Рабочая программа
по спецкурсу.
Математика
учителя первой квалификационной категории
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16
Курского муниципального района
Ставропольского края
Мурадовой Оксаны Расуловны
2016 – 2017 учебный год
Программа
элективного курса
по математике в 10 классе
«Диалоги о статистике: элементы математической статистики»
34 часов
Автор: О.А. Оруждова
Составитель: учитель математики
Мурадова О.Р
2016
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли коренные экономические преобразования, связанные с переходом к рыночным условиям хозяйствования. В условиях развития рыночных отношений большую роль в управлении экономикой играет статистика, которая осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации о различных явлениях и процессах общественной жизни, характеризующей развитие экономики и необходимой для принятия управленческих решений. Поэтому статистика занимает важное место в системе подготовки будущих специалистов по экономике, позволяет ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, окружающем нас.
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, успешно освоивших базовый курс математики, направлен в основном на поддержку профильного предмета экономики. Он позволяет ученику сориентироваться в выборе будущей профессии, даст возможность проявить себя и добиться успеха в новых видах деятельности.
Содержание электива в базовых курсах представлено очень кратко, отдельные вопросы рассматриваются в разделе "Теории вероятности", который в включен в программу по математике.
Цели изучения элективного курса:
раскрыть предмет, методы и задачи статистики в условиях развития рыночных отношений;
помочь учащимся овладеть статистическими методами сбора, группировки, составления сводки и наглядного изображения статистической информации;
выработать умения и навыки вычисления обобщающих показателей, их экономической оценки.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
иметь представление об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений;
знать основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации; статистические показатели и способы их расчета;
научиться выполнять необходимые расчеты обобщающих показателей и давать им экономическую оценку; использовать специальную литературу, справочный материал и средства вычислительной техники.
Учебный материал должен излагаться в доступной для учащихся форме с сохранением научной основы содержания, логики изложения. Необходимо постоянно обращать внимание на прикладной характер статистической науки, показывать, где и когда осваиваемые теоретические и практические навыки могу быть использованы в будущей практической деятельности.
Практические занятия по курсу должны обеспечить достаточный уровень самостоятельной работы учащихся по решению задач, способствующих усвоению правил построения рядов, таблиц, графиков, способов вычисления их экономической оценки, а также направленной на привитие навыков работы с учебной литературой, составления конспектов.
На изучение элективного курса отводится 34 часа.
Методы и приемы, используемые при обучении:
Принципы технологии уровневой дифференциации
Блоки домашних заданий по алгебре
Применение интерактивной доски на различных этапах учебной деятельности для активизации учебного процесса
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет, метод и организация статистики в Российской Федерации. Основные понятия (2 ч.).
Понятие и значение статистики. Предмет и методы статистики. Приемы и методы статистики Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по статистике, его значение, функции и стуктура. Республиканские, областные комитеты и управления статистики. Городские и окружные (районные) управления и отделы статистики, их функции. Основные понятия в статистике: статистическая совокупность, статистическая единица, статистический признак, варианты и т.д.
После изучения темы учащиеся должны знать:
уметь:
Тема 2. Статистическое наблюдение (4 ч.).
Статистическое наблюдение, его значение и этапы проведения. План, цель, объект, единица, программа наблюдения; статистические формуляры и инструкции. Организационные вопросы плана статистического наблюдения: органы наблюдения; время и критический момент, место наблюдения; способы проведения наблюдения.
Виды статистического наблюдения по времени регистрации (текущее, периодическое и единовременное), по охвату единиц совокупности (сплошное и несплошное) и по форме организации (статистическая отчетность и специально организованное наблюдение). Ошибки статистического наблюдения: случайные и систематические; преднамеренные и непреднамеренные. Контроль данных статистического наблюдения: формальный, арифметический, логический.
После изучения темы учащиеся должны знать:
сущность и задачи статистического наблюдения;
основные понятия статистического наблюдения (единица, объект, программа);
формы, виды и способы наблюдения;
научиться:
Тема 3. Учет и группировка данных. Таблицы и графики (7 ч.).
Понятие сводки и группировки, их значение и задачи. Виды группировок. Число групп и интервалов в количественной и качественной группировках. Ряды распределения, их виды. Элементы вариационного ряда. Статистическая сводка и ее виды. Программа статистической сводки и результаты сводки.
