СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры для развития внимания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры используемые на уроках в младших классах школьников с нарушением интеллекта. Данные дидактические игры могут и были успешно использованы для развития внимания.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для развития внимания.»

Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие средствами дидактических игр



2.1.Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушениями интллекта

С целью выявления уровня и последующего формирования развития свойств внимания у второкласссников с лёгкой степенью умственной отсталости нами был организован и проведён педагогические эксперимент.

В ходе педагогического эксперимента решались следующие задачи:

- подобрать диагностические методики по выявлению свойств внимания детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости,

- выявить уровень развития устойчивости, объема, переключения и распределения внимания детей с умственной отсталости.

Экспериментальная работа проводилась в 2018 году, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень развития свойств внимания у второклассников с лёгкой степенью умственной отсталости.

Констатирующий этап педагогического эксперимента проводился на базе ГБОУ "Казанская школа № 76 "

На первом (констатирующем) этапе эксперимента, с помощью дидактических методик выявлялся уровень сформированности свойств внимания у второкласссников с легкой степенью умственной отсталостью. Констатирующий этап эксперимента проводился в период с 20 по 25 января 2018 года.

На втором (формирующем) этапе эксперимента осуществлялась коррекционно–педагогическая работа, направленная на развитие внимания у детей с легкой степенью умственной отсталости. Этот этап проводился с 27 января по 5 мая 2018 года.

Коррекционная работа была организованна в процессе дидактических игр, которые проводились индивидуально или с группой . Длительность одного занятия составляла 30минут. Частота проведения-1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления участников и темпа их продвижения в выполнении заданий.

На третьем (контрольном) этапе эксперимента осуществлялась оценка эффективности реализованной экспериментальной работы, направленной на формирование внимания у детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Контрольный этап проводился с 14 по 18мая 2018года.

Раскроем содержание и результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента.

На констатирующем этапе осуществлялась достижение следующей цели: выявить уровень сформированности свойств внимания у второкласссников с легкой степенью умственной отсталости.

Задачи констатирующего этапа:

- подобрать дидактические методики для выявления уровня сформированности свойств внимания у второкласссников с лёгкой степенью умственной отсталости;

- провести обследование детей по отобранным диагностическим методикам, проанализировать полученные данные в количественных и качественных аспектах;

- в соответствии с полученными на констатирующем этапе результатами определить содержание формирующих частей исследования.

Для исследования учеников с легкой степенью умственной отсталости была использована диагностическая методика Н.И. Гуткина «Да и нет» и тест Б. Бурдона «Корректурная проба».

Цель первой диагностической методики Н.И. Гуткина «Да и нет»: исследовать умение действовать по плану, сформированности свойств внимания, поведения, произвольность речевого общения.

Цель второй диагностической методики Б. Бурдона «Корректурная проба»: выявить уровень сформированности у детей концентрации внимания, устойчивости внимания, переключаемости внимания.

В эксперименте участвовали четверо детей, обучающиеся второго класса (2 девочки и 2 мальчика.

Методика Н.И. Гуткина «Да и нет»

Ход выполнения задания.

Учитель обратился к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?»

Вопросы:

1.Ты хочешь идти в школу?

2.Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3.Ты любишь смотреть мультфильмы?

4.Ты любишь гулять?

5.Ты хочешь учиться?

6.Ты любишь болеть?

7.Ты любишь играть?

8.Ты сейчас спишь?

9.Ночью солнышко светит?

10.Ты любишь ходить к врачу

11. Доктор стрижет детей?

12. Коровы умеют летать?

13. Тебя зовут... (неверное имя)?

14. Зимой бывает жарко?

15. Ты ходишь на работу?

16. Конфеты бывают горькими?

17.Трава белого цвета?

18.Парикмахер лечит детей?

19. Твой папа играет в куклы?

20.Рыбы живут в речке ?

Обработка результатов:

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен «0». Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибок.

10 баллов и более – дети выполняют задание после 2 – 3 повторения. Не выполняют задания без помощи взрослых.

8– 9 баллов - 9 ошибок и более (дети выполняют задание после повторения с помощью взрослых).

