СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дидактическая игра как средство ФЭМП дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по направлению "Формирование элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста"

Просмотр содержимого документа
«"Дидактическая игра как средство ФЭМП дошкольников"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62 «Березка» комбинированного вида города Белово»














Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений

дошкольников



Описание опыта работы























Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

1. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

1.1. Элементы дидактической игры…………………………………………..4

1.2. Значение и место дидактических игр для детей младшего

возраста…………………………………….……………………………...7

2. Опыт работы по применению дидактической игры для математического развития дошкольников………………………………………………………...12

Литература……………………………………………………………………….22

Приложения……………………………………………………………...………24




























Введение



Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.






3

1. Дидактические игры по формированию

элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста


1.1. Элементы дидактической игры.


В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько - печатные;

в) словесные;

г) игры с геометрическими фигурами;

д) игры на ориентировку в пространстве;

е) игры на логическое мышление.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила, игровые действия и результат. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой непосредственно образовательной деятельности. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать

4

очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Проанализировав дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то оказалось, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, которые применяю на непосредственно образовательной деятельности, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.

5

Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность мне формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры добиваюсь проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, я их постепенно, терпеливо формирую. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра будет протекать сумбурно и потеряет свою воспитательную ценность.

Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Я стараюсь научить их этому. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама

6

обращается со своим ребенком. Вот это я и использую, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если всегда будут прививаться в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.

Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.



1.2. Значение и место дидактических игр для детей дошкольного возраста


Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть организованной образовательной деятельности. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно — вне организованной образовательной деятельности.

Дидактические игры, используемые в самостоятельной деятельности детей, должны проходить хотя и самостоятельно, но под наблюдением и, в некоторых случаях, руководством воспитателя. Чем же тогда самостоятельные дидактические игры отличаются от сюжетно-ролевых игр?

Всю дидактическую игру ребенок получает в готовом виде, и поэтому дети могут играть самостоятельно только в те дидактические игры, структура которых им хорошо знакома.

В сюжетно-ролевой же игре вся структура игры придумывается самими детьми.

7

Дидактические игры, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, подчинения определенным правилам, сосредоточения внимания, сдержанности, усидчивости. А поэтому очень важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно проводить самостоятельные дидактические игры детей. Решая этот вопрос, педагогу, прежде всего, необходимо установить степень умственного напряжения, которое потребует от детей в течение дня непосредственно образовательная деятельность и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. И второе, очень важное обстоятельство, — сможет ли педагог уделить достаточно внимания руководству самостоятельными дидактическими играми детей.

Утреннее время отводится для непосредственно образовательной деятельности, а поэтому дети могут утром, до занятий, поиграть лишь в дидактические игры, связанные с движениями и с не очень сложными правилами.

После организованной образовательной деятельности, на прогулке, дети должны побегать, а поэтому проводятся подвижные и ролевые игры. Далее детей занимают знакомыми дидактическими играми, которые помогут переключить их энергию на умственную деятельность.

Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр — это время после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры, а также интересно поиграть в уже знакомые игры. Да и воспитатель сможет уделить больше внимания руководству самостоятельными дидактическими играми детей.

Чередование разных видов игр менее утомительно для детей и дает возможность более эффективно осуществить всестороннее развитие.

Как же может воспитатель руководить этими играми? Учитывая, что это самостоятельные игры детей, педагог не должен допускать, чтобы они

8

проходили только ради развлечения детей. Воспитатель должен заранее продумать, на кого из детей необходимо обратить особое внимание в игре с целью воспитания положительных черт личности (внимания к товарищам, доброжелательности). Для этого педагог подбирает ряд дидактических игр, которые хорошо знакомы детям, подбирает и необходимые предметы, с которыми связаны вопросы решения программы (овощи, фрукты, картинки животных, игрушки).

Во второй половине дня педагог может интересоваться у детей кто из них в какую игру хочет играть, например, кто хочет поиграть и предлагает те дидактические игры, которые дети хорошо знают. После организации играющих групп (их может быть две, три, четыре) педагог выбирает ведущих из тех детей, которые могут организовать вокруг себя остальных играющих. Если игра связана с выполнением определенной роли — воспитатель может поручить роль, связанную с заботливым отношением к играющим, тому ребенку, который в обычной жизни группы плохо относится к своим товарищам.

