СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детские голоса и их характеристики

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.     Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.

Просмотр содержимого документа
«Детские голоса и их характеристики»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств №8









Методический доклад

«Детские голоса и их характеристика»



Автор: преподаватель теоретико-хорового отделения

Казюханова Галина Владимировна



















г. Ульяновск, 2023 г.

Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребенка, музыкальной среды.

Учащиеся 6—7 лет. К началу обучения в музыкальной школе у ребенка в 6-7-летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой легкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, еще в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остается небольшая щель во всю их длину.

У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным. Этому же способствует рациональное и физиологически оправданное пев­ческое воспитание. Недаром в среде хормейстеров, работающих с детьми, все чаще и чаще употребляется понятие «приобщение к хоровой культуре», что верно отражает существо учебно-воспитательной задачи, стоящей перед руководителем детского хора.

Рабочий диапазон голоса детей 6-7 лет сравнительно невелик и колеблется между ре первой и ре второй октавы. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории.

Вместе с тем известен опыт работы, когда руководитель специально разрабатывает крайние звуки певческого диапазона младших школьников, всемерно развивая у них голосовую мышцу (Ф. Лысек, Г. Перелыптейнас). В опытных руках подобная работа приносит вполне положительные результаты.

Учащиеся 9—11 лет. Переход на эту стадию развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого неба, надгортанные полости). Идет интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. У альтов и вторых сопрано при пении включается в работу средняя часть голосовых связок, звук становится глубже, сочнее, приобретает смешанный (микстовый) характер. В этот возрастной период у ребенка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Однако в принципе этим не следует увлекаться, ибо именно в возрасте 10-11 лет существует опасность перетрудить самую развитую часть голосовых связок - ее середину. В результате у школьников наблюдается появление певческих «узелков», неровностей на краях связок.

Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между си малой и дo-pe второй октавы.

Учащиеся 12—13 лет. Это - младшие подростки, в подавляющем большинстве обладающие более или менее сформировавшейся голосовой мышцей, что создает для руководителя хора дополнительные возможности в исполнительской деятельности.

Вместе с тем и в этот период в голосе ребенка при пении -преобладает включение в основном краев связок, что требует мягкой атаки звука, ненапряженного, негромкого звучания.

Развитие голоса на данной возрастной стадии становления проходит

скачкообразно. И это естественно, так как в рассматриваемый период приближается время «глобальных» возрастных изменений в голосе - мутации.

Перечислим признаки наступающей мутации: появление нестойкой хрипоты, сипоты, покраснение голосовых связок, обнаруживающееся при фониатрическом осмотре, желание откашляться. По наблюдениям специалистов, у девочек отмечается рост гортани в ширину, несмыкание связок, усталость голоса, тусклый звук. У мальчиков-подростков весьма заметна диспропорция в развитии отдельных частей организма. Фониатрические осмотры поющих детей, проведенные в лаборатории Научно- исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР доктором Е. Алмазовым, показали, что дисгармонично происходит и рост отдельных частей голосового аппарата подростков. К примеру, голосовые связки у мальчиков могут, увеличившись в длину, остаться прежними по ширине, так как гортань растет больше в продольном направлении, нежели в поперечном, рост гортанных полостей от­стает от роста гортани, бывает, что надгортанник у подростка (юноши) остается детским. И потому происходит дискоординация в совместной работе частей голосообразующего аппарата.

Диапазон голоса в этот период охватывает зону от до первой до ми (фа) второй октавы.

Следует отметить еще одну существенную черту этого возраста. Неравномерность становления физиологических систем

организма обусловливает иногда ухудшение самочувствия, & иногда даже внезапную потерю сознания.

Как и на более ранних этапах певческого и возрастного развития детей, основой певческих требований в эго время остается высокое (головное) резонирование при умеренной силе звуке. Если в ходе хоровых занятий с младшими подростками не соблюдать голосовой режим, у них может возникнуть «ложнотовое» звучание, что чаще всего приводит к потере легкой

свободы звука.

Учащиеся 13—16 лет. Это - старший подростковый возраст, анной возрастной зоне физическое развитие организма продает протекать весьма неравномерно. У одних перестройка исходит быстрее, у других - медленнее. Весьма индивидуально протекает и мутация.