6 -7 баллов - 6 - 7 ошибок (дети выполняют задание после повторного повторения темп деятельности низкий).

4 -5 баллов – 4 – 5 ошибок (дети выполняют работу после первого повторения, самостоятельно).

0 баллов - 0 ошибок (дети выполняют задания после первого предъявления, темп выполнения высокий, не совершает ошибок).

Результаты прохождения детьми диагностической процедуры представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития свойств внимания детей на констатирующем этапе эксперимента

Количество набранных баллов

Список детей

% от общего числа испытуемых

Более 10 баллов

Муслима У.(11 баллов)-25 %

8-9 баллов

Рустам М.(8 балов)-25%

6-7 баллов

Марат Г.(8 баллов)-25%

4-5 баллов

Резеда Ш.(4балла)-25%

0 баллов

------ 0%

Муслима У. оказалась очень невнимательной(25%) -11 баллов. Для Рустама М.(25%) - характерен низкий уровень внимания (8 – 9 баллов), Марат Г. (25%) средний уровень внимания (6-7баллов), нормальный уровень внимания характерен для 1 ребенка Резеды Ш. (25%) (4 – 5 балов) и никто из детей не получил от 0 до 3 баллов.



Методика Б. Бурдона «Корректурная проба»

Эта методика позволяет проследить степень устойчивости и переключаемости свойств внимания, изучить динамику работоспособности. Был взят вариант буквенной матрицы.

Суть задания состояла в том, что детям были предложены книжные тексты, из которых необходимо было вычеркнуть две определенные буквы (А и О), последовательно просматривая каждую строчку текста.

Цель исследования:

исследование степени устойчивости и концентрации внимания

Материал и оборудование: лист из книги, ручка, секундомер.

Показатель точности работы, отражающий степень устойчивости внимания, вычислялся по формуле: А = ∑ / ∑+ О;

Где ∑- число правильно зачеркнутых букв, О - число ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице; при наличии ошибок он всегда меньше единицы.

Показатель точности отражает состояние общей психической работоспособности испытуемого, его утомляемость, степень устойчивости внимания.

Время на выполнение задания 3 минуты. За ошибку считалась буква, которую ребенок забыл вычеркнуть или была вычеркнута буква, которая не входила в объем задания.

Выводы об уровне развития внимания были сделаны по следующей шкале:

10 баллов - нет ошибок;

8-9 баллов - 1 ошибка;

6-7 баллов - 2-3 ошибки;

4-5 баллов -4-5 ошибок;

0-3 балла - больше пяти ошибок.

Таблица 2

Уровень развития свойств внимания детей на констатирующем этапе эксперимента

Количество набранных баллов

Список детей

% от общего числа испытуемых

Более 10 баллов

-

0 %

8-9 баллов

--

0%

6-7 баллов

Резеда Ш.

25%

4-5 баллов

Мурат У.

25%

0-3 балла

Муслима У.

Рустам М

50%

Уровень развития внимания низкий. Необходима работа по коррекции устойчивости и концентрации ,.объема и распределения внимания.





2.2 . Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников  с  нарушением  интеллекта  средствами   дидактических  игр



После экспериментального определения свойств внимания у исследуемой группы детей, нами были подобраны дидактические игры и упражнения, способствующие развитию внимания детей младшего школьного возраста с олигофренией.

Подбор игр и упражнений был направлен, прежде всего, на развитие внимания. Предназначены для учащихся, испытывающих трудности в управлении вниманием на уроке. Постепенное развитие и совершенствование внимания обеспечивается в ходе выполнения разнообразных упражнений с использованием простого, хорошо знакомого материала в непринуждённой игровой обстановке при непосредственном общении со сверстниками. Отдельные упражнения этого комплекса расположены в порядке возрастающей сложности.

Занятия проводятся с группой и индивидуально. Длительность одного занятия - 30 минут. Частота проведения: 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления участников и темпа их продвижения в выполнении заданий.

Исходя из того, что в младшем школьном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, задания достаточно часто сменяются.

В качестве отдыха использованы подвижные игры.

Игры для развития свойств внимания

Игра "Исчезнувший предмет"

Цель: развитие памяти, внимания.

На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.

