СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические методики. Определение воспитанности и воспитуемости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показаны алгоритмы действий педагогов и описаны подходы к анализу воспитательной работы .  Определение воспитанности и воспитуемости конкретного ученика (1 - 4 классы). Методика "Наш руководитель".Анализ состояния воспитательной работы глазами учащихся школы ( 5 - 11 классы).

Просмотр содержимого документа
«Диагностические методики. Определение воспитанности и воспитуемости.»

Определение воспитанности и воспитуемости конкретного ученика



Ф.И.О. ______________________________ кл. _____ уч. год __________

Инструкция: определите уровень ЗУН в перечисленных ниже областях и оцените их от 9 до 0. Чем больше получится итоговая сумма, тем выше уровень воспитанности и степень воспитуемости ученика.

1. Нравственные знания

Широкий запас нравственных знаний об отношении к труду, обществу, другому человеку, самому себе.


Недостаточный запас знаний о нормах межличностных отношений.


Нравственные знания понимает, умеет рассуждать.


Нравственные знания повторяет по подражанию.


Нравственные знания гибко применяет при анализе ситуации.


Нравственные знания мало используются в жизни.


1. Нравственные убеждения

Использует нравственные знания как основу своих личных ценностных ориентаций, мотивов.


Решение принимает импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов.


Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решения. Отстаивает свои позиции и убеждения.


Конформист – легко может изменить свои убеждения.


Активно включается в ситуации нравственного выбора, имеет свои убеждения и т.д., может принять ответственность за свои решения.


Теряется в ситуациях свободного выбора, предпочитает делать по указанию извне, уходит от личной ответственности.


Умеет ставить реалистические цели, достигать их в ситуации помех. затруднений.


В случае затруднений цели разрушаются.


Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои мотивы, цели, построить новые ценности и смысл.


В кризисных ситуациях малоспособен к построению новых смыслов, подвержен срывам.


Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления характера.


Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив.


3. Нравственное поведение

Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям.


Имеется разрыв в том, что говорит и делает.


Поведение соответствует личным убеждениям.


Есть разлад во внутреннем плане, поведение ситуативно и не подчиненно внутреннему контролю.












Классному руководителю 1-4 х классов

Качества личности, которые надо выработать в себе,

чтобы достичь успеха



Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговая

оценка

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться;

  • я всегда выполняю домашнее задание;

  • я люблю читать;

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

  • я стремлюсь получать хорошие отметки.




2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

  • я стараюсь в учебе;

  • я внимателен;

  • я самостоятелен;

  • я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью;

  • мне нравится самообслуживание в школе и дома.




3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • берегу деревья, лес;

  • берегу водоемы;

  • берегу природу.




4. Я И ШКОЛА:

  • я выполняю правила для учащихся;

  • я выполняю правила внутришкольной жизни;

  • я участвую в делах класса и школы;

  • я добр в отношениях с людьми;

  • я справедлив в отношениях с людьми.




5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен и опрятен;

  • я соблюдаю культуру поведения;

  • я забочусь о здоровье;

  • я умею правильно распределять время учебы и отдыха;

  • у меня нет вредных привычек.






О

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

бработка результатов по 5-балльной системе:

5 – очень часто

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл: 5 – 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)






АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГЛАЗАМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ


Цель исследования – изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе и классе.

Задачи исследования:

  1. Определить активность участия детей в общественной жизни школы, подготовке и проведении мероприятий в школе и классе.

  2. Выявить эмоциональное отношение учащихся к школе, к мероприятиям в школе и классе; отношение детей к негативным явлениям в школе.

  3. Определить удовлетворенность детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

Исследование проводится на классных собраниях 5-11 классов. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому учащемуся, и они отвечают на вопросы в течение 15-20 минут.


Дорогой друг!

Приглашаем тебя принять участие в опросе по проблемам школьной воспитательной системы. Твое мнение поможет лучше понять существующее положение и выработать рекомендации по изменению условий и содержания воспитательной работы.

Надеемся на искренние ответы. Результаты опроса будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можешь не указывать.

