СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детские песни П.И.Чайковсого и воспитание чувств

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое,  расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов  между песнями образуются ассоциативные связи.

Просмотр содержимого документа
«Детские песни П.И.Чайковсого и воспитание чувств»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств №8







Методический доклад

преподавателя хорового отделения

Казюхановой Галины Владимировны





«Детские песни» П.И.Чайковского и воспитание чувств








г.Ульяновск, 2023



Почти 130 лет прошло со времени создания П.И. Чайковским не совсем обычного для него цикла – «16 песен для детей» оp. 54. Цикл похож на своего рода интермеццо, разрядку в творчестве Чайковского. Это как бы уход в созерцательность, в мир детской ласки, ненавязчивой, лёгкой поучительности. Б. Асафьев включает «16 песен для детей» в своеобразную триаду, ставя этот цикл между «Детским альбомом» и балетом «Щелкунчик».

1883 год был у Чайковского очень бурным. Он начался пребыванием за границей — в Париже и Берлине. Там композитору пришлось срочно работать сразу над двумя произведениями, приуроченными к Коронации Александра III — кантатой «Москва» и маршем. 15 мая он приехал в Петербург. Здесь для тех же празднеств нужно было срочно переработать хор «Славься» из «Жизни за царя» Глинки, после чего Чайковский принялся за окончание оперы «Мазепа». Это было уже на даче под Москвой, в деревне Подушкино. В сентябре он, наконец, поехал к любимой сестре Александре Ильиничне в ее украинское имение Каменку, где всегда отдыхал душой.

Из 16 песен для детей (опус 54) 15 сочинялись Чайковским именно здесь между 16 октября и 3 ноября 1883 года. 25 октября он сообщал Н. Ф. фон Мекк, своей меценатке, с которой велась регулярная переписка: «Я пишу теперь сборник детских песен, о коем уже давно помышлял. Работа эта очень увлекает меня, и кажется, что песенки эти выходят удачно». В.Письме к брату М.И.Чайковскому он пишет: «Я принялся за сочинение детских песенок и пишу аккуратно по одной в день. Но это работа легкая и очень приятная, ибо я взял текстом «Подснежник» Плещеева, где много прелестных вещиц». Чайковский к тому времени уже был автором "Детского альбома" для фортепиано (ор.39, 1878).

В сборник композитор включил написанную ранее (в начале января 1881 года) «Детскую песенку» («Мой Лизочек») на стихи Константина Сергеевича Аксакова (1817—1860), сына известного русского писателя, автора сказки «Аленький цветочек», «Семейной хроники», «Детских годов Багрова-внука».

В отличие от «Детского альбома», «Детские песни» предназначены не для исполнения, а для слушания детьми. Возможно, именно этим объясняются те черты наставничества, назидательности, которые присутствуют в текстах, выбранных Чайковским.

Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сюжетных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. Простой перечень этих мотивов ясно обрисовывает концепцию «Детских песне», в основе которой – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни – несущее надежду, звонкоголосое, расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов между песнями образуются ассоциативные связи.

Например, мотив Сада впервые появляется в песне «Мой садик» и раскрывается как реальная картина природы. В «Легенде» тот же мотив трактован символически и служит раскрытию темы страданий Христа. И, наконец, в «Весенней песне» мотив получает двойное - и прямое, и символическое – толкование. Композитор через картину цветущего сада передает состояние благоговейного восторга перед красотой божественного творения. «Легенда» получила большое распространение не только как песня, но и как хор в переложении самого Чайковского и Танеева.

«Бабушка и внучек». Нравоучительность, наставление, трогательно-прямолинейный пример... Умеренный темп, умеренная динамика, спокойная, с небольшим оживлением в средней части, фактура фортепианного сопровождения, - всё точно рисует идиллическую домашнюю картинку. И предельно непритязательная вокальная миниатюра со временем превращается из песни для детей в маленький рассказ о чертах ребячьего восприятия жизни в конце ХIХ столетия.

Много песен связано с темой страдания. Можно ли с детства учить страдать и сострадать? – И можно, и необходимо. Страдание – состояние не однозначно-субъективное: ощутив страдание – сумеешь оценить радость; научившись СОстраданию - получишь шанс познать самое трудное – способность любить другого человека.

Символом страдания в православной культуре был Иисус Христос, и, естественно, Чайковский не мог совершенно пройти мимо его образа. Христу посвящена одна из самых драматических песен цикла – «Легенда» (№5).

