СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика и коррекция навыка использования предложно-падежных конструкций

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисграфия - явление в школе давно уже обыденное. Дизорфография - также не новость ни для учителей, ни для школьного логопеда. Проблему легче предупредить, чем исправлять дефекты, закрепленные на письме. С этой целью и предлагаю к ознакомлению данные методические рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика и коррекция навыка использования предложно-падежных конструкций»

Диагностика и коррекция нарушений употребления падежных конструкций


В литературе нет достаточно обоснованной и развернутой методики диагностики (в том числе дифференциальной) нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с экспрессивной алалией и задержкой языкового развития. Тем не менее, без качественной диагностики невозможна результативная коррекция.

Методы диагностики и коррекции, описанные методикой Ковшикова В. А., рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста со II и III уровнями ОНР.

Нарушения употребления падежных окончаний существительных относятся к области аграмматизма.

Аграмматизм - это нарушение в речевой деятельности строения слов, словосочетаний, предложений и текстов как развернутых связных высказываний.

Аграмматизм может проявляться в разных формах речи: устной и письменной; в речи экспрессивной и импрессивной. Он может касаться всех компонентов грамматики или каких-то из них. В связи с этим правомерно говорить об аграмматизме морфологическом, синтаксическом и морфосинтаксическом.


Отличие экспрессивной алалии от ЗТРР


Критерии усвоения языковых норм

Экспрессивная алалия

ЗТРР

отставание в сроках усвоения языка


+

+

патологическое усвоение языка


главный признак

-

Замены окончаний существительных:


  1. только внутри значений определенного падежа, что соответствует закономерностям нормального

онтогенеза;


  1. наряду с такими заменами будут замены окончаний одного падежа на окончания другого, что не соответствует закономерностям нормального онтогенеза.









+




+





-

Специфические замены окончания:



1) окончаниями других падежей;

2) окончанием, относящимся к разным падежам;

  1. окончаниями, не существующими в парадигме склонения.




+

+


+



-

-


-

непостоянство в маркировке падежных значений


+

-

наличие полной парадигмы окончаний, но неумение пользоваться ею

+

-



Больше ошибок выявляется в употреблении окончаний дательного, творительного и предложного падежей.






Диагностика нарушений употребления падежных

окончаний существительных


Материал обследования:66 существительных I и II склонения,

единственного числа, мужского, среднего (для II склонения)

и женского (для I склонения) рода, одушевленные и неодушевленные,

без предлогов и с предлогами.

В каждом падеже на многие из взятых для исследования лингвистических признаков приходится по 3

(и более) слова. Это позволяет избежать случайных ответов и составить характеристику аграмматизма.

Ударение во всех взятых для исследования существительных в норме всегда падает на окончание, что при восприятии и анализе ответов детей позволяет с достоверностью судить об употреблённых ими окончаниях.

Обследующий произносит начало фразы, которая соответствует содержанию картинки, а ребенок должен закончить фразу — произнести последнее слово (или слова).



Критерии оценки выполнения заданий



Неправильные ответы следует разделять на

  • «неправильные определенные»:

  1. замена окончаний производится внутри падежа

(например, внутри винительного падежа: катит колесу по аналогии с катит машину),

  1. окончание одного падежа заменяется окончанием другого

(например, гуляет с коза; пришли к врача).

  • «неправильные неопределенные»:

  1. окончание можно отнести к разных падежам

(например, стреляет гусь (след.: в гуся); нулевая флексия в слове гусь может принадлежать винительному падежу (замена по аналогии: стреляет в пол) и именительному);

  1. употребляется окончание, не существующее в парадигме падежных окончаний существительных

русского языка (например, дает слоним; след.: слону);

3) окончание звучит неясно;

4) окончание отсутствует (например, стреляет в пету; след.: в петуха).



