СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические материалы для мониторинга образовательных и личностных результатов обучающихся творческих объединений СОГБУ ДО «Станция юннатов»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностические материалы для мониторинга образовательных и личностных результатов обучающихся творческих объединений СОГБУ ДО «Станция юннатов»»

смоленское областное государственное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

















Диагностические материалы для мониторинга

образовательных и личностных результатов

обучающихся творческих объединений

СОГБУ ДО «Станция юннатов»










Разработала: Коренькова Наталья Викторовна, директор, методист,

Прудникова Татьяна Николаевна, методист, педагог ДО















Смоленск 2021















1

Карта мониторинга образовательных результатов и УУД учащихся

ФИО педагога

Творческое объединение « » Название программы « » Дата заполнения







Предметные образовательные результаты

Универсальные учебные действия (ключевые компетенции)




Теоретическая

Предметная практическая

Познавательные учебные

Коммуникативные

Регулятивные учебные действия



подготовка

подготовка

действия

учебные действия







ФИО обучающегося

теоретические знания

владение специальной терминологией

практические умения и навыки

владение спецоборудованием, инструментами

творческие навыки

опыт творческой деятельности

умения работать с информацией

умение пользоваться КИИ

умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

владение речью

умение вести полемику

целеполагание, организация рабочего места

навыки соблюдения правил ТБ

сформированность рефлексивной самооценки

Умение оценивать продукты своего труда

сумма балов

уровень освоения

средний балл












































































































































































































Шкала оценивания: 1 –низкий уровень 2 – средний уровень 3 – высокий уровень

2

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

-высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

  • средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 79-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

  • низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины. Критерии оценки уровня практической подготовки:

  • высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

  • средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 79-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

  • низкий уровень - учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педаго

Карта личностного роста учащихся творческого объединения « »

Педагог ДО

Дата заполнения



№ п/п

Ф.И. учащегося

Отношение к Родине, Отечеству

Отношение к природе, окружающему миру

Отношение к людям, сверстникам

Отношение к своему здоровью

Отношение к учебе

Трудолюбие

Дисциплина

Культура







Состоит на учете в ИДН (за что)

Употребление алкоголя

Курение

ПАВ

Грубые выражения












































































































Шкала оценивания:

  1. устойчиво-негативное

  2. ситуативно - негативное

  3. ситуативно-позитивное

  4. устойчиво- позитивное



П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе», М., 2003 г.



Критерии оценки уровня сформированности по показателю «Отношение к Родине, Отечеству»:

Показатели: 4-Устойчиво-позитивное отношение (подростку присущи развитые чувства гражданственности и патриотизма, он чувствует личную ответственность за судьбу страны, в нём сформирована гражданская идентичность)

3-Ситуативно-позитивное отношение (чувство Родины для подростка –это свой малый дом, помогает под воздействием обстоятельств и педагога,

2-Ситуативно-негативное отношение (мало связывает события, происходящие в стране со своей личной судьбой, не имеет чётко выраженной гражданской позиции, которая меняется в зависимости от ситуации)

  1. Устойчиво-негативное (потребительское отношение к своей стране. Родина – это просто место жительства, на котором его мало что держит, он не связывает свой духовный мир с историей и культурой страны)

Критерии оценки уровня сформированности по показателю «Отношение к природе»: Показатели: 4-Устойчиво–позитивное (подросток имеет развитое экологическое сознание, ответственное отношение ко всему живому, является активным созидателем окружающей среды) 3-Ситуативно–позитивное (заботится об окружающей природе, но чаще о собственных растениях, окажет помощь, но вместе с коллективом. Осознаёт важность экологических проблем, но не считает, что может лично что-то изменить)

  1. Ситуативно–негативное (не имеет устойчивого собственного мнения об экологических проблемах, не задумываясь может ломать ветки, сорить в лесу. Не обращает внимания, когда это делают другие)

1-Устойчиво–негативное (потребительское отношение к природе, сострадание к животным считает проявлением слабости)

Критерии оценки уровня сформированности по показателю «Отношение к своему здоровью»:

Показатели: 4-Устойчиво–позитивное (приоритет ценности здоровья, активно противостоит попыткам вовлечения в процесс употребления вредных веществ); 3Ситуативно–позитивное (к здоровью относится как к данности, не прикладывает специальных усилий, считает, что отсутствие вредных привычек уже вклад в собственное здоровье); 2-Ситуативно–негативное (здоровье кажется постоянной величиной, а разговоры о вредных привычках кажутся преувеличением. Любит рисковать и не боится смерти); 1-Устойчиво–негативное (игнорирует способы поддержания собственного здоровья. Тех, кто заботиться о своём здоровье считает слабаками. Своими вредными привычками может даже гордиться)

Критерии оценки уровня сформированности по показателю «Культура»:

Показатели: Устойчиво – позитивное: культурные формы поведения личностно значимы и соблюдаются в повседневной жизни, вежлив, уважает чужое пространство, не приемлет грубость, сберегает культурное наследие и традиции

Ситуативно – позитивное: уважает культурные формы поведения, но не всегда им следует, находит оправдание своей несдержанности, неопрятности, брани. Осуждает проявление хамства и вандализма.