Статистические таблицы, их значение и использование в экономических исследованиях. Виды таблиц: простые, групповые, комбинированные. Требования, предъявляемые к построению и оформлению таблиц. Статистические графики1, их значение и основные элементы. Классификация графиков. Виды графических изображений и правила их построения. Диаграммы: столбиковые, линейные, секторные, фигурные.
После изучения темы учащиеся должны знать:
понятия сводки и группировки статистических данных;
виды группировок (типологическая, аналитическая, многомерная);
виды статистических таблиц и графиков;
понятие и классификацию видов графиков;
виды статистических графиков и их применение;
уметь:
выбирать группировочный признак;
осуществлять сводку и группировку статистических данных;
строить и анализировать статистические таблицы;
строить различные виды графиков, анализировать их содержание.
Тема 4. Средние величины статистических рядов (7 ч.).
Сущность, значение и условия применения средних величин. Средняя арифметическая: простая и взвешенная. Вычисление средних. Основные свойства средней арифметической. Средняя гармоническая: простая и взвешенная. Средняя хронологическая, ее применение. Понятие о моде и медиане. Вариация, среднее квадратичное отклонение.
После изучения темы учащиеся должны знать:
понятие средних величин, их виды и способы определения;
структурные средние (мода и медиана);
показатели вариации; размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации;
уметь:
Тема 5. Выборочное наблюдение (4 ч.).
Понятие о выборочном наблюдении. Генеральная и выборочная совокупности и их характеристики. Виды, методы и способы отбора выборочной совокупности. Индивидуальный и групповой, повторный и бесповторный, случайный, механический, типический, серийный, комбинированный отбор. Ошибки выборочного наблюдения, их виды и способы вычисления. Способы распространения результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Определение численности совокупности выборочной совокупности для проведения наблюдения.
После изучения темы учащиеся должны знать:
теоретические основы выборочного наблюдения;
значение, задачи, причины и условия применения выборочного наблюдения;
классификацию методов несплошного наблюдения (методы основного массива, анкетное наблюдение, монографическое наблюдение, выборочное наблюдение);
уметь:
Тема 6. Статистическое изучение связи между явлениями (8 ч.).
Изучение связей между социально-экономическими явлениями. Виды и формы связей. Статистические методы выявления связи между явлениями: балансовый, метод группировок, графический метод. Корреляционный анализ связи: задачи, этапы, выбор уравнения и расчет его параметров, интерпретация уравнения. Оценка тесноты связи между явлениями. Эмпирическое и корреляционное отношения. Линейный коэффициент, индекс корреляции.
После изучения темы учащиеся должны знать:
понятие корреляционной связи и моделирования;
параметры линейной корреляции;
понятие коэффициента корреляции;
множественной уравнения регрессии;
уметь:
составлять уравнение корреляционной связи;
составлять уравнение парной регрессии;
вычислять параметры парной линейной корреляции;
вычислять коэффициенты корреляционных рангов;
строить множественные уравнения регрессии.
Список литературы
1. Бутузов, В.Ф. Математика: учебно-методическое пособие для 11 кл. /
В.Ф. Бутузов. Ю.М. Колягин и др. - М.: Просвещение. 1996.
2. Гарит, В. Математика: учебник для 10 кл. / В. Гарит, И. Акири. - Молдова.
3. Макарычев, Ю.М. Алгебра: Элементы статистики и теории вероятности / Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - М.: Просвещение. 2003.
