СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа по математической грамотности для учащихся 7 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа по математической грамотности для учащихся 7 классов»

Диагностическая работа для учащихся 7 классов



МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ





ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Работа состоит из четырех заданий, каждое задание описывает одну ситуацию. В каждом задании два вопроса. Таким образом, всего в работе 8 вопросов, на которые вам необходимо будет дать ответ.

На выполнение работы отводится 40 минут.

Внимательно читайте описание ситуации, вчитывайтесь в условие, рассматривайте иллюстрации. Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ.

При ответе на вопрос с выбором ответа нужно указать все варианты ответа, которые вы считаете верными, поставив знак «√».

При ответе на вопрос с кратким ответом записывайте ответ в специально отведенном месте после слова «Ответ»

. В работе есть вопросы, к которым нужно не только дать ответ, но и записать обоснование, привести решение. В этих случаях написано: «Запишите ответ и приведите соответствующее обоснование», указано место для ответа и для вашего решения.

Задания выполняйте последовательно. Если не удаётся сразу найти ответ на поставленный вопрос, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям или отдельным вопросам.

И не забывайте делать проверку полученного ответа.





Желаем успеха!

Выполните задания 1-4.

Задание 1. «Тормозной путь». Тормозным путём называется расстояние, которое прошло транспортное средство от момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. При движении автомобиля его тормозной путь зависит от его скорости, а также от состояния дорожного полотна, которое зависит от погодных условий.



Вопрос 1/2. Сотрудник дорожно-патрульной службы проводит занятие с водителями, нарушившими на дороге скоростной режим. Он просит их, используя данные представленные на диаграмме, выбрать в таблице верные утверждения.

Какие утверждения являются верными? Поставьте V.

Утверждение

Верно

Чем хуже состояние дороги, тем короче тормозной путь.


Чем больше начальная скорость, тем длиннее тормозной путь на сухом асфальте.


Длина тормозного пути на мокром асфальте более чем в 1,5 раза больше длины тормозного пути на сухом асфальте.










Вопрос 2/2. На занятиях с будущими водителями изучается, от каких параметров зависит тормозной путь автомобиля.

Для расчёта ориентировочной длины тормозного пути легкового автомобиля на практике используют формулу:

, где

S – тормозной путь (в метрах),

v – скорость автомобиля в момент начала торможения (в км/ч),

k – коэффициент сцепления шин с дорогой.


Эта формула удобна тем, что скорость в ней подставляется в км/ч, а длина выражается в метрах.



Значения k – коэффициента сцепления шин с дорогой приведены в таблице:

Особенности движения автомобиля



Значение k

по сухому асфальту


0,7

по мокрой дороге

0,4

по укатанному снегу


0,2

по обледенелой дороге


0,1



Автомобиль, двигавшийся по мокрой дороге со скоростью 60 км/ч, начал торможение.



Вычислите его тормозной путь, результат округлите до целого.



Ответ:________________________________________________









Задание 2. «Поездки на метро». В кассе метрополитена продают билеты на различное количество поездок (см. таблицу).

Количество поездок


1

2

20

40

60

Стоимость билета, р.


55

110

747

1494

1765



Билеты на одну и на две поездки действуют 5 дней с момента продажи (включая день продажи). Билеты на 20, 40, 60 поездок действуют 90 дней с момента продажи.

Вопрос 1/2. Лиза ездит на занятия в колледж на метро, поэтому купила билет на 40 поездок. Но поскольку Лиза заболела и не могла ездить на занятия некоторое время, она успела совершить только 36 поездок.

С учётом этого обстоятельства оправдала ли себя покупка билета на 40 поездок по сравнению с покупкой одноразовых билетов?

Запишите ответ и приведите соответствующее обоснование.

Ответ:____________________________________



Вопрос 2/2. Мама Лизы работает 5 дней в неделю и пользуется для поездки на работу и обратно метрополитеном. В другие дни она не пользуется метрополитеном.


Выгодно ли ей покупать билет на 60 поездок?


Запишите ответ и приведите соответствующее обоснование.



Ответ:_________________________________________________

Обоснование:_________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________



Задание 3. «Бугельные подъемники». Для подъёма горнолыжников и сноубордистов к месту начала спуска используют различные типы горнолыжных подъёмников: гондольные, кресельные и бугельные



Бугельные подъёмники осуществляют подъём лыжников от нижней станции до верхней за счёт бугеля (перекладины) или тарелки, их вместимость – 1 или 2 человека.



Характеристики двух бугельных подъёмников представлены в таблице.

Бугельный тип

подъёмника

Длина трассы,

м

Время подъёма,

мин


Пропускная способность, чел./ч


Вместимость одного бугеля, чел.


А

250

5

600

1

Б

180

4

360

2



Вопрос 1/2. На рисунке изображён график зависимости расстояния между бугелем и нижней станцией подъемника от времени движения.



По горизонтальной оси отложено время движения бугеля (в минутах), по вертикальной оси – расстояние от бугеля до нижней станции (в метрах).

Посмотрите на график и ответьте на вопросы:



А) Какое расстояние будет между бугелем и нижней станцией через 3 минуты после начала подъёма?