Список предложений для диагностики нарушений употребления падежных окончаний существительных (I, II склонение)

(Слова, взятые для исследования, выделены. Слова до многоточия произносятся проводящим исследование, после многоточия — испытуемым)



ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ



Без предлога

Мужской род, одушевленные

1.        Мальчик поймал…………..жука

2.        Мальчик везет……………..петуха

3.        Дядя ведет…………………слона

Мужской род, неодушевленные

4.        Мальчик строит…………….дом

5.        Тетя моет……………………пол

6.        Мальчик везет ………… ….танк

Средний род

7.        Мальчик катит …………….колесо

8.        Дядя несет …………………ведро

9.        Кошка пьет…………………молоко

Женский род

10.    Дядя несет…………………..пилу

11.    Корова ест…………………..траву

12.    Девочка кормит …………….козу





С предлогом

Мужской род, неодушевленные

13.    Дядя насыпает песок ………..в мешок

14.    Девочка наливает чай ……….в стакан

15.    Мальчик вешает пальто ……..в шкаф

Мужской род, одушевленные

16.    Мальчик стреляет ……………в петуха

17.    Мальчик стреляет …………….в слона

18.    Мальчик стреляет……………..в гуся

Средний род

19.    Собака прыгает ……………….в кольцо

20.    Мяч попал ……………………..в окно

21.    Птичка летит…………………..в гнездо

Женский род

22.    Мальчик стреляет……………..в лису

23.    Мяч закатился ...........................в траву

24.    Кот лезет ……………………....в трубу



ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ



Без предлога

37.    Девочка дает крупу …………….петуху

38.    Мальчик дает молоко…………..щенку

39.    Дядя дает булку…………………слону

40.    Девочка дает траву……………...козе

41.    Тетя дает пить…………………...свинье

42.    Тетя дает мясо …………………..лисе



С предлогом

43.    Дети пришли……………………..к врачу

44.    Мальчик идет ……………………к слону

45.    Курица идет ……………………..к петуху

46.    Собака идет………………………к лисе

47.    Собака идет………………………к свинье

48.    Орел летит………………………..к сове




ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ



Без предлога

49.    Замок открываем ………………...ключом

50.    Девочка гладит платье…………...утюгом

51.    Собака лижет лапу……………….языком

52.    Дрова пилят………………………пилой

53.    Цветы поливают …………………водой

54.    Мальчик ударил мяч …………….ногой



С предлогом

55.    Курица гуляет ……………………с петухом

56.    Собака гуляет……………………..со щенком

57.    Слоненок гуляет ………………….со слоном

58.    Девочка гуляет ……………………с козой

59.    Бабочка летает…………………….с пчелой

60.    Медведь гуляет……………………с лисой




ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ



61.    Мальчик катается…………………на слоне

62.    Кубик лежит ………………………на столе

63.    Люстра висит………………………на потолке

64.    Шапка………………………………на голове

65.    Часы………………………………...на руке

66.    Чайник стоит……………………….на плите




РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ



Без предлога

25.    На этой картинке нет …………стола

26.    На этой картинке нет ………….жука

27.    На этой картинке нет ………….утюга

28.    В этом стакане нет …………….воды

29.    На этой картинке нет ………….лисы

30.    На этой картинке нет ………….пилы



С предлогом

31.    Хобот……………………………у слона

32.    Красивый хвост…………………у петуха

33.    Длинные усы…………………….у жука

34.    Большой хвост ………………….у лисы

35.    Большие глаза…………………...у совы

36.    Рога………………………………у козы



Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных


Коррекция этих нарушений должна включаться в единую систему коррекции языковых нарушений у данной категории детей и подчиняться общим принципам логопедической работы с ними (Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов).

Последовательность коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных:

  1. формировать правильные окончания сначала желательно внутри определенного падежа. Скажем, внутри винительного падежа сначала формируется окончание -у для существительных женского рода с окончанием -а в именительном падеже. В ситуации игры педагог говорит ребенку: Вот коза (кукла, машина...). Попроси козу (куклу, машину...). Ребенок: Дай козу (куклу, машину...).



  1. затем формируется окончание -а для существительных мужского рода, одушевленных, с нулевым

окончанием в именительном падеже. Педагог: Вот слон-0 (кот-0, петух-0 ...) Попроси...

