СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы к уроку русского языка по теме "Стили речи. Официально-деловой стиль. Деловые бумаги"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические материалы содержат информацию о стилях речи, об актуальности изучения официально-делового стиля речи в современном мире, образцы оформления основных деловых бумаг.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы к уроку русского языка по теме "Стили речи. Официально-деловой стиль. Деловые бумаги"»


Материалы к уроку русского языка в 9 классе


Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Деловые бумаги.


  1. Что такое стиль?1 Значение слова «стиль»

  • СТИЛЬ1, -я, м.

1. Совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления или индивидуальную манеру художника в отношении идейного содержания и художественной формы. Романтический стиль в литературе. Русский оперный стиль. Готический стиль. Стили в живописи. □ В высокой и большой гостиной — чудесная мебель стиля ампир из красного дерева. Вересаев, В юные годы. || Совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему-л., отличающих что-л. Это был не просто блиндаж, а большое двухкомнатное помещение. Первая комната была обставлена в канцелярском стиле — рабочими столами с лампами под зелеными абажурами. Симонов, Записки молодого человека.

2. Совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-л. писателя или литературного произведения, направления, жанраБылинный стиль. Романтический стиль. Стиль русского романа середины 19 века. Стиль Тургенева. □ Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме. Н. Некрасов, Подражание Шиллеру.

3. Функциональная разновидность литературного языкаОфициально-деловой стиль. Разговорный стиль. Научный стиль. Публицистический стиль. || Особенности в построении речи и словоупотреблении, манера словесного изложения. Лаконичный стиль. Возвышенный стиль. □ Митя очень кратко, в несвойственном ему телеграфном стиле сообщал, что жив-здоров и вернется в июле. Каверин, Открытая книга. || Построение речи в соответствии с нормами синтаксиса и словоупотребления. Ошибка в стиле. Работать над стилем. □ Валя принес на вокзал «Правду» с моей статьей. Все было напечатано совершенно так же, как я написал, только в одном месте исправлен стиль. Каверин, Два капитана.

4. чего или какой. Способ осуществления чего-л., отличающийся совокупностью своеобразных приемов. Стили гребли. Плавать стилем «брасс». Стиль руководства. □ Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. Макаренко, Художественная литература о воспитании детей. — Слушайте. Выбросьте к черту ваш канцелярский стиль работы и больше общайтесь с людьми. Шолохов-Синявский, Волгины.

5. Манера вести себя, говорить, одеваться и т. п. Мне кажется, что протестовать вексель не следовало бы. Это не в моем стиле. Чехов, Письмо М. П. Чеховой, 11 ноября 1899. Она очень внимательна к своему туалету — никаких бантиков, кружев, все просто, изящно и дорого. Ей нравится, когда говорят, что она одевается в английском стиле. Бек, События одной ночи.

[Франц. style от греч. στύλος — палочка (для письма у древних греков)]

  • СТИЛЬ2, -я, м. Способ летосчисления. Новый стиль. □ 9 января 1905 г. по старому стилю в России, в городе Санкт-Петербурге, царская жандармерия расстреляла рабочих, шедших к царю с петицией. Панова, Времена года.

[Франц. style от греч. στύλος — палочка (для письма у древних греков)]

Если верно, что стиль — это человек, то каж­дый играет так, как ему положе­но природой. 

Тигран Вартанович Петросян (1929–1984) — советский и армянский шахматист

  1. Есть люди в стиле барокко: много красивых деталей, а в целом безвкусица.

Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830–1916) — австрийская писательница

  1. Литература изучает художественное произведение в целом, в лучшем случае включая в свой курс лишь художественные изобразительные средства (тропы), а также вопросы индивидуального стиля писателя.

И. О. Родин, Сочинения. Правила составления текстов. 5-6 классы, 2002

  1. Стиль – это всегда гармония внешнего и внутреннего, что(бы) мы под ним ни (не) подразумевали: стиль исторической эпохи, стиль писателя или индивидуальный стиль человека.

Светлана Александровна Шабалина, Стать иконой стиля, оставаясь собой

  1. А если это дом в старом испанском колониальном стиле, то у дома должны были быть надёжные подвалы.

  2. Авторитарный стиль управления часто оборачивается тем, что управленцы теряют связь с действительностью.

  3. Классический стиль одежды, пожалуй, самый универсальный для похода на собеседование.

