СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста»

Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста


Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни: она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов. Именно этот аспект и стал объектом нашего интереса.

Исследование, направленное на изучение того, как дидактические игры влияют на развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста проходило на базе ДОУ "Солнышко" (г.Нижнекамск).

Современные психолого-педагогические исследования, касающиеся развития интегративных качеств затрагивают один немаловажный аспект — вопросы гендерных проблем в практике дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, которые служат достаточно мощным фундаментом для организации педагогического процесса с учётом полоролевых различий. На этом моменте мы и заострим внимание, т.к. он представляется нам важным.

Итак, одни исследования раскрывают сущность и механизмы полоролевой социализации (И.С. Кон, Ю.Е. Алёшина, А.С. Волович, Т.А. Репина, О.В. Прозументик и др.), другие – особенности формирования психического и социального пола (Н.К. Ледовских, А.А. Чекалина и др.), третьи – затрагивают педагогические аспекты полоролевого воспитания в детском саду и семье (Л.В. Градусова, Е.А. Кудрявцева, Т.В. Малова, Л.В. Коломийченко и др.). Существующие в наши дни специальные программы освещают различные аспекты гендерной культуры: внешний вид, особенности поведения, взаимоотношений, доминирующие виды труда, спорта, профессии мужчины и женщины (Л.В. Коломийченко, И.П. Шелухина, Н.Г.Татаринцева и др.).

Большинство исследователей оценивает современное состояние полоролевого воспитания в детских садах и начальных школах как неблагополучное. Немало специфических проблем возникает у практиков в связи с определением наиболее эффективных средств и методов полоролевой социализации, использования в работе с детьми дидактического, настольно-печатного материала.

Как показало проведенное нами онлайн-анкетирование, существенная часть педагогов (87%) указывает на отсутствие в развивающей среде дидактических игр и пособий, способствующих систематизации и обобщению представлений детей о различных элементах гендерной культуры. Большая часть реципиентов (77%) отмечает особую роль наглядно-дидактических материалов в решении воспитательно-образовательных задач, подчёркивая необходимость разработки и издания специальных пособий, которые можно было бы задействовать в процессе развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.

Анализ тех дидактических пособий и материалов, что уже используются в детских садах, позволяет нам констатировать их содержательную ограниченность и эстетическую непривлекательность, а также отсутствие методических рекомендаций по их применению в педагогическом процессе.

Проблема эффективного использования дидактического настольно-печатного материала как средства воспитания детей дошкольного возраста должна носить комплексный характер. Для её решения требуются разные подходы к педагогическому процессу: средовой, предопределяющий эффективность создания и использования материала по разным элементам гендерной культуры; деятельностный, раскрывающий поэтапность овладения различными способами получения и трансляции знаний из области гендерной культуры; комплексный, позволяющий обогатить процесс социализации решением задач других разделов воспитания и обучения.

Для изучения потенциальных возможностей настольных игр в полоролевом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста мы провели опытно-поисковую работу.

Разработка серии настольно-печатных игр происходила в соответствии с программой нравственно-полового воспитания Л.В. Коломийченко по разделу "Человек среди людей".

Содержание игр строилось по блокам "Я – человек: я – мальчик, я – девочка", "Мужчины и женщины", "Моя семья" и отражало такие темы, как "Возрастная линия (я расту)", "Настроением можно управлять", "Достоинство и благородство", "Этикет и его история", "Правила безопасного поведения", "Полезные и вредные привычки", "Спорт мужской и женский", "Человек и его поступки", "Профессии мужчин и женщин", "Отдых и интересы мужчин и женщин", "Родословная", "Взаимоотношения в семье".

Для обогащения когнитивной сферы социализации и решения задач, направленных на активизацию мыслительных процессов, мы предусмотрели видовое многообразие игр и осуществили разработку парных картинок, домино, лото, эстафет, кроссвордов.

Видовое многообразие игр позволило нам дифференцировать задачи гендерного воспитания, поскольку специфика их структурных элементов (игрового действия, правила) изначально ориентировала на активизацию разных сфер личностного развития. Так, к примеру, в играх типа домино ("Разные лица", "Настроение" и др.) предлагаются задачи, нацеленные на становление социальной перцепции, показываются способы отождествления объектов по общему признаку (эмоциональные состояния).

Игры типа лото ("Труд мужской и женский", "Подарки всей семье" и др.) более приемлемы для решения задач, связанных с обобщением информации (о видах труда, спорта, упражнениях, аксессуарах, характерных делах людей разного пола).