Ответ:___________________________________________________________

Б) Для какого подъёмника (А или Б) представлен график зависимости?

Ответ:_____________________________________________________________

Вопрос 2/2. Пропускная способность подъёмника – это количество лыжников, которые могут подняться от нижней станции до верхней в течение одного часа.

Что необходимо знать из приведённого ниже списка, чтобы подсчитать пропускную способность подъёмника? Поставьте V:

Характеристика




1) Длина трассы подъёмника




2) Вместимость одного бугеля




3) Время подъёма бугеля с нижней станции до верхней




4) Общее количество бугелей на подъёмнике




5) Перепад высот между нижней и верхней станциями



Задание 4. «Покупка телевизора». Телевизоры различаются не только моделями, но и длиной диагонали экрана. Традиционно диагональ экрана измеряют в дюймах: 1 дюйм ≈ 2,54 см.











Вопрос 1/2. Семья Петровых решила купить телевизор и повесить его в гостиной в нише круглой формы. Диаметр ниши равен 1,6 м.















В магазине им предложили современные безрамочные телевизоры с диагоналями экранов: 50, 55, 60, 65, 70, 80, 85, 90 и 100 дюймов.

Из предложенных в магазине вариантов выберите телевизор, имеющий наибольшее значение диагонали экрана, подходящее Петровым.



Запишите ответ.



Ответ:____________________________________________________







Вопрос 2/2. Семья Ивановых решила купить телевизор и повесить его на кухне в нише шкафа. Размер ниши: ширина – 80 см, высота – 60 см.

Сможет ли семья Ивановых разместить в нише широкоформатный телевизор с диагональю экрана 37 дюймов, если его высота равна 18 дюймам?



Запишите ответ и приведите соответствующее обоснование.



Ответ:________________________________________________



Обоснование:_______________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________











ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ



МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задание 1. «Тормозной путь». 1 из 2.


Характеристики задания:

Содержательная область оценки: изменение и зависимости

Компетентностная область оценки: интерпретировать

Контекст: общественная жизнь

Уровень сложности: 1

Формат ответа: множественный выбор

Объект проверки: распознавать зависимости и интерпретировать данные, представленные на столбчатой диаграмме

Дополнительные характеристики.Проверяются действия универсального характера:представлять мысленно предложенную ситуацию, проверять правильность предположения.




Система оценивания


1 балл

Верные ответы 2) и 3). Выбраны оба верных ответа, неверный ответ не выбран

0 баллов

Другие ответы или ответ отсутствует



















Задание 2. «Тормозной путь». 2 из 2.


Характеристики задания:

Содержательная область оценки: изменение и зависимости

Компетентностная область оценки: применять

Контекст: общественная жизнь

Уровень сложности: 2

Формат ответа: развёрнутый

Объект проверки: подсчёты по формуле с использованием данных таблицы и обоснованный выбор точности получаемых данных

Дополнительные характеристики.Проверяются действия универсального характера:изучать от каких параметров зависит тормозной путь, вычислять тормозной путь.



Система оценивания


2 балла

Дан верный ответ: 35м

1 балл

Дан ответ: 35,4 м или 35,43м

0 баллов

Другие ответы или ответ отсутствует



























Задание 3. «Поездки на метро». 1 из 2.


Характеристики задания:

Содержательная область оценки: неопределённость и данные

Компетентностная область оценки: применять

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: 2

Формат ответа: с развёрнутым решением

Объект оценки: реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста, вычисления с рациональными числами.

Дополнительные характеристики.Проверяются действия универсального характера: интерпритировать данные, приведенные в тексте, формулировать вывод



Система оценивания


2 балла

Дан верный ответ: да, оправдалась, приведено верное обоснование.

Пример возможного обоснования: 1).36х55=1980(р)-было бы потрачено Лизой на 36 одноразовых билетов; 2). Потрачено 1494р; 3).1980 1494. Нахождение разности 1980 – 1494=496(р) не требуется, но ошибкой не считается.

1 балл

Дан верный ответ, данные из таблицы выбраны верно: 55 и 1494, решение приведено, но содержит арифметическую ошибку не принципиального характера.

0 баллов

Другие ответы или ответ отсутствует



















Задание 4. «Поездки на метро». 2 из 2.


Характеристики задания:

Содержательная область оценки: количество

Компетентностная область оценки: интерпретировать

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: 3

Формат ответа: с развёрнутым решением

Объект оценки: вычисления с рациональными числами, реальные расчеты

Дополнительные характеристики.Проверяются действия универсального характера: интерпритировать данные, приведенные в тексте, обобщать информацию, делать вывод и вычислять.



