СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя. Методы диагностики: тест, цветограмма, ранжирование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика  воспитательного процесса  в работе классного руководителя.  Методы диагностики:  тест, цветограмма, ранжирование.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя. Методы диагностики: тест, цветограмма, ранжирование.»

Учитель начальных классов:

Янушок Мария Богдановна



МБОУ – ООШ №13 п. Черёмухи



Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях », - так писал К.Д.Ушинский. Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности. Педагогическая диагностика- изучение процесс и результатов обучения и воспитания. Диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса. Изучение учащихся – задача каждого учителя, особенно классного руководителя. Он изучает школьников на уроке, во внеурочное время, при посещении семьи учащихся. Изучение учащихся -необходимое условие индивидуального подхода к ним. По своему характеру, интересам и склонностям дети неодинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни смелые и решительные, другие застенчивые стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда складываются отрицательные черты. Не зная воспитанников , можно работать только вслепую, без знания детей классный руководитель может допустить серьёзные ошибки в подходе к ним, в выборе методов педагогического воздействия .Изучение учащихся достигает своей цели и даёт нужные результаты при условии , если оно отвечает ряду требований.

  1. Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения .Для каждого классного руководителя должно быть правилом хорошо изучить своих учеников- значить намного облегчить воспитательную работу, сделать её более конкретной и целеустремлённой.

  2. Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать ,что ученики всё время растут , развиваются, их интересы постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника в развитии и активно руководить этим развитием.

Изучение проводится обнаружить многое из того, что его интересует. Особенно ценный материал дают наблюдения в процессе деятельности: во время уроков, при выполнении общественных поручений, во время перемен, игр, прогулок, экскурсий.

Наиболее благоприятные условия для наблюдения за учащимися создаются в общественно-полезном труде. Некоторые ученики проявляют неорганизованность, другие работают без спешки, выполняют поручения тщательно и аккуратно. Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за их поведением вне школы - экскурсии в природу, в музей, посещение театра, кино, некоторые ученики за степами школы ведут себя по- иному. Наблюдение - это трудоемкий метод. Для получения объективных данных нужно собрать многообразные факты, характеризующие поведение в различных ситуациях. Трудность и сложность наблюдения состоит и в том, что иногда возникают случайные ситуации. В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении ученика. Чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Результаты наблюдений опытные классные руководители фиксируют в педагогических дневниках. Это дает возможность проследить за развитием школьников в течение года и даже ряда лет, помогает осуществлять индивидуальный подход к ним.

Беседы с учащимися

Значительное место в процессе изучения занимают беседы со школьниками. Они помогают выявить мотивы поведения, интересы и склонности. Умело, проведенные беседы позволяют заглянуть в тайники психики. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к родителям, товарищам.

Беседы с родителями, обследование домашних условий

Для глубокого и всестороннего изучения школьников необходимы обследования домашних условий ребенка, беседа с родителями. Обследование предполагает, прежде всего, ознакомление с материальным положением семьи, бытовыми условиями, взаимоотношениями в семье, какое место занимает ребенок. Посещение детей па дому и беседы с родителями не только помогают установить тесный контакт между школой и семьей, но и дают много полезных сведений о детях.

Беседы с учителями-предметниками

Тесный контакт с учителями позволяет классному руководителю лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания.

                1. Как ведет себя ученик на ваших уроках?

                2. Систематически ли выполняет домашние задания?

                3. Проявляет ли интерес к вашему предмету?

                4. Как относится ученик к внеклассным занятиям но предмету?



Анкеты, тесты, сочинения учащихся

Методика незавершенных предложений

Цель: Индивидуальные особенность детей в классе, их интересы и потребности.

Ход проведения: Ребятам предлагается самим закончить следующие предложения.

          1. Мама-это...

          2. Папа-это...

          3. Я - это...

          4. Счастье - это...

          5. Радость - это...

          6. Я очень хочу...

          7. Я очень не хочу...

          8. Я очень люблю...

          9. Я очень не люблю...

          10. Моя самая заветная мечта...

