Просмотр содержимого документа
«Диагностический материал в рамках программы "Я и пространство", блок "Неречевые задания"»
Диагностический материал
для Исследования Пространственных Представлений СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
БЛОК 1
Блок 1. Неречевые задания (Семаго)
- Пространственное восприятие;
- -узнавание реалистичных изображений;
- -узнавание наложенных изображений;
- -узнавание недорисованных изображений;
- Невербальное и вербально-логическое мышление;
- - узнавание конфликтных изображений-нелепиц;
- - простые невербальные аналогии;
- - исключение понятий;
- - исключение предметов.
- Понятийное мышление; (модификация методики Выготского-Сахарова).
- Выполнила: учитель-логопед Болдырева Н.И.
Зрительное восприятие (реалистичные изображения)
- 1. Назови предметы, части предмета.
Зрительное восприятие (реалистичные изображения)
- 2. Назови предметы, части предмета.
Зрительное восприятие (узнавание наложенных изображений)
- Посмотри на рисунки предметов и их контуров. Найди, какой из контуров отличается от изображения предмета.
Зрительное восприятие (узнавание наложенных изображений)
- Рассмотри внимательно, два рисунка вверху. Что нарисовано внизу?
Зрительное восприятие (узнавание наложенных изображений)
- Назови наложенные друг на друга рисунки.
Зрительное восприятие (узнавание наложенных изображений)
- Назови наложенные друг на друга рисунки.
Зрительное восприятие (узнавание наложенных изображений)
- Назови наложенные друг на друга рисунки.
Зрительное восприятие (узнавание наложенных изображений)
- Назови наложенные друг на друга рисунки.
Зрительное восприятие (узнавание недорисованных изображений)
- Назови недорисованные предметы .
Исследование невербального и вербально-логического мышления
- Посмотри на рисунки, всё ли здесь верно изображено?
Исследование невербального и вербально-логического мышления
- Посмотри на рисунки, всё ли здесь верно изображено?
Исследование невербального и вербально-логического мышления
- Посмотри, в левой части таблицы курица, а внизу – цыплёнок. Если в правой части таблицы зайчиха, то какой из трёх рисунков должен быть внизу?
Исследование невербального и вербально-логического мышления
-Посмотри, в левой части таблицы вверху рыбка, а внизу вода, в правой вверху – лиса. Что должно быть внизу?
1.
- Яблоко, морковь, капуста, перец
- Яблоко, морковь, капуста, перец
2 .
- Ботинки, сапоги, шнурки, валенки
- Ботинки, сапоги, шнурки, валенки
3.
- Ручка, бумага, карандаш, фломастер
- Ручка, бумага, карандаш, фломастер
4.
- Корова, коза, лось, лошадь
- Корова, коза, лось, лошадь
5.
- Термометр, врач, учитель, медсестра
- Термометр, врач, учитель, медсестра
Исследование невербального и вербально-логического мышления
Послушай внимательно ряд слов и выдели «неподходящее слово. По какому признаку ты его выделил? Как назвать остальные предметы одним словом?
Исследование невербального и вербально-логического мышления (исключение предметов)
«Давай рассмотрим и назовём предметы в первом квадратике, назови лишний предмет, почему ты так решил?».
Исследование понятийного мышления (модификация методики Сахарова)
- Проведение обследования
- 1-ый этап. Специалист должен обратить внимание ребенка на правую часть листа 24.
- Инструкция. «Посмотри, здесь нарисованы фигурки. Все они разные. Теперь посмотри на эту фигурку». Внимание ребенка обращается на первую (верхнюю) фигуру-эталон листа (синий маленький плоский круг). Нижняя фигура-эталон в этот момент должна быть закрыта от ребенка.
- «Посмотри на эту фигурку. Поищи среди всех фигур (обводит рукой всю правую часть листа с изображениями фигур) подходящие к этой (показывает на фигуру-эталон). Покажи их пальцем».
- Внимание! Экспериментатор не должен называть ни один из признаков фигуры-эталона (то есть цвет, форму, величину, высоту) и на первом этапе не обсуждает с ребенком причину выбора тех или иных изображений, как подходящих к фигуре-эталону.
Исследование понятийного мышления (модификация методики Сахарова)
- 2-ой этап. Обращаем внимание на нижнюю фигуру. А теперь подбери фигуру к этой (одна из фигур закрыта).
Исследование понятийного мышления (модификация методики Сахарова)
- 3-ий этап. Перед ребенком помещается лист 25. Указывая на верхнюю фигуру-эталон листа 25 (зеленый большой плоский квадрат), экспериментатор повторяет инструкцию 2-го этапа.
- После показа ребенком «подходящих фигур» на этом этапе экспериментатор может обсудить результат, спросить у ребенка, почему показанные фигуры он считает подходящими к эталону. При этом, каков бы ни был выбор ребенка на 1-ом, 2-ом или 3-м этапах, дается положительная оценка его работы (например: «Молодец, умница! Все было хорошо»).
Исследование понятийного мышления (модификация методики Сахарова)
Критерии оценки
- 0 баллов – не выполняет и не понимает смысл заданий;
- 0, 5 баллов – наблюдаются трудности с выполнением заданий, требуется активная помощь педагога;
- 1 балл – правильно выполняет задания.
- Максимально возможное количество баллов – 50
- 0 – 20 баллов – низкий уровень,
- 20- 40 баллов – средний уровень,
- 40 – 50 баллов - высокий уровень выполнения неречевых заданий.