Спецификация
контрольно-измерительной работы по русскому языку.
Предмет: русский язык. Класс 4.
Назначение КИМ: с помощью данной работы оценивается умение писать под диктовку, уровень сформированности у каждого обучающегося орфографических умений и навыков, выполнение грамматических заданий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования по русскому языку в 4-ом классе.
Документы, определяющие содержание КИМ:
ФГОС НОО в части требований к планируемым результатам освоения ООП НОО (метапредметным и предметным), содержание ООП НОО ГБОУ «РЦО» и рабочей программы на текущий учебный год, содержание УМК, а также авторской программы по русскому языку (авторы В.П. Канакина и В. Г. Горецкий).
Общий кодификатор содержания и планируемых результатов освоения программы
Содержание и структура КИМ:
Первая часть работы направлена на оценку достижения планируемых результатов освоения содержательной линии «Орфография и пунктуация». Принятой формой проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков в начальной школе является диктант.
Итоговый диктант представляет собой связный текст, тематика которого соответствует возрасту учащихся 4-его класса. Орфограммы и правила постановки знаков препинания, встречающиеся в тексте, определяются программой по русскому языку 4-его класса. Уровень сложности диктанта по наличию в нём орфограмм и общего количества слов может быть охарактеризован как средний, что обеспечивает возможность его написания всеми учащимися.
Содержание грамматических заданий определяется основными результатами освоения содержательных линий «Система языка» и «Развитие речи».
В содержательной линии «Система языка» оцениваются первоначальные представления о системе и структуре русского языка, освоение таких учебных действий с языковыми единицами, как нахождение, характеристика, сравнение, классификация, преобразование, моделирование. В содержательной линии «Развитие речи» оцениваются начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических).
Продолжительность выполнения работы: 40 минут. Это время включает предварительное прочтение диктанта учителем, запись под диктовку текста диктанта учащимися, повторное прочтение учителем текста диктанта перед проверкой учащимися и осуществление ими проверки собственной работы, а также выполнение грамматических заданий.
Система оценивания диктанта и отдельных заданий в целом:
Оценка за диктант:
«5» - работа без ошибок;
«4» - допущено 1-2 ошибки;
«3» - допущено 3-5 ошибок;
«2» - допущено более 5 ошибок.
Учёт ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку;
Ошибка на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
Ошибкой считается:
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее написано с большой буквы.
Оценки за грамматические задания:
«5» - без ошибок;
«4» - правильно выполнено ¾ заданий;
«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий;
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий.
Кодификатор
планируемых результатов по русскому языку
№ | Блок содержания | Проверяемые знания/умения | Код планируемого результата по кодификатору |
1 | Орфография и пунктуация | Написание диктанта. | 6.4 6.5 |
2 | Фонетика | Использование знака переноса. | 1.2 |
3 | Фонетика | Фонетический разбор слова. | 1.2 |
4 | Фонетика | Определение парных и непарных по звонкости–глухости согласных звуков. | 1.2 |
5 | Орфография и пунктуация | Правописание непроизносимых согласных. | 6.1 |
6 | Орфография и пунктуация | Правописание приставок и предлогов. | 6.1 |
7 | Орфография и пунктуация | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | 6.1 |
8 | Морфология | Изменение существительных по падежам. | 4.2 |
9 | Морфология | Определение частей речи. | 4.1 |
10 | Морфология | Морфологический разбор слова. | 4.2 |
11 | Синтаксис | Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании. | 5.2 |
Перечень метапредметных результатов, достижение которых проверяется
на контрольной работе
Код результата по ОК | Проверяемые метапредметные результаты |
1.7 | Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач |
1.10 | Осуществляет самоконтроль своей деятельности |
1.15 | Исправляет ошибки в алгоритме решения учебной задачи |
1.17 | Определяет критерии правильности выполнения учебной задачи |
2.8 | Выстраивает монологическую речь в соответствии с нормами родного языка |
3.3 | Выявляет черты сходства и различия, осуществляет сравнение |
3.6 | Устанавливает аналогии, строит логические рассуждения, умозаключения, делает выводы |
4.1 | Использует знаково-символических (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач |
5.1.1 | Создаёт модель задачной ситуации, отделяет главные элементы условия от второстепенных |
6.1 | Осуществляет поиск информации |
6.2.1 | Определяет тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста. |
7.1.3 | Сканирует изображения и тексты. |
7.3.5 | Передаёт сообщения с использованием ИКТ. |
Контрольный диктант: 2 четверть.
Диктант
«Ночной гость»
Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двери до ворот по узкой тропинке. Ночью стояла удивительная тишина. В комнате было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу. В тетради были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замёрзшим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость!
Грамматические задания:
Выпишите из текста два словосочетания с именем существительным, поставьте вопрос от главного слова к зависимому, определите падеж имени существительного.
Разберите как часть речи слово - по тропинке.
Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.