СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика обучающихся с ОВЗ при помощи методики "Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 1 по 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Диагностика обучающихся с ОВЗ при помощи методики "Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями"»

Диагностика обучающихся с ОВЗ  при помощи методики  «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями»  Учитель – логопед МКОУ «С(К)ОШИ VIII вида» г. Ленска:  Черепанова Надежда Кирилловна

Диагностика обучающихся с ОВЗ при помощи методики «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями»

Учитель – логопед МКОУ «С(К)ОШИ VIII вида» г. Ленска:

Черепанова Надежда Кирилловна

  • Диагностика представляет собой обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид патологии, её форму и степень тяжести.
  • Диагностика представляет собой обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид патологии, её форму и степень тяжести.
  • Диагностика представляет собой обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид патологии, её форму и степень тяжести.
  • Диагностика представляет собой обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид патологии, её форму и степень тяжести.
  • Диагностика представляет собой обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид патологии, её форму и степень тяжести.
  • Диагностика представляет собой обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид патологии, её форму и степень тяжести.
  • Диагностика представляет собой обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид патологии, её форму и степень тяжести.
  • Диагностика представляет собой обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид патологии, её форму и степень тяжести.
Основными задачами диагностики являются: выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи, определение структуры речевого дефекта, формулировка речевого диагноза, составление программы коррекционной работы .
  • Основными задачами диагностики являются:
  • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи, определение структуры речевого дефекта, формулировка речевого диагноза, составление программы коррекционной работы .
 Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми .
  • Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми .
 В своей работе, а именно при обследовании вновь прибывших первоклассников и составлении логопедического заключения на детей – инвалидов для прохождения комиссии на МСЭ, я использую авторскую методику Валентины Михайловны Акименко – кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института.  Данная методика разработана в соответствии с ФГОС ДО и ориентирована на детей от 4 до 8 лет, предназначена для узких специалистов и удобна тем, что используется программное обеспечение «Логопедическое обследование детей», в основу которого положены общие принципы и методы педагогического обследования: комплексность, целостность и динамичность .
  • В своей работе, а именно при обследовании вновь прибывших первоклассников и составлении логопедического заключения на детей – инвалидов для прохождения комиссии на МСЭ, я использую авторскую методику Валентины Михайловны Акименко – кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института.
  • Данная методика разработана в соответствии с ФГОС ДО и ориентирована на детей от 4 до 8 лет, предназначена для узких специалистов и удобна тем, что используется программное обеспечение «Логопедическое обследование детей», в основу которого положены общие принципы и методы педагогического обследования: комплексность, целостность и динамичность .
 Комплектация данной методики: фирменная сумка, диск с программой компьютерной обработки, методическое пособие, микрофон, секундомер, цветные кубики, куколки, шарик, машинка, пенал, линейка, указка, цветные карандаши, комплект листов с графическими заданиями, три альбома.
  • Комплектация данной методики: фирменная сумка, диск с программой компьютерной обработки, методическое пособие, микрофон, секундомер, цветные кубики, куколки, шарик, машинка, пенал, линейка, указка, цветные карандаши, комплект листов с графическими заданиями, три альбома.

Для проведения обследования сначала устанавливается на компьютере программное обеспечение, которое позволяет вести индивидуальные карты, формирует базу данных с результатами .
  • Для проведения обследования сначала устанавливается на компьютере программное обеспечение, которое позволяет вести индивидуальные карты, формирует базу данных с результатами .
  • Диагностика начинается со сбора кратких анамнестических сведений. Для этого используется вкладка картотеки «Анамнез». В этом разделе уточняются следующие данные:
  • 1.Возраст матери и отца при рождении ребёнка.
  • 2.Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей.
  • 3.Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников.
  • 4.Протекание беременности (токсикоз 1-2 половины, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции, применение медикаментозных средств, наличие химических вредностей, радиации, употребление алкоголя, никотина, наркотиков).
  • 5.Протекание родов (преждевременные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные, слабость родовой деятельности, применение стимуляции, когда ребёнок закричал, резус-фактор, травмы во время родов).
  • 6.Вес и рост ребёнка при рождении.
  • 7.Вскармливание.
  • 8.Состояние раннего психомоторного развития.
  • 9.Раннее речевое развитие.
  • 10.Отношение членов семьи к речевому дефекту.
  • 11.Занимался ли ребёнок с логопедом.
  • 12.Перенесённые заболевания и время перенесения.

Эти сведения необходимы для правильного написания заключения.

  • Обследование проводится целиком или по любым выбранным разделам.
  • Критерии оценки: «Зачёт» или «Незачёт».
 Во время беседы стараюсь установить контакт с ребёнком, а также выявляю, как понимает ребёнок мою речь, пользуется ли он фразами, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают получить представление об общем умственном и речевом развитии ребёнка, о некоторых особенностях его личности.  Следующим методическим приёмом обследования является наблюдение за ребёнком в процессе его деятельности. Для этого предлагается ему различный материал (карандаши, игрушки, картинки) и даются различные задания игрового и учебного плана.
  • Во время беседы стараюсь установить контакт с ребёнком, а также выявляю, как понимает ребёнок мою речь, пользуется ли он фразами, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают получить представление об общем умственном и речевом развитии ребёнка, о некоторых особенностях его личности.
  • Следующим методическим приёмом обследования является наблюдение за ребёнком в процессе его деятельности. Для этого предлагается ему различный материал (карандаши, игрушки, картинки) и даются различные задания игрового и учебного плана.
 Диагностика проводится по следующей схеме:   1.Звукопроизношение. Материалы представляют собой комплекты слов и картинки к ним. Комплект содержит по 3 слова на каждый звук (положение звука в начале слова, в середине, в конце). Материалы представляют собой комплекты слов и картинки к ним. Комплект содержит по 3 слова на каждый звук (положение звука в начале слова, в середине, в конце). Ребёнку предлагается назвать изображения на картинках. В программе имеется возможность скрыть или отобразить подписи картинок, а также сделать аудиозапись звукопроизношения .

