СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Диалоги о статистике: элементы математической статистики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа

элективного курса

по математике в 10 классе

 

 

«Диалоги о статистике: элементы математической статистики»

 

34 часов

 

Автор: О.А. Оруждова

Просмотр содержимого документа
««Диалоги о статистике: элементы математической статистики»»














Рабочая программа

по спецкурсу.

Математика


учителя первой квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 16

Курского муниципального района

Ставропольского края


Мурадовой Оксаны Расуловны










2016 – 2017 учебный год




Программа

элективного курса

по математике в 10 классе



«Диалоги о статистике: элементы математической статистики»


34 часов


Автор: О.А. Оруждова





Составитель: учитель математики

Мурадова О.Р






2016


Пояснительная записка

В последнее десятилетие в России произошли коренные экономические преобразования, связанные с переходом к рыночным условиям хозяйствования. В условиях развития рыночных отношений большую роль в управлении экономикой играет статистика, которая осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации о различных явлениях и процессах общественной жизни, характеризующей развитие экономики и необходимой для принятия управленческих решений. Поэтому статистика занимает важное место в системе подготовки будущих специалистов по экономике, позволяет ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, окружающем нас.

Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, успешно освоивших базовый курс математики, направлен в основном на поддержку профильного предмета экономики. Он позволяет ученику сориентироваться в выборе будущей профессии, даст возможность проявить себя и добиться успеха в новых видах деятельности.

Содержание электива в базовых курсах представлено очень кратко, отдельные вопросы рассматриваются в разделе "Теории вероятности", который в включен в программу по математике.

Цели изучения элективного курса:

  • раскрыть предмет, методы и задачи статистики в условиях развития рыночных отношений;

  • помочь учащимся овладеть статистическими методами сбора, группировки, составления сводки и наглядного изображения статистической информации;

  • выработать умения и навыки вычисления обобщающих показателей, их экономической оценки.



Требования к уровню подготовки учащихся:


В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

  • иметь представление об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений;

  • знать основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации; статистические показатели и способы их расчета;

  • научиться выполнять необходимые расчеты обобщающих показателей и давать им экономическую оценку; использовать специальную литературу, справочный материал и средства вычислительной техники.


Учебный материал должен излагаться в доступной для учащихся форме с сохранением научной основы содержания, логики изложения. Необходимо постоянно обращать внимание на прикладной характер статистической науки, показывать, где и когда осваиваемые теоретические и практические навыки могу быть использованы в будущей практической деятельности.


Практические занятия по курсу должны обеспечить достаточный уровень самостоятельной работы учащихся по решению задач, способствующих усвоению правил построения рядов, таблиц, графиков, способов вычисления их экономической оценки, а также направленной на привитие навыков работы с учебной литературой, составления конспектов.


На изучение элективного курса отводится 34 часа.

Методы и приемы, используемые при обучении:

  • Принципы технологии уровневой дифференциации

  • Блоки домашних заданий по алгебре

  • Применение интерактивной доски на различных этапах учебной деятельности для активизации учебного процесса





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Предмет, метод и организация статистики в Российской Федерации. Основные понятия (2 ч.).

Понятие и значение статистики. Предмет и методы статистики. Приемы и методы статистики Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по статистике, его значение, функции и стуктура. Республиканские, областные комитеты и управления статистики. Городские и окружные (районные) управления и отделы статистики, их функции. Основные понятия в статистике: статистическая совокупность, статистическая единица, статистический признак, варианты и т.д.

После изучения темы учащиеся должны знать:

  • предмет и основные задачи статистики;

  • методы, используемые в статистическом анализе

уметь:

  • осуществлять основные этапы статистического исследования, пользоваться литературными источниками, нормативными актами и другими материалами по проблемам статистики.





Тема 2. Статистическое наблюдение (4 ч.).

Статистическое наблюдение, его значение и этапы проведения. План, цель, объект, единица, программа наблюдения; статистические формуляры и инструкции. Организационные вопросы плана статистического наблюдения: органы наблюдения; время и критический момент, место наблюдения; способы проведения наблюдения.

Виды статистического наблюдения по времени регистрации (текущее, периодическое и единовременное), по охвату единиц совокупности (сплошное и несплошное) и по форме организации (статистическая отчетность и специально организованное наблюдение). Ошибки статистического наблюдения: случайные и систематические; преднамеренные и непреднамеренные. Контроль данных статистического наблюдения: формальный, арифметический, логический.

