Русский язык в 3г классе
Составитель: Тисленко Н.А.
Тема: Девять правил орфографии.
Цель: обобщить знания учащихся об известных орфограммах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать имена собственные по значению; употреблять прописную букву в именах собственных; анализировать возможность перехода имен нарицательных в имена собственные; работать по алгоритму написания слов с проверяемым написанием.
Оборудование: карточки с заданиями, «Волшебный цветок», презентация.
Ход урока
I.Организационный момент
(Перед началом урока звучит приятная музыка)
Слайд1
И вновь урок мы начинаем
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!
Учитель: Урок русского языка, наверное, самый сложный из всех уроков в начальной школе. Но трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением. Давайте улыбнёмся друг другу и пусть осенняя солнечная погода потихоньку пробирается в класс.
II.Актуализация знаний.
- Проведём языковую разминку. Посмотрите на слайд.
Слайд2
- Прочитайте предложение.
Осень нарядила в золотые одежды леса.
- Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму.
- Какую орфограмму повторили?
Ученик: Безударные гласные в корне слова, проверяемая ударением и не проверяемые.
Слайд3
- Как красиво выглядит лес осенью.
-Выполним фонетический разбор слова «Осень». Работать будем коллективно.
Каллиграфическая минутка
Цель: поработаем над соединениями букв.
Слайд 4
- На слайде вы видите буквы. Вам нужно переписать эту цепочку букв правильно и аккуратно. (Показ учителя на доске)
- Мысленно вычеркните букву Б. Какое слово получилось?
- ОРФОГРАФИЯ
- Что обозначает это слово?
Слайд 5
Орфография – это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.
Для чего нам нужны правила?
Ученик: для того, чтобы грамотно писать.
III.Самоопределение к деятельности
- Сколько правил орфографии мы с вами уже изучили? (Девять)
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока.
Слайд 6
- «Девять правил орфографии»
- Чему будем учиться?
Слайд 7
Цель: определять орфограммы в словах; правильно писать слова с изученными орфограммами.
IY.Выявление места и причины затруднения
Учитель: Осенью не только листья осыпаются с деревьев, но и цветы теряют свои лепестки.
- По классу разлетелись лепестки. Нам предстоит собрать волшебный цветок, на лепестках которого находятся правила орфографии.
- Внимание на слайд. Слайд 8-16
- Определите на какую орфограмму данные слова. Лепесток с названием данной орфограммы прикрепляем к доске. (Куликова София работает у доски)
1. Прописная буква в именах собственных.
2.Безударные гласные.
3.Парные согласные.
4.Непроверяемые гласные.
5.Правописание сочетаний.
6.Непроизносимые согласные.
7.Удвоенные согласные.
8.Разделительные Ъ и Ь знаки.
9.Перенос слов.
Физминутка
Если в слове пишется непроизносимый согласный, то встаем,
если нет, то сидим.
Честный, грустный, опасный, звездный, прекрасный,
ужасный, местный, вкусный, капустный.
Y.Продолжение работы по теме
- Откройте учебник на с. 39. Прочитаем сведения профессора Самоварова.
Упр.55, с.40.
Слайд 17
Вставь пропущенную букву и подбери проверочные слова, обозначь орфограмму
Б..жать – …, л..сник-…, на тр…вке - …, доро…ка –…,
сколь..кий – …,
ладо..ка –…,
д..ревья -…
Бежать – бег, лесниик –лес, на травке – нет травки, дорожка – дорожечка, скользкий – скользить, ладошка – ладошечка, дерево – деревья.
- Работа в паре. Перед вами карточка с заданием. Прочитайте задание.
Исправьте ошибки. Запишите предложения верно. В последнем предложении подчеркните главные члены предложения.
У груши в корзине груши.
Лёва скворцов кормил скворцов.
Вечером поля вернулась с поля.
Слайд18
- Проверь. Оцени себя.
-Работа в группе.
Распределите предложения так, чтобы получилось стихотворение.
Не набрать мне столько за год!
В лес ходила я с Мариной.
Набрала подружка ягод,
За черникой и малиной
(В. Кодрян)
Слайд 19
- Назовите слова на изученные орфограммы.
За черникой и малиной
В лес ходила я с Мариной.
Набрала подружка ягод –
Не набрать мне столько за год!
Y. Итог урока
- По какой теме работали?
- Сколько правил орфографии изучили?
- Какие буквосочетания мы пишем по традиции?
- Чему учились на уроке?
(Учились находить орфограмму в словах. Подбирали проверочные слова.)
Домашнее задание: упр.57 (с.40) в учебнике.
YI.Рефлексия
Слайд20
Возьмите круговой спектр. Перед вами радуга успеха. Оцените свою работу на уроке.
4