Просмотр содержимого документа
«Диалог с учебно-научным текстом как основная форма работы с учебником в старших классах»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Беслана»
Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания
Диалог с учебно-научным текстом как основная форма работы с учебником в старших классах
2016г.
Познание связано с овладением текстовой деятельности.
Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника.
Типы учебно-научного текста в школьных учебниках
По способу предъявлений
вербальные
Словесный текст
По дидактическому назначению
Невербальные
информирующие
Таблица
Теоретические
тренировочные
Схема
Обучающие
График
Иллюстрирующие
Рисунок
Инструктирующие
Контролиру-ющие
Основной метод – лингво-смысловой анализ.
Анализ проводится в три этапа:
Дотекстовой этап
- Выделить в заглавии знакомые и незнакомые термины;
- Определить, какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового;
- Предположить, о чем пойдет речь в тексте.
Текстовой этап
- Найти неясные слова и определить их значение;
- Выделить новые термины и определения;
- Отделить теоретическую информацию от иллюстративной;
- Определить микротемы текста;
- Сформулировать общую тему.
Послетекстовой этап
- Поставить вопросы к тексту и ответить на них;
- Привести свои примеры и прокомментировать их;
- Составить план текста и пересказать его ;
- Представить текст в другой форме.
Реконструкция учебно-научного текста
Задания:
- Дополнить данный учителем план. Реконструировать готовый план. Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор. Составить план прочитанного параграфа. Составить сложный план нескольких параграфов. Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.
- Дополнить данный учителем план.
- Реконструировать готовый план.
- Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.
- Составить план прочитанного параграфа.
- Составить сложный план нескольких параграфов.
- Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.
Жанры учебно-научного стиля.
Первичные жанры
Вторичные жанры
Ответ на вопрос
Учебная статья
Беседа
Характеристика явления
Определение понятия
Правило
Рассуждение-доказательство
Учебная классификация
Описание явления
Реферат
инструкция
Тезисы
Учебное рассуждение
Рецензия, саморецензия, исследовательская работа
Приемы создания
формулировка проблемы;
демонстрация пути её решения (рассуждение);
пояснение примеров;
ознакомление с приемами решения учебной задачи;
Приемы создания
Задания:
- Внимательно следите за тем, с чего я начина, как анализирую примеры, как делаю выводы.
- Сколько аргументов я привела?
Перед речью учителя:
К письменному тексту из учебника:
- составить схему текста;
- найти часть, в которой содержатся доказательства, примеры и их пояснение;
- определить языковые средства связи между частями текста…
Умение создавать аргументированные высказывания – базовое общеучебное умение, необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебно-научным текстом – важнейшее в данном направлении звено.
Вывод:
Приемы включения текста в процесс обучения русскому языку разнообразен. Интенсивное использование текстов разного типа на уроках русского языка в старших классах дает серьезный качественный прирост в освоении учащимися литературных норм..
________________________________________________________________________
Удачи всем!