СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Development of autonomous driving systems

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Development of autonomous driving systems

Просмотр содержимого документа
«Development of autonomous driving systems»

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН




ТАШКЕНТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИМЕНИ МУХАММАДА АЛЬ-ХОРАЗМИЙ




Творческая работа

по предмету «Религиоведение»

на тему: «Религиозные праздники разных народов»




Выполнил(а):

студентка группы 055-23

факультета Вещание

Абдиваитова Хусния



Приняла: Касимова З.С.





Ташкент 2023

План

Введение...…………………………………………………………………………3

1. История праздника……………………………………………………………..5

2. Государственные, национальные и религиозные праздники….…………….7

3. Исла́мские пра́здники…………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы …………………………………………..16



































Введение

Пра́здник (от церк.-слав. пра́здникъ; рус. поро́жний) — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

  • официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням;

  • массовые развлекательные мероприятия, весёлое препровождение свободного времени;

  • день какого-либо радостного события;

  • общее состояние душевного подъёма (обычно в словосочетаниях, таких как «праздник жизни»).

Место праздника в культуре

М. М. Бахтин (Михаи́л Миха́йлович Бахти́н— русский философ, культуролог, литературовед, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры) сказал, что праздник является «первичной формой человеческой культуры». Цивилизационное значение праздника состоит в том, что через праздник определяется объединяющая социум система ценностей. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации; в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями.

Как отмечали ещё Э. Дюркгейм(Давид Эмиль Дюркгейм— французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки) и М. Элиаде (Ми́рча Элиа́де— румынский, французский и американский религиовед, историк религии и философ культуры. Получил всемирную известность как исследователь мифологии, «религиозного символизма, ритуалов, магии и оккультизма, шаманизма, древней техники экстаза, мифов, архаического сознания и способа мышления»), праздник — это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека, которые практически не соприкасаются в повседневной жизни. Праздник связан с идеей существования некоего совершенного бытия, принципиально отличающегося от приземлённых будней, зачастую имеющего черты утопии («временный выход в утопический мир» по Бахтину). Праздничная культура потому зачастую включает временный отказ от принятых в обществе норм поведения, временное стирание или переворачивание социальной иерархии.

Праздники являются важнейшим элементом традиции и в этом качестве играют роль стабилизатора общества, сохраняя и передавая социально значимую информацию от поколения к поколению. Участие в праздниках приобщает людей к принятым нормам и ценностям общества.



























История праздника

Возникновение праздника связано с появлением у человечества понятия о времени и календаря. Согласно Жигульскому, «счёт времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, — календарь — везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов». Изобретение календаря пришло с осознанием того, что на шкале времени существуют особые точки, соответствующие смене циклов природы или стадий развития общества. Бахтин отмечает: «…празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с крупными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека».

Виды праздников

Исследователи выделяют три типа праздников:

  • политические;

  • религиозные;

  • гражданские.

Возможны и другие принципы систематизации, например:



  • Экономисты, изучающие эффекты эпидемии на экономику, группируют праздники по их воздействию на экономическую активность, выделяя «обычные» праздники и несколько типов дней, расположенных между выходными днями и другими праздниками;

  • При предсказании потребления электричества выделяются праздники с фиксированной датой — например, новый год и с «плавающей» датой, но фиксированным днём недели — например, пасха (некоторые праздники не укладываются в эту схему, например японский день весеннего равноденствия (англ.)





  • Пейсах –праздник освобождения евреев.

  • Рождество –родился Иисус Христос.

  • Весак –день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды.

  • Ураза-байрам –праздник окончания поста у мусульман.

  • Шаббат –священная суббота у евреев.

  • Шавоут –праздник дарования Торы еврейскому народу.

  • Пасха –Светлое Христово Воскресенье.

  • Сабантуй –праздник плуга.

  • Зула Хурал–праздник тысячи лампад у буддистов.

