СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Детство, опалённое войной" (Методическая разработка по родной (русской) литературе для 7 класса по рассказу А.Зеленина «Ленинградская игрушка»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке помещены рассказ А.Зеленина "Ленинградская игрушка" и материал из авторской рабочей тетради для анализа данного произведения учащимися 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«"Детство, опалённое войной" (Методическая разработка по родной (русской) литературе для 7 класса по рассказу А.Зеленина «Ленинградская игрушка»)»

А.Зеленин. Рассказ «Ленинградская игрушка».

Детство, опалённое войной.

Андрей Зеленин - детский писатель, драматург. «Сказки» (1993), пьеса-сказка «Кто в лесу хозяин» (1998), сборник рассказов «Корюшкин. Невыдуманные истории» (2005), экологическая повесть «Планета на ладошке, или Распустились, распоясались, разгильдяи!» (2008), повесть «Мамкин Василёк» (2011), «Про войну: рассказы, повесть» (2013), рассказы
«Родной мой Васька» (2014), сборник «И снова про войну» (2014).

1). Назовите главных героев рассказа: первоклашки, Мишка, учительница, эвакуированная девочка из 2-го класса, третьеклассники, эвакуированная девочка из 3-го класса, Никита, мальчишки, девчонки.

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2). Прочитайте информацию.

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. Норма хлеба была ничтожно малой: рабочие получали лишь по 250 г, а служащие, иждивенцы и дети  по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы, хвои, древесных опилок.


- Опираясь на данную информацию, подумайте, почему первоклассник Мишка постоянно плакал, когда говорили о хлебе.


__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3). Прочитайте эпизод «Урок во 2-ом классе» (от слов «Во втором классе учительница рассказывала…» до слов «…и ещё парашютисты…»). В чём состоит ужас ситуации? Почему?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

4). Лексическое значение слова. Личность – человек, имеющий свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.

- Кого можно назвать личностью? Приведите примеры из жизни.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

- Почему блокадник Никита в один момент стал «самой яркой личностью» в третьем классе?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

5). Что врезалось в память эвакуированных малышей – ленинградцев? Продолжите:

Первоклассник Мишка – голод, холод,___________________________________________

_________________________________________________________________________________

Девочка из Ленинграда, ученица 2 класса - бомбы, _______________________________

_________________________________________________________________________________

Третьеклассник Никита – пистолет, ___________________________________________

__________________________________________________________________________________

- Запишите вывод: какой след оставила война в душах детей-блокадников?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

6). Работа со словарём. Детство - ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

- Какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите это слово? Продолжите:

Детство - радость, игры, родители, … _______________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

- Каким должно быть детство? Допишите ещё 2 – 3 определения:

Детство радостное, беззаботное, … _______________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

- Как автор изображает детство в рассказе «Ленинградская игрушка»?

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

7). Проанализируйте «сильные позиции» рассказа.

Название. «Ленинградская игрушка».

Начало. «Блокадников привезли среди зимы — детей».

Золотое сечение. «К вечеру у третьеклассников тако-ой арсена-ал бы-ыл! Пистолет, револьвер, граната-лимонка, граната противотанковая!».

Конец. «И это были не игрушки — это были ленинградские дети: без рук, без ног, без глаз — и они плакали, и они кричали».

- Опираясь на «сильные позиции», сформулируйте и запишите основную мысль текста.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________

8). РР Перечитайте конец текста (от слов «В пять минут Никита куклу сделал…» до конца). Попытайтесь объяснить смысл финала рассказа: «…И это были не игрушки — это были ленинградские дети: без рук, без ног, без глаз — и они плакали, и они кричали».

Подсказка! Можете воспользоваться следующим материалом:

Вступление. Детство – это время для счастья и радости, а не для горя и смерти.

Тезис. Детство в рассказе А.Зеленина – это ужасы войны: голод, холод, бомбёжки, страх, слёзы, смерть.

Аргументы. Эвакуированные малыши помнят не сломанные игрушки, а искалеченных детей блокады, их боль и слёзы (+ примеры из текста)

Вывод. Автор написал страшный рассказ, чтобы люди не забывали ужасы войны.

- Опираясь на данные материалы, составьте связное рассуждение-объяснение смысла финала рассказа. При желании работу можно закончить так: «Ведь ещё древние говорили: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая».

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

9). Все произведения, написанные Андреем Сергеевичем, – не выдумка, об этом он когда-то слышал от очевидцев военных лет, ветеранов, прошедших через войну, тружеников тыла и представителей поколения, чьё детство было  растоптано войной. Автор пишет: «Меня часто спрашивают дети, почему я пишу страшные рассказы. Я отвечаю, что пишу для того, чтобы … » Попробуйте закончить фразу.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


10). Прочитайте стихотворение.

Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной. (А. Иоффе)

- Выпишите строки, которые наиболее ярко отражают идею стихотворения

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

- ИВС Как Вы понимаете метафору «мы просто дышали войной»?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

- Есть ли связь стихотворения и рассказа? В чём эта связь выражается?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

11). Работа со словарём. Исследователь этимологии русского языка М.Фасмер утверждает, что игра – производное от праславянского jьgra, jьgrati–«капризничать, шалить». От слова «игра» образовано слово «игрушка».