Ребенок: Дай слона (кота, петуха...).



  1. после формируется нулевое окончание для существительных мужского рода, неодушевленных, с

нулевым окончанием в именительном падеже. Педагог: Вот мел-0 (каран-даш-0, стул-0...). Попроси... Ребенок: Дай мел (карандаш, стул...).



  1. аналогично поступаем с существительными, имеющими другие признаки (языковые, семантические и формальные).



  1. После усвоения двух (и более) флексий, относящихся к определенному падежу, нужно переходить к их дифференциации. Например, дифференцируются флексии винительного падежа: дай козу, но: слона, мел-0. Здесь полезны упражнения на различение детьми правильно и неправильно употребленных форм. Например, педагог говорит ребенку: Я хочу попросить у тебя вот эту игрушку (показывает на козу). Правильно так сказать: дай коза? Или: Как правильно сказать: дай коза или дай козу?



Последовательность формирования падежей должна соответствовать последовательности их усвоения в нормальном онтогенезе: винительный- родительный - дательный, предложный - творительный. Это не означает, что к следующему падежу нужно приступать лишь после того, как полностью усвоены значения и формы предыдущего. Можно одновременно работать с несколькими падежами, но на первых этапах работы желательно не более чем с двумя.



В первую очередь у детей нужно формировать центральные (т.е. основные, наиболее частотные) значения падежей (которые и в онтогенезе появляются раньше),

во вторую очередьпериферические.

Например, у винительного падежа - значение прямого объекта, у родительного - частичного объекта.



Сначала отрабатывается склонение существительных без предлогов,

Затем с предлогами (например, винительный падеж: строит дом — идет в дом).



Что касается самих предлогов, то сначала нужно использовать

первообразные предлоги (в, на, за, под, перед),

после другие (с, через, по, о (об), к и проч.).



На начальных этапах коррекции желательно брать для работы существительные, окончания которых обладают «перцептивной выпуклостью», т. е. стоят под ударением и поэтому звучат ясно, например: коза, козу, козы, козе, козой, но не: собака, собаку, собаке, собакой, о собаке, так как здесь окончания звучат недостаточно ясно, что может затруднять их усвоение.


Формирование беспредложных конструкций

существительных единственного числа


Винительный падеж


Формы винительного падежа от­рабатываются в следующей последовательности.

1. Формы с нулевым окончанием неодушевленных существительных:

а) мужского рода (дом, стол, мяч);

б) женского рода (кровать, морковь).

2. Формы неодушевленных существительных среднего рода с окончанием -о, -е (окно, поле).

3. Формы с окончанием -у, -ю одушевленных и неодушевленных существительных мужского и

женского рода на -а, -я в именительном падеже, сохраняющие звуковую структуру основы

именитель­ного падежа:

а) с ударным окончанием (лису, осу, сосну);

б) с безударным окончанием (папу, маму, утку, куклу).

4. Формы с окончанием -а, -я одушевленных су­ществительных мужского рода, сохраняющие

зву­ковую структуру основы именительного падежа:

а) с ударным окончанием (слона, паука, ежа, коня);

б) с безударным окончанием (тигра, медведя, вол­ка, мальчика).

5. Формы с окончанием -а,одушевленных су­ществительных мужского рода с изменением

зву­ковой структуры основы слова:

а) с ударным окончанием (льва, щенка, воробья);

б) с безударным окончанием (утенка, дятла, ко­тенка).


В процессе работы по формированию форм суще­ствительных винительного падежа следует обратить внимание на дифференциацию значений одушевленности - неодушевленности. Дети уточняют, что одни слова могут называть живые предметы, и по­этому к этим словам ставится вопрос «кто?». Другие слова обозначают неживые предметы и отвеча­ют на вопрос «что?».

Для закрепления значений одушевленности и неодушевленности предлагается, например, за­дание отобрать картинки, на которых изображе­ны живые существа (предметы), или отобрать кар­тинки, к которым можно поставить вопрос «кто?».