Ситуативно – негативное: культурные нормы поведения считает древним пережитком, сторонник естественного поведения и выражения эмоций, часто не сдержан. Вандализм внутренне не осуждает, хотя сам не разрушает культурную среду.

Устойчиво-негативное: протестное поведение, эпатаж. В отношениях демонстративен, не сдержан.

Культурное наследие, памятники воспринимает, как старую рухлядь, не ценит усилия окружающих по формированию культурной среды



















Диагностическая карта «Мониторинг уровня освоения образовательной программы» за 202 - 202 учебный год

Название творческого объединения « »

№ группы Год обучения Ф.И.О. педагога ДО

  • умение слушать, слышать других обучающихся

в) учебно-организационные умения и навыки

  • умение организовать свое рабочее место

  • соблюдение правил ОТ и

ТБ































4. Достижения учащихся: 4.1-

на уровне творческого объединения































4.2. - на уровне ОО































4.3. - на муниципальном уровне































4.4. – на региональном уровне































4.5. - на Всероссийском и

международном уровне

































УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

При заполнении п. 1,2,3:

При заполнении п. 4

Уровни освоения:

Максимальный уровень - 3 Средний уровень - 2 Минимальный уровень - 1

Мероприятия: конкурсы, конференции – К; выставки – В, слеты – С, презентации, проекты – П, фестивали – Ф, олимпиады

Результаты участия: 1 место- 1,2 место – 2, 3 место – 3, грамота – Г, диплом –Д, благодарность – Б, участие – У















Уровень удовлетворенности учащихся качеством образовательных услуг в объединении « »

СОГБУ ДО «Станция юннатов» Дата



Оценки:

1 – совершенно не согласен 2 – «скорее «нет»

3 – трудно дать точную оценку 4 – скорее «да» 5 – совершенно согласен

п\п

Вопрос

Оценка

1

Считаешь ли ты, что на занятиях созданы условия для удовлетворения твоих интеллектуальных потребностей и

развития твоих способностей?


2

Удовлетворен ли ты уровнем знаний умений и навыков,

которые получаешь на занятиях?


3

Как ты считаешь, помогают ли знания, полученные на занятиях, в изучении школьных предметов и

повседневной жизни?


4

Удовлетворен ли ты микроклиматом, который сложился

в вашем объединении?


5

Интересно ли тебе на занятиях?


6

Активен ли ты на занятиях?


7

Все ли тебе доступно и понятно в процессе обучения?


8

У тебя после занятий всегда хорошее настроение?




Анкета для учащегося «Я и мое объединение»

1. Укажите, какие из перечисленных ниже целей жизни и качества человека для тебя являются важными. Поставь после каждого выражения одну цифру, которая будет твоим ответом: 1. – совсем неважно;

  1. – почти неважно;

  2. – немного важно; 4. – довольно важно; 5. – очень важно. o

Самостоятельность (как независимость в суждениях и оценках) o

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) o Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений) o Здоровье (физическое, интеллектуальное, нравственное)

    • Удовольствие (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) o Интересная работа

    • Любовь (духовная и физическая, близость с любимым человеком) o Свобода как независимость в поступках и действиях o Красота (переживание

прекрасного в природе, искусстве) o Хорошие и верные друзья o Познание (возможность расширения своего кругозора) o Счастливая семейная жизнь

    • Творчество (возможность творческой деятельности) o Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) o Активная, деятельная жизнь

    • Равенство (равные возможности для всех, братство)



  1. Существуют ли правила, законы, по которым живет творческое объединение? а) да (если да, то перечисли)

б) нет

в) не знаю



  1. Перечисли дела, мероприятия своего творческого объединения, в которых ты и твой коллектив принимал участие с большим удовольствием и желанием.



  1. Какие из элементов жизни коллектива присущи твоему творческому объединению?

а) Все вместе организуем, проводим дела, мероприятия:

    • всегда

    • иногда - никогда

б) Все вместе анализируем:

    • всегда - иногда

    • никогда.



  1. Кто является организатором дел в творческом объединении?

а) все вместе организуем и проводим дела б) всегда одна и та же инициативная группа в) педагог дополнительного образования

г) родители



  1. Каковы отношения между членами вашего творческого объединения?

а) проявляем заботу друг о друге;

б) внимательны, тактичны, доброжелательны по отношению друг к другу; в) иногда ссоримся, не понимаем друг друга;

г) друг друга знаем только в лицо;

д) не проявляем интерес друг к другу.