  4. Перенимая английские приёмы повязывать галстук или эпистолярные стили, русский дворянин XVIII в. заявлял о своих политических пристрастиях.

  5. Функциональный стиль речи – это определённый характер речи той или иной её социальной разновидности, соответствующей определённой сфере деятельности и соотносительной с ней форме сознания. А. С. Зубкова, Русский язык и культура речи


1. Официально - деловой стиль.

Официально-деловой стиль – один из книжных стилей современного русского литературного языка, сформировавшийся как средство обслуживания официальных сфер общения: законодательной, дипломатической, служебной.

Функциональная природа официально-делового стиля определяет следующие его особенности: точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка); краткость, ясность излагаемого материала; юридическая обоснованность; неличный характер; стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке); стандартность расположения частей текста или частей; предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределённой форме: обязан выполнить.., заключать.., рассчитываться и т.д.); отсутствие эмоциональности; единая внешняя форма.

Для лексики этого стиля характерно наличие слов, отражающих официально-деловые отношения (постановление, предоплата, удостоверение личности и др.), использование канцеляризмов (заслушать доклад, зачитать протокол, огласить решение и др.), наличие штампов (довести до сведения, в текущем году, в целях исправления и др.).

В области морфологии для официально-делового стиля характерно преобладание отглагольных существительных (заключение, признание), потребление имен существительных, обозначающих лицо по признаку действия или отношения (истец, ответчик, заявитель, квартиросъемщик, наниматель, исполнитель), большое количество причастных и деепричастных оборотов (принимая во внимание, учитывая возможность).

Для синтаксиса характерно использование номинативных предложений, осложнённых обособленными оборотами и рядами однородных членов; употребление условных конструкций. От цели, которую ставит перед собой инициатор делового общения, зависит тип деловой бумаги и выбор языковых формул, клише.

Текст

XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях.

Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.

Поступает ли человек в учебное заведение или на работу, получает ли паспорт или меняет его на новый, приобретает ли автомобиль, поздравляет ли друзей с праздником или переводит деньги, он обращается к деловым бумагам: составляет их от руки или заполняет соответствующие бланки, внося туда конкретные сведения о своей личности.

Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку и т. д.

Однако, как показывают наблюдения, учащиеся, выпускники школ, студенты зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.

Всем надо уметь заполнять деловые документы, а этому надо научиться.

Артист Ефим Шифрин как-то читал юмористический монолог, герой которого говорил о себе: «Два раза поступал в ПТУ, но оба раза проваливался на сдаче документов».

Чтобы с нами не было таких случаев, как с этим персонажем, необходимо научиться оформлять деловые документы.


Деловые бумаги

Автобиография.

      Автобиография – это документ, представляющий человека.

В автобиографии кратко перечисляются основные события жизни человека в их временной последовательности.

Автобиография нужна при поступлении на работу и учебу.

Схема написания автобиографии.

  1. Заголовок (Автобиография.)

После заголовка в виде связного текста пишутся следующие данные:

  1. ФИО (Я, Иванова Юлия Сергеевна,…)

  2. Дата и место рождения.

  3. Краткие сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, место работы).

  4. Краткие сведения об учебе и в том числе пройденных курсах (полное название всех учебных заведений, в которых учились с датами поступления, окончания (или ухода).

  5. Краткие сведения о трудовой деятельности (место работы и должность в хронологическом порядке).

  6. Сведения об общественной работе.

  7. Краткие сведения о составе семьи.

  8. Указать (если имеются) поощрения, награждения.

  9. Домашний адрес и телефон.

  10. Дата написания автобиографии (слева).

  11. Подпись автора (справа).

Правила составления автобиографии.

Автобиография - это прозаический жанр, описание своей жизни, близок мемуарам, но более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора. Автобиография – это греческое слово: «авто...» (autos — «сам», «био» (bios — жизнь), «графия» (graphos) — описание). Вот и получается, что автобиография — это самостоятельное описание жизни человека. К этому определению нужно добавить еще одну составляющую — это вольное, свободное описание. Автобиография составляется на чистом листе, где нет никаких подсказок (граф, вопросов, пр.). Поэтому человек, не будучи связан какими-либо «регуляторами», самостоятельно описывает свою жизнь.