Родительный падеж


Рекомендуется следующая после­довательность в работе над формами родительного падежа.

    1. Формы существительных мужского рода с окончанием -а, -я, сохраняющие звуковую

структу­ру основы именительного падежа:

а) с ударным окончанием (мяча, моста, карандаша, стола, коня);

б) с безударным окончанием (дома, дуба, стула, медведя);

2. Формы существительных среднего рода с окон­чанием -а, -я, сохраняющие основу

именительного падежа без изменений:

а) с ударным окончанием (яйца, кольца, ведра);

б) с безударным окончанием (яблока, озера, кресла).

3. Формы существительных мужского рода с окончанием -а, -я с изменением звуковой

структуры основы слова:

а) с ударным окончанием (щенка, скворца, льва);

б) с безударным окончанием (дятла, зайца, пер­ца, котенка).

4. Формы с окончанием -и, -ы существительных мужского и женского рода на -а, -я

в именительном падеже:

а) с ударным окончанием (лисы, козы, пилы, воды, косы);

б) с безударным окончанием (рыбы, кошки, папы, мамы).


Дательный падеж


Рекомендуется следую­щая последовательность в работе.

  1. Формы существительных мужского рода с окон­чанием –у,-ю, сохраняющие основу

именительного падежа:

а) с ударным окончанием (ежу, петуху, коню);

б) с безударным окончанием (брату, волку, маль­чику).

2. Формы существительных среднего рода с окон­чанием -у, -ю:

а) с ударным окончанием (окну, ведру, кольцу);

б) с безударным окончанием (дереву, солнцу, по­лотенцу).

3. Формы существительных мужского рода с окончанием -у, -ю с изменением звуковой

структуры основы слова:

а) с ударным окончанием (льву, пню, скворцу);

б) с безударным окончанием (лисенку, котенку, зайцу, дятлу).

4. Формы с окончанием существительных муж­ского и женского рода на -а, -я в именительном

па­деже:

а) с ударным окончанием (лисе, козе, овце, пчеле);

б) с безударным окончанием (белке, кошке, собаке, вороне).


Творительный падеж (значение орудийности)


Рекомен­дуется следующая последовательность в работе.

  1. Формы существительных мужского рода с окон­чанием -ом, -ем, сохраняющие звуковую

структуру основы:

а) с ударным окончанием (ключом, ножом, топо­ром, карандашом);

б) с безударным окончанием (клювом, тракто­ром).

2. Формы существительных среднего рода с окон­чанием -ом, -ем:

а) с ударным окончанием (ведром, окном, стеклом);

б) с безударным окончанием (мылом, одеялом, полотенцем).

3. Формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем с беглой гласной в корне:

а) с ударным окончанием (сачком, молотком, крюч­ком);

б) с безударным окончанием (дятлом, перцем).

4. Формы с окончанием -ой, -ей существительных женского и мужского рода на -а, -я

в именительном падеже:

а) с ударным окончанием (пилой, косой, метлой);

б) с безударным окончанием (лапой, вилкой, лож­кой, удочкой).

5. Формы существительных женского рода с окончанием –ь (дверью, тетрадью, кроватью).


Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа


Рекомендуется следующая после­довательность в работе над падежными формами существительных множественного числа:

  1. дательный падеж;

  2. творительный падеж;

  3. родительный падеж;

  4. винительный падеж.


Дательный падеж


  1. Формы с ударным окончанием -ам ,-ям.

Речевой материал: рукам, ногам, жукам, глазам, рукавам, домам, носам, дубам, волкам, врачам,

муравьям, воробьям, скворцам, огурцам и др.

2. Формы с безударным окончанием -ам, -ям.

Речевой материал: коровам, девочкам, маль­чикам, мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воро­

нам, бабочкам, котятам, собакам, зайцам, куклам, курицам, розам, березам, окнам, братьям,

полотен­цам, кольцам и др.


Творительный падеж


1. Формы с ударным окончанием -ами, -ями.