Игрушка - предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. (Большая советская энциклопедия)

- Прочитайте информацию:

С помощью игрушки передаѐтся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство. Она – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, потешная копилка народной памяти. Подлинная игрушка утверждает добро, определяет различение добра и зла, выступает зеркальным отражением самого человека.

- Какова роль игрушки в рассказе А.Зеленина?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

- В чём состоит символический смысл названия произведения?

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

12). ДЗ Напишите небольшое сочинение-рассуждение «О чём заставил задуматься рассказ Андрея Зеленина «Ленинградская игрушка»? (Объём работы: 5 – 7 предложений)

Текст рассказа.

А.Зеленин. «Ленинградская игрушка».

Блокадников привезли среди зимы — детей. Сколько-то оставили в городе, других разместили по ближайшим сёлам и деревням. Кто мог учиться, по возрасту подходил, тех сразу отправили в школу: чего время зря терять? Ну, запустили полгода, так не беда — догонят. А если не догонят, значит, два года в одном классе просидят — тоже не страшно. Война, она спишет…

Первый класс изучал Мишку целый урок. И перемену ещё не трогали. И ещё один урок с ног до маковки обсматривали. На второй перемене подошли:

— Слышь, ты, ленинградец! Ты чего такой — молчаливый?

Мишка вздохнул, опустил глаза.

На полу лежал сухарик. Не сухарик даже — обломыш, с ноготь размером. Может, с прошлого дня остался — полы с вечера никто не помыл, вот и остался. Никто не замечал, а Мишка — увидел. Увидел, вздохнул ещё раз и начал оседать. Не теряя сознание, нет! Просто медленно так встал на колени и поднял обломыш, и протянул его всем — на ладошке:

— Хлеб! — И заплакал.

На третьей перемене он плакал снова. Дали кашу, чай и кусок хлеба. Никто не отнимал, но Мишка заревел:

— Хлеб!

Из третьего класса подошла девчонка, тоже из эвакуированных:

— У него в Ленинграде вся семья от голода умерла. Он всегда, когда хлеб видит, плачет.

Первоклашки разошлись, пожимая плечами и перешёптываясь: да, и у них было голодно, но что б так…

На другой день удивлялись снова.

Во втором классе учительница рассказывала про природу. И спросила про осадки. Все знают, что осадки — это снег, дождь, град… Вернее, все думали, что все знают. И учительница тоже думала, что объяснять ничего не надо, и спросила — у девочки из Ленинграда:

— Что падает с неба?

И девочка ответила:

— Бомбы.

Все подумали, что она шутит, и засмеялись. А девочка не засмеялась — заплакала. Как Мишка-первоклассник.

— Тихо! — прикрикнула на класс учительница. И попросила девочку:

— Пожалуйста, не плачь. — И когда та успокоилась, задала другой вопрос, как бы наводящий: — А что ещё падает с неба?

И девочка, уже смелее, сказала:

— Падают снаряды!

— А что ещё? — растерялась учительница.

— Ещё мины и осколки, — отвечала девочка, — и ещё парашютисты…

Про снег, дождь, град она не смогла вспомнить…

В третьем классе самой яркой личностью в один момент стал Никита. Не потому, что у него был нож. Ножи у многих пацанов имелись — разные: настоящие и самодельные — острые! Для игры. Для — себя показать и другим пригрозить. Но Никита…

Сел Никита — после уроков — на крылечке, полешко из школьной поленницы взял и за полчаса такой пистолет вырезал! Как настоящий!

— Его чем-то чёрным покрасить, от настоящего не отличить, — сказал.

— А револьвер — можешь? — попросил кто-то.

— Могу, — согласился Никита. — Только немного дольше будет.

К вечеру у третьеклассников тако-ой арсена-ал бы-ыл! Пистолет, револьвер, граната-лимонка, граната противотанковая!

Мальчишки в очередь с заказами выстроились!

— А винтовку — сможешь?

— Смогу.

— Как настоящую?

— Как настоящую.

— Прямо, в самом деле, как настоящую?

— Как в самом деле.

— Что, настоящую видел?

— Видел.

— А пулемёт?

Девчонки не выдержали.

— Чего ты всё оружие да оружие? А куклу сможешь?

— Смогу.

И вот тут все ахнули!

В пять минут Никита куклу сделал — не то что девчонки, мальчишки даже руками развели: ну и игрушка!

Лицо у куклы — как у человека: нос, уши, волосы опять же. А дальше…

— А почему рот открыт?

— Кричит. Больно.

— А почему рука одна?

— Бомбой оторвало.

— А почему нога одна?

— На мину наступила.

— Да где ты такие игрушки видел?!

— В Ленинграде.

…И это были не игрушки — это были ленинградские дети: без рук, без ног, без глаз — и они плакали, и они кричали.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!