Игры-эстафеты ("Помоги другу", "Один (одна) дома", "Пожар в лесу" и т.д.) активизируют мысль ребёнка в выборе адекватных средств для нахождения решения в различных ситуациях, способствуют осознанию нравственной ценности поступков людей разного пола. Особого внимания, произвольности мыслительных процессов, а также навыков письма требует разгадывание кроссвордов ("Настроение", "Женские украшения", "Герои мифов Древней Греции" и т.д.), поскольку в них представлены обобщённые характеристики маскулинных и фемининных проявлений.

Правила, существующие в разных видах игр, имеют также большое воспитательное значение в процессе полоролевой социализации – они предопределяют специфику взаимоотношений между детьми, актуализируют у них фемининные (доброжелательность, бесконфликтность, эмпатийность, миротворчество) и маскулинные (решительность, честность, принципиальность, благородство, твёрдость характера, умение достойно проигрывать) проявления, способствуют гендерной толерантности.

В процессе опытно-поисковой работы мы решали задачи, связанные со становлением различных сфер полоролевой социализации: когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой.

В области формирования знаний упор делался на информацию – о функциях людей разного возраста и пола в семье (коммуникативная, трудовая, экономическая, репродуктивная);

– о доминирующих видах деятельности и увлечениях людей разного возраста и пола;

– о половой принадлежности и взаимосвязи между гендерной ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности (одежда, причёска, телосложение, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление достоинства);

– о половой принадлежности мужчин и женщин по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции);

– о функциональных особенностях мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения);

– о гендерных чертах характера, привычках, способах передачи своих желаний, чувств, настроений, о фемининных (маскулинных) качествах;

– о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной и гендерной культуре.

Эмоционально-чувственная сфера была ориентирована на такие проявления, как:

– интерес к людям своего и противоположного пола;

– потребность в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему возрасту и полу;

– чувство удовлетворённости в отношении собственной половой принадлежности;

– становление полового самосознания, полоролевой самодостаточности, необходимости проявления себя как представителя определённого пола;

– принятие ситуативных состояний, не характерных для фемининной и маскулинной направленности (мальчик может плакать от жалости, девочка – стойко переносить неприятности);

– проявление познавательного интереса к истории семьи, родословной, восхищения успехами и достижениями родных, стимуляции потребности в подражании одобряемым в семье мужским и женским поступкам, воспитания толерантного отношения к членам семьи.

Область формирования поведения была нацелена на содействие становлению

– проявления доброжелательного, заботливого отношения к людям разного возраста и пола;

– сопереживания, сочувствия в общении с близкими;

– адекватных способов разрешения коллизийных ситуаций в общении с детьми разного пола.

Проведение опытно-поисковой работы позволило нам установить повышение уровня полоролевой социализации детей, стабилизацию межличностных отношений детей разного пола. Примеры разработанных игр приведены в Приложении.





ПРИЛОЖЕНИЕ


Подбери имя мальчику


Дидактические задачи:

1. Обобщать знания детей о мужских именах и их роли в жизни человека.

2. Способствовать становлению положительного отношения к своему имени.

3. Упражнять в самостоятельном составлении мужских имён, способствовать формированию навыков чтения.

4. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

5. Поддерживать проявление интереса к игровому взаимодействию в разнополых игровых объединениях.

Игровое правило: правильно определить первый звук слова, обозначающего предмет, который изображён на картинке (она помещена на карточке), найти соответствующую этому звуку букву и, сложив все буквы, прочитать имя мальчика.

Игровые действия:

  1. Каждый играющий получает таблицу с изображением мальчика, 2–3 карточки с картинками и набор букв.

  2. Ребёнок внимательно рассматривает карточку с картинками, определяет первый звук слова, обозначающего изображённый на ней предмет, и подбирает соответствующую этому звуку букву.

  3. Читает сложившееся имя.

Игровой результат: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выложит и прочитает имя мальчика.


Кроссворд "Герои мифов и легенд с мужскими образами"


Дидактические задачи:

1. Конкретизировать знания детей о героях мифов и легенд, поступки которых носят выраженную маскулинную направленность.

2. Учить соотносить внешний вид персонажей с описанием их поступков.

3. Стимулировать проявления устойчивого интереса к объектам и предметам, предпочитаемым представителями мужского пола.

4. Развивать наглядно-образное, логическое мышление.

5. Упражнять в самостоятельном составлении слов, способствовать формированию навыков чтения.

6. Поддерживать проявление интереса к игровому взаимодействию в разнополых игровых объединениях.

Игровое правило: необходимо правильно отгадать героя и записать ответ под нужной цифрой.

Игровые действия: ребёнок берёт кроссворд, рассматривает картинки с героями мифов и легенд, читает приведённую ниже надпись, сопоставляет цифры и записывает ответ.

Игровой результат: заполненный кроссворд.


Размещено на Allbest.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!