  • Новый год –праздник всех народов России.





















Государственные, национальные и религиозные праздники

Статус праздника

Дата

Наименование праздника

Государственые раздники

1 января

Новый год


23 февраля

День защитника Отечества


8 марта

Международный женский день


1 мая


Праздник Весны и Труда


9 мая

День Победы


12 июня


День России


4 ноября

День народного единства


25 января

Татьянин день (День российского студенчества)


27 января

Международный день памяти жертв Холокоста (годовщина освобождения Красной Армией фашистского концлагеря «Освенцим»


21 февраля

Международный день родного языка


18 марта

День воссоединения Крыма и России


2 апреля

День единения народов Белоруссии и России

Праздничные дни и памятные даты

24 апреля

День памяти жертв Геноцида армян


24 мая

День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия)


6 июня

День русского языка (Пушкинский день)


27 июня

День молодежи


8 июля

День семьи, любви и верности (День Петра и Февронии)


28 августа

День Государственного флага Российской Федерации


28 августа

День памяти и скорби российских немцев


30 октября

День памяти жертв политических репрессий


переходящая дата,в течение недели перед Великим постом

Масленица (русский народный праздник)


переходящая дата, первое воскресение после Пасхи

Красная Горка (русский народный
праздник),








21-23 марта

Навруз-Байрам. Праздник прихода весны (праздник азербайджанцев, татар, таджиков, узбеков, туркменов, казахов, башкир и чувашей)


21 июня

Ысыах (якутский праздник лета)


переходящая дата, устанавливается Главой Республики Татарстан

Сабантуй (праздник татар и башкир)

Народные праздники

с 6 на 7 июля

Иван Купала (русский, белорусский и украинский народный праздник)


14 августа

Медовый спас (русский, белорусский и украинский народный праздник)


19 августа

Яблочный спас (русский, белорусский и украинский народный праздник)


переходящая дата

Суккот (еврейский праздник)


переходящая дата (сентябрь-октябрь)

Рош ха-Шана (еврейский Новый год)


14 октября

Покров день

Религиозные (главные) праздники

декабрь, переходящая дата

Ханука (еврейский праздник)




7 января

Рождество Христово (христианство православное)


19 января

Крещение Господне (христианство православное)


15 февраля

Сретение Господне (христианство православное)


переходящая дата, первый день после Пасхи

Пасха (христианство православное)


7 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы (христианство православное)


переходящая дата

День спасения и освобождения (еврейский праздник, аналог светского Дня Победы)


переходящая дата

Ураза-Байрам (мусульманский праздник)


переходящая дата

Пейсах (Еврейская Пасха)


переходящая дата

Пурим (еврейский религиозный праздник)


переходящая дата

Курбан-Байрам (мусульманский праздник)


19 августа

Преображение Господне (христианство православное)


28 августа

Успение Богородицы (христианство православное)


25 декабря

Рождество Христово (христианство католическое)





Исла́мские пра́здники

Исла́мские пра́здники — религиозные праздники, отмечаемые мусульманами во всём мире. Празднуются ежегодно по лунному исламскому календарю, летоисчисление по которому ведётся с 16 июля 622 года (от Хиджры). Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

Мусульмане всего мира традиционно празднуют два главных праздника (идейн): праздник разговения (Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).

Новый год по исламскому календарю начинается 1-го числа месяца Мухаррам. В большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в понимании других народов.

В 10-й день месяца Мухаррам, в День Ашура, суннитами соблюдается добровольный пост, а шиитами — обязательный пост — в этот день они поминают внука пророка Мухаммеда Хусейна ибн Али (626—680 гг.), павшего мученической смертью в битве при Кербеле

Помимо этого, некоторые мусульмане также празднуют день рождения (мавлид) пророка Мухаммеда.

