Диагностика результатов труда учителя как показатель его профессиональных достижений
Диагностика Контроль Мониторинг Проверка Оценка Измерение Отметка Анализ
Образовательный процесс:
Цель
Принципы
Содержание
Методы
Формы
Средства
Диагностика
Диагностика – анализ состояния объектов и процессов, выявления проблем их функционирования и развития Педагогическая диагностика направлена на изучение субъектов образовательной деятельности (учителя и ученика) и результатов их взаимодействия Дидактическая диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, определение его результатов Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса
Основой диагностики является научно обоснованный анализ деятельности учителя и результатов его труда , а ее целью – установление связи между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в уровне образованности, воспитанности и развития учащихся, их общей культуре, эрудиции, умении применить теорию на практике (А.И. Кочетов).
Педагогическая диагностика – определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов на основе принятых критериев и показателей с помощью методик и диагностических измерительных инструментариев
Диагностический инструментарий – методы ПД :
- Наблюдение
- Беседа
- Анкетирование
- Интервьюирование
- Изучение документации
- Тестирование
- Портфолио
Портфолио
- это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учителя
- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учителя в определенный период его деятельности
Диагностика результатов
Профессиональной
успешности
учителя
Образовательной
успешности
учащихся
Диагностика
образовательной успешности учащихся:
Предмет диагностики:
- уровень обученности
- уровень воспитанности
- участие во
внеклассной работе (конкурсы, конференции, олимпиады, турниры, соревнования и т.д.)
Формы представления
материалов:
- Дипломы
- Грамоты
- Аналитические справки
- Сводные таблицы
- Диаграммы / Графики
Измерение успешности
обучения учащихся:
- существующего уровня владения умениями и навыками;
- пробелов в подготовке;
- трудностей усвоения;
- уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
- положительных мотивов учения;
- интереса к предмету;
- развития мыслительной деятельности;
- критического отношения к учебной деятельности.
Цели диагностики
Применение в образовании
Определение уровня усвоения учебного предмета , образовательных программ
- Итоговая аттестация
- Оценка эффективной работы учителя
- Отбор наиболее эффективных форм и методов образования
Дифференциация, ранжирование
учащихся по успешности обучения ,
результатам обучения
- Проведение аттестации школьников,
Определение факторов, влияющих
на результативность обучения
определение наиболее успешных учеников,
группы риска
- Оценка построения рабочих программ
- Отбор содержания, адекватного формам и методам, применяемым в процессе обучения
Построение таблиц ожидания
и прогнозирование критерия
- Прогноз успешности обучения школьников
Дифференциация, ранжирование
учащихся по успешности участия
в исследовательской деятельности
в условиях реализации той или иной
образовательной программы и технологии
- Оценка построения программы учебно-исследовательской деятельности школьников
- Определение целесообразности
дальнейшего продвижения по программе
Диагностика
профессиональной успешности учителя:
Направления диагностики:
- Учебная работа
- Учебно-методическая деятельность
- Научно-методическая деятельность
- Воспитательная деятельность
- Общественная деятельность
Формы представления
материалов:
- Рецензии
- Отзывы
- Сертификаты
- Дипломы / Грамоты
- Справки
- Рефлексия (аналитические справки, таблицы, диаграммы, графики)
Измерение успешности
профессиональной деятельности учителя:
- Основные направления творческой активности
- Участие в семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах, мастер-классах (на разном уровне)
- Издательская деятельность (учебно-методические работы (рекомендованные на разном уровне), публикации)
- Научное исследование (экспериментальная работа, самообразование)
- Повышение квалификации
Функции
Субъект – объект
Предмет изучения
Направления
Принципы
Педагогическая
диагностика
Виды
Подходы
Оценка
Алгоритм
Методы
Понятийный аппарат
Измерение –
нахождение значения физической величины,
характеризующей качество;
Критерий –
признак, по которому классифицируются, оцениваются те или иные явления, действия или деятельность
Показатель –
наблюдаемый и поддающийся фиксированию результат
Критерий результативности –
качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат
Оценка – вид суждения об определенном феномене ( количественная, качественная, обобщенная)
- Измерение (по критериям и показателям)
- Анализ
- Диагноз (выводы и рекомендации)
- Прогноз (коррекция)
Разновидности критериев по делению на качественные и количественные типы изменений
- Критерий факта (качественные показатели) –
позволяет ответить на вопрос: имеется ли в наличии что-либо из планируемых результатов.