Заполнять анкету просто. Нужно по каждому вопросу ознакомиться с вариантами ответов, затем выбрать и указать тот из них, который больше всего соответствует твоему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха.

1. С каким чувством ты обычно идешь в школу?

  1. в большинстве случаев с хорошим, радостным настроением;

  2. когда как;

  3. в большинстве случаев с неважным настроением, без радости;

  4. затрудняюсь ответить.

2. Участвовал ли ты в подготовке и проведении самодеятельных мероприятий в школе (встречи по интересам, диспуты, конкурсы, соревнования и т.п.)?

  1. да, постоянно;

  2. да, эпизодически;

  3. нет, не участвовал;

  4. о самодеятельных мероприятиях в школе не знаю;

  5. затрудняюсь ответить.





3. Участвовал ли ты в подготовке и проведении мероприятий в классе?

  1. да, постоянно;

  2. да, эпизодически;

  3. нет, не участвовал;

  4. затрудняюсь ответить.

4. Много ли в школе мероприятий, которые тебя радуют, и ты ожидаешь их с нетерпением?

  1. да, их большинство;

  2. да, их немало;

  3. такие мероприятия – редкость;

  4. нет каких мероприятий.

5. Имеются ли у тебя награды, благодарности за участие во внешкольных олимпиадах, праздниках, конкурсах?

  1. да, имеются;

  2. нет, не имеются.

6. На твой взгляд, школьники твоего класса являются активными в общественной жизни школы или класса?

  1. да, и их подавляющее большинство;

  2. да, и их немало;

  3. нет, но их меньшинство;

  4. затрудняюсь ответить.

7. Можно ли сказать, что ты всегда найдешь взаимопомощь в своем классе?

  1. да, всегда;

  2. да, но не всегда;

  3. скорее всего это будет исключением;

  4. затрудняюсь ответить.

8. Если говорить в целом, нравятся ли тебе мероприятия, проводимые в твоем классе?

  1. да, всегда;

  2. да, но не во всем;

  3. нет, не нравятся;

  4. затрудняюсь ответить.

9. Если говорить в целом, нравятся ли тебе мероприятия, проводимые в школе?

  1. да, всегда;

  2. да, но не во всем;

  3. нет, не нравятся;

  4. затрудняюсь ответить.

10. У каждого человека складываются с окружающими людьми различные отношения. Скажи, насколько ты удовлетворен отношениями, которые сложились у тебя (ответ надо дать по каждой категории).

- с одноклассниками:

  1. в основном удовлетворительные;

  2. в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;

  3. в основном неудовлетворительные;

  4. никаких отношений нет.

- учащимися других классов:

  1. в основном удовлетворительные;

  2. в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;

  3. в основном неудовлетворительные;

  4. никаких отношений нет.

- с классным руководителем:

  1. в основном удовлетворительные;

  2. в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;

  3. в основном неудовлетворительные;

  4. никаких отношений нет.

- с преподавателями:

  1. в основном удовлетворительные;

  2. в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;

  3. в основном неудовлетворительные;

  4. никаких отношений нет.

11. Бывают ли у тебя дополнительные встречи с классным руководителем во внеучебное время?

  1. да;

  2. нет.

12. Беспокоят ли тебя негативные проявления в отношениях среди учащихся школы (ответ надо дать по каждой категории).

  1. да;

  2. нет.

1. безразличие

2. грубость

3. наговоры, клевета

4. курение

5. обман

6. легкомысленное поведение

7. сквернословие

8. зазнайство

9. выпивки

10. наркомания

11. вандализм

13. Хотел бы ты перейти в другую школу?

  1. да, хотел бы. Почему?

  2. нет, не хотел бы. Почему?

14. Твои предложения по организации школьной жизни (напиши).

МЕТОДИКА «НАШ РУКОВОДИТЕЛЬ»


Ц е л ь : изучение стиля педагогического руководства классного руководителя (воспитателя) на основе мнения учащихся.