Игра "Сосед, подними руку"

Цель: развитие памяти, внимания.

Играющие (стоя или сидя) образуют круг. Выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" Тот игрок ничего не делает, а оба его соседа должны поднять руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто ошибся, меняется ролями с ведущим. Играют установленное время, выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игра "Летит – не летит"

Цель: развитие внимания, памяти.

Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант. В конце игры фанты выкупаются.

Игра "Зеркало"

Цель: развитие внимания, памяти.

Двое играющих встают напротив друг друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

Игра "Разведчики"

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Из группы детей выбираются "разведчик" и "командир". Остальные – "отряд". Стулья в комнате расставлены хаотично. "Разведчик" проходит между стульями с разных сторон. "Командир" наблюдает за действиями "разведчика". Затем он проводит "отряд" по тому пути, который был ему указан "разведчиком".

Игра «Выбери три слова»

Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.



На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад



воробей

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслового различия звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген( планета, звезда, орбита, снег)

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончаие).











2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников  с  нарушением  интеллекта  средствами   дидактических  игр



В конце нашего исследования, для выявления уровня развития внимания умственно отсталых детей был проведен второй диагностический срез с использованием тех же методик (Н.И.Гуткина «Да и нет» и тест Б. Бурдона «Корректурная проба»).

В ходе проведения контрольного этапа эксперимента в поведении детей можно было наблюдать некоторые изменения. Ребята стали меньше отвлекаться, что позволило испытуемым сократить время выполнения задания на несколько секунд, так же можно наблюдать сокращение количества ошибок.

Учащиеся, выполняя задания 1 этапа, сверяются с образцом, после выполнения задания этапа проверяют правильность. У некоторых детей наблюдается хаотичное заполнение бланков, что приводит к пропуску ошибок, но используя помощь, дети быстро исправляют ошибки.

Инструкцию ребята понимают с первого раза. Ребята так же хорошо идут на контакт, даже в каком- то плане чувствуют себя еще более спокойно и раскованно. Дети с энтузиазмом приступают к выполнению заданий, они старательны, аккуратны и целенаправленны.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен «О». Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибок.

Анализ работы детей позволил обобщить результаты работы.

Таблица 3.

Уровень развития свойств внимания детей на контрольном этапе эксперимента



Количество набранных баллов

Список детей

% от общего числа испытуемых

Более 10 баллов

-----

0 %

8-9 баллов

--

0%

6-7 баллов

Муслима У.

25%

4-5 баллов

Рустам М.

25%

0-3 балла

Резеда Ш.

Марат Г

50%

Муслима У. улучшила свои показания .стала намного внимательнее.

Рустам М . тоже перешел в группу более состедоточенных детей.

Средний уровень внимания продемонстрировал Мурат Г.

Достаточно высокий уровень внимания показала Резеды Ш.1реб(25%) - (0 – 3балла).



Методика «Корректурная проба»

Выводы об уровне развития свойств внимания были сделаны по следующей шкале:

10 баллов - нет ошибок;-Резеда Ш.

8-9 баллов - 1 ошибка;-Мурат Г.

6-7 баллов - 2-3 ошибки;-Рустам М.

4-5 баллов -4-5 ошибок;-Муслима У.

0-3 балла - больше пяти ошибок,-

Таблица 4

Уровень развития свойств внимания детей на контрольном этапе эксперимента

Количество набранных баллов

Список детей

% от общего числа испытуемых

10 баллов

Резеда Ш.-

25 %

8-9 баллов

Мурат М

25%

6-7 баллов

Рустам М..

25%

4-5 баллов

Муслима У

25%

0-3 балла

0%

Внимание детей младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента заметно улучшилось.

Для умственно отсталых детей отмечается специфическое нарушение внимания. Подготовка ребёнка с УО к целенаправленному процессу развития внимания решается через систему дидактических игр специальных занятий и упражнений, проводимых как с целым классом, так и индивидуально. Это обусловлено типологическими и индивидуальными особенностями школьников с УО. Наиболее диагностичными являются методики, включающие в себя наборы постепенно усложняющихся проб. Увеличение трудности задания приводит к возрастанию различий между группами испытуемых. Проведённое исследование позволило рассмотреть сущность понятия внимания в аспекте развития, выявить особенности развития свойств внимания младших школьников с УО.