После изучения темы учащиеся должны знать:

  • сущность и задачи статистического наблюдения;

  • основные понятия статистического наблюдения (единица, объект, программа);

  • формы, виды и способы наблюдения;

научиться:

  • определять ошибки статистического наблюдения;

  • осуществлять логический и арифметический контроль статистических данных.



Тема 3. Учет и группировка данных. Таблицы и графики (7 ч.).

Понятие сводки и группировки, их значение и задачи. Виды группировок. Число групп и интервалов в количественной и качественной группировках. Ряды распределения, их виды. Элементы вариационного ряда. Статистическая сводка и ее виды. Программа статистической сводки и результаты сводки.

Статистические таблицы, их значение и использование в экономических исследованиях. Виды таблиц: простые, групповые, комбинированные. Требования, предъявляемые к построению и оформлению таблиц. Статистические графики1, их значение и основные элементы. Классификация графиков. Виды графических изображений и правила их построения. Диаграммы: столбиковые, линейные, секторные, фигурные.

После изучения темы учащиеся должны знать:

  • понятия сводки и группировки статистических данных;

  • виды группировок (типологическая, аналитическая, многомерная);

  • виды статистических таблиц и графиков;

  • понятие и классификацию видов графиков;

  • виды статистических графиков и их применение;

уметь:

  • выбирать группировочный признак;

  • осуществлять сводку и группировку статистических данных;

  • строить и анализировать статистические таблицы;

  • строить различные виды графиков, анализировать их содержание.



Тема 4. Средние величины статистических рядов (7 ч.).

Сущность, значение и условия применения средних величин. Средняя арифметическая: простая и взвешенная. Вычисление средних. Основные свойства средней арифметической. Средняя гармоническая: простая и взвешенная. Средняя хронологическая, ее применение. Понятие о моде и медиане. Вариация, среднее квадратичное отклонение.

После изучения темы учащиеся должны знать:

  • понятие средних величин, их виды и способы определения;

  • структурные средние (мода и медиана);

  • показатели вариации; размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации;

уметь:

  • вычислять средние величины и показатели колеблемости величины качественного признака.

Тема 5. Выборочное наблюдение (4 ч.).

Понятие о выборочном наблюдении. Генеральная и выборочная совокупности и их характеристики. Виды, методы и способы отбора выборочной совокупности. Индивидуальный и групповой, повторный и бесповторный, случайный, механический, типический, серийный, комбинированный отбор. Ошибки выборочного наблюдения, их виды и способы вычисления. Способы распространения результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Определение численности совокупности выборочной совокупности для проведения наблюдения.

После изучения темы учащиеся должны знать:

  • теоретические основы выборочного наблюдения;

  • значение, задачи, причины и условия применения выборочного наблюдения;

  • классификацию методов несплошного наблюдения (методы основного массива, анкетное наблюдение, монографическое наблюдение, выборочное наблюдение);

уметь:

  • применять основные способы отбора единиц из генеральной совокупности;

  • использовать на практике выборочный метод в статистике.







Тема 6. Статистическое изучение связи между явлениями (8 ч.).

Изучение связей между социально-экономическими явлениями. Виды и формы связей. Статистические методы выявления связи между явлениями: балансовый, метод группировок, графический метод. Корреляционный анализ связи: задачи, этапы, выбор уравнения и расчет его параметров, интерпретация уравнения. Оценка тесноты связи между явлениями. Эмпирическое и корреляционное отношения. Линейный коэффициент, индекс корреляции.

После изучения темы учащиеся должны знать:

  • понятие корреляционной связи и моделирования;

  • параметры линейной корреляции;

  • понятие коэффициента корреляции;

  • множественной уравнения регрессии;

уметь:

  • составлять уравнение корреляционной связи;

  • составлять уравнение парной регрессии;

  • вычислять параметры парной линейной корреляции;

  • вычислять коэффициенты корреляционных рангов;

  • строить множественные уравнения регрессии.



Список литературы

1. Бутузов, В.Ф. Математика: учебно-методическое пособие для 11 кл. /

В.Ф. Бутузов. Ю.М. Колягин и др. - М.: Просвещение. 1996.

2. Гарит, В. Математика: учебник для 10 кл. / В. Гарит, И. Акири. - Молдова.

3. Макарычев, Ю.М. Алгебра: Элементы статистики и теории вероятности / Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - М.: Просвещение. 2003.

4. Толстик, Н.В. Статистика: учебно-методическое пособие для студентов /

Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.
















Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Количество часов


Тема 1. Предмет, метод и организация статистики в Российской Федерации. Основные понятия.

2


Тема 2. Статистическое наблюдение.

4

1.

Статистическое наблюдение, его значение и организация

2

2.

Виды статистического наблюдения

2


Тема 3. Учет и группировка данных. Таблицы и графики

7

3.

Сводка и группировка статистических данных

2

4.

Статистические таблицы и графики

1

5.

Изображение структуры качественной совокупности

2

6.

Практическое занятие: группировка и сводка статистических данных, построение таблиц и запись в них результатов сводки

2


Тема 4. Средние величины статистических рядов

7

7.

Средние величины, их сущность и значение

1

8.

Средняя арифметическая, медиана, мода

2

9.

Средняя гармоническая и средняя хронологическая

2

10.

Практическое занятие: вычисление средних величин и их экономическая оценка

2


Тема 5. Выборочное наблюдение

4


Выборочное наблюдение и организация его проведения

2


Практическое занятие: вычисление показателей выборочного наблюдения и их экономическая оценка

2


Тема 6. Статистическое изучение связи между явлениями

8

13.

Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений

2

14.

Практическое занятие: расчет параметров аналитического уравнения и их экономическая оценка

2

15.

Экскурсия. Посещение отдела статистики

2

16

Зачет, или контрольная работа, или защита реферата, проектной работы

2

17.

Резерв времени

2


Всего

34






Программа

элективного курса

по математике в 11 классе



«Математика для экономистов»


34 часов


Автор: М.Е. Козина





Составитель: учитель математики

Мурадова О.Р







2016





Пояснительная записка

Современный выпускник школы не получает представления об экономике как совокупности методов, создающих условия для выживания и прогресса человечества. Поэтому создание этого элективного курса необходимо для того, чтобы включить учащихся в типичные для экономических вузов, показать им важность применения математического аппарата в экономических изысканиях, научить математически рассчитывать и показывать, "как государство богатеет и чем живет".

Курс рассчитан на 34 учебных часа. Его можно расширить за счет включения в него элементов логического мышления и работы с графами.

Первые темы курса предполагают знакомство учащихся математическим моделированием. Под моделью мы будем понимать приближенное описание какого-либо явления внешнего мира, выраженное с помощью математической символики и заменяющее изучение этого явления исследованием и решением математических задач. С математическим моделированием учащиеся встречаются при решении текстовых задач, но при этом упор делается на нахождение ответа, а в рамках элективного курса внимание акцентироваться на построении модели, ее уточнении после исследования, сравнении результатов, полученных при работе с моделью с реальностью и прогнозами. Помимо перевода экономических задач на язык математического моделирования, предполагается рассмотреть уже известные, апробированные математические модели - задачи на выбор оптимального решения среди альтернативных, а далее эти же задачи на оптимизацию решаются с помощью нового для учащихся математического аппарата - матричного счисления. Эти дополнительные сведения, далеко входящие за рамки основного курса, помогут школьнику, избравшему экономическое направление, осознано воспринимать широко используемые в экономике оптимизационные модели.

Следующие темы предполагают изучение математических моделей в банковских операциях. Рассматриваются простые и сложные проценты, в связи с этим повторяются темы "Арифметическая прогрессия" и "Геометрическая прогрессия".

Далее учащиеся знакомятся с понятием производственной функции - зависимости количества окончательного продукта, которое может произвести фирма, от объема затрат ресурсов на производство. В этом случае предстоит находить значение функции, значение аргумента, решать уравнения и их системы.

Завершающей темой курса является решение задач, связанных со спросом и предложением. Ребята будут строить графики, читать их, учиться рассуждать, обосновывать свои прогнозы вычислениями.

Таким образом, содержание курса направлено на выработку общих учебных умений и навыков по решению математических задач с экономическим содержанием, а также на формирование обобщенных способов познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.

В процессе изучения курса учащиеся могут включится в такие виды деятельности, как:

  • поиск и анализ экономической информации, т.ч. с помощью Интернета;

  • перевод полученной информации на математический язык - моделирование;

  • решение математических задач с экономическим содержанием;

  • работа в группах при решении задач или участие в проекте;

  • устные выступления учащихся с последующей дискуссией;

  • оформление результатов деятельности в форме решения проблемной задачи, компьютерной презентации и т.д.


