Просмотр содержимого документа
«Диагностические критерии готовности ребенка к школе»
Методы и методики изучения готовности к школе
Диагностические критерии готовности ребенка к школе
Что такое «метод» и «методика»?
- Метод – путь ведения исследования , средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ.
- Методика – совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании.
Компоненты готовности к школе начинают проявляться у дошкольника в 6–7 лет как желание стать школьником.
Подходы к готовности ребенка к школе:
- Педагогический: ребенок должен обладать определенным набором знаний и умений, но – навыки легче формировать. А интеллектуальное развитие никак не отражается
- Психологический.
Психологическая готовность
Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания (по сути, желания учиться)
объективные показатели его развития, которые указывают на то, что переход в новый статус – статус школьника – для него возможен
Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания включает в себя:
Мотивационную готовность – отношение к учёбе:
- наличие желания учиться;
- хорошее отношение к дошкольному обучению и умение использовать этот опыт;
- развитые познавательные потребности, интерес к систематической учебной деятельности.
Личностную готовность – направленность личности ребёнка на учёбу:
- способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью;
- высокая адекватная самооценка;
- активность и самостоятельность в учебно-игровой деятельности;
- стремление к самостоятельному познавательному поиску;
- мотивы поведения, основанные на желании совершать нравственные поступки.
Объективные показатели развития ребёнка, его реальные возможности для перехода в статус школьника, предполагают:
Волевую готовность – осознанное решение учебных задач:
- умение ставить цель и понимать её смысл;
- умение принимать решения;
- умение строить внутренний план и выполнять его;
- способность преодолевать трудности;
- умение произвольно контролировать своё поведение;
- умение оценивать результат своего действия.
Эмоциональную зрелость – сравнительно хорошую эмоциональную устойчивость:
- отсутствие импульсивных реакций;
- способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
Физиологическую готовность:
- иметь развитую мелкую моторику;
- иметь хорошую физическую координацию;
- С помощью тактильных ощущений, зрения и слуха исследовать и познавать окружающий мир.
Интеллектуальную зрелость – преобладание словесно-логического мышления над образным:
- интерес к обобщённым научным знаниям об окружающем мире в соответствии с возрастом;
- способность логически выстраивать свою речь и проговаривать учебные задачи и действия;
- способность устанавливать основные связи между явлениями;
- способность концентрировать внимание;
- способность запоминать большой объём информации;
- умение ориентироваться в пространстве листа, числовом ряде;
- умение различать фигуру и фон, данное и искомое в задаче, выделять смысловые части и персонажей в литературном произведении;
- умение воспроизводить образец;
- наличие развитой зрительно-моторной координации.
Социальную зрелость – уровень коммуникативных навыков, соответствующий роли ученика, новые потребности и ценности:
- умение общаться со взрослыми в контексте учебной деятельности;
- умение понимать и выполнять распоряжения и задания взрослых;
- умение сотрудничать со сверстниками;
- умение считаться с другими, уступать и при необходимости подчиняться;
- умение приспосабливаться и адаптироваться, выполнять школьный режим и правила;
- способность самостоятельно решать свои простейшие проблемы, обслуживать себя;
- желание выполнять роль ученика .
Методика определения и критерии готовности детей к школе
Для определения уровня всех составляющих элементов готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.
Почему важна готовность ребёнка к школе?
Готовность ребёнка уменьшает трудности школьной адаптации и «школьные страхи». Да, они могут проявить себя, но дети с высоким уровнем готовности имеют в основном «учебные» страхи. У детей со средним уровнем готовности явно выраженные «учебные» страхи соседствует со страхом «не подружиться с одноклассниками». А детишки с низким уровнем психологической готовности, помимо страха учебного, боятся «сделать что-то не так» и «злой учительницы».
Заключение:
Готовым к школе можно назвать дошкольника, которого она привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, сознательно стремящегося к этим знаниям и умеющего управлять своим поведением. А школьную зрелость ребёнка, развитие познавательных мотивов поведения постепенно сформируют компоненты школьной жизни, принятые и усвоенные им в начальных классах.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!