Диагностическая работа по географии за курс 5 класса
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по географии отводится 40 минут. Работа состоит из 14 заданий.
При выполнении работы разрешается использовать географический атлас для 5 класса.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Задания 1,2 и 3 выполняются с использованием ниже приведенного фрагмента карты. |
1.Определите, в каком направлении от вершины горы Белая находится дом лесника. Обведите номер верного ответа.
север 2) юго-восток 3) северо-восток 4) северо-запад
2.Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до домика лесника. Полученный результат округлите да десятков метров. Ответ запишите цифрами.
3.Туристы спускаются с горы Белая по маршруту, обозначенному стрелкой. На каком из отрезков пути, обозначенных цифрами, их спуск будет наиболее крутым? Обведите номер верного ответа.
1)1 2) 2 3) 3 4) 4
4. Расставьте параллели в порядке убывания их длины
1) 10° 2) 60° 3) 40° 4) экватор
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр
Ответ:
Задания 5 и 6 выполняются с использованием нижеприведенного фрагмента текста. |
Знаменитые путешественники
Первыми систематические географические исследования начали португальцы. Еще в первой половине XV века Генрих Мореплаватель, начал отправлять морские экспедиции к югу вдоль западного побережья Африки. В 1498 году португальская экспедиция под руководством Васко да Гамы смогла достигнуть Индии, обогнув Африку и открыв морской торговый путь в Азию.
В свою первую, ставшую знаменитой, экспедицию на кораблях «Санта Мария», «Нинья» и «Пинта» Христофор Колумб отправился в 1492 году. Во время своих плаваний в 1492-1504 гг. Христофор Колумб обнаружил и ошибочно принял за Индию новые обширные земли. Название этой части света позднее дали в честь Америго Веспуччи, который первым из европейцев понял, что открытые земли являются не Индией, а «Новым Светом».
В 1519 году моряк-португалец Фернан Магеллан задумал и добился осуществления экспедиции, имеющей целью достичь богатых пряностями Молуккских островов (Юго-Восточная Азия). Двигаясь с востока на запад, он обогнул южную оконечность материка Южная Америка и пересёк Тихий океан. Отважный мореплаватель погиб во время экспедиции. В Испанию вернулся лишь один корабль «Виктория» и 18 моряков. В результате экспедиции была доказана шарообразность Земли и наличие единого Мирового океана
5. Какой из мореплавателей, упомянутых в тексте, открыл Новую часть света?
Ответ: _______________________________________
6. Экспедиции, организованные Генрихом Мореплавателем, внесли значительный вклад в географические исследования, в частности, составили и уточнили карты западного побережья Африки. Были ли нанесены на карты, которыми пользовались эти экспедиции, очертания берегов Америки? Дайте обоснование вашего ответа.
Ответ: _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
7. Установи соответствие между горными породами и их происхождением. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
1) Магматические А) известняк
2) Осадочные Б) гранит
3) Метаморфические В) мрамор
Ответ:
8. Определите, какой буквой на карте мира, обозначен Индийский океан?
Обведите номер верного ответа.
А 2) Б 3) В 4) Г
Задания 9 и 10 выполняются с использованием нижеприведенного фрагмента текста. |
В конце февраля 2010 году у побережья Чили, в 115 километрах к северу от города Консепсьон, произошло сильное землетрясение магнитудой 8,8 баллов. В результате землетрясения образовалась гиганская волна, в результате которой погибло более 500 человек.
9. Как называется волна, обрушившаяся на берег Чили?
Ответ: _____________________________________________
10. В каком океане произошло землетрясение, описанное в тексте?
Ответ: _____________________________________________
11. Верны ли следующие утверждения?
А) Гидросфера включает три главные составные части: Мировой океан, воды суши и воду в атмосфере.
Б) Атмосфера представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% - кислород, а 1% приходится на другие газы
Обведите номер верного ответа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
12. О какой равнине идет речь?
Занимает огромную площадь в европейской части Евразии, имеет абсолютную высоту до 200 метров, на ее территории расположены возвышенности Валдайская и Среднерусская?
13. В какие дни продолжительность дня на всей планете равна ночи?
1) 22 июня и 22 декабря
2) 22 июня и 23 сентября
3) 21 марта и 23 сентября
4) 21 марта и 22 декабря
Обведите номер верного ответа.
