СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог с учебно-научным текстом как основная форма работы с учебником в старших классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалог с учебно-научным текстом как основная форма работы с учебником  в старших классах

Просмотр содержимого документа
«Диалог с учебно-научным текстом как основная форма работы с учебником в старших классах»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Беслана» Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания Диалог с учебно-научным текстом как основная форма работы с учебником в старших классах 2016г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Беслана»

Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания

Диалог с учебно-научным текстом как основная форма работы с учебником в старших классах

2016г.

 Познание связано с овладением текстовой деятельности.  Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника.   Типы учебно-научного текста в школьных учебниках По способу предъявлений  вербальные Словесный текст По дидактическому назначению Невербальные информирующие Таблица Теоретические тренировочные Схема Обучающие График Иллюстрирующие Рисунок Инструктирующие Контролиру-ющие

Познание связано с овладением текстовой деятельности.

Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника.

Типы учебно-научного текста в школьных учебниках

По способу предъявлений

вербальные

Словесный текст

По дидактическому назначению

Невербальные

информирующие

Таблица

Теоретические

тренировочные

Схема

Обучающие

График

Иллюстрирующие

Рисунок

Инструктирующие

Контролиру-ющие

 Основной метод – лингво-смысловой анализ. Анализ проводится в три этапа:

Основной метод – лингво-смысловой анализ.

Анализ проводится в три этапа:

Дотекстовой этап Выделить в заглавии знакомые и незнакомые термины; Определить, какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового; Предположить, о чем пойдет речь в тексте.  Текстовой этап Найти неясные слова и определить их значение; Выделить новые термины и определения; Отделить теоретическую информацию от иллюстративной; Определить микротемы текста; Сформулировать общую тему. Послетекстовой этап Поставить вопросы к тексту и ответить на них; Привести свои примеры и прокомментировать их; Составить план текста и пересказать его ; Представить текст в другой форме.

Дотекстовой этап

  • Выделить в заглавии знакомые и незнакомые термины;
  • Определить, какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового;
  • Предположить, о чем пойдет речь в тексте.

Текстовой этап

  • Найти неясные слова и определить их значение;
  • Выделить новые термины и определения;
  • Отделить теоретическую информацию от иллюстративной;
  • Определить микротемы текста;
  • Сформулировать общую тему.

Послетекстовой этап

  • Поставить вопросы к тексту и ответить на них;
  • Привести свои примеры и прокомментировать их;
  • Составить план текста и пересказать его ;
  • Представить текст в другой форме.
Реконструкция учебно-научного текста Задания:  Дополнить данный учителем план.  Реконструировать готовый план.  Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.  Составить план прочитанного параграфа.  Составить сложный план нескольких параграфов.  Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.  Дополнить данный учителем план.  Реконструировать готовый план.  Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.  Составить план прочитанного параграфа.  Составить сложный план нескольких параграфов.  Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.

Реконструкция учебно-научного текста

Задания:

  • Дополнить данный учителем план. Реконструировать готовый план. Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор. Составить план прочитанного параграфа. Составить сложный план нескольких параграфов. Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.
  • Дополнить данный учителем план.
  • Реконструировать готовый план.
  • Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.
  • Составить план прочитанного параграфа.
  • Составить сложный план нескольких параграфов.
  • Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.
Жанры учебно-научного стиля. Первичные жанры Вторичные жанры Ответ на вопрос Учебная статья Беседа Характеристика явления Определение понятия Правило Рассуждение-доказательство Учебная классификация Описание явления Реферат инструкция Тезисы Учебное рассуждение Рецензия, саморецензия, исследовательская работа

Жанры учебно-научного стиля.

Первичные жанры

Вторичные жанры

Ответ на вопрос

Учебная статья

Беседа

Характеристика явления

Определение понятия

Правило

Рассуждение-доказательство

Учебная классификация

Описание явления

Реферат

инструкция

Тезисы

Учебное рассуждение

Рецензия, саморецензия, исследовательская работа

Приемы создания формулировка проблемы; демонстрация пути её решения (рассуждение); пояснение примеров; ознакомление с приемами решения учебной задачи; Приемы создания

Приемы создания

формулировка проблемы;

демонстрация пути её решения (рассуждение);

пояснение примеров;

ознакомление с приемами решения учебной задачи;

Приемы создания

Задания:  Внимательно следите за тем, с чего я начина, как анализирую примеры, как делаю выводы.  Сколько аргументов я привела? Перед речью учителя:

Задания:

  • Внимательно следите за тем, с чего я начина, как анализирую примеры, как делаю выводы.
  • Сколько аргументов я привела?

Перед речью учителя:

К письменному тексту из учебника: составить схему текста; найти часть, в которой содержатся доказательства, примеры и их пояснение; определить языковые средства связи между частями текста…

К письменному тексту из учебника:

  • составить схему текста;
  • найти часть, в которой содержатся доказательства, примеры и их пояснение;
  • определить языковые средства связи между частями текста…
Умение создавать аргументированные высказывания – базовое общеучебное умение, необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебно-научным текстом – важнейшее в данном направлении звено.

Умение создавать аргументированные высказывания – базовое общеучебное умение, необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебно-научным текстом – важнейшее в данном направлении звено.

Вывод:    Приемы включения текста в процесс обучения русскому языку разнообразен. Интенсивное использование текстов разного типа на уроках русского языка в старших классах дает серьезный качественный прирост в освоении учащимися литературных норм.. ________________________________________________________________________

Вывод:

Приемы включения текста в процесс обучения русскому языку разнообразен. Интенсивное использование текстов разного типа на уроках русского языка в старших классах дает серьезный качественный прирост в освоении учащимися литературных норм..

________________________________________________________________________

Удачи всем!

Удачи всем!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!