  • Идейн;

  • Праздник разговения;

  • Праздник жертвоприношения;

  • Памятные дни и ночи;

  • Новый год по ХиджреДень Ашура;

  • День рождения Пророка;

  • Ночь Рагаиб (Ночь Даров);

  • Ночь вознесения пророка Мухаммеда;

  • Ночь Бараат;

  • Ляйлят аль-кадр (Ночь Могущества, Предопределения);

  • День Арафат;

  • Дни ат-Ташрик;

  • Шиитские праздники и траурные дни.

Идейн

Идейн (араб. عيدين‎ [‘и́дайн]) — в переводе с арабского языка означает «два праздника». Под двумя праздниками мусульмане обычно понимают праздник разговения и праздник жертвоприношения, которые были установлены ещё при жизни пророка Мухаммеда.

Праздник разговения

Праздник разговения (Ид аль-Фитр, Ураза-байрам) — отмечается по завершении поста в Священный месяц Рамадан.

Праздник жертвоприношения

Праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-байрам) — отмечается на десятый день месяца Зуль-хиджа. Является кульминацией Хаджа. В этот день имеющие возможность режут жертвенное животное — барана, верблюда или корову, быка.

Памятные дни и ночи

Помимо двух праздников у мусульман есть особо почитаемые даты (дни и ночи), которые не отмечаются так же широко как праздник разговения и жертвоприношения, но в некоторых мусульманских странах их всё же отмечают.

7 Мухаррам — поход на Хайбар.

27 Сафар — ночь переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра).

  • 7 Раджаб — Хиджра в Эфиопию.

  • 1 Рамадан — начало поста в священный месяц Рамадан.

  • 17 Рамадан — битва при Бадре.

  • 21 Рамадан — капитуляция Мекки.

  • 9 Шавваль — битва при Ухуде.

  • 10 Шавваль — битва при Хунайне.

  • Шавваль — битва у рва.

  • 6 Зу ль-Када — договор при Худайбии.

Новый год по Хиджре

Наступление нового года по Хиджре. Первый день священного месяца Мухаррам. В большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в понимании других народов. В этот день в мечетях читают проповедь, посвящённую переселению (хиджре) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году — отправной точке мусульманского лунного календаря.

День Ашура

10-й день месяца Мухаррам — День Ашура. На этот день, согласно сборникам суннитских хадисов, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура.

У мусульман суннитов в этот день желателен пост (ураза), а у шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днём поминовения внука пророка Мухаммеда Хусейна (626—680 гг.), который в этот день пал смертью шахида (борца за веру).

День рождения Пророка

День рождения Пророка Мухаммеда (Маулид ан-Наби) — отмечается 12-го числа месяца Раби аль-авваль. Рождение Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно.

Ночь Рагаиб (Ночь Даров)

Лейлят аль-Рагаиб или Ночь Рагаиб (Ночь Даров) — не является официальной памятной датой, не включена в исламские календари, не отмечается ни в одной арабской стране. В некоторых странах по традиции отмечается в канун первой пятницы месяца Раджаб (6 Раджаба). Праздник посвящён памяти о дне бракосочетания родителей Пророка Мухаммеда — Абдуллы ибн Абд аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб, и его зачатия. Накануне этого дня мусульмане читают особые «молитвы даров» (салат ар-рагаиб). Обычно в этот день мусульмане собираются в мечетях, чтобы совершить коллективную молитву и выслушать проповедь имама, в которой имам рассказывает о значении этого события. О запретности празднования ночи Рагаиб говорили имамы ан-Навави, Нуруддин аль-Макдиси, Ибн Хаджар аль-Аскаляни и другие исламские богословы.

Ночь вознесения пророка Мухаммеда

Исра и Мирадж — праздник вознесения пророка на небеса. Это праздник в ознаменование чудесного путешествия (исра) пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесение (мирадж) к небесному престолу Аллаха. Это событие произошло 27 Раджаба 621 года и отмечается во многих мусульманских странах. Ночь 27 Раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка.