Отличительной чертой автобиографии является то, что сведения указываются в хронологическом порядке. Причем способов соблюдения такого порядка несколько. Назовем три основных:

1. Вначале строки через дефис ставятся две даты, обозначающие период времени. Например, «1985—1990. Работа на предприятии ООО КИНЕФ в должности инженера» или «1985—1990 — работал на предприятии ООО КИНЕФ в должности инженера».

2. Временной период указывается с помощью предлогов. Например: «С 1984 по 1989 год работал в школе учителем физкультуры».

3. Даты указываются после события в скобках. Например: «Поступил в Санкт-Петербургский государственный университет (1974 год). После окончания университета (1978 год) работал преподавателем химии в ГАПОУ ЛО «Киришский политехнический техникум».

На сегодняшний день автобиография является ценным материалом для дополнительного изучения личности новичка, его достоинств и недостатков, предпочтений и антипатий, особенностей характера в общем. Автобиография – это не так себе отписка, это Ваше лицо перед работодателем. С ней будут работать психологи, графологи, работники службы безопасности и прочие специалисты.

Одним из важнейших факторов продвижения Вашего трудоустройства является правильное составление трудовой автобиографии.

Объем автобиографии должен быть не более одной страницы, иначе работодатель утомится её читать. Автобиография должна содержать ключевые вопросы, заставляющие работодателя обратить внимание на Вашу кандидатуру.

Эти данные могут указываться по-разному. Например: «Я, Смирнов Сергей Павлович, родился 9 сентября 1964 года в городе Кириши Ленинградской области». Можно указать эти сведения и по типу анкеты: «Смирнов Сергей Павлович. Дата рождения: 9 сентября 1964 года. Место рождения: город Кириши Ленинградской области».

До сегодняшнего дня не исчезла потребность указывать социальный статус родителей. Сразу после анкетных данных логично указать эти сведения. Например: «Родился в семье врачей: отец Иван Павлович Носков - хирург; мать Софья Николаевна Носкова - педиатр».

Описание опыта работы - основной раздел документа. Описание включает описание опыта работы, начиная с последних лет и кончая началом трудовой биографии. Причем описание опыта работы в последние годы должно занимать большую часть раздела.

Здесь важной является информация о том, на каком предприятии, в учреждении или организации начал работать, в каком подразделении, в какой должности или по какой профессии. Например: «В сентябре 1986 года по распределению поступил на работу на завод «Полимерхим» на должность техника».

Нелишними будут и сведения о членстве, участии в профсоюзных и иных общественных организациях (в период обучения в средних и высших учебных заведениях; на протяжении всей трудовой деятельности), о выполнении общественной работы и т.д.

Информация о поощрениях и наградах в автобиографии, как правило, раскрывается составителем более полно, чем в других документах. Если при заполнении анкеты человек ограничен графами и вопросами, то здесь у него нет четких регуляторов. Поэтому чаще всего, читая в автобиографии сведения о поощрениях и наградах, чувствуется, что их писали с гордостью, осознавая значимость своего вклада в общественную и трудовую жизнь.

В разделе образования необходимо указать наименования и годы окончания учебного заведения и специализированных курсов. После школы следуют все уровни образования (средний, высший, аспирантура и т.д.). Если какое-то учебное заведение не закончено, указывается причина. Поскольку обучение (особенно, в средних и высших образовательных учреждениях) очень часто совпадает с первыми этапами трудовой деятельности, желательно указать, что одновременно с учебой работал (на таких-то предприятиях, в такие-то периоды, в такой-то должности или по такой-то профессии).

В разделе знания языков указать какими языками и на каком уровне Вы владеете.
В конце автобиографии указываются паспортные данные, домашний адрес и телефон, дата составления автобиографии, а также проставляется подпись составителя. Автобиография не заверяется ни подписью работника отдела кадров, ни иного должностного лица. Не ставится на ней и печать.

Автобиография заполняется от руки разборчивым почерком, перьевой или шариковой ручкой. Использование зеленых и красных чернил (пасты) не разрешается.

В автобиографии не допускаются исправления и помарки. Необходимо помнить, что написать сначала на «черновике», а затем перенести все написанное в «чистовик» никто не запрещает. Кроме того, из автобиографии всегда можно сделать выводы о грамотности составителя.


Образец АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Малехин Никита Валерьевич, родился 11 февраля 1990 года в г. Москва.

