СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа для 6 класса в формате Pisa.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащимся предстоит работа с рассказами В.П. Астафьева "Белогрудка" и Галины Фирсовой «Собака миленькая, прости… Собака миленькая, прости…». Ученики находят в текстах ответы на вопросы, работают с иллюстрациями. 

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа для 6 класса в формате Pisa.»

Диагностическая работа для учащихся 6-х классов.





Для участия в конкурсе чтецов прозаических произведений ученику 6 класса было предложено прочитать рассказ Виктора Петровича Астафьева "Белогрудка".












Виктор Астафьев

"Белогрудка"

Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.

Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница...

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду...

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда...

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Пропали котята, исчезли...

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки...

Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.

Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке...

В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе...

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.... Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц...

1961

Ученику рассказ очень понравился, он решил найти дополнительную информацию о маленьком отважном зверьке. Во время поисков в интернете мальчик нашел сведения не только о куницах, но и о кинкажу.











Куница — хищное млекопитающее среднего роста, имеющее красивое тело и большой хвост. Представители семейства куньих великолепные охотники, обладают развитой моторикой лап, а также острыми клыками и когтями, способными нанести рваные раны человеку. Лесная куница обитает в основном в смешанных и лиственных лесах, реже в хвойных (еловых, пихтовых), в частности, на севере России.

Кинкажу — это маленькое животное, относящееся к семейству енотовых. Мелкое, всеядное и преимущественно плодоядное млекопитающее, классифицированное как хищник, ведущее ночной образ жизни, обитающее на деревьях и размером соотносимое с небольшой домашней кошкой. В простонародье его называют цепкохвостым медведем, а также медовым или цветочным медведем, принимая за основу перевод с языка коренных для его местообитания индейцев.

Ученик решил прочитать и другие произведения В.П. Астафьева, познакомиться с биографией писателя. Он прочитал следующую статью и даже нашел село Зуята на карте.





1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска (на севере нашей огромной страны), в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. В семь лет мальчик потерял мать — она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку — сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом-интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен. В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1962 году семья Астафьева переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду.

В 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» писателю была присуждена Российская независимая премия «Триумф». В 1995 году за роман «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.













1. Какую информацию ученик нашел в рассказе "Белогрудка"? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. У Белогрудки родились очень маленькие котята.

Б. Белогрудка живет в Сибири.

В. Зуяты - небольшой город.

Г. Белогрудка жила в гнезде на березе.



















Система оценивания

1 балл

Выбран ответ А.

0 баллов




Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.









2. Опираясь на текст рассказа, запишите ТРИ причины, по которым можно утверждать, что Белогрудка была очень заботливой мамой.

1)______________________________________________________________

2)______________________________________________________________

3)______________________________________________________________



















Система оценивания

3 балла

Записаны три причины из следующих возможных:

1) Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду...


2) Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.


3) Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки...

2 балла

Записаны две причины из перечисленных выше, третья причина или не записана, или не содержится в тексте интервью.

1 балл

Записана только одна из причин, перечисленных выше, две другие причины или не записаны, или не содержатся в тексте интервью.

0 баллов

Ни один из записанных фрагментов интервью не связан с характеристикой Белогрудки как заботливой мамы. Ответ отсутствует.













3. Запишите ТРИ признака отличия кинкажу от куницы.

1)_______________________________________________________________

2)_______________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________















Система оценивания

3 балла

Приведены три признака отличия из указанных ниже.

1) это маленькое животное, относящееся к семейству енотовых (а не куньих).

2) преимущественно плодоядное млекопитающее (а не плотоядное);

3) цепкохвостый медведь;

4) название на языке индейцев (а не коренных жителей России).

2 балла

Правильно указано два признака отличия, третий признак или не указан, или указан неверно.

1 балл

Правильно указан один признак отличия, два другие признака или не указаны, или указаны неверно.

0 баллов

Ни один из указанных признаков не относятся к списку, приведенному выше.

Ответ отсутствует









4. Почему В.П. Астафьев был вынужден рано начать самостоятельную жизнь. Выберите ОДИН правильный ответ.

А. Рано умерла мать.

Б. Семье не хватало денег.

В. Мачеха спихивает обузу в лице ребенка с плеч.