Обработка и анализ результатов: классный руководитель составляет сводную таблицу данных, позволяющую увидеть общее особенное и единичные в мнениях детей, использует полученные материалы для программирования воспитательной деятельности в классе.

Анкета «Я и смысл моей жизни»

(для старшеклассников)

Цель: выявить доминирующие ценностные ориентации учащихся.

            1. Продолжи предложения: Жизнь - это...

Счастливый человек - это тот, кто... Больше всего я ценю в людях...

            1. Указать, какие из перечисленных ниже целей и качеств человека для тебя являются важными.

Цифры обозначают

              1. совсем неважно

              2. почти неважно

              3. немного важно

              4. довольно важно

              5. очень важно

а) уверенность в себе

б) материальная обеспеченность

в)здоровье

г) интересная рабо та

д) удовольствия

е) любовь

ж) хорошие и верные друзья

з) красота

и) познание

к) счастливая семейная жизнь

л) активная деятельная жизнь.



Анкета для учащихся 5-9 классов

Цель: Способствовать процессам самопознания и само созидания личности учащихся класса, изучать индивидуальные особенности личности детей в классе.

Классный руководитель предлагает учащимся выполнить несколько заданий.

Задание №1. Напишите одно, два или три отрицательных качества своего

характера, которые вам мешают.

Задание №2. Закончите следующие предложения:

а) Я легкостью могу отказаться от ...

б) Мне не нравиться в людях, когда они ...

в) Если я вижу, что один человек поступает несправедливо, то я ... Задание №3.

а) Легко ли быть умным?

б) 45 минут урока: много это или мало?

в) Как наш класс сделать дружным?

г) Интересный человек - кто он? Каков он? Как им стать?

д) «Уметь жить» - что это? Это как?

Методика «Наши отношения»

Цель: Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения: Учащимся предлагается ознакомиться с 6-ю утверждениями, нужно записать № того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Изучение дружбы, сплоченности в классе

      1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

      2. Наш класс дружный.

      3. В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.

      4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

      5. Наш класс недружный. Трудно учиться в таком классе. Выявление состояния взаимопомощи

        1. В нашем классе принято помогать другим без напоминания.

        2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

        3. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

        4. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

        5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

        6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка и интерпретация результатов.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывают, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Цель: Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведении: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен

3 - согласен

2 - трудно сказать

  1. — не согласен

0 - совершенно не согласен

    1. Я иду в школу с радостью.

    2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

    3. В нашем классе хороший классный руководитель.

    4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

    5. У меня есть любимый учи тель.

    6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

    7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

    8. У меня есть любимые школьные предметы.

    9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

    10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных.

У (удовлетворительность школьной жизнью) = общая сумма баллов / общее количество ответов.

Если у 3 - высокая степень удовлетворенности

Метод социометрического выбора

Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микро группы, лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Можно ученикам предложить выборы:

    1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

    2. Кого бы ты пригласил на день рождение?

    3. С кем бы ты хотел отдыхать?

В результате таких опросов можно выявить, кому из одноклассников больше всего симпатизирует каждый ученик, а к кому относиться с меньшей симпатией. В чем заключается педагогическая ценность социометрического метода? Что дают они классному руководителю? Прежде всего это объективные методы. При их помощи можно узнать уровень сплоченности коллектива, можно узнать, кто является настоящим лидером в классе. Выявив наиболее уважаемых, популярных учеников, классный руководитель сможет потом опереться на них при организации деятельности учащихся, при выборе органов самоуправления. Особенно важно учитывать социометрические данные в процессе работы с отверженными и изолированными учениками.

С = М / п-1

к = общее число положительных выборов / общее количество испытуемых с - социометрический статус ученика

м - общее количество положительных выборов

п - число испытуемых

к - среднее число полученных выборов.