  1. Доволен ли ты своими отношениями в творческом объединения?

а) полностью доволен; б) доволен;

в) трудно сказать; г) не доволен;

д) совсем не доволен.



  1. Какие взаимоотношения у твоего объединения с другими творческими объединениями и с новичками в коллективе? а) тесные, дружеские;

б) не очень тесные, дружеские; в) никакие.



  1. Как ты оцениваешь свою информированность об объединении, обо всех?

а) знаю очень хорошо (имя, интересы, характер, привычки), б) знаю не очень хорошо, знаю кое-что,

в) не знаю ничего.



  1. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают? а) дома, б) в классе,

в) в творческом объединении, г) в компании друзей,

е) где еще (допиши):

ж) нигде.



  1. Какую позицию ты занимаешь в творческом объединении?

а) генератор идеи, б) лидер,

в) организатор, г участник,

д) наблюдатель.



  1. Как ты оцениваешь свою принадлежность к группе?

а) чувствую себя частью, членом коллектива,

б) участвую в большинстве видов деятельности,

в) участвую в одних видах деятельности, и не участвую в других, г) не чувствую, что являюсь членом коллектива,

д) живу и существую отдельно от членов творческого объединения.









Удовлетворённость родителей (законных представителей) деятельностью творческого объединения

« »

СОГБУ ДО «Станция юннатов» Дата



Анкета «Мое отношение к природе»

(Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг. - М.: Новая школа,1996.)





№ п/п

Вопросы

Ответы и баллы

«Да»

«Нет»

По-разному

1

2

3

4

5


1.



2.



3.

4.





5.



6.

7.

8.

9.

10.





11.





12.

13.

14.

15.



16.



17.



18.

19.





20.

21.



22.



23.





24.

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

Делите ли вы природные объекты на привлекательные и непривлекательные?

Всегда ли бережно относитесь к природе?

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?

Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?

Все ли в окружающей среде вас интересует? Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? Цените ли вы разнообразие в природе?

Влияет ли природа на ваше настроение?

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные объекты или природные явления?

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? Любите ли вы читать описания природы в книгах? Влияет ли окружающая среда на ваши мысли?

Влияет ли природа на ваше поведение?

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках т. п.)

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

Есть ли какие-нибудь занятия, которые вы любите делать среди природы?

Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? Вы начали принимать посильное участие в охране природы I-V классах? Или в более старшем возрасте?

Любите ли рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и

другие учебные занятия? Если да, то укажите, по

2



0



2

2





2



2

2

1

2

1





2





2



2



2

1



0



2



0



2



0

2



2



2



2

0



2



0

0





0



0

0



2

0

0



0





0



0



0

2



2



0



2



0



2

0



0



0



0

1



1



1

1





1



1

1



0

1

2



1





1



1



1

0



1



1



1



1



1

1



1



1



1



25.

каким именно предметам.

2

0

1



Порядок работы:

Прочитайте вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы сложите.

Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и просчитайте советы.

Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены выше.

От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящим в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым к окружающим людям станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.



Экологическая анкета для учащихся



  1. Интересуют ли тебя вопросы экологии (охраны природы):

а) да; б) нет?



  1. Из каких источников ты получаешь информацию об экологических проблемах:

а) на уроках и внеклассных мероприятиях;

б) на занятиях в творческом объединении Станции юннатов; в) в СМИ (ТВ, газеты, журналы)?



  1. Что ты сделал для оздоровления окружающей среды:

а) участвовал в уборке территории школы и Станции юннатов;

б) участвовал в очистке берегов реки и озера, территории вблизи родников; в) сажал деревья;

г) кормил зимой птиц?



  1. Выдели те действия, которые свойственны твоему поведению:

а) не ломаю деревья;

б) не разоряю птичьи гнёзда и муравейники; в) участвую в благоустройстве территории; г) экономно расходую воду;

д) экономно расходую электроэнергию; е) бережно отношусь к книгам;

ж) не шалю с огнём;

з) не устраиваю шум в лесу;

и) не бросаю бытовой мусор в реку или озеро.



  1. Как ты участвовал в пропаганде экологических знаний:

а) участвовал в конкурсе экологических рисунков; б) участвовал в проведении экологического вечера; в) участвовал в викторинах на экологическую тему;

г) проводил опытническую и исследовательскую работу; д) выпускал стенгазету на экологическую тему.

Входная анкета для учащихся творческих объединений 1.