Анализ результатов диагностики показал, что уровень развития свойств внимания детей изменился. Дети стали внимательнее.































Заключение



Проведенное исследование позволило нам рассмотреть сущность понятия свойств внимания в аспекте развития, выявить особенности развития внимания младших школьников с УО. Рассмотрев дидактические средства развития внимания младших школьников с УО и методики, выделены уровни развития внимания младших школьников, а именно – низкий, средний и высокий.

У детей с лёгкой степенью УО отмечаются своеобразные особенности развития внимания - трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и лёгкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность, трудности распределения, замедленная переключаемость, маленький объём. Присущие обучающимся нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.

Для умственно отсталых детей отмечается специфическое нарушение внимания. Подготовка ребёнка с УО к целенаправленному процессу развития внимания решается через систему специальных занятий и упражнений, проводимых как с целым классом, так и индивидуально.

Коррекционная работа заключалась в серии проведения дидактических игр направленных на развития свойств внимания детей с легкой степенью УО. Занятия проводились 2 раза в неделю, с группой детей и индивидуально , занятие длилось 30 мин. Для умственно отсталых детей отмечается специфическое нарушение внимания. Подготовка ребёнка с УО к целенаправленному процессу развития внимания решается через систему специальных занятий и упражнений, проводимых как с целым классом, так и индивидуально. Это обусловлено типологическими и индивидуальными особенностями школьников с УО. Наиболее диагностичными являются методики, включающие в себя наборы постепенно усложняющихся проб. Увеличение трудности задания приводит к возрастанию различий между группами испытуемых. Проведённое исследование позволило рассмотреть сущность понятия внимания в аспекте развития, выявить особенности развития свойств внимания младших школьников с УО.

На первом этапе нами был выявлен уровень внимания: Муслима У.оказалиась очень невнимательной(25%) -11 баллов. Для Рустама М.(25%) - характерен средний уровень внимания (8 – 9 баллов), Мурат Г (25%) (6-7баллов), достаточно высокий уровень внимания характерен для Резеды Ш. (25%) (4 – 5 балов) и 0детей (0 – 3балла)

Коррекционная работа заключалась в серии проведения дидактических игр направленных на развития свойств внимания детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Занятия проводились 2 раза в неделю с группой детей и индивидуально, занятие длилось 30мин.

На третьем этапе нами были выявлены следующие результаты: в разряд очень невнимательных не вошел никто (0%) -.Муслима У ( 25%) - (8 – 9 баллов). Для Рустама М. характерен средний уровень внимания (25%) (6-7баллов). Для Мурата Г. (25%) – (4 – 5 балов). Достаточно высокий уровень внимания характерен для Резеды Ш. (25%) - (0 – 3балла) .

Анализ результатов диагностики показал, что уровень развития свойств внимания детей изменился. Дети стали внимательнее.

Анализ результатов контрольного эксперимента с очевидностью доказывает тот факт, что в результате коррекционно-развивающей работы деятельность детей стала более произвольна, контролируема и регулируема, увеличилась заинтересованность детей не только результатом, но и операционно-технической стороной деятельности, что невозможно в условиях спонтанного обучения.

Цели и задачи коррекционного этапа выполнены успешно и цели и задачи дипломной работы выполнены.

Гипотеза исследования, что процесс внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью развивается и требует специально организованного формирования нашла свое подтверждение. Если в процессе обучения детей данной категории использовать дидактические игры на развитие внимания то можно существенно развить различные виды и свойства внимания у учащихся с умственной отсталостью

















Список литературы



1.Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М.: Просвещении, 2005.-326 с.

2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2009. – 287 с

3.Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2005.-290 с.

4.ВайнерМ.Э. Дети. Эмоции. Школа. / М.Э. Вайнер. - Обнинск, Обнинск, 2001. – 183 с. 

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика)

6.Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с

недостатками речи: Учебно-методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр,

2011. – с. 29.

7.Венгер А. Л, Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников .- М .: Владос-Пресс, 2007. - 160 с.

