Определение воспитанности и воспитуемости конкретного ученика
Ф.И.О. ______________________________ кл. _____ уч. год __________
Инструкция: определите уровень ЗУН в перечисленных ниже областях и оцените их от 9 до 0. Чем больше получится итоговая сумма, тем выше уровень воспитанности и степень воспитуемости ученика.
1. Нравственные знания |
Широкий запас нравственных знаний об отношении к труду, обществу, другому человеку, самому себе. | | Недостаточный запас знаний о нормах межличностных отношений. | |
Нравственные знания понимает, умеет рассуждать. | | Нравственные знания повторяет по подражанию. | |
Нравственные знания гибко применяет при анализе ситуации. | | Нравственные знания мало используются в жизни. | |
1. Нравственные убеждения |
Использует нравственные знания как основу своих личных ценностных ориентаций, мотивов. | | Решение принимает импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов. | |
Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решения. Отстаивает свои позиции и убеждения. | | Конформист – легко может изменить свои убеждения. | |
Активно включается в ситуации нравственного выбора, имеет свои убеждения и т.д., может принять ответственность за свои решения. | | Теряется в ситуациях свободного выбора, предпочитает делать по указанию извне, уходит от личной ответственности. | |
Умеет ставить реалистические цели, достигать их в ситуации помех. затруднений. | | В случае затруднений цели разрушаются. | |
Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои мотивы, цели, построить новые ценности и смысл. | | В кризисных ситуациях малоспособен к построению новых смыслов, подвержен срывам. | |
Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления характера. | | Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив. | |
3. Нравственное поведение |
Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям. | | Имеется разрыв в том, что говорит и делает. | |
Поведение соответствует личным убеждениям. | | Есть разлад во внутреннем плане, поведение ситуативно и не подчиненно внутреннему контролю. | |
Классному руководителю 1-4 х классов
Качества личности, которые надо выработать в себе,
чтобы достичь успеха
| Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговая оценка |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: мне интересно учиться; я всегда выполняю домашнее задание; я люблю читать; мне интересно находить ответы на непонятные вопросы; я стремлюсь получать хорошие отметки. | | | |
2. ПРИЛЕЖАНИЕ: я стараюсь в учебе; я внимателен; я самостоятелен; я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью; мне нравится самообслуживание в школе и дома. | | | |
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: берегу деревья, лес; берегу водоемы; берегу природу. | | | |
4. Я И ШКОЛА: я выполняю правила для учащихся; я выполняю правила внутришкольной жизни; я участвую в делах класса и школы; я добр в отношениях с людьми; я справедлив в отношениях с людьми. | | | |
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: я аккуратен и опрятен; я соблюдаю культуру поведения; я забочусь о здоровье; я умею правильно распределять время учебы и отдыха; у меня нет вредных привычек. | | | |
О
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
бработка результатов по 5-балльной системе:
5 – очень часто
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5 – 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГЛАЗАМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
Цель исследования – изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе и классе.
Задачи исследования:
Определить активность участия детей в общественной жизни школы, подготовке и проведении мероприятий в школе и классе.
Выявить эмоциональное отношение учащихся к школе, к мероприятиям в школе и классе; отношение детей к негативным явлениям в школе.
Определить удовлетворенность детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
Исследование проводится на классных собраниях 5-11 классов. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому учащемуся, и они отвечают на вопросы в течение 15-20 минут.
Дорогой друг!
Приглашаем тебя принять участие в опросе по проблемам школьной воспитательной системы. Твое мнение поможет лучше понять существующее положение и выработать рекомендации по изменению условий и содержания воспитательной работы.
Надеемся на искренние ответы. Результаты опроса будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можешь не указывать.
Заполнять анкету просто. Нужно по каждому вопросу ознакомиться с вариантами ответов, затем выбрать и указать тот из них, который больше всего соответствует твоему мнению.
Заранее благодарим и желаем успеха.
1. С каким чувством ты обычно идешь в школу?
в большинстве случаев с хорошим, радостным настроением;
когда как;
в большинстве случаев с неважным настроением, без радости;
затрудняюсь ответить.
2. Участвовал ли ты в подготовке и проведении самодеятельных мероприятий в школе (встречи по интересам, диспуты, конкурсы, соревнования и т.п.)?
да, постоянно;
да, эпизодически;
нет, не участвовал;
о самодеятельных мероприятиях в школе не знаю;
затрудняюсь ответить.
3. Участвовал ли ты в подготовке и проведении мероприятий в классе?
да, постоянно;
да, эпизодически;
нет, не участвовал;
затрудняюсь ответить.
4. Много ли в школе мероприятий, которые тебя радуют, и ты ожидаешь их с нетерпением?
да, их большинство;
да, их немало;
такие мероприятия – редкость;
нет каких мероприятий.
5. Имеются ли у тебя награды, благодарности за участие во внешкольных олимпиадах, праздниках, конкурсах?
да, имеются;
нет, не имеются.
6. На твой взгляд, школьники твоего класса являются активными в общественной жизни школы или класса?
да, и их подавляющее большинство;
да, и их немало;
нет, но их меньшинство;
затрудняюсь ответить.
7. Можно ли сказать, что ты всегда найдешь взаимопомощь в своем классе?
да, всегда;
да, но не всегда;
скорее всего это будет исключением;
затрудняюсь ответить.
8. Если говорить в целом, нравятся ли тебе мероприятия, проводимые в твоем классе?
да, всегда;
да, но не во всем;
нет, не нравятся;
затрудняюсь ответить.
9. Если говорить в целом, нравятся ли тебе мероприятия, проводимые в школе?
