. Метод шестиугольного обучения позволяет ставить дидактическую цель в форме игровой задачи. В разработке показаны дидактические игры "Лети, лети, лепесток", "Собери цветок", "Составь букет".
Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках с использованием метода шестиугольников»
Дидактические игры с использованием шестиугольников.
Игровые приёмы и ситуации выступают на уроке как средство побуждения к учебной деятельности. Метод шестиугольного обучения позволяет ставить дидактическую цель в форме игровой задачи. Например, игра «Лети, лети, лепесток». Из шестиугольников нужно составить цветок. Все лепестки будут примыкать к шестиугольнику, который находится в середине цветка, один из шестиугольников-лепестков лишний. Например, на центральном шестиугольнике написано слово «метафора», ещё на шести шестиугольниках примеры метафор, и на одном из шестиугольников написан пример другого изобразительно-выразительного средства (например, олицетворение). Ученикам нужно найти центр цветка, все лепестки к нему и лишний лепесток. Разноцветные шестиугольники сделают игру более интересной. Здесь учитель может использовать элемент соревнования, который переведёт дидактическую задачу в игровую.
Собрать цветок из шестиугольников. Такое задание было предложено девятиклассникам на одном из уроков изучения пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Нужно найти лишний «лепесток», узнать И.А. Гончарова, не ошибиться с цитатами из произведения. Можно предложить детям пустые шестиугольники, на которых написать, кому принадлежит высказывание, добавить к сложившейся схеме.
Или предложить из пустых шестиугольников самим создать «мозаику», добавить лишний элемент и предложить решить головоломку другим группам в классе.
Игра «Собери букет». Из 21 шестиугольника нужно собрать три цветка. В каждом по 7 шестиугольников. Лепестки в цветах нужно собрать правильно, прикрепляя их к шестиугольникам, которые будут в центре цветка. Например, центральными шестиугольниками будут «Пушкин», «Лермонтов», «Гоголь». Нужно к ним найти шестиугольники, на которых написаны даты, географические названия, связанные с жизнью и творчеством писателей, названия произведений и т.д. Таким образом можно организовать повторение, систематизацию, обобщение материала, контроль знаний по любой теме в игровой форме. Можно предложить обучающимся самим составить «букеты» из пустых шестиугольников, при групповой работе придумать «ловушки» для соперников, выступить со своей идеей, тогда проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, а основу деятельности составляет игровое моделирование.
(Пример использования шестиугольников при изучении романа «Евгений Онегин»)
При подготовке к уроку учителю, конечно, придётся затратить немало времени, но плюсов гораздо больше (из практики наблюдения):
Наглядная и эффективная систематизация материала. Задания легко включаются в урок, органичны с программным материалом.
Реализация деятельностного подхода к обучению.
Организация работы в группах (парах), индивидуально.
Рост творческой и познавательной активности обучающихся, включенность каждого ученика в работу на уроке. При помощи шестиугольного метода обучения мы увлекаем, а не принуждаем к обучению.
Приём создаёт новые возможности для творчества в образовательной деятельности.