Речевой материал: ежами, столами, кустами, овощами, ногами, руками, жуками, лесами,

врачами, мячами, коврами, карандашами, грача­ми, львами, пнями, столами, домами, садами,

гвоз­дями, дворами, часами и др.

2. Формы с безударным окончанием -ами, -ямu.

Речевой материал: мамами, папами, бабуш­ками, дедушками, куклами, коровами, кошками,

цыплятами, ведрами, платьями, белками, зайцами, березами, стульями, креслами, тетрадями,

полотен­цами, одеялами и др.


Родительный падеж


С учетом продуктивности окончаний родительного падежа рекомендуется следующая

последова­тельность в работе.

  1. Формы с окончаниями -ов, -ев существительных мужского рода с основой на твердый

согласный:

а) с ударным окончанием (столов, котов, домов, шкафов, дубов, пауков, топоров, шаров и др.);

б) с безударным окончанием (тигров, кленов, оре­хов, помидоров и др.).

2. Формы с окончаниями -ов, -ев существительных среднего рода на –ья в именительном падеже

множе­ственного числа (платьев, деревьев, крыльев ).

3. Формы существительных женского рода с ну­левым окончанием:

а) с сохранением звуковой структуры основы сло­ва (коров, роз, ворон, собак, книг, берез);

б) с дополнительной гласной в основе слова (ку­кол, сумок, веток, белок, скамеек, масок, леек,

ро­машек, сестер, тропинок, курток, юбок).

4. Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание

в имени­тельном падеже множественного числа:

а) с сохранением звуковой структуры основы сло­ва (озер, колес, одеял);

б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, писем, колец, блюдец, стекол,

полотенец, ведер, вёсел).

5. Формы с окончанием -ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный

или шипящий звук:

а) с ударным окончанием (врачей, шалашей, ло­сей, гусей, ежей, кирпичей, ножей, пней, камней

и др.);

б) с безударным окончанием (портфелей, медве­дей).

6. Формы с окончанием -ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим

звуком в основе начальной формы:

а) с ударным окончанием (мышей, печей, лоша­дей, свечей, дочерей);

б) с безударным окончанием (елей, тетрадей, кро­ватей, медалей).

7. Формы с окончанием -ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий

звук в основе начальной формы (ушей, ружей, мо­рей, полей).




ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Родительный падеж. Единственное число





1. «У кого?»

Логопед предлагает сесть тем де­тям, которые скажут, у кого в группе зеленые шорты (полосатая рубашка, красное платье и т. п.). Дети отвечают: «У Вовы», «У Тани» и т. п.



2. «У кого листок?»



На наборном полотне картинки с изо­бражениями деревьев. У детей картинки с изображениями листьев.

Логопед спрашивает: «У кого листок от дуба (от осины, от березы и т. п.)?» Дети отвечают: «У меня листок от дуба (от осины, от березы и т. п.)».



3. «Чего не стало?»



На столе у логопеда пять-шесть предметов. Например: кубик, пирамидка, лента, мяч, лошадка, банка. Предме­ты называются детьми, затем логопед закрывает их ширмой и убирает два предмета. Когда ширма поднята, лого­пед спрашивает: «Чего нет на столе?» Ответы детей: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т. п.)».



4. Игра «Кого это голос?»



Логопед за ширмой произносит зву­коподражания, например: му-у-у, бе-е-е и т. п., затем спрашивает: «Кого это голос?» Если дети отвечают правильно, логопед показывает фигурку угаданного животного. Здесь проводится сравни­вание двух падежных форм: это кош­ка — голос кошки, это корова — голос коровы и т. п.



5. «Парные картинки»



У логопеда набор карточек с двумя предметами, например: лиса и стол (жук и матрешка, книга и утюг и т п.); у детей карточки с изображением одного предмета, например: лиса, жук, книга и т. п.

Логопед спрашивает: «Чего (кого) нет на твоей карточке?»

Дети отвеча­ют: «На карточке нет стола (матрешки, утюга и т. п.)».



6. «Предметное лото»



Логопед спрашивает: «У кого рога (длинные уши, быстрые ноги, острые когти, длинный пушистый хвост, длинная шея и т п.)?»

