СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические критерии готовности ребенка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностические критерии готовности ребенка к школе»

Методы и методики изучения готовности к школе Диагностические критерии готовности ребенка к школе

Методы и методики изучения готовности к школе

Диагностические критерии готовности ребенка к школе

Что такое «метод» и «методика»? Метод – путь ведения исследования , средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ. Методика – совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании.

Что такое «метод» и «методика»?

  • Метод – путь ведения исследования , средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ.
  • Методика – совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании.
 Компоненты готовности к школе начинают проявляться у дошкольника в 6–7 лет как желание стать школьником. Подходы к готовности ребенка к школе: Педагогический: ребенок должен обладать определенным набором знаний и умений, но – навыки легче формировать. А интеллектуальное развитие никак не отражается Психологический. Психологическая готовность Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания (по сути, желания учиться) объективные показатели его развития, которые указывают на то, что переход в новый статус – статус школьника – для него возможен

Компоненты готовности к школе начинают проявляться у дошкольника в 6–7 лет как желание стать школьником.

Подходы к готовности ребенка к школе:

  • Педагогический: ребенок должен обладать определенным набором знаний и умений, но – навыки легче формировать. А интеллектуальное развитие никак не отражается
  • Психологический.

Психологическая готовность

Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания (по сути, желания учиться)

объективные показатели его развития, которые указывают на то, что переход в новый статус – статус школьника – для него возможен

Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания включает в себя: Мотивационную готовность – отношение к учёбе: наличие желания учиться; хорошее отношение к дошкольному обучению и умение использовать этот опыт; развитые познавательные потребности, интерес к систематической учебной деятельности. Личностную готовность – направленность личности ребёнка на учёбу: способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью; высокая адекватная самооценка; активность и самостоятельность в учебно-игровой деятельности; стремление к самостоятельному познавательному поиску; мотивы поведения, основанные на желании совершать нравственные поступки.

Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания включает в себя:

Мотивационную готовность – отношение к учёбе:

  • наличие желания учиться;
  • хорошее отношение к дошкольному обучению и умение использовать этот опыт;
  • развитые познавательные потребности, интерес к систематической учебной деятельности.

Личностную готовность – направленность личности ребёнка на учёбу:

  • способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью;
  • высокая адекватная самооценка;
  • активность и самостоятельность в учебно-игровой деятельности;
  • стремление к самостоятельному познавательному поиску;
  • мотивы поведения, основанные на желании совершать нравственные поступки.
Объективные показатели развития ребёнка, его реальные возможности для перехода в статус школьника, предполагают:  Волевую готовность – осознанное решение учебных задач: умение ставить цель и понимать её смысл; умение принимать решения; умение строить внутренний план и выполнять его; способность преодолевать трудности; умение произвольно контролировать своё поведение; умение оценивать результат своего действия. Эмоциональную зрелость – сравнительно хорошую эмоциональную устойчивость: отсутствие импульсивных реакций; способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.  Физиологическую готовность: иметь развитую мелкую моторику; иметь хорошую физическую координацию; С помощью тактильных ощущений, зрения и слуха исследовать и познавать окружающий мир.

Объективные показатели развития ребёнка, его реальные возможности для перехода в статус школьника, предполагают:

Волевую готовность – осознанное решение учебных задач:

  • умение ставить цель и понимать её смысл;
  • умение принимать решения;
  • умение строить внутренний план и выполнять его;
  • способность преодолевать трудности;
  • умение произвольно контролировать своё поведение;
  • умение оценивать результат своего действия.

Эмоциональную зрелость – сравнительно хорошую эмоциональную устойчивость:

  • отсутствие импульсивных реакций;
  • способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

Физиологическую готовность:

  • иметь развитую мелкую моторику;
  • иметь хорошую физическую координацию;
  • С помощью тактильных ощущений, зрения и слуха исследовать и познавать окружающий мир.

Интеллектуальную зрелость – преобладание словесно-логического мышления над образным:

  • интерес к обобщённым научным знаниям об окружающем мире в соответствии с возрастом;
  • способность логически выстраивать свою речь и проговаривать учебные задачи и действия;
  • способность устанавливать основные связи между явлениями;
  • способность концентрировать внимание;
  • способность запоминать большой объём информации;
  • умение ориентироваться в пространстве листа, числовом ряде;
  • умение различать фигуру и фон, данное и искомое в задаче, выделять смысловые части и персонажей в литературном произведении;
  • умение воспроизводить образец;
  • наличие развитой зрительно-моторной координации.

Социальную зрелость – уровень коммуникативных навыков, соответствующий роли ученика, новые потребности и ценности:

  • умение общаться со взрослыми в контексте учебной деятельности;
  • умение понимать и выполнять распоряжения и задания взрослых;
  • умение сотрудничать со сверстниками;
  • умение считаться с другими, уступать и при необходимости подчиняться;
  • умение приспосабливаться и адаптироваться, выполнять школьный режим и правила;
  • способность самостоятельно решать свои простейшие проблемы, обслуживать себя;
  • желание выполнять роль ученика .
Методика определения и критерии готовности детей к школе Для определения уровня всех составляющих элементов готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.

Методика определения и критерии готовности детей к школе

Для определения уровня всех составляющих элементов готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.

Почему важна готовность ребёнка к школе? Готовность ребёнка уменьшает трудности школьной адаптации и «школьные страхи». Да, они могут проявить себя, но дети с высоким уровнем готовности имеют в основном «учебные» страхи. У детей со средним уровнем готовности явно выраженные «учебные» страхи соседствует со страхом «не подружиться с одноклассниками». А детишки с низким уровнем психологической готовности, помимо страха учебного, боятся «сделать что-то не так» и «злой учительницы».

Почему важна готовность ребёнка к школе?

Готовность ребёнка уменьшает трудности школьной адаптации и «школьные страхи». Да, они могут проявить себя, но дети с высоким уровнем готовности имеют в основном «учебные» страхи. У детей со средним уровнем готовности явно выраженные «учебные» страхи соседствует со страхом «не подружиться с одноклассниками». А детишки с низким уровнем психологической готовности, помимо страха учебного, боятся «сделать что-то не так» и «злой учительницы».

Заключение: Готовым к школе можно назвать дошкольника, которого она привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, сознательно стремящегося к этим знаниям и умеющего управлять своим поведением. А школьную зрелость ребёнка, развитие познавательных мотивов поведения постепенно сформируют компоненты школьной жизни, принятые и усвоенные им в начальных классах.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Заключение:

Готовым к школе можно назвать дошкольника, которого она привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, сознательно стремящегося к этим знаниям и умеющего управлять своим поведением. А школьную зрелость ребёнка, развитие познавательных мотивов поведения постепенно сформируют компоненты школьной жизни, принятые и усвоенные им в начальных классах. 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!