СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детский дизайн как способ развития творческих способностей у детей

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена теме развития творческих способностей у детей через дизайн.

Просмотр содержимого документа
«Детский дизайн как способ развития творческих способностей у детей»

УДК


ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

Е.Н. Иванова

Учитель ИЗО и технологии

НЧОУ гимназия «Росток»

[email protected]


Аннотация

Данная статья посвящена теме развития творческих способностей у детей через дизайн.

Что такое детский дизайн? Как с помощью него раскрыть творческий потенциал ребёнка? Как правильно организовать детскую дизайнерскую деятельность избегая стереотипов? И может ли ребёнок быть дизайнером в полном смысле этого слова? Цель работы найти ответы на все эти вопросы, ведь осведомлённость педагога по данной теме очень важна и является условием успешности приобщения детей к дизайнерской деятельности.

В статье так же раскрыты сущность и специфика дизайна как современного искусства. Обосновано значение и место дизайн-деятельности в образовании. Предложена педагогическая модель приобщения детей к дизайну. Сформулированы целевые ориентиры и задачи. Обозначен ведущий принцип проектирования содержания дизайн-деятельности в образовательной программе младших школьников.


Ключевые слова: детский дизайн, художественное воспитание, творческий потенциал, всестороннее развитие, плоскостной дизайн, объёмный дизайн, пространственный дизайн.


Дитя требует деятельности беспрестанно

и утомляется не деятельностью,

а её однообразием и односторонностью.

(Константин Дмитриевич Ушинский)

Ребёнок в будущем должен стать созидателем, обладать развитым чувством красоты и активным творческим началом.

В настоящее время, в связи с введением новых Федеральных государственных требований и разработкой соответствующих им программ, актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало.

Реализация данного направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Введение дизайнерской деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими возможностями детей, а также концепцией образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребёнка.

Художественное воспитание — это не только подготовка музыкантов, художников и дизайнеров, а раскрытие творческого потенциала ребёнка, развитие эмоциональной сферы и воспитание чувств, что является основой любого вида творческой активности. Педагог, в данном случае, выступает «проводником» между искусством и ребёнком, он помогает воспитаннику различными техническими средствами выразить себя в разных направлениях искусства и найти свой стиль.

В процессе дизайн – деятельности углубляются представления об окружающем мире, осмысливаются качества предметов, запоминаются их характерные черты, дети овладевают изобразительными умениями и навыками, учатся осознанно их использовать. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребёнка, без нажима со стороны взрослого, основанного на его самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, без запретов и категоричных обращений, с использованием только гуманных методов и приёмов.

Рассматривая данную тему, сталкиваешься с проблемой малого количества современной практической и методической литературы по данному вопросу. Хотя теоретическое обоснование этой проблемы уже давно рассмотрено в работах известных отечественных учёных – Пантелеева Г.Н., Лыковой И.А.

Они представляют детский дизайн новой художественно-продуктивной деятельностью, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона, и учит необычному взгляду на обычные вещи. Главное в этом деле – фантазия, нестандартность мышления, воображение, умение сочетать форму и цвет.

В данном направление происходит слияние различных видов художественной деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование и художественный труд с использованием различных материалов и техник.

Г.Н. Пантелеев выделяет два понятия – «детский дизайн» и «дизайн для детей», и указывает на то, что в совокупности два этих понятия отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребёнка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме.

Георгий Николаевич определил три типа дизайна:

-плоскостной (аппликативно-графический);

-объёмный (предметно-декоративный);

-пространственный (архитектурно-художественный).

Знакомство с ними строится «от простого к сложному», то есть каждый возрастной этап — это знакомство с новым типом дизайна, который включает такие направления как:

-дизайн одежды – предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам и младшим школьникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья;

-«аранжировка» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера;

-декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, интерьеров помещений.

На практике детская продукция, полученная в результате их творческой деятельности, складывается в папки и коробки, но необходимо, чтобы они в дальнейшем становились востребованными объектами детского дизайна, которые могут сразу использоваться в быту и в играх. Таким образом, мы активно вводим искусство дизайна в их жизнь.