да, всегда;
да, но не во всем;
нет, не нравятся;
затрудняюсь ответить.
10. У каждого человека складываются с окружающими людьми различные отношения. Скажи, насколько ты удовлетворен отношениями, которые сложились у тебя (ответ надо дать по каждой категории).
- с одноклассниками:
в основном удовлетворительные;
в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
в основном неудовлетворительные;
никаких отношений нет.
- учащимися других классов:
в основном удовлетворительные;
в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
в основном неудовлетворительные;
никаких отношений нет.
- с классным руководителем:
в основном удовлетворительные;
в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
в основном неудовлетворительные;
никаких отношений нет.
- с преподавателями:
в основном удовлетворительные;
в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
в основном неудовлетворительные;
никаких отношений нет.
11. Бывают ли у тебя дополнительные встречи с классным руководителем во внеучебное время?
да;
нет.
12. Беспокоят ли тебя негативные проявления в отношениях среди учащихся школы (ответ надо дать по каждой категории).
да;
нет.
1. безразличие
2. грубость
3. наговоры, клевета
4. курение
5. обман
6. легкомысленное поведение
7. сквернословие
8. зазнайство
9. выпивки
10. наркомания
11. вандализм
13. Хотел бы ты перейти в другую школу?
да, хотел бы. Почему?
нет, не хотел бы. Почему?
14. Твои предложения по организации школьной жизни (напиши).
МЕТОДИКА «НАШ РУКОВОДИТЕЛЬ»
Ц е л ь : изучение стиля педагогического руководства классного руководителя (воспитателя) на основе мнения учащихся.
Методика направлена на выявление следующих факторов стиля педагогического руководства:
умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимопонимания;
способность к эмоциональному сопереживанию, проявлению чуткости, личному неформальному общению с учениками;
характер методов воздействия (гуманный, демократический или авторитарный).
И н с т р у к ц и я .
Уважаемые учащиеся! Вам предлагается ответить на 12 вопросов о Вашем классном руководителе, выбирая свой ответ из пяти возможных ответов:
КОНЕЧНО, ДА | СКОРЕЕ, ДА | ТРУДНО ОТВЕТИТЬ | СКОРЕЕ, НЕТ | КОНЕЧНО, НЕТ |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Напишите, пожалуйста, на листке бумаги дату, ФИО (по желанию), класс, пол. Я буду читать номер вопроса и сам вопрос, а вы – записывать номер и напротив него ставить свой ответ цифрой, выбранной из Шкалы возможных ответов. Спасибо за сотрудничество!
Текст методики.
Считается ли учитель с мнением учеников, которое отличается от его мнения?
Умеет ли руководитель поднять настроение учеников?
Много ли в группе ребят, с которыми у руководителя хорошее взаимопонимание?
Много ли руководитель тратит времени на занятия, прямо не связанные с программой обучения?
Стремится ли руководитель налаживать отношения сотрудничества с ребятами, доверять им?
Знакомит ли руководитель учащихся со своими увлечениями, хобби?
Стремится ли руководитель поддерживать разумную инициативу ребят?
Проявляет ли руководитель чуткость, понимание трудной ситуации своего подопечного?
Есть ли у руководителя любимчики в группе?
Часто ли руководитель наказывает учеников?
Часто ли руководитель кричит?
К л ю ч .
№ | ФАКТОРЫ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА | №№ ВОПРОСОВ |
I. | Умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимопонимания | 1,3,5,7 |
II. | Способность к эмоциональному сопереживанию, проявлению чуткости, личному неформальному общению с учениками | 2,4,6,8 |
III. | Характер методов воздействия (гуманный, демократический или авторитарный) | 9,10,11,12 |
О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в.
По вопросам 1 – 8 факторов I и II подсчитывается сумма баллов. Выбирая ответ, учащийся как бы ставит балльную оценку тому или иному проявлению стиля педруководства.
Чем больше сумма баллов по вопросам 1 – 8, тем выше развиты у руководителя умения устанавливать отношения сотрудничества и способность к эмоциональному сопереживанию.
Подсчет баллов по фактору III ведется по обратной шкале ответов; для вопросов 9 – 12 применяются следующие оценки ответов:
КОНЕЧНО, ДА | СКОРЕЕ, ДА | ТРУДНО ОТВЕТИТЬ | СКОРЕЕ, НЕТ | КОНЕЧНО, НЕТ |
1 (вместо 5) | 2 (вместо 4) | 3 (то же) | 4 (вместо 2) | 5 (вместо 1) |
Тогда при таком подсчете баллов по фактору III сохраняется общая для всех учитываемых факторов динамика содержания ответов: чем больше сумма баллов по фактору, тем выше оценивается положительный аспект проявления данного фактора. В данном случае теперь более высокая сумма баллов указывает на более гуманный характер методов педагогического воздействия.
Далее, подсчитывается индекс сотрудничества (С) – средний арифметический балл по всем 12 вопросам методики по формуле:
С =
Чем выше индекс сотрудничества С, тем выше уровень проявления сотрудничающего стиля руководства у классного руководителя. В понятие сотрудничающего стиля входят такие характеристики, как гуманность, проявление эмоционального сопереживания, отзывчивости, веры в силы ученика во взаимоотношениях с ребятами.
Чем ниже индекс сотрудничества, тем больше во взаимоотношениях недоверия, холодности, авторитарности, жестокости, игнорирования индивидуальных стремлений и интересов детей.
Оптимальным является умение проявлять как демократический, так и авторитарный стили руководства. Однако преобладающим должен стать демократический стиль.