Статусная группа

«Звезды» - количество выборов 2 к «Предпочитаемые» - количество выборов 1,5 «Принятые» - количество выборов = к «Непримятые» - количество выборов

Метод обобщения независимых характеристик

Сущность этого метода заключается в обобщений об учащихся, полученных другими лицами (учителями, родителями, одноклассниками). Изучение личности при помощи обобщения независимых характеристик предусматривает получение сведений об ученике от всех, кто с ним общается, кто имеет возможность наблюдать его в различных видах деятельности. Обобщение этих сведений позволяет полнее и обстоятельнее выявить особенности ученика.

Итак, для того, чтобы всесторонне, основательно изучить каждого ученика и ученический коллектив в целом, необходимо применять разнообразные методы и приемы.

Конечно, применение всего разнообразия методов требует немало сил и времени. Но, изучив учащихся, классный руководитель сможет с большим эффектом организовать воспитательную работу в классе.

Необходимо помнить педагогическое правило: хорошо изучить учеников - значит намного облегчить воспитательную работу

Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки учащихся, как фиксировать и использовать результаты. На практике учителя это делали на донаучном уровне всегда, но только в 20 веке педагогическая диагностика встает на научную основу и возникают такие понятия, как педагогические измерения, педагогическая квалиметрия.

Для педагогики измерения представляют сложную теоретическую и практическую проблему. Надежная система измерения качества педагогического процесса и его результатов ("качества" выпускников) позволила бы сделать этот процесс более эффективным. Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. Первая, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа. Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой). Короче сказать, диагностированию, то есть периодическому изучению, подлежит уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям процесса обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики (в Приложениях можно видеть конкретные методики изучения школьников).

В психологической диагностике широкое распространение получил психодиагностический метод, представленный тремя типами методик (тестов). Их особенностью является направленность на измерение качеств личности, которое возможно благодаря стандартизации инструмента измерения, в свою очередь основанной на понятии нормы. Тесты должны также соответствовать требованиям надежности и валидности.


Тестирование это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц.

С точки зрения формы различают:

тесты, предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам формулировать ответ или предложить решение задачи)

тесты, предполагающие выбор (тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов).

В настоящее время из психометрических тестов значительное распространение получили проективные тесты. Они основаны на предположении, что человек всегда преобразует (в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался.

Проективные тесты обладают рядом достоинств:

Естественность ситуации для учащегося, воспринимающего подобные тесты как игру.

Возможность изучения тех глобальных личностных особенностей, к которым нельзя применить точный количественный анализ и которые, как правило, человек не может или не хочет раскрывать.

Трудности использования проективных тестов в школьной практике:

Требуют большой специальной теоретической и практической подготовки, опыта их применения.

По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени.

Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности.

Объективность исследования снижается из-за воздействия на личность экспериментатора.

Поэтому проективные тесты применяются лишь специалистами.

«Цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня…соответственно настроению, душевному состоянию человека…) – позволяет классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние (а, следовательно, и влиять на продуктивность деятельности) своих воспитанников.

Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологом определить эмоциональный склад характера человека, его настроение. Когда человека просят выбрать цвет, то он подсознательно выбирает тот, который соответствует его собственным цветовым вибрациям. То, какие именно и в какой последовательности цвета выбраны, дает информацию о физическом, эмоциональном и психическом состояний человека. Эти сведения касаются любого периода нашей жизни. Для того, чтобы осознать этот выбор, нужно знать язык цвета. Каждый цвет имеет свое значение.

Синий - означает полное спокойствие, довольства, умиротворенность. Олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающим миром; объединение, чувство общности. Как говорят, это свет верности, он также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умению сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Этот цвет больше всего подходит для медитации. Он символизирует удовлетворенность и свершение. Синий – вне времен и поэтому является символом традиций непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого.

Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства, потрясений и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим людям, и другие могут доверять ему.

Если человек отвергает синий цвет, то он отвергает существующие дружеские, семейные, и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям. Он находит их либо скучными, либо обременительными.

Синий и голубой цвета часто присутствует на государственных флагах стран, символизируя чистоту неба, необъятность небесных просторов. Синяя полоса на флаге нашей Республики Бурятия символизирует вечное синее небо и кристально – чистую воду озеро Байкал.