Ночь Бараат

Лейлят-аль-Бараа ليلة البراءة (ночь очищения) или ليلة البركة (благодатная ночь) — так называют ночь половины месяца Шаабан в календаре Хиджра ليلة النصف من شعبان (лейлат аль-нусеф мин шаабан). Памятная дата, которая отмечается в ночь с 14 на 15 Шаабана по Хиджре. Это ночь благосклонности Бога к молитвам верующих, освобождения, отпущения грехов, очищения. Барака в переводе с арабского بركة означает «благодать». В ночь Бараат мусульмане обычно проводят в бдении, читают Коран и молятся. У этой ночи ещё несколько названий, и все они равносильны ليلة الدعاء ночь молитв, ليلة الاجابة ночь ответа, ليلة القسمة ночь наделения (Бог уделяет каждому его долю), ليلة المباركة ночь благословения.

Ляйлят аль-кадр (Ночь Могущества, Предопределения)

В Священном для всех мусульман месяце Рамадан есть ночь Ляйлят уль-кадр (Ночь Могущества, Предопределения) — самая значимая ночь. Первые суры Священного Корана были ниспосланы пророку Мухаммеду именно в эту ночь. Точная дата этой ночи неизвестна, наиболее вероятным считаются последние дни месяца Рамадан, среди которых особенно выделяются нечётные дни, но многие богословы обращают внимание на ночь двадцать седьмого дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время.

День Арафат

День Арафат отмечается 9-го Зуль-Хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились Адам и Ева после изгнания из рая.

Дни ат-Ташрик

Дни Ат-Ташрик — продолжение Праздника жертвоприношения, 11, 12 и 13-е Зуль-Хиджа. Паломники совершающие хадж отправляются в долину Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и ночуют там.





Заключение

Уникальным материалом для анализа являются советские праздники и ритуалы. Благодаря повсеместной ритуализации (регламентации), уходящей своими корнями в культуру русской интеллигенции и русского крестьянства, советские массовые праздники изначально получили поддержку среди народа. Так, например, известно, что элементы религиозного крестного хода, проходившего в дореволюционной России в специально установленные дни (Пасха, Крещение Господне и др.) и в честь особо почитаемых святых и икон, были заимствованы советскими демонстрациями. А обряд крестин – частично трансформирован в обряд посвящения в пионеры. Более того, советские праздники до сих пор оказывают влияние на праздничную культуру и символическую политику в современной России.

Идеология может быть вербально оформлена в виде нарратива или мифа, который, являясь результатом идеологической и символической борьбы, призван сформировать представление, заставить верить в идею праздника. Ритуал, обряд или цере мония за счет повторяемости позволяют механически закрепить систему смыслов в коллективной «культурной памяти». Такая модель могла бы быть полезной при анализе современной политики, а также идеологического и символического содержания государственных праздников.















Список литературы

  1. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. – М.: Академический Проект, 2010. – 351 с.

  2. Бурдье П. О символической власти // Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр.; Отв. ред. перевода Н.А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. – С. 87–96.

  3. National day’s: Constructing and mobilizing national identity / Ed. by D. McCrone, G. McPherson. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2009. – 288 p.

  4. The invention of tradition / Ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. – Cambridge: Cambridge univ. press, 1983. – 320 p.

  5. Системные исследования культуры. Вып. 1. 2005 / под ред. В. С. Жид- кова. – СПб.: Алетейя, 2006.

  6. Системные исследования культуры. Вып. 2. 2008 / под ред. Г. В. Иван- ченко, В. С. Жидкова. – СПб.: Алетейя, 2009.

  7. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель. 2006.

  8. Дубенская Ю. Ю., Жидкова Т. В. Система и модель культуры // Си- стемные исследования культуры. Вып. 2. 2008 / под ред. Г. В. Иванченко и В. С. Жидкова. – СПб.: Алетейя, 2009. – С. 531–555.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!