Система оценивания


2 балла

Выбран верный ответ: да, выгодно. Прведено решение (обоснование ответа). Вариант возможного решения: 1). Рассчитаем стоимость одной поездки разных билетов: на 60 поездок – 1765:60=29,42р; на 40 поездок – 1494:40=37,55р; на 20 поездок – 747:20=37,35р; чем больше поездок, тем она дешевле; 2). Билет действует 90 дней, 90:7 – это примерно 13 недель; за 13недель мама Лизы может совершить 13х5х2=130 поездок на работу. Покупать билет на максимальное число поездок выгодно. Другой выриант решения: 1).за одну неделю мама делает 5х2=10 поездок; 2).60 поездок она потратит за 60:10=6 недель; 3).6 недель – это 6х7=42 дня, а билет действует 90 дней. Билет на 60 поездок покупать выгоднее, так как чем больше поездок в билете, тем меньше стоимость одной поездки.

1 балл

Дан верный ответ, но обоснование неполное (например, нет пояснения, почему выгоден билет на 60 поездок), или дан верный ответ, но в обосновании отсутствует умножение на 2 (поездка в два конца).

0 баллов

Другие ответы или отсутствие ответа













Задание 5. «Бугельные подъёмники». 1 из 2.


Характеристики задания:

Содержательная область оценки: неопределенность и данные

Компетентностная область оценки: интерпретировать

Контекст: научная жизнь

Уровень сложности: 1

Формат ответа: А) краткий ответ; Б) краткий ответ

Описание задания («объект оценки»): чтение и интерпретация данных, представленных в таблице и на графике

Дополнительные характеристики.Проверяются действия универсального характера: интерпритировать данные, приведенные в тексте, обобщать информацию, делать вывод.




Система оценивания


1 балл

Даны верные ответы на оба вопроса: А). 150м, Б). А

0 баллов

Другие ответы или отсутствие ответа



Задание 6. «Бугельные подъёмники». 2 из 2.


Задание 6. «Бугельные подъёмники». 2 из 2.

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: количество

Компетентностная область оценки: формулировать

Контекст: научная жизнь

Уровень сложности: 3

Формат ответа: множественный выбор

Описание задания («объект оценки») – интерпретация данных и величин, поиск зависимостей

Дополнительные характеристики.Проверяются действия универсального характера: интерпритировать данные, приведенные в тексте, обобщать информацию, делать вывод.






Система оценивания


2 балла

Дан ответ: 2, 3, 4.

1 балл

Дан ответ: 3, 4.

0 баллов

Другие ответы или отсутствие ответа



Задание 7. «Покупка телевизора». 1 из 2.


Характеристики задания:

Содержательная область оценки: пространство и форма

Компетентностная область оценки: рассуждать

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: 2

Формат ответа: развёрнутый ответ

Описание задания («объект оценки») – зависимости между элементами фигур; окружность, диаметр; перевод из одной единицы измерения в другую; округление

Дополнительные характеристики.Проверяются действия универсального характера: интерпритировать данные, приведенные в тексте, обобщать информацию, делать вывод.





Система оценивания

2 балла

Дан верный ответ: 60

1 балл

Дан ответ: 55 или дан ответ: 65

0 баллов

Другие ответы или отсутствие ответа



Задание 8. «Покупка телевизора». 2 из 2.


Характеристики задания:

Содержательная область оценки: количество

Компетентностная область оценки: применять

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: 2

Формат ответа: развёрнутый ответ

Описание задания («объект оценки»): нахождение величин, заданных отношением, составление пропорции, перевод из одной единицы измерения в другую

Дополнительные характеристики.Проверяются действия универсального характера: интерпритировать данные, приведенные в тексте, обобщать информацию,выполнять приближенные вычисления, сравнивать и делать вывод.













Система оценивания

2 балла

Дан верный ответ: нет; приведено верное обоснование.

Примеры возможного обоснования:

Вариант1:

1).16:9=х:18, х=32дюйма – ширина зкрана (в дюймах)

2).18х2,54 46см (или 45,7см или 45,72см) – высота экрана;46см 60см – высота ниши; подходит;

3).32х2,54≈81см (или 81,28см или81,3см) – ширина экрана;

81см 80см – ширина ниши; не подходит.

Вариант 2:

1).18х2,54≈46см (или45,7см или 45,72см) – высота экрана

46см 60см – высота ниши;

2).46х16:9≈82см (или81,8см или 81,77см) – ширина экрана;

82см 80см – ширина ниши;

Или: 45,7х16:9≈81см (или 81,2см или 81,24см) – ширина экрана больше ширины ниши;

Или: 45,72х16:9≈81см (или 81,3см или 81,28см) – ширина экрана больше ширины ниши.

Ответ принимается поностью, если присутствует только одно сравнение – с шириной ниши

1 балл

Дан верный ответ, приведено решение:

1). Которое содержит незначительные ошибки или описки (в округлении чисел; при вычислении, но с наличием хотя бы одного сравнения с размерами ниши);

2).с неверными вычислениями ширины экрана (и высоты – не обязательно), но без сравнения с размерами ниши, например: 18х2,54=45,72см – высота телевизора; 45,72х16:9=81,28см – ширина телевизора;

3).указано, что ширина телевизора превышает 80см (без вычисления самой ширины телевизора) (однако, если указано, что телевизор п ширине буде больше, но без указания величины, то ответ не принимается).

0 баллов

Другие ответы или ответ отсутствует






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!