Ребенок, поднимая соот­ветствующую карточку, отвечает: «Рога у коровы», и т. д.



7. Игра «Кого нет в ряду?»



Все дети встают в один ряд. Водя­щему закрывают глаза. Два-три ребенка выходят из комнаты. Водящий должен отгадать, кого нет в ряду. Примерные ответы: «Нет Тани, Вовы, Кати» и т. п.



8. Игра «Чей хвост, чья голова?»



На большой картинке изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие звери. Видны только части тел.

Логопед объясняет: «К острову под­плыл корабль, звери испугались и по­прятались. Что увидели путешественни­ки?» Дети отвечают: «Путешественники увидели голову обезьяны (хобот слона, хвост тигра, и т. п.)».



9. Игра «Закрытый стакан»



Логопед показывает детям стакан, обернутый салфеткой. Просит детей догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане сок (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т. п.).

Ответы детей: «Вы выпьете стакан сока (лимонада, кефира, киселя и т. п.)».



10. Игра «Кого испугался трусишка Коля?»



Логопед раздает детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, жук, крот, гусеница и т. п.), и спрашивает: «Кого испугался трусишка Коля?»

Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (гуся, утки, мышки и т. п.)».



11. «У кого этот детеныш?»



Логопед спрашивает: «Котенок у кого? Назови маму».

Ответы детей: «Котенок у кошки (щенок у собаки, теленок у коровы, ягненок у овцы, и т. п.)».



12. «Из чего сделаны?»



а) На столе фрагменты шерсти, стек­ла, дерева, меха, кожи, железа и т. п.

Логопед спрашивает: «Из чего сде­лан стол (сшиты сапоги, связаны носки, сшита шуба, сделан нож, сделан стакан, и т. п.)?»

Ответы детей: «Стол сделан из де­рева, и т. п.)».

б) Заменить словосочетания по об­разцу:

шелковая ткань —

шерстяной шарф —

яблочный компот —

гороховый суп — и т. п.



• кирпичный дом — дом из кирпича;

• снежная баба —

• деревянная ложка —

• кожаный ремень —



13. «Я начну а ты продолжи»



Я слышал голос воробья, кукушки... Я видел следы лося...

14. «Исправь ошибку»



Больной выпил чашку молоко. Саша съела кусок торт. Катя выпила стакан кисель. Таня слышала голос кукушка. И т. д.



15. «1, 2, 5»



Сосчитать предметы, например: одно яблоко, два яблока, пять яблок.



16. Игра «Чудесный мешочек»



Дети называют предметы (катушка, яйцо, сушка и т. п.), которые прячутся логопедом в «Чудесный мешочек». Детям предлагается ощупать предмет в мешочке, назвать его и ответить, чего не стало в мешочке. Ответы детей: «В мешочке не стало катушки...».



17. Игра «Около кого? Около чего?»



Дети стоят в ряд. Логопед предлагает ответить, около кого стоит Ваня (Таня, Толя и т. д.).

Ответы детей: «Я стою около Вани и Тани». И т. п. Т. о. же с предметами.



18. «Скажи наоборот»



Машина подъехала к дому — Машина отъехала от дома.

Птица подлетела к гнезду. — Мама подошла к столу. — Поезд подъехал к вокзалу. — И т. п.



19. Игра «Посуда»



На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, миска, чайник и т п.

Логопед предлагает найти и отве­тить: «Из чего едят суп (пьют чай, ест собака и т. п.)?»

Ответы детей: «Суп едят из тарелки». «Чай пьют из чашки». И т. д.



20. «Чей клюв?»



На фланелеграфе хаотично размеще­ны изображения различных птиц и клю­вов разной формы. Детям предлагает­ся найти клюв и назвать, чей это клюв. Приблизительные ответы детей: «Это клюв дятла». «Это клюв сороки». И т. п.

 



Множественное число



21. «Закончи предложение»



Логопед произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много... (слив, яблок, груш и т. п.). В зоопарке живет много... (обезьян, тигров, волков и т. п.). В магазине продается много... (платьев, курток, платков и т. п.). На мебельной фабрике делают много... (стульев, столов, кресел и т. п.)».