Г. Отец ушел из семьи.























Система оценивания

1 балл

Выбран ответ В.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.





5. Некоторые факты из биографии В.П. Астафьева решили внести в таблицу. К каждому году жизни необходимо указать событие в жизни писателя и точное место, где событие произошло.

год

Факт из жизни

Населенный пункт (наиболее полный ответ)

1924



1943



1962





























Система оценивания

3 балла

Все три строки таблицы заполнены верно:

год

Факт из жизни

Населенный пункт (наиболее полный ответ)

1924

родился

Овсянка, на берегу Енисея, недалеко от Красноярска (на севере нашей огромной страны)

1943

воюет

Брянский, Воронежский и Степной фронт, объединившихся затем в Первый Украинский

1962

Семья переехала

Пермь



2 балла

Две из трёх строк таблицы заполнены верно, третья или не заполнена, или заполнена неполностью, или при её заполнении допущены фактические ошибки.

1 балл

Одна из трёх строк заполнена верно, остальные две или не заполнены, или заполнены неполностью, или при их заполнении допущены фактические ошибки.

0 баллов

При заполнении каждой из строк допущены фактические ошибки.

Ответ отсутствует.







6. Отметьте ОДНО утверждение, которое противоречит биографии писателя.

А. Виктор Петрович добровольно ушел на фронт.

Б. У писателя не было детей.

В. Писатель родился на севере.

Г. Семья отца жила очень бедно.



















Система оценивания

1 балл

Выбран ответ Б.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.









7. Пользуясь картой и биографией писателя, докажите, что В.П. Астафьев мог написать рассказ, основываясь на личном пережитом материале. Запишите свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________









Система оценивания

2 балла

‒ в описании указано, что В 1962 году семья Астафьева переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду. На карте отмечено, что село Зуята находится рядом с Пермью.

1 балл

в описании указано, что В 1962 году семья Астафьева переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду, анализ карты не приведен.

0 баллов

Объяснение НЕВЕРНОЕ . Ответ отсутствует.









8. Докажите, что писательский талант Виктора Астафьева помог раскрыть неравнодушный человек. Запишите свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________















Система оценивания

2 балла

Указано, что учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее.

1 балл

Указано только учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, замечает в Викторе склонность к литературе.

0 баллов

Записано любое другое предложение.

Ответ отсутствует.



9. Как охотник оправдывает Белогрудку? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. Белогрудку осиротили.

Б. Белогрудка - хищник.

В. Белогрудка заблудилась.

Г. Белогрудка пришла за котятами



















Система оценивания

1 балл

Выбран ответ А.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.





























«Собака миленькая, прости… Собака миленькая, прости…»

Галина Фирсова – 10 лет.

Сейчас – на пенсии.


У меня была мечта – поймать воробья и съесть…

Редко, но иногда птицы появлялись в городе. Даже весной все смотрели на них и думали об одном, о том же, о чем думала я. О том же… Отвлечься от мыслей о еде ни у кого не хватало сил. От голода я ощущала внутри постоянный холод, страшный внутренний холод. Также и в солнечные дни. Сколько на себя ни надень, холодно, нельзя согреться.

Очень хотелось жить…

Я рассказываю о Ленинграде, где мы тогда жили. О ленинградской блокаде. Убивали нас голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады… Девятьсот… Когда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день. Час, минута… Долго ждешь обеда… Потом ужина… Блокадная норма дошла до ста двадцати пяти граммов хлеба в день. Это у тех, кто не работал. По иждивенческой карточке… С этого хлеба текла вода… Разделить его надо было на три части – завтрак, обед, ужин. Пили только кипяточек… Голый кипяточек…

В темноте… С шести утра я занимала зимой (помню больше всего зиму) очередь в булочную. Стоишь часами… Длинными часами… Пока подойдет моя очередь, на улице опять темно. Горит свеча, и продавец режет эти кусочки. Люди стоят и следят за ним. За каждым движением… Горящими… безумными глазами… И все это в молчании.

Трамваи не ходят… Воды нет, отопления нет, электричества нет. Но самое страшное – голод. Я видела человека, который жевал пуговицы. Маленькие и большие пуговицы. Люди сходили с ума от голода…

Был момент, когда я перестала слышать. Тогда мы съели кошку… Я расскажу потом, как мы ее съели. Потом я ослепла… Как раз тогда нам привели собаку. Это меня спасло.