После эмоционального знакомства с незамысловатой «Птичкой», сентиментальным «Зимним вечером», балладно-суровой «Легендой» в сознании детей, может быть,  перекинется мостик  к таким  вершинам трагедийности,  как «Трепак», «Светик Савишна» М. Мусоргского,  «Я ли в поле да не травушка была» П. Чайковского, «Христос воскрес» С. Рахманинова.

Две «Весны» - №3 («Травка зеленеет…») и №9 («Уж тает снег…») – полны всеобъемлющего чувства обновления, как в природе, так и в человеческой душе. Может быть, детям эти романсы впервые дадут почувствовать доброту и прелесть весеннего тепла и станут первым шагом к переживанию общения с природой, к умению захлебнуться весенним солнцем, к бурному ликующему чувству рахманиновских «Весенних вод», романса «День ли царит» Чайковского или упоения романса «То было раннею весной», а позже – ступенью к безграничному благородству музыки С. Рахманинова…

Песни  «Мой садик» (№4), «На берегу» (№6), «Колыбельная песнь в бурю» (№10), «Зима» (№12), «Весенняя песня» (№13) по «сюжету» являются бытовыми зарисовками. Однако насколько богаты и разнообразны эти предельно ясные по песни! Самая простая из них – «На берегу», написанная в куплетной форме. Она рисует встречу рыбака его семьёй и поражает безусловной эмоциональной искренностью. В «Зиме» как бы  реально ощутима искристость и свежесть первого снега, предощущение рождественских подарков, долгожданного запаха рождественской ёлки. Песня «Мой садик» проста, изящна и полна достоинства; в ней есть и изобразительные детали.

Две другие из этих песен гораздо сложнее по эмоциональному содержанию. Музыка «Колыбельной песни в бурю» отнюдь не похожа на идиллическую колыбельную, которую вроде бы должна петь мать у постели ребёнка. Но это и не изображение бури, как это может показаться по внешнему мрачному колориту. Скорее здесь тоже, как и в «Вёснах», проводится параллель между природой и ощущениями человека.

«Весеннюю песню» же можно назвать пантеистическим пейзажем. Здесь так же, как и в песне «Мой садик» «герой» выходит в сад, но это вызывает в нём не умиление простотой, не идиллическое восхищение, а прилив восхищения величием мира

Яркая, остроумная «Кукушка» (№8) - песня-спектакль, песня-басня! «Осень» (№14): грусть – тихая, беспредельная, без проблесков надежды на тепло, весеннего света нет даже как воспоминания.

Эта грусть ведёт прямо к постижению «Осенней песни» - пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» - пьесы-вздоха, пьесы-рассказа о Печали… Чувство трудное, требующее, пожалуй, не столько обязательности  совсем не детского опыта жизни, сколько непосредственности восприятия. Мне известен случай, когда на уроке в подготовительном  классе музыкальной  студии ученик  расплакался, слушая «Осень» в исполнении педагога. Значит, адрес цикла всё-таки точен, и Чайковский не ошибался, доверяя маленькому слушателю «взрослые» переживания!

Песня «Цветок» (№11) чем-то напоминает те, в которых противопоставляется жизнь счастливых и несчастных детей, или другие песни с социальными проблемами; но здесь это противостояние дано в аллегорической, а потому более обобщённой форме. Первая половина номера – зарисовка счастливой жизни цветов в поле. Музыка здесь лёгкая, идиллическая; это вальсообразно-спокойный рассказ, тихая радость и умиротворение.

Вторая половина – о единственном «бледном» цветке, цветущим за решёткой. Восходящие секвенции нарушают идиллию, нагнетая беспокойство, и приводят к эпизоду A-dur, который можно назвать драматическим монологом (со слов «Нет! – отвечал он…»). Цветок отказывается покинуть тюрьму, считая своим долгом утешать узников и страдающих. Динамизированная драматическая реприза сменяется нежной лирической кодой – напоминанием узникам о вольной жизни. Эта песня, в силу её «сказочного» характера, служит уроком благородства для детей, пожалуй, ещё больше, чем песни социального плана.

Наконец, «Детская песенка» («Мой Лизочек», №16) – песня, написанная намного раньше всех остальных песен цикла, но замечательно вписавшаяся в их ряд. Какая добрая улыбка – будто ласка заботливой руки.

Воспитание чувств – задача не просто благородная, но очень ответственная. Мы получаем в руки богатство, если такую задачу берётся решать гений. Наша задача – плавно и грамотно распорядиться наследием, органично вписав его для наших детей в картину современного мира.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!