В самостоятельных дидактических играх каждый ребенок решает дидактическую задачу и выполняет игровое действие по-своему. В игре он показывает свой опыт, знания, самостоятельность в достижении цели, умение преодолевать трудности, привлечь к игре товарищей, согласовать свои желания с желаниями других детей, уступить, если нужно, желаниям коллектива. Если у ребенка этих умений и навыков нет, то их формирует взрослый.

Самостоятельные игры так же, как и те дидактические игры, которые используются на непосредственной образовательной деятельности, тесно связаны с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Они способствуют уточнению, закреплению и расширению получаемых детьми знаний. В самостоятельных играх дети применяют полученные знания о предметах и явлениях окружающей жизни.

9

Игры заставляют их думать, вспоминать, а это очень важно для развития умственных способностей детей.

К. Д. Ушинский писал, что повторять изученное лучше всего в условиях противоположных тем, в которых ребенок их получил. Вот этими другими условиями, по сравнению с непосредственно образовательной деятельностью, и являются дидактические игры. В ходе игры ребенок незаметно для себя закрепляет знания, полученные ранее, и учится ими пользоваться в игровой обстановке.

Все дидактические игры в самостоятельной деятельности младших дошкольников должны быть построены на знаниях детей. Если необходимых знаний у детей нет, игры не получится. Поэтому, чтобы дидактические игры обеспечивали разностороннюю деятельность и удовлетворяли интересы детей, необходимо подбирать их, придерживаясь примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада именно для младших дошкольников.

Следующее не менее важное положение в развитии самостоятельных дидактических игр детей — это правильный подбор игрушек и игр.

Отдельные игрушки и настолько - печатные игры, которые не вызывают у детей интереса, можно убирать, а через некоторое время вносить снова в группу, и дети с ними будут играть с удовольствием.

В группе должно быть достаточное число игр и игрушек ( куклы с набором необходимых комплектов одежды, мебель, посуда, предметов культурного быта (телефон), орудия труда в быту, различные виды транспорта, игрушки, изображающие животных, птиц, зверей).

Так же, в группе должно быть достаточное число настольно-печатных игр, лото, домино, и др. (как для закрепления знаний, так и для работы с детьми с опережающим развитием и для детей с ОВЗ /особыми возможностями здоровья/).

Для проведения дидактических игр должны быть собраны наборы из

10

природного материала (разнообразные семена, листья), картинки о природе, о жизни семьи, об окружающих явлениях, средства передвижения (по суше, воде и в воздухе), картинки с предметами обихода, одежды, животными домашними, дикими, птицами, овощами, фруктами, ягодами, злаками и т. д.

Помимо картинок, в группе должны иметься такие игры, как мозаика, кубики разных размеров, флажки и другие. Все игрушки разного цвета и различной величины.

Дидактические игры и игрушки в группе располагаются так, чтобы все дети знали, где они могут их взять. В группе выполняться правило «Каждой игрушке свое место». Это приучает детей к порядку и дисциплине.




















11

2. Опыт работы по применению дидактической игры для математического развития младших дошкольников


Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи .

Для определения эффективности своей работы провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр. Основная цель диагностического исследования: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал, нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно использовать большее количество дидактических игр и упражнений. Поэтому, в рамках работы по самообразованию углубленно изучила  тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством  дидактических игр».

Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.  В. А. Сухомлинский в своих работах отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного

12

развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра.

Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников,   закреплять их  представления   о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени. 

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Работая по данной теме, поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.

  2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.

  3. Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.  

Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация

13

предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т.д. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического содержания на все возрастные группы.

Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей  выстраиваю  с учётом следующих принципов:

  1. Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.                                                                        

  2. Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.          

14

  1. Целостность-формирование у дошкольников целостного представления о математике.

  2. Научность.

  3. Системность  – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников использую следующие инновационные  методы и приемы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Для этого даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

  • сравнение;(например в упражнении «Покормим белочек» предлагаю покормить белочек грибочками, маленьким белочкам – маленькие грибы, большим –большие. Для этого дети сравнивают размер грибов и белочек, делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с заданием.

  • решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск различий. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный

15

элемент.

  • воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и дорисовать ее.

  • здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической тематикой). Создала картотеку физминуток( «Мыши», «Раз,два –выше голова», «Мы катались» и д.р) и пальчиковых игр. («1,2,3,4,5..»,) математического содержания.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками провожу в различных формах:

  • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная образовательная деятельность « Путешествие по группе», «В гостях у цифры 7», «Поиграем с Винни-Пухом», развлечение «Математический КВН».

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях (« Найди такой же формы как у меня, предметы в группе», «Соберем бусы для куклы Маши»); беседы (« Какое сейчас время года, какое время года будет после..»);

  • самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.

Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений разделила их на группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествия во времени.

3. Игры на ориентировку в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

16

5. Игры на логическое мышление.

Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

1.   К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с понятиями «один-много», путем сравнивания равных и неравных групп предметов (дидактические игры «Белочки и орешки», «Рассели животных в домики»); «широкий –узкий», « короткий –длинный», используя приемы наложения и сравнения двух групп предметов(дидактические игры « Покажи дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики»). Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Делала это для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

Дидактические игры, такие как «Составь табличку», «Кто первый назовет, чего не стало? «Бабочки и цветы»  и многие другие использую в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на  занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

 2. Игры – путешествие во времени использую для знакомства детей с днями недели,  названиями  месяцев, их последовательностью( дидактическая игра «Когда это бывает»).

   3.  В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по

17

отношению к другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»).

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?», «Найди схожую по форме», «На что похоже».

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Решение вопроса о том, как использовать дидактические игры в процессе дошкольного обучения, во многом зависит от самих игр: как в них представлены дидактические задачи, какими способами они решаются и  какова в этом роль воспитателя.

Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные требования, своеобразие дидактической игры, творчески создаю новые игры, включаемые в фонд педагогических средств. Каждая игра, повторенная несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые игры поощряю, незаметно оказывая детям помощь. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в организации материального центра игры – в подборе игрушек, картинок, игрового материала, в определение содержание игры и ее задач, в продумывание игрового замысла, в объяснении игровых действий, правила игры, в налаживании взаимоотношение детей, в руководстве хода игры, в учете ее воспитательного воздействия. 

Работая с детьми младшего возраста, сама  включаюсь   в игру. Вначале   привлекаю детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым  вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним. 

18

В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста  в  ходе дидактических игр  наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском  саду - родители закрепляли дома. Использую разные формы работы  с родителями:

 -общие и групповые родительские собрания;

-консультации, например, «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»;

- изготовление дидактических игр совместно    с родителями;

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

 -совместное создание предметно-развивающей среды;

-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. 

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную  и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:

19

- общие и групповые родительские собрания на темы: «Занимательная математика»,  «Моя математика», «Путешествие в страну математики» и др.;

- консультации для родителей: «Дидактическая игра в жизни ребёнка»; «Яркие и интересные игры», «Математика и логика для детей», «Учим математику дома», «От игры к учёбе», «Математика в повседневной жизни ребёнка», «Почему ребёнку нужна игра»;

- проекты с участием родителей: «Занимательная математика в детском саду»;

- изготовление совместных игр с родителями;

- мастер-класс для родителей;

- дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное создание предметно-развивающей среды.

Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители с детьми закрепляли дома.

Семья и детский сад это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным

20

образом скажется на его умственном развитии. 


































21

Список литературы


  1. Альтхауз, Д., Дум Э. Цвет, форма, количество [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум. - М.: Просвещение 1984г.

  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение 1991г.

  3. Ветер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Ветер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение 1989г.

  4. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Ф.А.Сохина.- М.: Просвещение 1986г.

  5. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева.– М.: Просвещение 1992г.

  6. Звонкин, А.В. Малыш и математика [Текст] / А.В. Звонкин. – М.: Просвещение 1983г.

  7. Касабуигский, Н. И. и др. Математика "О" [Текст] / Н. И. Касабуигский. — Минск, 1983.

  8. Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте [Текст] / В.И. Логинова. – Ленинград, 1990г.

  9. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение 1984г.

  10. Новикова, В.П. Математика в детском саду [Текст] / В.П. Новикова. – М.: Мозаика Синтез 2008г.

  11. Столяр, А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О" [Текст] / А.А. Столяр.– Минск: Народная асвета, 1983.

  12. Тарабанина, Т.И., Ёлкина Н.В. И учёба, и игра: математика [Текст] / Т.И. Тарабанина, Н.В. Ёлкина. - Ярославль.: 2000г.

  13. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении

22

дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. - Минск 1997г.

  1. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлкр. - М., "Просвещение", 1981.



























23

Приложение

Математические загадки


У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели. 
Один убежал, а второй в след глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?

На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок. 
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. 
Сколько стало щенят?

Щука в озере жила, 
Червячка с крючка сняла. 
Наварила щука щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши:
- Щи у щуки хороши!
Сколько всего было рыбок?

На полянке у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов.
Сколько крот нашел грибов?

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?





24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!