Не вспомню… Не запомнила, когда мысль о том, что можно съесть свою кошку или свою собаку, стала нормальной. Обыкновенной. Стала бытом. Не проследила этот момент… Вслед за голубями и ласточками вдруг стали исчезать в городе кошки и собаки. У нас не было никого, как-то мы не заводили их, потому что мама считала: это очень ответственно, особенно большую собаку взять в дом. Но мамина подруга не могла сама съесть свою кошку и принесла ее нам. И мы съели. Я опять стала слышать… Слух исчез у меня внезапно, утром еще слышала, а вечером мама что-то говорит мне, а я не отзываюсь.

Прошло время… И вот мы опять умираем… Мамина подруга привела нам свою собаку. И мы ее тоже съели. И если бы не собака, мы бы не выжили. Конечно, не выжили бы. Это – ясно. Уже начали опухать от голода. Сестра не хотела утром вставать… Собака была большая и ласковая. Два дня мама не могла… Как решиться? На третий день она привязала собаку к батарее на кухне, а нас выгнала на улицу…

Помню эти котлеты… Помню…

Очень хотелось жить…

Часто собирались и сидели возле папиной фотокарточки. Папа был на фронте. Письма от него приходили редко. «Девочки мои…» – писал он нам. Мы отвечали, но старались его не расстраивать.

Мама хранила несколько кусочков сахара. Маленький бумажный мешочек. Это был наш золотой запас. Один раз… Я не выдержала, я знала, где лежит сахар, залезла и взяла один кусочек. Через несколько дней еще один… Потом… Прошло немного времени – опять… Скоро в мамином мешочке ничего не осталось. Пустой мешочек…

Заболела мама… Ей нужна глюкоза. Сахар… Она уже не может подняться… На семейном совете решили – достать заветный мешочек. Наше сокровище! Ну вот мы его и сберегли для такого дня! Мама обязательно выздоровеет. Старшая сестра стала искать, а сахара нет. Весь дом перерыли. Я вместе со всеми искала…

А вечером призналась…

Сестра меня била. Кусала. Царапала. А я просила ее: «Убей меня! Убей! Как я буду теперь жить?!» Я хотела умереть…

Я вам рассказала о нескольких днях… А их было всех девятьсот…

Девятьсот таких дней…

На моих глазах девочка украла на базаре у одной женщины булочку. Маленькая девочка… Ее догнали и повалили на землю. Начали бить… Били страшно. Смертным боем. А она торопилась доесть, проглотить булочку. Проглотить раньше, чем ее убьют…

Девятьсот таких дней…

Наш дедушка так ослабел, что один раз упал на улице… Он уже прощался с жизнью… А шел мимо рабочий, у рабочих продуктовые карточки были получше, ненамного, но лучше… Все-таки… Так этот рабочий остановился и влил дедушке в рот подсолнечного масла – свой паек. Дедушка дошел до дома, рассказывал нам и плакал: «Я даже имени его не знаю!»

Девятьсот…

Люди, как тени, медленно двигались по городу. Как во сне… В глубоком сне… То есть ты это видишь, но у тебя мысль, что ты видишь сон. Вот эти медленные… вот эти плывущие движения… Будто не по земле человек идет, а по воде…

Голос менялся от голода… Или совсем пропадал… Нельзя было определить по голосу – мужчина это или женщина? И по одежде нельзя, все закручены в какие-то тряпки. Наш завтрак… Наш завтрак был кусок обоев, старые обои, но на них остался клей… Мучной клей… Вот эти обои, и кипяточек…

Девятьсот дней…

Иду из булочной… Получила дневной паек. Эти крохи, эти жалкие граммы… А навстречу мне бежит собака. Поравнялась со мной и обнюхивает – слышит запах хлеба.