Методика направлена на выявление следующих факторов стиля педагогического руководства:

  • умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимопонимания;

  • способность к эмоциональному сопереживанию, проявлению чуткости, личному неформальному общению с учениками;

  • характер методов воздействия (гуманный, демократический или авторитарный).

И н с т р у к ц и я .

Уважаемые учащиеся! Вам предлагается ответить на 12 вопросов о Вашем классном руководителе, выбирая свой ответ из пяти возможных ответов:


КОНЕЧНО, ДА

СКОРЕЕ, ДА

ТРУДНО ОТВЕТИТЬ

СКОРЕЕ, НЕТ

КОНЕЧНО, НЕТ

5

4

3

2

1


Напишите, пожалуйста, на листке бумаги дату, ФИО (по желанию), класс, пол. Я буду читать номер вопроса и сам вопрос, а вы – записывать номер и напротив него ставить свой ответ цифрой, выбранной из Шкалы возможных ответов. Спасибо за сотрудничество!

Текст методики.

  1. Считается ли учитель с мнением учеников, которое отличается от его мнения?

  2. Умеет ли руководитель поднять настроение учеников?

  3. Много ли в группе ребят, с которыми у руководителя хорошее взаимопонимание?

  4. Много ли руководитель тратит времени на занятия, прямо не связанные с программой обучения?

  5. Стремится ли руководитель налаживать отношения сотрудничества с ребятами, доверять им?

  6. Знакомит ли руководитель учащихся со своими увлечениями, хобби?

  7. Стремится ли руководитель поддерживать разумную инициативу ребят?

  8. Проявляет ли руководитель чуткость, понимание трудной ситуации своего подопечного?

  9. Есть ли у руководителя любимчики в группе?

  10. Часто ли руководитель наказывает учеников?

  11. Часто ли руководитель кричит?

К л ю ч .



ФАКТОРЫ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА

№№ ВОПРОСОВ

I.

Умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимопонимания

1,3,5,7

II.

Способность к эмоциональному сопереживанию, проявлению чуткости, личному неформальному общению с учениками

2,4,6,8

III.

Характер методов воздействия (гуманный, демократический или авторитарный)

9,10,11,12


О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в.

По вопросам 1 – 8 факторов I и II подсчитывается сумма баллов. Выбирая ответ, учащийся как бы ставит балльную оценку тому или иному проявлению стиля педруководства.

Чем больше сумма баллов по вопросам 1 – 8, тем выше развиты у руководителя умения устанавливать отношения сотрудничества и способность к эмоциональному сопереживанию.

Подсчет баллов по фактору III ведется по обратной шкале ответов; для вопросов 9 – 12 применяются следующие оценки ответов:


КОНЕЧНО, ДА

СКОРЕЕ, ДА

ТРУДНО ОТВЕТИТЬ

СКОРЕЕ, НЕТ

КОНЕЧНО, НЕТ

1

(вместо 5)

2

(вместо 4)

3

(то же)

4

(вместо 2)

5

(вместо 1)


Тогда при таком подсчете баллов по фактору III сохраняется общая для всех учитываемых факторов динамика содержания ответов: чем больше сумма баллов по фактору, тем выше оценивается положительный аспект проявления данного фактора. В данном случае теперь более высокая сумма баллов указывает на более гуманный характер методов педагогического воздействия.

Далее, подсчитывается индекс сотрудничества (С) – средний арифметический балл по всем 12 вопросам методики по формуле:


С =


Чем выше индекс сотрудничества С, тем выше уровень проявления сотрудничающего стиля руководства у классного руководителя. В понятие сотрудничающего стиля входят такие характеристики, как гуманность, проявление эмоционального сопереживания, отзывчивости, веры в силы ученика во взаимоотношениях с ребятами.

Чем ниже индекс сотрудничества, тем больше во взаимоотношениях недоверия, холодности, авторитарности, жестокости, игнорирования индивидуальных стремлений и интересов детей.

Оптимальным является умение проявлять как демократический, так и авторитарный стили руководства. Однако преобладающим должен стать демократический стиль.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!