В 2003 году поступил в первый класс средней школы № 142 г. Москвы. В настоящее время учусь в 11 классе средней школы № 142.

На районной олимпиаде по информатике в 2012 году занял 3-е место.

Увлекаюсь спортом, принимаю участие в соревнованиях городского уровня по волейболу.

Состав семьи: отец – Малехин Владислав Николаевич, 1970 года рождения, программист в ООО «Берег»; мать – Малехина Нина Васильевна, 1973 года рождения, домохозяйка, сестра – Малехина Елизавета Владиславовна, 2005 года рождения, ученица 2-го класса средней школы № 142.

Проживаем по адресу: г. Москва, ул. Европейская, д.25, кв. 102.

24 марта 2013 г.

Малехин

Н.В. Малехин


Заявление.

Один из самых распространённых типов деловых бумаг. Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме. Правда, всегда лучше оставлять себе копию заявления, чтобы помнить, когда и о чем и кого вы просили.

Заявление гражданина - один из видов обращения в государственный орган или орган местного самоуправления, администрацию учреждения, должностному лицу. В нем излагается просьба, ходатайство о чем-либо. Подача заявления является реализацией права гражданина.

Как правило, заявлением гражданина называется обращение: с просьбой о предоставлении ему какого-то блага или о решении в его пользу какого-то вопроса (назначение пенсии, выделение жилой площади, предоставление земельного участка, выдача документа и т. д.); обращение с выражением мнения (в том числе и несогласия) по принятому решению, касающемуся других лиц, общественно значимых вопросов, в опосредованной форме - также и лично гражданина (например, изменение расписания транспорта, переименование улицы и др.); обращение с сообщением о фактах, требующих реакции соответствующих органов и должностных лиц (например, о совершении правонарушения, о непорядках в каком-либо учреждении и т. п.).

При поступлении на работу граждане подают письменное заявление, в котором излагают просьбу о зачислении на предприятие, в организацию, учреждение, указывая свою профессию, квалификацию, специальность, должность. В настоящее время основанием для приема на работу является еще и контракт.

Заявление о приеме на работу составляется в произвольной форме, пишется от руки. Писать его рекомендуется на бумаге формата А4 — это формат листов документов личного дела, в которое подшивается и заявление о приеме на работу. В заявлении не принято употреблять архаизмы и канцеляризмы («весьма убедительно», «заранее признателен», «прошу не отказать» и т.п.).

В заявлении о приеме на работу характерны следующие реквизиты: адресат (кому адресуется заявление), заявитель, место проживания заявителя, наименование вида документа (заявление), текст, подпись, дата составления. Согласие на прием нового работника дает будущий непосредственный руководитель. Свое согласие он выражает визированием письменного заявления претендента.


План написания заявления.

1. Кому (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества. Эта часть заявления располагается по правой стороне листа).

2. Фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в Род. п. (кого? чего?) без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа).

3. Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявления» ставится точка).

4. Текст документа (просьба, объяснения, сообщения) пишется с красной строки и всегда начинается со слова “Прошу”.

5. Дата и подпись обычно находятся на одной строке. Дата ставится ближе к левому полю листа (название месяца предпочтительнее писать словом), подпись ставится ближе к правому полю листа.

6. Подпись заявителя (пишется внизу справа).

7. Адрес (даётся сверху после фамилии перед заголовком).

8. Если к заявлению прилагаются документы, они перечисляются в тексте отдельным абзацем (после слов: К заявлению прилагаются...). Прилагаться могут справки, документ об образовании, автобиография и. т. д.

Образец Директору ГАПОУ ЛО «Киришский

политехнический техникум»

Романовой И.В.

учащегося группы 57

Иванова Сергея

заявление.

Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 12 по 13 февраля) для участия в соревнованиях по шахматам на первенство города.

11.02. 17 Иванов



Источники интернета:


  1. Электронный ресурс – Картаслов. РУ – Карта слов и выражений русского языка

/ https://kartaslov.ru/значение-слова/стиль

  1. Электронный ресурс Картаслов. РУ – Карта слов и выражений русского языка

/ https://kartaslov.ru/каким-бывает/стиль

  1. Творческий проект «Деловые бумаги / https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-na-temudelovie-bumagi-2515560.html

  2. Видеоурок. Русский язык. 9 класс. Тема: «Деловые бумаги» / https://www.youtube.com/watch?v=HxTDoytv9Gw



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!