22. «Повара»



На доске картинки с изображениями фруктов и овощей.

Логопед спрашивает: «Из чего вы сварите компот?»

Ответы детей: «Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т. п.)».



23. «Где мы были, что мы видели?»



На доске сюжетные картины: «Сад». «Огород», «Лес», «Зоопарк», «Город».

Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Где ты был? Что видел?»



Ответы детей:

— «Я был в огороде. Видел много огурцов...».

— «Я был в саду. Видел много яблонь...».



24. «Для кого нужен?»



Логопед предлагает ответить на вопросы: «Для кого нужен сквореч­ник (гнездо, клетка, улей, коровник и т п.)?»


Дательный падеж. Единственное число


  1. Игра «Кому что дадим?»


На доске картинки с изображением корма для животных (сено, яблоко, орехи, грибы, малина, мёд, косточка, овощи, молоко и др.).

На столе – игрушечные животные (корова, лошадь, ёж, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут её около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»


Образцы ответов:

Мёд дадим тоже медведю.

Малину дадим медведю.

Косточку дадим собаке.

Овощи дадим свинье.

Сено дадим корове, лошади.

Грибы дадим белке.

Орехи тоже дадим белке.

Яблоко дадим ежу.

Молоко дадим кошке.


  1. Игра «Угадай, кому нужны эти предметы?»


На доске расставлены картинки. Слева - те, на которых изображены люди разных профессий и занятий; на этих картинках не хватает каких-то определенных предметов. Справа - картинки с недостающими предметами.

Логопед показывает детям предмет, предлагает назвать, кому он нужен, и положить изображение этого предмета к соответствующей картинке.

шприц - медсестре,

ружьё - охотнику,

удочка - рыболову,

ножницы - парикмахеру.




Указка - учителю,

весы - продавцу,

термометр - доктору,

кисть - художнику,


Творительный падеж. Единственное число



  1. Игра «Кто чем управляет?»


На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто управляет автобусом, самолетом ...?» Дети должны ответить полным предложением.


Образцы ответов:

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофёр.

Поездом управляет машинист.

Вертолётом управляет вертолетчик.

Самолётом управляет летчик.

Кораблём управляет капитан.

Мотоциклом управляет мотоциклист.

Велосипедом управляет велосипедист.

Ракетой управляет космонавт.


  1. Игра «Кто чем работает?»


Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Логопед просит детей ответить на вопрос: «Кто чем работает?»


Образцы ответов:

дворник - метлой,

лесоруб – пилой

садовник - лопатой.



Парикмахер - ножницами,

маляр - кистью,

плотник - топором,


  1. Игра «Что с чем? или «Назови пары предметов»


Детям предлагаются картинки, например: полка с книгами, тарелка с яблоками, банка с вареньем,

карандаши с коробкой, корзина с грибами, ваза с цветами.

Логопед предлагает детям назвать «что с чем» изображено на картинке.



Предложный падеж. Единственное число


  1. Игра «Что в чём?»

На доске картинки с изображением посуды. Логопед задаёт вопросы.

Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

В чём варят суп? (Суп варят в кастрюле.)

В чём носят воду из колодца? (Воду носят в ведре.)

В чём кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)

В чём носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)

В чём подают на стол сахар? (Сахар подают в сахарнице.)

В чём подогревают еду? (Еду подогревают в миске.)

Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)

Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)

Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.)

Где (на чём) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)


  1. Игра «Где что растет?»


На доске слева — картинки с изображением ого­рода, сада, леса, луга, поля, болота;

справа — кар­тинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и за­блудились.

Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображе­ния огорода и т. д.


Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (Лекарство, хлеб, газеты, молоко);


«Где что хранится?» (Посуда, одежда, книги, ручки и карандаши).


  1. Игра «Кто где живет?»


На доске выставляются картинки с изображе­нием жилищ животных. Логопед предлагает де­тям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зи­мует)?»