4. Толстик, Н.В. Статистика: учебно-методическое пособие для студентов /
Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
| Тема 1. Предмет, метод и организация статистики в Российской Федерации. Основные понятия. | 2 |
| Тема 2. Статистическое наблюдение. | 4 |
1. | Статистическое наблюдение, его значение и организация | 2 |
2. | Виды статистического наблюдения | 2 |
| Тема 3. Учет и группировка данных. Таблицы и графики | 7 |
3. | Сводка и группировка статистических данных | 2 |
4. | Статистические таблицы и графики | 1 |
5. | Изображение структуры качественной совокупности | 2 |
6. | Практическое занятие: группировка и сводка статистических данных, построение таблиц и запись в них результатов сводки | 2 |
| Тема 4. Средние величины статистических рядов | 7 |
7. | Средние величины, их сущность и значение | 1 |
8. | Средняя арифметическая, медиана, мода | 2 |
9. | Средняя гармоническая и средняя хронологическая | 2 |
10. | Практическое занятие: вычисление средних величин и их экономическая оценка | 2 |
| Тема 5. Выборочное наблюдение | 4 |
| Выборочное наблюдение и организация его проведения | 2 |
| Практическое занятие: вычисление показателей выборочного наблюдения и их экономическая оценка | 2 |
| Тема 6. Статистическое изучение связи между явлениями | 8 |
13. | Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений | 2 |
14. | Практическое занятие: расчет параметров аналитического уравнения и их экономическая оценка | 2 |
15. | Экскурсия. Посещение отдела статистики | 2 |
16 | Зачет, или контрольная работа, или защита реферата, проектной работы | 2 |
17. | Резерв времени | 2 |
| Всего | 34 |
Программа
элективного курса
по математике в 11 классе
«Математика для экономистов»
34 часов
Автор: М.Е. Козина
Составитель: учитель математики
Мурадова О.Р
2016
Пояснительная записка
Современный выпускник школы не получает представления об экономике как совокупности методов, создающих условия для выживания и прогресса человечества. Поэтому создание этого элективного курса необходимо для того, чтобы включить учащихся в типичные для экономических вузов, показать им важность применения математического аппарата в экономических изысканиях, научить математически рассчитывать и показывать, "как государство богатеет и чем живет".
Курс рассчитан на 34 учебных часа. Его можно расширить за счет включения в него элементов логического мышления и работы с графами.
Первые темы курса предполагают знакомство учащихся математическим моделированием. Под моделью мы будем понимать приближенное описание какого-либо явления внешнего мира, выраженное с помощью математической символики и заменяющее изучение этого явления исследованием и решением математических задач. С математическим моделированием учащиеся встречаются при решении текстовых задач, но при этом упор делается на нахождение ответа, а в рамках элективного курса внимание акцентироваться на построении модели, ее уточнении после исследования, сравнении результатов, полученных при работе с моделью с реальностью и прогнозами. Помимо перевода экономических задач на язык математического моделирования, предполагается рассмотреть уже известные, апробированные математические модели - задачи на выбор оптимального решения среди альтернативных, а далее эти же задачи на оптимизацию решаются с помощью нового для учащихся математического аппарата - матричного счисления. Эти дополнительные сведения, далеко входящие за рамки основного курса, помогут школьнику, избравшему экономическое направление, осознано воспринимать широко используемые в экономике оптимизационные модели.
Следующие темы предполагают изучение математических моделей в банковских операциях. Рассматриваются простые и сложные проценты, в связи с этим повторяются темы "Арифметическая прогрессия" и "Геометрическая прогрессия".
Далее учащиеся знакомятся с понятием производственной функции - зависимости количества окончательного продукта, которое может произвести фирма, от объема затрат ресурсов на производство. В этом случае предстоит находить значение функции, значение аргумента, решать уравнения и их системы.
Завершающей темой курса является решение задач, связанных со спросом и предложением. Ребята будут строить графики, читать их, учиться рассуждать, обосновывать свои прогнозы вычислениями.
Таким образом, содержание курса направлено на выработку общих учебных умений и навыков по решению математических задач с экономическим содержанием, а также на формирование обобщенных способов познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.
В процессе изучения курса учащиеся могут включится в такие виды деятельности, как:
поиск и анализ экономической информации, т.ч. с помощью Интернета;
перевод полученной информации на математический язык - моделирование;
решение математических задач с экономическим содержанием;
работа в группах при решении задач или участие в проекте;
устные выступления учащихся с последующей дискуссией;
оформление результатов деятельности в форме решения проблемной задачи, компьютерной презентации и т.д.
Входной контроль предполагает проверку знаний экономических терминов. Текущий контроль представлен типовыми задачами. Поскольку курс предполагает личностно-ориентированный подход, то школьники могут выбирать или не выбирать участие в проектах.
Оценка работы учащихся в процессе изучения курса дихотомическая: зачет и незачет. Для получения зачета достаточно:
предоставить конспект занятий;
успешно пройти не менее 4 заданий текущего контроля;
участвовать в одном из проектов или активно работать в группе на итоговом контрольном занятии.
