СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры в процессе обучения грамоте детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры в процессе обучения грамоте детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .»


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ .


Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения детей с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях с использованием дидактических игр.

Ключевые слова: дидактические игры, общее недоразвитие речи III уровня, категории игр, принципы.


Актуальным в настоящее время является вопрос обучения детей в школе, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, дифференциации звуков, умели держать карандаш и ориентироваться на листе бумаги. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Подготовка к обучению грамоте занимает одно из важных мест в развитии детской речи, особенно, если это дети с общим недоразвитием речи III уровня.

Для детей с общим недоразвитием речи III уровня развитие характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического, фонетического, фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня не имеют выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант общего недоразвития речи. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе.

Дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывают большие трудности в овладении грамотой, письмом. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой, письмом(Левина Р.Е., Жукова Н.С., Ефименкова Л.Н., Мастюкова Е.М.).

Игра-это ведущий вид деятельность детей. Все содержание для изучения материала преподносится с опорой на ведущую деятельность дошкольника и младшего школьника и организуется в формах, таких как, например дидактические игры. Использование этой формы способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, а так же удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса детей младшего школьного возраста , более интенсивному эмоционально-личностному развитию, формированию произвольности поведения и самоконтроля.

Играя, ребенок познает мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления ребенка. Он учится действовать по правилам, преодолевать возникшие затруднения, планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с замыслом. Игра развивает воображение, фантазию и творческие способности ребенка, регулирует отношения между ними, развивает их чувства, укрепляет волю. Дети очень активны в игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его: найти нужную букву, выделить звук, отгадать слово.

Игры для подготовки к обучению грамоте, можно условно разделить на следующие категории:

1. Игры, направленные на развитие фонематического слуха, умения анализировать и обобщать.

2. Игры, направленные на обучение составлению и чтению слогов.

3. Игры, направленные на развитие техники осмысленного чтения.

4. Игры, направление на развитие сенсомоторики.

Главная задача этапа обучения грамоте и письму – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но привлекательной и интересной.

Поэтому к предлагаемым играм следует относится не как к инструкции, требующей пунктуального выполнения, а как к теме для свободной игровой импровизации.

У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

Дидактические игры должны основываться на следующих принципах:

  • дидактическая игра должна опираться на программный материал;

  • дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного );

  • пособия, используемые логопедом при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными;

  • условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс;

  • устранение предпосылок дисграфий рекомендуется проводить на занятиях и основным методом предупреждения нарушения письменной речи выбрать дидактическую игру;

  • устранение предпосылок акустической и артикуляторно-акустической дисграфии.

Исследователи и практики указывают на достаточные возможности дидактической игры в процессе обучения младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

  • Предметные игры - это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

  • Настольно-печатные - направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

  • Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Проведя и проанализировав игру, можно выявить, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Список литературы:

  1. Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дизорфографиками// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. М., 2003.

  2. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. СПб.,1995.

  3. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников . СПб., МиМ, 2006.

  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). – М.: Издательство «Альфа», 1993.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!