Часто ли ты ощущаешь состояние радости:

а) да

б) иногда в) не часто г) никогда



  1. Всегда ли ты бываешь доброжелательным по отношению к другим? а) да

б) иногда в) никогда

г) затрудняюсь ответить



  1. Нравится ли тебе учиться, узнавать что-то новое? а) да б) когда как

в) не нравится

г) затрудняюсь ответить



  1. Между тобой и другими людьми часто возникают конфликты? а) да

б) иногда

в) скорее да, чем нет г) никогда



  1. Что больше всего ты ожидаешь от пребывания в творческом объединении Станции юннатов (не более 3-х ответов)?

а) подружиться с ребятами, найти новых друзей

б) приобрести новые знания, умения в области экологии и биологии в) выявить свои возможности, лучше узнать и понять

г) с пользой провести свободное время

д) научиться самостоятельно организовывать себя и различные дела е) получить допрофессиональные навыки



  1. Если тебе предложат получить дополнительные навыки, то в какой области ты предпочел бы их получить в первую очередь?

а) основы предпринимательской деятельности

б) основы здорового образа жизни

в) основы экологической грамотности и безопасности г) основы самоменеджмента













Комплексная анкета



по выявлению состояния экологической культуры учащихся





    1. Мотивационный компонент: 1.Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?



  • требования учителей и педагогов ДО;

  • любовь к природе;

  • стремление быть полезным;

  • сознание личной причастности к делу охраны природы;

  • требования родителей;

  • пример других людей;

  • интерес к экологическим проблемам;

  • затрудняюсь ответить;

  • особое

мнение



  1. Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?



    • да

    • не совсем убежден;

    • нет.



  1. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?



    • да, считаю;

    • скорее да, чем нет; · скорее нет, чем да;

    • нет, не считаю.





  1. Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?



    • постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики;

    • иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях;

    • не интересуюсь этими проблемами;

    • делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике;

    • занимаюсь в творческом объединении естественнонаучной направленности; · провожу опыты и исследования в природе;

    • затрудняюсь ответить.



  1. Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?



    • не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы;

    • не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность;

    • экологическая деятельность – это очень трудно;

    • большая загруженность другой работой;

    • осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию;

    • я не владею навыками и умениями экологической деятельности;

    • это не мое дело;

    • затрудняюсь ответить;

    • особое

мнение



  1. Что обычно определяет Ваше поведение в природе?



    • никогда не задумывался над этим;

    • бережное отношение к растениям и животным;

    • стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя;

    • осознание долга за сохранение всего живого;

    • стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции;

    • стремление насладиться красотой природы;

    • затрудняюсь ответить;

    • особое мнение

    1. Аксиологический компонент:



  1. Какую ценность имеет природа для общества человека?

  2. Какую ценность имеет природа лично для Вас?

  3. В чем заключается общечеловеческая ценность природы?

    • в том, что она является главным условием жизни человека

    • в том, что она критерий прекрасного в жизни;

    • в том, что она дает человеку пищу и одежду;

    • в том, что она источник вдохновения в деятельности человека;

    • в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир;

    • затрудняюсь ответить;

    • особое

мнение

  1. Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные?

  2. В чем заключается нравственная ценность природы?

  3. В чем заключается познавательная ценность природы?

  4. В чем заключается эстетическая ценность природы



    1. Гностический компонент:



      1. Что такое экология?

        • наука о взаимодействии человека и природы;

        • система знаний об экосистемах;

        • наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства;

        • сведения об экологических проблемах;

        • наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой;

        • система знаний о растительном и животном мире;

        • наука о биосфере;

        • затрудняюсь ответить.









      1. Какие Вы знаете экологические проблемы современности?

      2. Назовите ведущие антропогенные факторы изменения окружающей среды.

      3. Что такое Красная книга?

        • список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране;

        • описание экологических проблем современности;

        • перечень лучших дел человечества по охране природы;

        • перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе;

        • описание наиболее красивых объектов, явлений природы; · затрудняюсь ответить.

      4. Что такое биосфера?

        • совокупность растений и животных;

        • живая оболочка планеты;

        • пространство существования жизни на Земле;

        • взаимосвязь человека и природы;

        • животный мир;

        • видовое разнообразие растений;

        • затрудняюсь ответить; · низкий уровень;

        • затрудняюсь оценить.



VI. Эмоционально-волевой компонент:



  1. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?

  2. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?

  3. Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветов, сломать ветку дерева без особой потребности?

    • всегда;

    • иногда;

    • очень редко; · никогда.

  4. Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? Как?

  5. Испытываете ли Вы потребность заниматься экологической деятельностью?

  6. Оцените свой уровень экологической культуры

    • высокий;

    • средневысокий;

    • средненизкий;

    • низкий;

    • затрудняюсь оценить.



Проективный тест для учащихся творческих объединений естественнонаучной направленности



(характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).



Задание: закончить начатую фразу.



  1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы,

например, то

  1. Встретив в лесу браконьера, я



  1. К людям, которые любят природу, я отношусь, потому что




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!