1 2) 2 3) 3 4) 4
14. Расположите города России в той последовательности, в которой их
жители встречают Новый год.
А) Новосибирск
Б) Кострома
В) Якутск
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
Ответ:
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 14 баллов. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом оценивается учителем в соответствии с критериями оценивания.
Номер задания | Правильный ответ |
1 | 3 |
2 | 400 |
3 | 3 |
4 | 4132 |
5 | Христофор Колумб |
6 | Критерии |
7 | 1Б,2А,3В |
8 | 3 |
9 | цунами |
10 | В Тихом, Тихий |
11 | 3 |
12 | Критерии |
13 | 3 |
14 | ВАБ |
Критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом
Задание 6
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | |
Нет, т.к. Америка была открыта позже по времени. | |
Указания по оцениванию | Баллы |
В ответе ученика дается отрицательный ответ на поставленный вопрос и в качестве обоснования приводится ссылка на текст | 1 |
Другие варианты ответа | 0 |
Задание 12
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | |
Восточно – Европейская равнина или Русская равнина. | |
Указания по оцениванию | Баллы |
В ответе ученика дается одно из двух названий равнины | 1 |
Другие варианты ответа | 0 |
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 14-13 | 12-10 | 9-7 | 6 и менее |
СПЕЦИФИКАЦИЯ и КОДИФИКАТОР
итоговой диагностической работы по географии
за курс 5 класса
Предмет: «География» 5 класс
Учебник под редакцией И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс
Вид контроля: итоговый
Назначение контрольной работы: Диагностическая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня усвоения учащимися 5 класса содержания учебного курса география.
Структура диагностической работы: Диагностическая работа состоит из 14 заданий: 5-и заданий с выбором одного правильного ответа (ВО), 7-и заданий с кратким ответом (КО) и 2-х заданий с развернутым ответом (РО).
Время выполнения работы: На выполнение всей диагностической работы отводится 40 минут.
Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование: Наличие у учащихся школьного географического атласа для 5 класса.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 14 баллов. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом оценивается учителем с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания.
Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям: Диагностическая работа позволяет оценить степень освоения учебного материала при использовании любых УМК по географии. Работа охватывает учебный материал по начальному курсу «География», изученный в 5 классе. В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса. В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Таблица 1
Распределение заданий по темам курса географии 5 класса
Коды тем | Темы курса географии | Число заданий |
1.1 | Развитие географических знаний о Земле | 2 |
1.2 | Географические модели земной поверхности. Географическая карта, план местности | 4 |
2.1 | Земля – планета Солнечной системы | 2 |
2.2 | Оболочки Земли | 6 |
| Итого: | 14 |
Таблица 2
Распределение заданий по планируемым результатам
Код | Планируемые результаты обучения |
1.1.1 | Умение использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач |
1.2.1 | Умение интерпретировать географическую информацию, содержащуюся в одном или нескольких источниках |
1.3.1 | Умение интегрировать географическую информацию из предлагаемых источников |
1.4.1 | Умение обобщать географическую информацию с целью определения тенденций и закономерностей изменения свойств географических объектов и явлений во времени и в пространстве |
1.5.1 | Умение осмысливать и оценивать географическую информацию |
2.1.1 | Умение сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств |
2.1.2 | Умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений |
2.2.1 | Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни |
Приложение
План итоговой диагностической работы по географии
для учащихся 5-х классов
№ задания | Код требований к уровню подготовки | Тип задания | Макс. балл за задание |
1 | 1.1.1 | ВО | 1 |
2 | 2.1.1 | КО | 1 |
3 | 1.2.1 | ВО | 1 |
4 | 1.4.1 | КО | 1 |
5 | 1.1.1 | КО | 1 |
6 | 1.2.1 | РО | 1 |
7 | 2.1.2 | КО | 1 |
8 | 1.2.1 | ВО | 1 |
9 | 1.5.1 | КО | 1 |
10 | 1.3.1 | КО | 1 |
11 | 2.2.1 | ВО | 1 |
12 | 2.1.1 | РО | 1 |
13 | 1.4.1 | ВО | 1 |
14 | 2.2.1 | КО, | 1 |
| | ВО-5 КО-7 РО-2 | 14 баллов |
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 14-13 | 12-10 | 9-7 | 6 и менее |
7