Диагностика проводится по следующей схеме:

  • 1.Звукопроизношение.
  • Материалы представляют собой комплекты слов и картинки к ним. Комплект содержит по 3 слова на каждый звук (положение звука в начале слова, в середине, в конце).
  • Материалы представляют собой комплекты слов и картинки к ним. Комплект содержит по 3 слова на каждый звук (положение звука в начале слова, в середине, в конце).
  • Ребёнку предлагается назвать изображения на картинках. В программе имеется возможность скрыть или отобразить подписи картинок, а также сделать аудиозапись звукопроизношения .
 2.Общая моторика.  В данном разделе исследуются двигательная память, статистическая и динамическая координация, произвольное торможение, пространственная организация.

  • 2.Общая моторика. В данном разделе исследуются двигательная память, статистическая и динамическая координация, произвольное торможение, пространственная организация.
3 . Мелкая моторика (обследование статистической координации движений пальцев рук, обследование динамической координации движений пальцев рук, исследование чувства ритма, исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки).
  • 3 . Мелкая моторика (обследование статистической координации движений пальцев рук, обследование динамической координации движений пальцев рук, исследование чувства ритма, исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки).
4.Артикуляционная моторика (исследование подвижности губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
  • 4.Артикуляционная моторика (исследование подвижности губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
  • 5.Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи (исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений, звуковых и слоговых рядов, при чтении стихотворений).
  • 5.Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи (исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений, звуковых и слоговых рядов, при чтении стихотворений).
  • 5.Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи (исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений, звуковых и слоговых рядов, при чтении стихотворений).
  • 5.Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи (исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений, звуковых и слоговых рядов, при чтении стихотворений).
  • 5.Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи (исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений, звуковых и слоговых рядов, при чтении стихотворений).
  • 5.Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи (исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений, звуковых и слоговых рядов, при чтении стихотворений).
7.Строение артикуляционного аппарата (исследование губ, зубного ряда, прикуса, языка, твёрдого и мягкого нёба, нижней челюсти).
  • 7.Строение артикуляционного аппарата (исследование губ, зубного ряда, прикуса, языка, твёрдого и мягкого нёба, нижней челюсти).
6.Мимическая мускулатура (исследование движений мышц лба, глаз, щек, исследование мимических поз, исследование символического праксиса).
  • 6.Мимическая мускулатура (исследование движений мышц лба, глаз, щек, исследование мимических поз, исследование символического праксиса).
8.Фонематическое восприятие (исследование состояния физиологического слуха, исследование дифференциации неречевых звуков, слуховой памяти и понимание речи, исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками, исследование фонематического анализа и синтеза).
  • 8.Фонематическое восприятие (исследование состояния физиологического слуха, исследование дифференциации неречевых звуков, слуховой памяти и понимание речи, исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками, исследование фонематического анализа и синтеза).
9.Дыхательная и голосовая функции (исследование типа дыхания, речевого дыхания, голоса, наличие саливации).
  • 9.Дыхательная и голосовая функции (исследование типа дыхания, речевого дыхания, голоса, наличие саливации).
10.Просодические компоненты речи (ритм и темп речи, логическое ударение).
  • 10.Просодические компоненты речи (ритм и темп речи, логическое ударение).
11.Слоговая структура слова (исследование произнесения слов сложного слогового состава, различного слогового состава в предложениях).
  • 11.Слоговая структура слова (исследование произнесения слов сложного слогового состава, различного слогового состава в предложениях).
12.Понимание речи (исследование пассивного словаря, понимания грамматических форм, предложно-падежных конструкций, исследование дифференциации существительных, глаголов с различными приставками, исследование понимания сочетаний и простых предложений).
  • 12.Понимание речи (исследование пассивного словаря, понимания грамматических форм, предложно-падежных конструкций, исследование дифференциации существительных, глаголов с различными приставками, исследование понимания сочетаний и простых предложений).
13.Лексический запас (исследование словаря существительных, глаголов, прилагательных, исследование обобщающих понятий, подбора антонимов).
  • 13.Лексический запас (исследование словаря существительных, глаголов, прилагательных, исследование обобщающих понятий, подбора антонимов).
14.Грамматический строй (исследование образования существительных именительного падежа множественного числа, образования существительных в косвенных падежах, образования существительных родительного падежа множественного числа, исследование употребления предлогов, согласования числительного с существительным, прилагательного с существительным, исследование образования названий детёнышей, образования уменьшительно- ласкательных форм, образования относительных и притяжательных прилагательных, образование приставочных глаголов, глаголов совершенного вида).
  • 14.Грамматический строй (исследование образования существительных именительного падежа множественного числа, образования существительных в косвенных падежах, образования существительных родительного падежа множественного числа, исследование употребления предлогов, согласования числительного с существительным, прилагательного с существительным, исследование образования названий детёнышей, образования уменьшительно- ласкательных форм, образования относительных и притяжательных прилагательных, образование приставочных глаголов, глаголов совершенного вида).
15.Связная речь (исследование пересказа, составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок).
  • 15.Связная речь (исследование пересказа, составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок).
 По результатам обследования и на основании подсчёта количества баллов, набранных ребёнком, определяется уровень речевого развития

По результатам обследования и на основании подсчёта количества баллов, набранных ребёнком, определяется уровень речевого развития

 Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.  Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.  Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.  Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.  Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.  Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.  Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.
  • Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.
  • Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.
  • Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.
  • Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.
  • Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.
  • Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.
  • Методика позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышает мотивацию к обучению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!