлений, обобщений.



Г. Путевой

г) О человеке, герое, его черты живо описываются (только положительный персонаж). Обобщенные образы геро­ев, фамилии их могут быть изменены, а также названия мест.


Тест по теме «Авторы и издатели. Как избежать конфликтов?»


1. Журналист — человек, который

- пишет материал

- продает издания

- принимает решение о публикации материалов.

2. Чтобы ваш текст напечатали, вы

- пишите что-либо и несете в редакцию

- сочиняете стихотворение и несете в редакцию

- берете задание у ответсекретаря или завотделом редакции.

3. Выходные данные

- место в газетной колонке, где содержится информация об издании

- название газеты

- колонка в газете об отдыхе и развлечениях.

4. Редакция

- осуществляет производство и выпуск средства массовой информации.

- печатает газету

- осуществляет продажу газеты.

5. Придя в редакцию, вы

- требуете отвести вас к главному редактору»

- используете «волшебные слова»: «пожалуйста», «извините», «добрый день», «могу ли я»

- самоуверенный тон и зазнайство.

6. Ответственный секретарь в редакции

- работает в приемной главного редактора и отвечает на звонки

- отвечает за выпуск номера

- занимается подпиской.

7. У вас есть тема и вы

- спросите, интересует ли она редакцию

- займетесь подготовкой темы

- поедете в командировку

8. Если вы не успели сдать материал в срок

- в газете выйдет пустая страничка с пометкой «здесь должен быть материал имярек»

- ответсек поставит другой материал, а вы прослывете безответственным человеком

- вас утешит главный редактор, дескать, напишите еще

9. Вы принесете в редакцию текст

- написанный от руки

- набранный на компьютере в текстовом редакторе, которым пользуется издательство

- продиктуете ответственному секретарю

10. Плагиат

- хороший тон

- красивая фраза

- заимствование текста у другого автора.



Тест 1


  1. Придумай и запиши 6-8 предложений на тему «Мое первое интервью»:

  1. Вспомни и запиши некоторые правила, которые должен соблюдать в своей работе юный журналист:

  1. Если журналист отправляется на интервью, он обязательно берет с собой:

А. Рюкзак

Б. Фотоаппарат

В. Полотенце

Г. Альбом

  1. «Репортаж с места событий» - это

А. Разговор в машине

Б. Интервью с выбранным героем

В. Рассказ журналиста о случившемся

Г. Беседа с пенсионерами, сидящими на лавочке

  1. Объясни в 3-4 предложениях старинное выражение «Язык мой – враг мой».

  1. Продолжи высказывание, записав его: «Богатство языка журналиста – это

  1. Что такое точность слова?

А. Законченная мысль

Б. Верное, хлесткое высказывание

В. Красная строка

Г. Короткое предложение

  1. Зачеркни лишнее слово в тексте: Пошел я, понимаешь, вчера в магазин. Говорю продавцу: «Дай, понимаешь, молока. А он, понимаешь, не дает. Говорит, понимаешь, что еще не привезли».

  2. Просклоняй слово «морж», запиши

морж –

  1. Как правильно говорить? Ненужное зачеркни:

А. Путя или путь

Б. Си/рот или сиро/т

В. Туфель или туфля

Г. Тубарет или табуретка

  1. Продолжи мысль. Журналист — это

  1. Поставь правильное ударение в слова: юродивый, звонит, щавель, форум, умерший, тенор, языки

  2. Запиши, как ты понимаешь выражение «встреча за круглым столом»

  1. Подбери рифму:

А. 9 мая-праздник победы,

Его подарили нам……

Б. Я тихонько шел, шел

И грибок в лесу…

В. Не пора ли посмотреться

В это маленькое…

  1. Придумать небольшое количество пар слов, смысл которых зависит от перемещения ударения. Например му/ка-мука/

  2. Прочитайте, запишите слова, часть которых заменена точками:

…ный труд, …ные часы, …оваться жизни, …ливый человек, …ный экзамен, …ое решение.

  1. Образуй новые слова от слова след:

След -

  1. Как правильно должен вести себя журналист во время интервью

А. Громко разговаривать с собеседником

Б. Внимательно слушать и задавать короткие вопросы

В. Бегать и размахивать руками

Г. Переспрашивать несколько раз

  1. Объясни смысл поговорки в 5-6 предложениях:

«Хорошая вещь, пока новая, а друг, когда старый».


Тест 2

1. Вспомни и напиши 10 заповедей юного журналиста

2. Какие, на ваш взгляд, качества личности формируются у человека, когда он занимается журналистской деятельностью. Перечисли.

3. Напиши смысл понятия «коммуникативная компетенция»

4. Напиши 8-10 предложений, чтобы получился связанный текст на тему «Свободное время»

5. Как ты понимаешь смысл выражения «Журналистская деятельность». Напиши 2-3 ответа.

6. Продолжи фразу: Интервью это...

7. Перечисли основные 3 цели работы журналиста:

8. Напиши 5-6 форм занятий в журналистской студии.

