Игры «Найди рифму», «Закончи предложение», «Наоборот», «А что было потом?», «Отгадай, какую картинку спрятали», «Да и нет – не говори»,
«Летает – не летает».
Цель и задачи: способствовать развитию познавательного интереса и когнитивных процессов у дошкольников; развитие речи, расширение словарного запаса дошкольников.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих.
2. Основная часть.
Педагог:
- Ребята мы продолжаем готовиться к школе и в этом нам помогут игры. Вы готовы?
Дидактическая игра «Найди рифму»
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа с мочалкой … (мыли)
Каждый тут в лесу талант —
И певец, и … (музыкант)
Без работы, хоть убей,
Жить не может … (муравей)
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для … (нас)
Кто один имеет рог? Отгадайте! … (носорог)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - …(осьминог)
В реке большая драка:
Поссорились два …(рака)
Слон шагает по дороге
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный … (рост).
Если будешь ты все знать,
То получишь в школе … (пять).
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Взрослый говорит незаконченное предложение, а ребёнок договаривает незаконченное слово:
Зимой метель... (метёт).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Деревья зимой... (спят).
Под снегом травка зимой... (греется).
Зимой насекомые... (прячутся).
Рыбак поймал…(рыбу).
Дидактическая игра «Наоборот»
Педагог говорит слова, а дети называют другие слова – наоборот. Например: день-ночь.
Слабый -… (сильный), пасмурно - … (солнечно), хороший -… (плохой), утро - … (вечер), улыбаться - … (плакать), весело - … (грустно), сидеть - … (стоять).
Дидактическая игра «А что было потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры: Дети садятся полукругом. Педагог объясняет правила игры: Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.
Можно ввести игровой такой момент: педагог поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Педагог начинает: Например, «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее – ложимся спать.
Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Физкультминутка.
Дидактическая игра «Отгадай, какую картинку спрятали»
Цель: развитие памяти, запоминания и припоминания.
Ход игры: дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. (см. приложение)
Дидактическая игра «Да и нет – не говори»
Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая мяч кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. (Например: какого цвета зубы? Тебя зовут Таня?).
Дидактическая игра «Летает – не летает»
Дети должны отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.
Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, - разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».
Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…
Эта игра проводиться на выбывание. Кто ошибается садиться за стол. Тому ребенку, который выигрывает, остальные ребята аплодируют.
3. Итог занятия.
Рефлексия.