- Критерий количества (количественные показатели) –
дает представление об уровне проявленности планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности.
Разновидности критериев по оценке уровней изменений в состоянии объекта
- Балловые – 3, 5, 10
- Бинарные – «да-нет», «0-1»
- Словесные – «не владеет», «владеет достаточно», «владеет свободно»
- Числового шкалирования (по шкале отметок)
Шкалы отметок
К
К
отметка
отметка
0,7-0,8
0,5-0,65
3
0,65-0,8
3
0,81-0,9
4
0,8-1
0,91-1
4
5
5
Менее 0,7 – 2 (В.П. Беспалько) Менее 0,5 – 2 (В.С. Аванесов)
Результат измерения (К) - значение величины, характеризующей качество
Шкала оценки (числового шкалирования по шкале отметок В.С. Аванесова)
Max = 5ха, где а - количество показателей
Min = Max :0,5
«3» - 0,65х Max
«4» - 0,8х Max
Алгоритм измерения оценки качества педагогического объекта
- Разработать критерии (признаки, на основании которых производится оценка).
- Создать систему оценочных показателей (наблюдаемых и поддающихся фиксированию результатов).
- Определить шкалу , по которой эти показатели будут оценены.
- Провести измерение.
- Определить результат измерения – значение величины, характеризующей качество.
Мониторинг – систематическая процедура сбора данных, содержательная интерпретация и система отслеживания образовательных результатов Мониторинг образовательный - процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Алгоритм:
- сбор информации об объекте управления;
- анализ полученной информации;
- принятие решения;
- управляющее воздействие;
- контроль.
Проведение педагогического мониторинга позволит получить следующие результаты:
- анализ системной информации о состоянии учебной деятельности учащихся позволит судить о педагогической эффективности содержания и организации педагогического процесса;
- получаемые данные открывают возможность оперативно реагировать на проблемы, поставленные в образовательной практике;
- проблемы в учебной деятельности школьников и профессиональной деятельности преподавателей станут основой для принятия решений об организационных, методических, исследовательских, производственных и воспитательных мерах совершенствования работы ОУ, повышения квалификации учителей (через самообразование и дополнительное профессиональное образование);
- систематизировать учебную, учебно-методическую, научно-методическую, воспитательную работу по выявлению передового педагогического опыта.
Оформление результатов диагностики
Количественный показатель
Оформление результатов диагностики
Качественный показатель
(уровень сформированности качеств личности)
Оформление результатов мониторинга
Качественный показатель
(уровень воспитанности)
(сентябрь – май)
Оформление результатов мониторинга
Динамика уровня воспитанности учащихся
(2012-2018г.г.)
Результаты педагогического мониторинга (представленные в портфолио) – показатель качества образовательного процесса в ОУ и его результатов Элементы системы мониторинга качества образования – стандарты и критерии оценки их; сбор данных и оценка результатов; принятие соответствующих мер при сопоставлении стандартов и результатов.
Качество образования зависит от качества:
- педагогического состава
- образовательных программ
- учащихся
- инфраструктур, внутренней и внешней среды.
Тема самоанализа учителя химии: «Самостоятельная учебная работа школьников на уроках химии как средство подготовки в условиях основного образования»
Цель - развитие самостоятельной учебной работы школьников на уроках химии в 7-9 классах
Задачи:
- формирование устойчивой положительной мотивации учащихся к учебному предмету посредством активизации самостоятельной работы учащихся;
- формирование технологических и проектных умений учащихся посредством организации самостоятельной учебной работы.
Результаты:
- сформированность устойчивой положительной мотивации учащихся к учебному предмету средствами организации самостоятельной работы;
- стабильный рост качественных и количественных показателей сформированности умений учащихся посредством организации самостоятельной работы на уроке и внеурочной деятельности .