9. Перечисли несколько интересных встреч, которые больше всего тебе запомнились. 10. Какие ты знаешь методы и приемы, необходимые для продуктивной деятельности любого журналистской студии. Запиши их.

11. Напиши чем интервью, отличается от репортажа.

12. Репортаж с места события — это

а. новости из газет

б. актуальное освещение только что произошедших событий посредством  

    комментарий

в. радио и телепередача

г. статья с опубликованием фотографий

13. Развитие творческих способностей — это

а. умение обработать материал, знание особенностей написания статей

б. профориентация

в. самооценка

г. знание основных моментов деятельности журналиста

14. Зачеркни лишнее, что не понадобиться журналисту в его работе:

а. компьютер

б. знание педагогики

в. фотоаппарат

г. блокнот

15. Напиши 5-6 предложений на тему «Если бы я был редактором»

16. Какие из нижеперечисленных понятий относятся к деятельности журналиста?

а. рисунок в компьютере

б. анкетирование

в. фотографический текст

г. текстовое оформление

17. Напиши 5-6 высказываний на тему: «Роль газеты в жизни моей семьи»

18. Верстка номеров газеты -это

а. газетные иллюстрации

б. набор статей в типографии и подготовка газетного номера к выпуску

в. подборка газетного материала

г. проблемная статья

19. Какой вид работ более эффективен в журналистской студии, на ваш взгляд?

а. ролевая игра

б. работа в парах

в. работа в группах

г. объединенная работа всех возрастных групп студии


Тест 3


1. Какие звуки можно петь?

а. гласные     б. согласные

2. Прочитай слова и поставь в них правильное ударение:

Диалог, каталог, звенит, кружится, взяла, отдала, пропили, переняла, начали, задали.

3. Как ты понимаешь выражение «горячие новости»? Запиши ответ:

4. Подбери рифму к словам:

палка -

ручка -

снег -

друг -

шок -

5. Придумай и запиши 5-6 предложений на тему: «Я беру интервью»

6. Перечисли термины, которые относятся к профессии журналиста:

7. Кто из перечисленных авторов является поэтом?

а. К. Паустовский

б. М. Булгаков

в. А.И. Куприн

г. К. Бальмонт

8. Подумай и допиши высказывание:

Интервью — это

9.Зачеркни лишнее:

а. фотосессия, статья, микрофон, пловец

б. грамотность, пейзаж, интервью, верстка

в. сценарий, резюме, орфография, мюзикл

10.Как называются слова, которые нельзя употреблять в речи?

а. слова паразиты

б. похвальные слова

в. эпитеты

г. крылатые выражения

11.Подумай и запиши продолжение выражения: Журналист — это

12.Из предложенных рифм составь стихотворение:

_________________________________________________ звонок

_________________________________________________ урок

_________________________________________________ дружок

_________________________________________________ ветерок

13.Составь и запиши небольшой рассказ о друзьях или друге (подруге):

14.Подбери к слову глаза однокоренные существительные, которые можно проверить с помощью этого слова «ГЛАЗА»

15.«Рассыпанные буквы» ЛЁЗОК   КУТА   ДАШОЛЬ   ЛЕСО  ОВАРКО  СУГЬ ПУТЕХ   АЗОК    ЦУРИКА     ВОЦА

Запиши названия 10 животных, расставь буквы в словах в правильном порядке:

16.Разбери по составу слова: подарок, подруга, напишет

17.Запиши названия дней недели по порядку

18.Из трех слов: дом-кот-мяч составь два разных по смыслу предложения и запиши их

19.Запиши 5-6 слов, которые относятся к профессии «журналист»



ТЕСТ 4

1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква

А. соб..рание, заж..гать, зам..рать;

Б. прир..сли, приг..реть, р..стение;

В. ул..жить, возр..ст, дог..рает;

Г. г..реть, предл..гать, к..снуться.

2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква

А. раз..езд, в..юнок, под..ехать;

Б. о..делать, на..резать, о..дать;

В. ра..гадать, в..ходит, и..париться;

Г. пр..ехать, пр..пекает, пр..школьный.

3. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А. свалка, удивление, весело;

Б. нависает, страдание, перевяжет;

В. связной, перегородка, пришкольный;

Г. высокий, разлюбил, наклейка.

4. В каком слове ударение падает на третий слог?

А. плесневеть; Б. обеспечение; В. принудить; Г. подобрала.

5. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры – очертания?

А. синонимы; Б. антонимы; В. омонимы; Г. паронимы.

6. В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?

А. Полковник испытывал ко мне явную неприязнь; Б. Я увидел явные очертания гор;

В. Это была явная ложь;

Г. Ребенок этот был явным вундеркиндом.


ТЕСТ 5

Определить, где сатира, каламбур, ирония и сарказм.

1. В Москве произошло землетрясение — со стула упал пиджак Брежнева с медалями.

2.Настоящие морские волки, они же рыцари моря, идут в бой с широко открытыми жабралами.

3.Он горделиво ощущал, что двадцать девять месяцев армейской службы ничуть не ослабили его способности попасть впросак» — Джозеф Хеллер.