Входной контроль предполагает проверку знаний экономических терминов. Текущий контроль представлен типовыми задачами. Поскольку курс предполагает личностно-ориентированный подход, то школьники могут выбирать или не выбирать участие в проектах.

Оценка работы учащихся в процессе изучения курса дихотомическая: зачет и незачет. Для получения зачета достаточно:

  • предоставить конспект занятий;

  • успешно пройти не менее 4 заданий текущего контроля;

  • участвовать в одном из проектов или активно работать в группе на итоговом контрольном занятии.

Формой итоговой отчетности может быть защита проектов или групповая работа с презентацией решенных задач в форме"математического боя".

Цели курса: создать условия для получения старшеклассниками знаний в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, продемонстрировать типичные для экономических вузов способы учебной деятельности.

Задачи курса: 1. Повышение интереса к математике за счет насыщения математических моделей экономическим содержанием, введения элементов матричного исчисления;

2. Познакомить учащихся с применяемым в экономике математическим аппаратом;

3. Дать опыт коммуникативной, творческой, проектной деятельности.

Обязательные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • осознанно воспринимать широко используемые в экономике оптимизационные модели, решать прикладные задачи на максимум и минимум;

  • уметь проводить расчеты операций с деньгами и ценными бумагами;

  • уметь читать графики спроса и предложения;

  • уметь вычислять значения производственных функций в простейших ситуациях;

  • использовать полученные знания в практической, исследовательской, проектной деятельности и повседневной жизни;

  • уметь представлять результаты своей деятельности, отстаивая свою точку зрения в дискуссии.

Список литературы

Для учителя:

1. Башарин, Г.П. Элементы финансовой математики / Г.П. Барашин // Математика: приложение к газете "Первое сентября". - 1995. - № 27.

2. Бутузов, В.Ф. Математика: учебник для экономистов. 10-11 кл. / В.Ф. Бутузов, Ю.М. Калягин и др. - М.: САНТАК-ПРЕСС, 1996.

3. Винокурова, Е.Н. Экономика в задачах / Е.Н. Винокурова // Математика: приложение к газете "Первое сентября". - 1998. - № 34.

4. Крылова, О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / О.Н. Крылова; под ред. А.П. Тряпициной. - СП.: КАРО, 2005.

5. Степанова, В.М. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / В.М. Степанова; под ред. А.П. Тряпициной. - СП.: КАРО, 2005.

6. Трунин, В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: пособие для учащихся 9 кл. общеобразов. учр. / В.И. Трунин. - М.: Вита-ПРЕСС, 1999.

7. Прикладная экономика: сборник заданий / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.

8. Прикладная экономика: учебное пособие / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.


Для учащихся:

1. Трунин, В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: пособие для учащихся 9 кл. общеобразов. учр. / В.И. Трунин. - М.: Вита-ПРЕСС, 1999.

2. Прикладная экономика: сборник заданий / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.

3. Прикладная экономика: учебное пособие / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.



Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Основные понятия

Технология реализации

Постановка задач курса, входной контроль

1

Экономические понятия: деньги, акции, банки ит.д.

Беседа, тестирование

Понятие о математических моделях, схемах процесса математического моделирования

1

Модель, математический язык

Лекция

Оптимизационные модели

2

Оптимальность, альтернативные варианты. Системы уравнений и неравенств, графики уравнений

Комбинированный урок, урок - практикум

Решение простейших задач линейного программирования

4

Системы линейных неравенств

Практикум, текущий контроль, групповая работа с возможным выходом на проект "Материалы для ремонта"

Алгебра матриц

4

Матрица, умножение матриц, обратная матрица

Лекция, семинар, практикум

Матрицы в математической экономике

4

Принцип отраслевого баланса, принцип планирования по валу и т.д.

Групповая работа над проблемной задачей с возможным выходом на проект

Накопительные модели в схеме простых процентов

4

Простой процент, арифметическая прогрессия, банки, акции, дивиденды

Практикум по решению задач, групповая работа с возможным выходом на исследовательский проект "Сколько стоит кредит"

Накопительная модель в схеме сложных процентов

4

Сложный процент, геометрическая прогрессия, банки

Практикум по решению задач, групповая работа с возможным выходом на проект "Депозит"

Понятие о производственных функциях

4

Окончательный продукт фирмы, ресурсы, издержки

Лекция, практикум по решению задач

Графические и аналитические задачи на тему "Спрос и предложение"

4

Спрос, предложение, равновесная цена

Практикум, групповая работа

Защита проектов, итоговый контроль

2



Итого

34





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!