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.




Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Телята живут в телятнике.

Ежик живет в гнезде.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.




Кролики живут в крольчатнике.



  1. Игра «о ком я говорю?»
    Логопед выставляет схемы. Ребенок составляет загадку – описание. Дети узнают по признакам, о каком животном в ней говорится, находят схему- отгадку и помещают ее на доску.

Например:
Трусливый, длинноухий, серый или белый,… (О зайце)
Бурый, косолапый, голодный, неуклюжий, … (О медведе)
Серый, злой, голодный,… (О волке)
Хитрая, рыжая, ловкая,…(О лисе)
Пушистая, прыгучая, рыжая,…(белке)
Маленький, колючий, круглый,…(О еже)











































ЛИТЕРАТУРА


  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981.- 255с.

  2. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и дошкольников с задержкой психического развития. / Т.Н.Волковская – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003.- 210с.

  3. Воробьева В.К. О некоторых приемах обучения связной речи учащихся с моторной алалией. / Отв.ред. Л.Г.Парамонова. Изучение и коррекция речевых расстройств: межвузов. сб. науч. тр. ЛГПИ им. А.И.Герцена. – Л., 1986.- С.57-68

  4. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. / Л.С.Выготский. – М., 1996. – Т.2 – 416с.

  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. / Л.С.Выготский – СПб. – 2003. – 656с.

  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н.Гвоздев. – М., 1961.- 471с.

  7. Глухов В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. / В.П.Глухов // Дефектология. – 1986. - №6. – С.73-79

  8. Жинкин Н.И. Механизмы речи. / Н.И.Жинкин. – М., 1958.- 370с.

  9. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004.-320 с. (Серия «Учимся играя»).

  10. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. / Н.С.Жукова. – М., 1994.- 128с.

  11. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. / Н.С.Жукова –

  12. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: Просвещение, 1978.

  13. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников /Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1971.-191с.

  14. Кирьянов А.П. Квантовая модель предикативности … / А.П.Кирьянов, В.К.Радзиховская. – М., 1991.- 134с.

  15. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употреб­ления падежных окончаний существительных. — СПб.: КАРО, 2006.

  16. Краузе Е. Н. Практическая логопедия: Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е. Н. Краузе. – СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином-Пресс, 2006. – 80 с.: ил.

  17. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н / Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»).

  18. Левина Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей //Дефектология. 1975. №2.

  19. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с. – (Библиотека учителя-дефектолога).

  20. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. /И.С.Лопухина. – М.: Аквариум, 1996.- 360с.

  21. М.: Соц.-полит. журн., 1994.- 96с.

  22. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика /ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. / Е.М.Мастюкова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1997.- 304с.

  23. Матросова Т.А. Формирование лексико-граммаимческого строя речи у дошкольников с задержкой психического развития. Канд.дис. на соиск. Уч. степ. канд пед. наук., 2005

  24. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. / С.А.Миронова – М.: Просвещение, 1991.- 208с.

  25. Моисеенко Е.М. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи: Дисс. … канд. пед. наук. / Е.М.Моисеенко – СПб., 2002. – 216с.

  26. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей редакцией д.п.н., профессора Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с. С.18 – 24. Рахмакова Г.Н.

  27. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968

  28. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития. / Г.Н.Рахмакова // Дефектология. – 1987. - №6.- С.26-38

  29. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

  30. Степанов Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения. / Ю.С.Степанов. – М.,2002.- 290с.

  31. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с. (Коррекционная работа в специальных детских учреждениях).

  32. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Звуковые кроссворды в картинках и загадках. Практическое пособие для логопедов для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с. (Практическая логопедия.)

  33. Филичева Т.Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б.Филичева, Г.А.Каше. – М.: Просвещение, 1990.- 30с.

  34. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б.Филичева – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2000.- 350с.

  35. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. / Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина. – М.; АРКТИ, 2002.-136с.

  36. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. / С.Н.Цейтлин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 240с.

  37. Чистякова И. А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.: ил. – (Серия «Коррекционная педагогика»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!