4.Черты прекрасные, молю я,
Изобрази мне, их малюя.
И я написанный пастелью
Портрет повешу над постелью.

5. Литература — это управляемое сновидение. Эзра Паунд

6. Шесть парадоксов развитóго социализма: 1.Нет безработицы, но никто не работает. 2.Никто не работает, но план выполняется. 3.План выполняется, но в магазинах ничего нет. 4. В магазинах ничего нет — а в холодильниках всё есть. 5.В холодильниках всё есть, но все недовольны. 6.

Все недовольны, но все голосуют «за».

7.Девушкам, кто ниже них, Уж, конечно, не жених.

8. А! Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника (И. Ильф – Е. Петров, Двенадцать стульев).

9. Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя.

10.В чем разница между журналистикой и литерату­рой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд

11.Едет Сталин на корове, У коровы один рог.
«Ты куда, товарищ Сталин?» «Раскулачивать народ»

12."Хочешь чаю, Никанор? - предложил хозяин. -Нет, спасибо, я уже отчаялся.

13.— Чем отличается демократия от демократизации? — Тем же, чем и канал от канализации.

14.Я чту Уголовный кодекс. Я не налетчик, а идейный борец за денежные знаки (И. Ильф – Е. Петров, Золотой теленок).

ТЕСТ 6

  1. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму.


Константин Бальмонт «Осень»                 

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только ___________.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее _________,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. 

Солнце реже ____________.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся –

И заплачет спросонья.


Н.А. НЕКРАСОВ «САША» (отрывок)                       

 В зимние сумерки нянины ________

Саша любила. Поутру в салазки

 Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

 Няня кричит: «Не убейся, _________!»

Саша, салазки свои погоняя,

 Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки – и Саша в _________!

 Выбьются косы, растреплется ________ –

Снег отряхает, смеётся, голубка!

 Не до ворчанья и няне ________:

Любит она её смех молодой…


С. ЕСЕНИН                                           

Топи да болота,                                                              

Синий плат _____.                                            

Хвойной позолотой                                         

Взвенивает лес.                                                  

 Тенькает синица                                               

Меж лесных ______,                                        

Тёмным елям снится                                        

Гомон косарей.                                                 

 По лугу со скрипом

Тянется обоз -

Суховатой ______

Пахнет от колёс.

 Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой _________!..


2. Сочините сказочный диалог, героями которого стали бы предметы:

1.шкаф и вешалка  2.нитка и иголка. 3.ручка и тетрадка


4. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

 …гоизм с…лу…т ижд…венец рац…ональный

а(кк,к)орд к…л…(сс,с)альный к…нт…нент ун…кальный ин…екция и(лл,л)…минация

  1. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят: 

птицы одинакового оперения держатся вместе;

у него еще  за ушами не просохло;

не стоит пороха и дроби;

птичка в руке стоит двух в кустах;

просто, как пирог;

возить уголь в Ньюкасл;

хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.


  1. Исправьте лексические ошиб­ки. Почему появились такие ошибки?

В спектакле впервые дебютирова­ла молодая актриса. Ты по-настоя­щему ведущий лидер нашей группы. Студенту-филологу необходимо еже­дневно читать по четыреста стра­ниц в день. Выбор сестры пал на роман Л.Н. Толстого «Анна Карени­на». В нашей школе изучают два зарубежных языка. Необходимо изучить прейскурант цен. На фабрике есть свободные вакансии. Он поднял голову вверх. Мальчик был гениальным вундеркиндом.


  1. Прочитайте текст и выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение.

Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом вы­бросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт самому себе о своих действиях. Соглядатай старика избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водо­сточному желобу, а потом перешел по перекинутой жердочке на крышу сосед­него дома.

Какая корысть старику бряцать железом по утрам под дверями соседей? Он делает это просто так. Назло. Ему было, например, завидно, что к коммивоя­жеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. На самом деле, он и не эксперт вовсе, а знахарь. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом. Старик запамятовал: у дрессировщика не пи­тон, а гюрза. И потчует он ее хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом.

Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирует дверь, закупори­вает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогают ни сбор подписей под ходатайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы уведомили управдома Арину Саввичну, но та приняла сторону старика. Когда на­ступит конец  мытарствам жильцов? Кто облегчит их жизнь?


  1. Чем отличаются пары слов? Объясните их значение, составив с ними словосочетания. Как называются такие слова?

Мнимый — мнительный; гарантированный — гарантийный; оклик — отклик; разбитной — разбитый; тер­пение — терпимость; черепаший — черепаховый; иронический — ироничный; лживый — ложный.

 

ТЕСТ 7


Определить троп. 1) Отговорила роща золотая. 2) Белеет парус одинокий 3) Весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь. 4) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. 5) Шипенье пенистых бокалов. 6) В сто сорок солнц закат пылал. 7) Куда ты скачешь, гордый конь? 8) "Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!" 9) А царь зверей ступает гордо. 10) Водитель визгливо, как женщина, стал кричать. 11) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким … 12) Город шумел. 13) В её твореньях красок нет, а на лице их слишком много. 14) Умный научит, дурак наскучит.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!