Жёлтый – производит впечатление легкости и радости. Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует радужному теплу солнца, духу веселья. Этот цвет – надежда и ожидание большого счастья во всех его бесчисленных формах – философских и религиозных воззрений. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся.

Всякий, кто отдает ему предпочтение, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему свойственна и склонность к переменам ради перемен, нетерпеливый поиск альтернативных решений, непостоянство.

Если это цвет отвергается, значит, человек разочарован в своих надеждах, ощущает пустоту вокруг, чувствует себя изолированным и отрезанным от других.

Красный – символизирует состояние «расходования энергии». Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, жадное желание всего того, что может способствовать насыщенности бытия.

Человек, отвергающий красный цвет, находится в состоянии сверхвозбуждения либо потому, что ему не хватает жизненной силы, либо потому, что кажется, будто со всех сторон его обступили неразрешимые проблемы.

Зеленый - выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я». Напряженность зеленного цвета действует, подобно платине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, ощущение власти над событиями и возможности или управлять. Это «зеленое» поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении факторов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности. Вплоть до абсолютного формализма.

Человек, предпочитающий этот цвет, хочет повысить свою уверенность в собственной ценности, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое или культурное превосходство.

Если человек отвергается зеленый цвет, значит, он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Потеря способности к сопротивлению, снижение уровня самоуправления, все это приводит к тому, что он становится несостоятельным как личность.

Фиолетовый – символизирует некоторый мистический союз, в результате которого все мыслимое и желаемое становится реальностью. Это мечта, ставшая явью. Человек, предпочитающий его, не только хочет очаровывать и восхищать других, не жалеет и сам находится в состоянии зачарованности. Этот цвет обычно предпочитают интеллектуально и эмоционально незрелые люди, школьники, женщины в период беременности. Им мир кажется волшебным местом, где нужно только достать волшебную лампу Алладина, чтобы получить все.

Человек, отвергающий его, не желает связывать себя никаких отношениями, пока не определится позиция других людей.

Оранжевый – любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Но в геральдике этот цвет означает лицемерие и притворство.

Черный – это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Это цвет не уверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в мрачных тонах, неуверен в себе, несчастлив, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни не достижимы.


Известно, что каждому из цветов спектра соответствует определенная длина волны - от самой короткой до самой длинной (соответственно фиолетовый и красный цвет).

История изучения парапсихологических феноменов накопило изрядное количество фактов, которыми вряд ли стоит пренебрегать.

1. Известный исследователь человеческой психики Рудольф Штайнер пишет, что «голубые тона» цветов выступают у благоговейных, преданных натур. Если же эти люди еще не интеллигентны, тогда чередуются голубые и зеленые излучения, или голубое переходит в зеленое.

2. Изобретательный человек, употребляющий все свои мысли на удовлетворение чувственных страстей, являет пурпурные оттенки.

3. У того, кто отдает плодотворные мысли бескорыстному существованию и интересам, преобладают красно - синие цвета.

4. Жизнь в духе, сопутствуемая благородной преданностью и самопожертвованием, связывается с розово - фиолетовыми или светло - фиолетовыми оттенками.

С древних времен человечество придавало цвету особое символическое значение. На православных иконах, на буддийских мандалах, индуистских янтрах мы встречаемся с духовными откровениями, выраженными языком цвета.

По мнению астрологов, каждая душа обладает своим сущностным цветом и тоном. И человек интуитивно чувствует свой цвет, хотя не всегда осознает это.

Не надо думать, что каждый из нас обречен, любить один единственный цвет. Наши цветовые пристрастия зависит от многого – от возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, от изменений в нашем характере, от моды. Но все – таки знать свой глубинный цвет хотели бы многие.

Исследование физиологов показали, например, что синий свет уменьшает кровяное давление, затормаживает эмоциональное проявление (см. прил. №1, табл.№1). Но очень немногие представляют себе, на сколько свет влияет на наше самочувствие, настроение и даже на эффективность работы.

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде.