Формой итоговой отчетности может быть защита проектов или групповая работа с презентацией решенных задач в форме"математического боя".
Цели курса: создать условия для получения старшеклассниками знаний в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, продемонстрировать типичные для экономических вузов способы учебной деятельности.
Задачи курса: 1. Повышение интереса к математике за счет насыщения математических моделей экономическим содержанием, введения элементов матричного исчисления;
2. Познакомить учащихся с применяемым в экономике математическим аппаратом;
3. Дать опыт коммуникативной, творческой, проектной деятельности.
Обязательные результаты обучения
Учащиеся должны:
осознанно воспринимать широко используемые в экономике оптимизационные модели, решать прикладные задачи на максимум и минимум;
уметь проводить расчеты операций с деньгами и ценными бумагами;
уметь читать графики спроса и предложения;
уметь вычислять значения производственных функций в простейших ситуациях;
использовать полученные знания в практической, исследовательской, проектной деятельности и повседневной жизни;
уметь представлять результаты своей деятельности, отстаивая свою точку зрения в дискуссии.
Список литературы
Для учителя:
1. Башарин, Г.П. Элементы финансовой математики / Г.П. Барашин // Математика: приложение к газете "Первое сентября". - 1995. - № 27.
2. Бутузов, В.Ф. Математика: учебник для экономистов. 10-11 кл. / В.Ф. Бутузов, Ю.М. Калягин и др. - М.: САНТАК-ПРЕСС, 1996.
3. Винокурова, Е.Н. Экономика в задачах / Е.Н. Винокурова // Математика: приложение к газете "Первое сентября". - 1998. - № 34.
4. Крылова, О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / О.Н. Крылова; под ред. А.П. Тряпициной. - СП.: КАРО, 2005.
5. Степанова, В.М. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / В.М. Степанова; под ред. А.П. Тряпициной. - СП.: КАРО, 2005.
6. Трунин, В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: пособие для учащихся 9 кл. общеобразов. учр. / В.И. Трунин. - М.: Вита-ПРЕСС, 1999.
7. Прикладная экономика: сборник заданий / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.
8. Прикладная экономика: учебное пособие / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.
Для учащихся:
1. Трунин, В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: пособие для учащихся 9 кл. общеобразов. учр. / В.И. Трунин. - М.: Вита-ПРЕСС, 1999.
2. Прикладная экономика: сборник заданий / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.
3. Прикладная экономика: учебное пособие / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | Основные понятия | Технология реализации |
Постановка задач курса, входной контроль | 1 | Экономические понятия: деньги, акции, банки ит.д. | Беседа, тестирование |
Понятие о математических моделях, схемах процесса математического моделирования | 1 | Модель, математический язык | Лекция |
Оптимизационные модели | 2 | Оптимальность, альтернативные варианты. Системы уравнений и неравенств, графики уравнений | Комбинированный урок, урок - практикум |
Решение простейших задач линейного программирования | 4 | Системы линейных неравенств | Практикум, текущий контроль, групповая работа с возможным выходом на проект "Материалы для ремонта" |
Алгебра матриц | 4 | Матрица, умножение матриц, обратная матрица | Лекция, семинар, практикум |
Матрицы в математической экономике | 4 | Принцип отраслевого баланса, принцип планирования по валу и т.д. | Групповая работа над проблемной задачей с возможным выходом на проект |
Накопительные модели в схеме простых процентов | 4 | Простой процент, арифметическая прогрессия, банки, акции, дивиденды | Практикум по решению задач, групповая работа с возможным выходом на исследовательский проект "Сколько стоит кредит" |
Накопительная модель в схеме сложных процентов | 4 | Сложный процент, геометрическая прогрессия, банки | Практикум по решению задач, групповая работа с возможным выходом на проект "Депозит" |
Понятие о производственных функциях | 4 | Окончательный продукт фирмы, ресурсы, издержки | Лекция, практикум по решению задач |
Графические и аналитические задачи на тему "Спрос и предложение" | 4 | Спрос, предложение, равновесная цена | Практикум, групповая работа |
Защита проектов, итоговый контроль | 2 | | |
Итого | 34 | | |