Такая неравномерность в развитии подростков создает для хормейстера определенные трудности, которые заключаются в необходимости использовать все имеющиеся педагогические средства для индивидуального учета голосовых изменений хостов. Поэтому хормейстер обязан знать индивидуальные газовые особенности каждого из участников хора, своевременно советовать подростку воздерживаться от пения или петь в щадящем режиме - не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в зоне forte, особо бережно относиться к своему голосу.

В рассматриваемый возрастной период мутация наступает и у девочек. Н.Д.Орлова пишет: «Вопрос о том, есть ли мутация у девочек, решается утвердительно... Слабая выраженность мутационных изменений в растущем голосовом аппарате у девочек (плавно проходящая мутация) не может служить для учителя поводом к игнорированию этих изменений при обуче­нии пению.

Кроме того, период мутации нельзя рассматривать узко, как только перемену голоса вследствие роста голосового аппарата в период созревания. Это широкое понятие роста детского организма, со всем комплексом происходящих в нем изменений влияющих на голос, наиболее интенсивно проявляющихся в период формирования пола».

Голоса мальчиков постепенно становятся мужскими, а голоса девочек - женскими. Мутация человеческого голоса проходит три стадии.

На первой стадии голос несколько понижается, одновременно уменьшается его рабочий диапазон. Звук делается хриплым, грубоватым. Вместо хорошо звучащих «верхов» лучше начинают проявляться звуки нижнего отрезка диапазона.

Вторая стадия характеризуется своеобразным «переломом» в голосе: звукоизвлечение при этом дается со значительным трудом, голос теряет послушность, гибкость. Не случайно дореволюционный методист-хоровик А.Никольский как-то назвал процесс мутации «линькой голоса».

Иногда даже опытный певец-подросток с трудом начинает справляться со своим «новым» голосом, казалось бы, всегда послушным и гибким.

Третья стадия развития голоса начинается с того момента, когд;а новое его звучание только что установилось. Поющие юноши и девушки приучаются использовать его возможности в пении и речи. При этом явные изменения в голосах юношей (понижение на октаву) заставляют руководителя уделять им особое внимание. Голоса же девушек, которые почти не меняются по высоте, иногда не так тщательно «отслеживаются» руководителем. Девушки несут в хоре старшеклассников большую певческую нагрузку, и это подчас негативно сказывается на развитии и охране их голоса. Об этом не следует забывать.

Диапазоны голосов в этот период весьма индивидуальны, и можно наметить лишь их примерные границы. Сопрано первые: до первой - соль второй октавы; сопрано вторые: ля малой -ми второй октавы; юношеские голоса (по Д.Л.Локшину) - теноры: до малой - ми первой октавы; басы: си большой - до первой октавы.

Учащиеся 16-17 лет. Их голоса уже обладают элементами взрослого звучания. В пении выявляются индивидуальные тембровые особенности, своеобразие певческой манеры. При щадящем и рациональном певческом режиме пения в предмутационный и мутационный период голоса юношей и девушек развиваются плавно, постепенно, умения и навыки владения «взрослым» голосом приобретаются быстрее, становятся прочными. В этот период появляются большие возможности в использовании грудного резонирования. Это насыщает звучание «голоса, делает его полнее, ярче.

В заключение заметим, что у юношей и девушек 16-17 лет по сути еще нет взрослого голоса. Исследования показывают, что сила мышц в этом возрасте лишь начинает приближаться к норме взрослого. Это еще и еще раз обязывает руководителя учитывать специфику юношеских голосов и не требовать от ' певцов чрезмерных усилий.

Таковы особенности детских, подростковых и юношеских голосов в их возрастной динамике.



Список литературы

1.Бочев Б. Эмоционально и выразительное пение в детском хоре// Развитие детского голоса. - М., 1963

2. Алиев Ю.Б Настольная книга школьного учителя- музыканта - М.2000

3. Овчинникова Т. Воспитание детского певческого голоса в хоре//

4. Детский голос. Экспериментальное исследование/ под ред. В.Н Шацкой, - М., - 1970.

5.Яковлева А.О. О физиологических основах формирования певческого голоса// Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь учителя пения. - Л.,1997




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!