Румынский врач Стефанеску – Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться, прежде всего, к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции. Стальные опоры должны быть окрашены в светлые цвета, что мы и видим, низкие помещения могут стать «выше», если окрасить потолки в светло-зеленный и светло – голубой цвет. Контрастные цвета (желтый и черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. Следует отметить, что различается множество оттенков цветов, например, темные холодные цвета (темно - синий), темно – зеленый и светлые теплые тона (ярко – розовый, солнечно-желтый).

Освещение цветных предметов также имеет значение. При этом важны цвет освещения, его интенсивность и характер поверхности предметов.

При оформлении товаров и помещений следует учитывать, что надписи, символы и формы предметов должны привлекать внимание. Определенную роль играет здесь контрастное и раздражающее размещение предметов. Контрастное размещение предметов вызывает у человека состояние напряжения, пробуждающее интерес к предмету. Однако длительное воздействие контрастов может вызвать состояние стойкого напряжения, что вредно отражается на здоровье.

Люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем воображении. Процесс репродуцирования принятой информации всегда сопровождается переживаниями. Впечатления о красоте человека, рабочего места, ландшафта, непосредственно после того, как они были восприняты, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находится лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение. Предупреждает развитие утомления рациональное освещения залов и рабочих мест (достаточная освещенность благоприятный спектр равномерность) художественное оформление интерьера зала, красивые и удобные формы (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективности учебной деятельности.

Учитель может провести исследования в ходе которого можно сделать вывод, что с помощью цветограммы можно определить настроение учащихся и учителей, а также увидеть отношение детей к учителю, а учителя к детям, определить стиль педагогического общения.

- выявить, что учителя и учащиеся выбирают в основном четыре основных цвета; красный, желтый, зеленый и синий, которые отражают основные состояния психики человека. Соотношение предпочитаемых и отвергаемых цветов позволяет сделать определенные выводы не только о текущем эмоциональном состоянии человека, но и его личностном своеобразии.

- определить настроение учителей и учеников до уроков, во время и после уроков.

Результаты цветограммы можно применять для создания благоприятного психологического климата в школе, а также для цветового оформления кабинетов, коридора и столовой.


Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Это метод педагогического исследования. Метод ранжирования рассчитан на выявление индивидуального мнения каждого учащегося о своих товарищах, близких людях, родителей, учителей и т.д. Этот метод очень прост: каждому учащемуся выдается лист бумаги с фамилиями, скажем, его товарищей. Он должен против каждой фамилии поставить номер, соответствующий его представлению о том, какое место среди других занимает данный учащийся по характеру проявления определенного качества, то есть, в качестве критерия берется какая-то одна черта человеческой личности или характера (например, скромность, принципиальность, совестливость, общительность, любознательность, организаторские способности и т.д.).

При проведении ранжирования следует добиваться, чтобы учащиеся точно и однозначно понимали условие задания. Успешно проходит ранжирование в группах до 15 человек; в группах с большим числом ребят следует учитывать только первые 15 мест.

Для того, чтобы исследователю выявить степень авторитета среди учащихся класса, он дает список класса (в алфавитном порядке) и предлагает каждому ученику против каждой фамилии поставить цифру от 1 до 15 (в классе 25 человек). Расположение собранных данных в определенной последовательности дает возможность исследователю определить степень авторитетности учащихся класса. Например, «с кем бы ты хотел дружить в классе, если бы тебе предложили?». Задание можно варьировать. Скажем, определять степень авторитета только среди мальчиков, только среди девочек; можно девочкам давать список ребят и, наоборот.

Ранжирование можно использовать не только применительно к личности и для выяснения ценностных ориентаций. Например, классу дается список профессий, которые они могли бы избрать после окончания школы. В списке указывается 15 профессий. Из них каждому ученику предлагается выбрать три наиболее важных, с точки зрения опрашиваемого, после чего ему нужно расположить выбранные профессии в порядке значимости (важности). Исследователю необходимо знать, какие профессии ценят его воспитанники. Обычно ребята легко справляются с заполнением ранговой таблицы.

Педагогу-исследователю полезно знать, какие профессии больше всего выбрали бы учащиеся.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!