Я понимала, что это – наше счастье. Эта собака… Наше спасение!! Я приведу собаку домой…

Дала ей кусочек хлеба, и она за мной пошла. Возле дома еще кусочек ей отщипнула, она лизнула мне руку. Вошли в наш подъезд… Но по ступенькам она поднималась неохотно, на каждом этаже останавливалась. Я отдала ей весь наш хлеб… Кусочек за кусочком… Так добрались мы до четвертого этажа, а наша квартира на пятом. Тут она уперлась и не идет дальше. Смотрит на меня… Как что-то чувствует. Понимает. Я ее обнимаю: «Собака миленькая, прости… Собака миленькая, прости…» Прошу ее, упрашиваю… И она пошла…

Очень хотелось жить…

Услышали… По радио передали: «Блокада прорвана! Блокада прорвана!» – счастливее нас людей не было. Счастливее нельзя быть. Мы выстояли!! Блокада прорвана…

По нашей улице шли наши солдаты. Я подбежала к ним… А обнять – сил не хватило…

В Ленинграде много памятников, но нет одного, который должен быть. О нем забыли. Это – памятник блокадной собаке.

Собака миленькая, прости…













10. Как вы считаете, могла ли главная героиня не убивать собаку?

Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на текст.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Система оценивания

2 балла

Дан ответ «Нет», в обосновании указывается на то, что это – наше счастье, наше спасение.

ИЛИ говорится о том, как голод свирепствовал в блокадном Ленинграде (с приведением примеров из текста).

1 балл

Дан ответ «Нет», в качестве обоснования указывается только один факт (например, собака была счастьем).

0 баллов

Дан ответ «Да» и приведено любое обоснование, ИЛИ дан ответ «Нет» и приведено неверное обоснование, либо обоснование не приведено.

Ответ отсутствует.







11. Почему главная героиня хотела, чтобы ее убила сестра?

Запишите свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Система оценивания

1 балл

Указано, что героиня съела сахар, который мог бы вылечить маму.

0 баллов

Дан любой другой ответ.

Ответ отсутствует.

12. Как убивали жителей блокадного Ленинграда? Найдите и выпишете из текста предложение, которое это объясняет.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Система оценивания

1 балл

Верно найдена и выписано предложение:

"Убивали нас голодом, убивали долго".

0 баллов

Выписана любая другая реплика.

Ответ отсутствует.



13. Почему главная героиня несколько раз в рассказе повторяет следующую фразу: "Очень хотелось жить..." Запишите свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________







Система оценивания

1 балл

Говорится о том, что героиня хочет показать, как сложно и голодно было в блокадном Ленинграде. От безысходности люди ели кошек, собак.

0 баллов

Дан любой другой ответ.

Ответ отсутствует.


14. Почему девочка отдала весь хлеб собаке? Выберите ОДИН правильный ответ.

А. Героиня хотела накормить собаку.

Б. Девочка хотела заманить ее к себе домой.

В. Девочке стало жалко собаку.

Г. Собака кинулась на девочку, и ей пришлось отдать весь хлеб.












Система оценивания

1 балл

Выбран ответ Б.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.



15. Как вы думаете, почему рассказ называется "Собака миленькая, прости... Собака миленькая, прости... " Запишите свой ответ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








· 1 балл

Указывается на сожаление героини о том, что голодным людям приходилось есть своих питомцев.

0 баллов

Дан любой другой ответ. Ответ отсутствует.



16. Почему в Ленинграде нужно поставить памятник собаке? Выберите ОДИН правильный ответ.

А. Потому что собака - друг человека.

Б. Потому что в блокаду погибло много собак.

В. Потому что собаки помогли выжить людям во время блокады.

Г. Потому что собаки жили с людьми в блокадном Ленинграде.



















Система оценивания

1 балл

Выбран ответ В.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.







17. "Собака миленькая, прости... Собака миленькая, прости..." - это автобиографический рассказ. Для чего автор написала его?

Отметьте ВСЕ правильные ответы.

А. Показать ужасы войны.

Б. Рассказать, как жили во время блокады женщины и дети.

В. Указать на то, что сейчас слишком любят кошек и собак.

Г. Рассказать о том, что люди помогают друг другу даже в самых сложных ситуациях.























·

Система оценивания

2 балла

Выбраны А, Б, Г.

1 балл

Выбран А или Б, ИЛИ вместе с ответами А, Б выбран ещё ответ В.

0 баллов

Выбраны другие ответы.

Ответ отсутствует.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!