"Дети и война".
Цель: Расширить круг знаний учеников о Великой отечественной войне, которые не нашли отражение в учебных программах.
Учебно-воспитательные задачи: Формирование у ребят активной жизненной позиции, чувства патриотизма. Развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработка умений самостоятельной работы с различными информационными источниками, эстетическое воспитание учащихся.
Учитель: Лето 1941 года началось замечательно. Лето обещало свои радости.
«Слушайте все – начинается лето!» –
Первые горны пропели про это!
Первые тапочки, кеды, ботинки
Снова топочут по каждой травинке…
В. Орлов
– Середина июня. 22 июня 1941 г...
Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, да друзья.
Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью!
Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что сегодня этому трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости.
Ученик 2:
Тот же двор, та же дверь,
те же стены,
Так же дети бегут гуртом…
И припомнила: хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
Когда началась, война и фашисты приблизились к Санкт – Петербургу для подпольной работы в тылу врага была оставлена учительница средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих учеников и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смелая, любознательная шестиклассница. Юная связная приносила от партизан задания старшим товарищам, разбрасывала листовки по поселку. Фашисты выследили и схватили юную подпольщицу. Два месяца ее пытали в Гестапо. Ничего не сказала врагу девочка, никого не выдала. Галю расстреляли на рассвете.Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.
Учитель:
– Марат Казей)
Война... Фашисты подошли к деревне, где жил Марат с мамой. Осенью мальчику не пришлось идти в школу в пятый класс. Враг лютовал. За связь с партизанами была повешена мать Марата. Гневом и ненавистью к врагу переполнилось сердце мальчика. Марату было 12 лет, когда он стал разведчиком в партизанском отряде. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона. А когда осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их…и себя.За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
Учитель: Двенадцатилетние подростки вели себя как взрослые, они очень серьезны, даже немного суровы, выполняли трудные задания наравне с опытными военными, разведчиками которых готовили в специальных разведывательных школах. А часто лучше взрослых ребята выполняли боевые задания.Что же сделало мальчишек и девчонок такими? Смерть близких, пережитое?
Нет, не мальчики умирали на войне – гибли юные телом, зрелые умом. (слайд 10) Они не боялись смерти. Конечно, никто не хотел умирать, но все понимали долг. Ребята умирали. Успев узнать одно из главных человеческих чувств – ощущение долга перед другими людьми.
Ученик 1:
Не преклоню колен, палач, перед
тобою,
Хотя я узник твой, я раб
в тюрьме твоей.
Придет мой час – умру. Но знай:
умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне,
злодей!
Увы, не тысячу. А только сто в
сраженье
Я уничтожить смог подобных
палачей.
За это, возвратясь, я попрошу
прощенья,
Колена преклонив, у Родины моей.
М. Джалиль «Палачу»
Учитель: Почти невозможно рассматривать фотографии казненной и брошенной на снег Зои Космодемьянской, ученицей 10 класса она добровольно ушла в партизанский отряд. При выполнении очередного задания она была захвачена. Ее пытали, выводили на мороз босиком, а на утро казнили перед всей деревней. Перед смертью она крикнула:
«Победа будет за нами!»
Война шла.… Разве могли фашисты предполагать, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные мальчишки и девчонки. Витя Черевичкин ему было 13 лет, когда он погиб защищая свой дом в городе Ростов-на-Дону. Он погиб с голубем в руке,
Русский писатель Федор Михайлович Достоевский однажды сказал: «Невозможно искупить вины за единую слезинку умученного ребенка».
Учитель: А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью. (О ленинградской блокаде рассказала в своей книге «Дневные звезды» Ольга Берггольц:
Учитель: Как Таня Савичева.
Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания:
«Мама умерла 13 мая в 7ч. 30 мин. Утра 1942 года.… Если просто хочешь, есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – все, что у тебя есть. Голодает. Сперва голодает, потом умирает...» Савичевы умерли один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой, но жила. Потом… «Савичевы умерли все».
Ученик 3:
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
– Сменяй на платье, – говорит, –
менять не хочешь – дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам…
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило – привести
Ее к себе, шепнув угрюмо:
– На, съешь кусочек, съешь, … прости!
Мне для живых не жаль – не думай»
Итог: Учащиеся создали стенгазету посвященную Детям Великой Отечественной Войны.