Самое сложное в обучении – найти путь к ребёнку, вовлечь его, понять, чем он интересуется. И через призму его предпочтений нужно построить путь к дизайну. Маленькие дети лучше воспринимают игровые упражнения, подростки – примеры из жизни. Но игры нельзя исключать даже у самых взрослых, потому что они помогают ребятам расслабиться и выйти за рамки.

Задачи обучения:

  1. Научить ребёнка видеть красоту и добро в окружающем мире.

  2. Научить ребёнка новым технологиям и видам художественной деятельности.

  3. Научить использовать в работе различные материалы, самостоятельно их подбирать для получения желаемого результата.

  4. Развивать активность речи через творческую деятельность. Дети учатся объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы.

  5. Развивать у детей свободное творчество и учить работать в творческом взаимодействии со взрослым или коллективом.

  6. Воспитать эмоциональное и осознанное отношение к искусству. Воспитать человека пытливого, умеющего творчески, конструктивно подходить к решению жизненных задач.

Сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Всё это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет её сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Главное дать возможность каждому ребёнку самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого созидания, так как в детском возрасте художественные замыслы устойчивы, и ребёнок может примерить на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер».

В процессе обучения дети начинают внимательнее относиться друг к другу. Если кто-то отстаёт, остальные с удовольствием ему помогают. Иногда стоит специально пересаживать учеников, чтобы они получили опыт коммуникаций с разными людьми. Создавая такие ситуации, дети учатся анализировать работу других.

Основная идея творческой работы с детьми – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребёнка, помощь в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

Изучив всю информацию можно сказать, что детский дизайн стал невероятно актуален, изучение его только начинается, возможно, на подходе уже несколько серьёзных трудов по данному вопросу. Но сейчас список литературы невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому опыту уже необходимо использовать дизайн для детей в педагогической деятельности. Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги: Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, А.С. Каргин, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачёв, О.И. Мотков, В.А. Разумный и другие. Все они подчёркивали, что творчеству детей можно и нужно учить. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать её, так как это очень важно для всестороннего развития ребёнка.

Необходимые условия для развития детского дизайна:

  1. Развитие творческих способностей и воображения.

  2. Отсутствие шаблонности, поощрение творческих проявлений.

  3. Использование нетрадиционных техник в продуктивных видах деятельности.

  4. Знакомство с нетрадиционными материалами и их свойствами.

  5. Знакомство с профессией дизайнера. Посещение музеев, выставок.

  6. Использование и развитие разнообразных видов и направлений дизайна.

  7. Оформление и использование детских работ в играх, быту и интерьере.

  8. Творческая личность педагога.

  9. Родители, помогающие становлению своего ребёнка как творческой личности.

Введение детского дизайна в жизнь детей необходимо. Необходимо искать новые формы работы по данному направлению, так как всё это является основой деятельной и саморазвивающейся, творческой личности.

Литература:

  1. Д.Б. Богоявленская. «Пути к творчеству», М., 1981г.

  2. В.Л. Глазычев «Дизайн как он есть» - М.: Европа, 2006г.

  3. Дизайн и дети: Методические рекомендации. //Авт.-сост. Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.

  4. И.А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа». Издательство «Цветной мир». 2012г.

  5. Г.Н. Пантелеев. «Детский дизайн». – М.: КАОАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006г.

  6. Н. Яковлева. «Проектирование как педагогический феномен». // Педагогика. – 2002г.

  7. А. Ярыгина. «Графический дизайн». / А. Ярыгина. // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. / Ред. В.М. Кузина. – 2005г.

  8. А. Ярыгина. «Дети и дизайн». // Дошкольное воспитание. – 2006г.

ЗАЯВКА



На участие в Х Всероссийской научно-практической конференции

«ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ», посвященная 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского,



Фамилия имя отчество (полностью)

Иванова Екатерина Николаевна

Место работы (полное наименование организации без сокращений)

Негосударственное частное общеобразовательное учреждение гимназия «Росток»

Должность

Учитель ИЗО и технологии

Ученая степень

нет

Звание

нет

Контактная информация (телефон)

8-967-311-61-93

Электронный адрес

[email protected]

Тема статьи

Детский дизайн как способ развития творческих способностей у детей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!