8.Войлокова Е.Ф, Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с

интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005 –

304 с.

9.Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: Учеб.пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 400 с.

10.Гаврилушкина, О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа : учеб.-метод. пособие / О.П. Гаврилушкина. – М. : Дрофа, 2010. – 207 с.

11. Гатанова, Н.В. Развиваю внимание. СПб.: Питер, 2000. - 198 с.

12. ДаниловаЛ.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевогоразвития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 144с

13.Дормашев, Ю.Б. Психология внимания. 2002.-526 с.

14.Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М.: Просвещение, 2006. - 272с.
15.Забрамная, С.Д. Изучаем, обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т. Н. Исаева. – М.:ТЦ «Сфера», 2007.- 64с.

16. Зикеев А. Особенности работы на уроках развития речи в подготовительных классах школ

для слабослышащих детей // Дефектология. – 2000. - №3. – С. 42-48.

17. Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н.А. Зайцева: материалы междунар. научно-практической конференции, Минск, 9-11 марта 2006 г./ под редакцией И.Н.Логиновой. - Мн.: АПО, 2006.-195с.

18.Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., , Перминова Г.А., Чугунова А.И., Пайкова А.М., Склокина

Н.А. Материалы курса ―Основы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с

выр

19.Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин,

Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.аженными нарушениями развития‖. – М., 2008.



20.Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. – М.:

Педагогическое общество России, 2000. – 128 с.

21.Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учеб.пособие для студентов сред. пед. уч. заведений / под ред. Г. Ф. Кумариной.- М.: «Академия», 2001.- 320с.

22.Маклаков, А.Г. Общая психология: Учеб.для вузов. - СПб: Питер, 2007. - 582с.

23.НемовР. С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики 4-е изд. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 640 с.

24.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006. – 382с.

25. Обухова Е.Ю. Возрастная динамика регуляции зрительно - пространственного внимания детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 2006.- № 6.- С. 36 - 41.

26.Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-обучающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / под ред. С.Е. Гайдукевича.- Мн.: «БГПИ им.М.Танка», 2007.- 144с.

27.Отбор детей во вспомогательную школу / Под ред. Т. А. Власовой и др. - М.: Педагогика,

2003. – 164 с.

28.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. - М.: Научно-исследовательский

институт дефектологии АПН РФ, 2003. - 90c.



29. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002. - 156 с.



30. Поздняков С.В. Тестирование в психологической диагностике. - М., 2009. - 125 с.

31.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2003. с.150-157.

32.Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 2008. - с.321-325.

33.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 2008.

34.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений

и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и

Д, 2003. – 47с.

35.Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у

школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями

развития. – 2006. – № 3. – С. 37-41

36.Андреев О.А. Тренируйте внимание. - М,: Просвещение. 2004

37.Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка - М.: Роспедагенство,2004.



38.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 2003.

39..Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М..1999.

40..Гаяьперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1998.

41.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

42.Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 2000.

43.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-воЛГУ, 2005.

44.Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.-М.:ЦГЛ, 2002

45.Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991.

46.Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского. - Минск: Университетское,2003.

47.Кладки Р, Память человека; структуры и процессы. - М.: Мир, 1999

48..КоломинскийЯ.Л.Человек: перташогая. -М.: Просвещение,1980.

49.Люблинская А.А. Детская психология. -М.: Просвещение,1998.

50.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития оребенка, -М.: Линка-Пресс,1997

51.Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Владос, 1995.

52.Немов Р.С. Психология.В 3-х т. Кн.1. - М.: Владос,2001.

53..Николаи И. Загадки тысячелетий: Что мы знаем о памяти. - М.: Мир,1988.

54.Нуркова В.В. Психология.- М.: Юрайт, 2004.

55.Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью// Вопросы психологии.- 1982. - №2. - С. 10-12.

55.Преподавание в начальных классах. Психолого-педагогическая практика. - М.:ЦГЛ, 2003.

56.Психология/ Под ред. Б.Н.Рогова. - М.: МарТ,2004.

57.Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,- М.; ЧеРо, 2000.

58.Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей, - М.; Флинта,2013.

59.РатановаТ.А.Психодиагностические методы изучения личности. -М.: Флинта, 2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!