СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети, опаленные войной

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памяти юных, мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается день 8 февраля. На хрупкие плечи мальчиков и девочек легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Но не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Просмотр содержимого документа
«Дети, опаленные войной»

Сценарий

мероприятия, посвященного дню юного антифашиста

«Дети, опаленные войной».



Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края, познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны; воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, сострадание к людям.



Ход мероприятия:


Чтец: 

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас?

Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно. 


Ведущий 1: Памяти юных, мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается день 8 февраля.

На хрупкие плечи мальчиков и девочек легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Но не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.


Ведущий 2: В феврале во всем мире отмечают два, связанных с детьми и подростками: День памяти юного героя-антифашиста и Международный день детей-солдат.


Ведущий 1: 8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста. Этот день был утвержден очередной Ассамблеей ООН в 1964 году, в честь погибших парней: на антифашистском митинге в 1962 г. пятнадцатилетнего парижанина Даниэля Фери и иракского борца против насилия в своей стране Фадыла Джамаля, который скончался от пыток в одной из тюрем Багдада в 1963 году. Оба мальчика погибли 8 февраля с разницей в один год.



Ведущий 2: Несмотря на то, что Вторая Мировая Война, унесшая десятки миллионов жизней по всему миру, отгремела семнадцать лет назад, Франция 1962 года не могла называться спокойной страной. На территории государства действовала OAS - Секретная вооруженная организация. По сути, партия являлась профашистской и была известна в Париже давно, хотя активных действий на её счет не предпринималось. По крайней мере до того момента, как OAS открыто не выступила в поддержку кровопролитной войны в Алжире.


Ведущий 1: Если страсти во всей Европе практически утихли, то в Париже того времени продолжали стрелять на улицах в "неугодных". Кровь проливалась на "мирных" улицах города, а фашисты практически открыто пропагандировали идеи уничтожения других наций, устраивали жестокие драки с иностранцами, проживающими во Франции.


Ведущий 2: Простые рабочие, представители антифашистских и коммунистических организаций Франции 8 февраля 1962 года вышли на улицы Парижа. Демонстрация развернулась не столько против OAS, сколько из-за продолжавшейся войны во французской колонии, во время которой алжирцы, проживающие во Франции, уже устраивали протесты неоднократно.


Ведущий 1: Среди демонстрантов был и Даниэль Фери - пятнадцатилетний комсомолец, член французской коммунистической партии. Мальчик не просто числился в рядах организации, но и предпринимал активные действия не только в смысле продвижения идеи коммунизма в массы, но и в борьбе с фашизмом. И, конечно же, 8 февраля Даниэль не мог пропустить масштабные демонстрации, отправившись протестовать со старшими товарищами по партии.


Ведущий 2: Даниэль был одним из тех, кто шел в первых рядах демонстрации. Флаги пестрили надписями "Долой OAS", "Хватит воевать!", "Мир Алжиру" и другими антифашистскими лозунгами и фразами, призывающими к миру. Из-за гула многотысячной толпы Даниэль не услышал выстрелов и просто не успел уйти из-под обстрела. Один из представителей OAS, настроенных особо агрессивно, выпустил в демонстрантов всю обойму, и одна из пуль задела юного Фери. Мальчик, боровшийся за мир в таком юном возрасте, так и не успел увидеть конец войны и OAS.


Ведущий 1: Ровно год спустя в другой стране, Ираке, в застенках багдадской тюрьмы от нечеловеческих пыток умер ровесник Даниэля Фадыл Джамаль, сын иракского коммуниста, член антифашистского движения, выступающего против антидемократической политики монархического режима в Ираке, единомышленник своего отца, борец за коммунистические идеи. Мальчик отказался выдать реакционным властям имена и адреса товарищей своего отца и был замучен до смерти. Джамаль умер, ни сказав, ни слова!




Ведущий 2: А 8 февраля 1964 года в Москве прошло заседание клуба Интернациональной Дружбы Дворца пионеров. Это было необычное заседание, москвичи собрались, чтобы почтить память Даниэля Фери и Фадыла Джамала. Юные интернационалисты Москвы написали обращение к пионерам Советского Союза, к детям трудящихся всех стран:  

«Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днём памяти юных героев – наших сверстников. Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, ещё теснее сомкнут свои ряды, ещё крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всём земном шаре!»

С этого момента 8 февраля считается Днем Юного Антифашиста.


Ведущий 1: Московская школьница Наташа Филиппова написала стихи, посвящённые памяти Даниэля Фери.


Чтец:

Я никогда не была в Париже,

Ни в этот день, ни раньше,      

Но я сегодня так ясно вижу

Его бульвары, мосты и башни.

Молчалив и суров Париж!

Плачут безлюдные улицы,

Роняя тяжёлые капли с крыш,

От боли дома сутулятся.

Цветы и снова цветы,

Чёрные ленты горя,

Франция, это сегодня ты

Провожаешь своих героев.

По виллам, дворцам расползается страх.

Как перед боем, тревожная тишь,

Вдруг, как набат –

Миллионный шаг –

Это идёт рабочий Париж.

Кровью спаянные ряды,

Всё ниже каштаны склоняются,

Франция, их не забудешь ты –

Кровь с мостовой не смывается.

Пусть она вечно алеет

В розах родной земли,

Чтоб дети твои в аллеях

Спокойно играть могли…


Чтец: 

Янтарные рассветы и закаты,

И свежесть леса, и речная гладь.

Чтоб радовались этому ребята,

Отцы и деды, бывшие солдаты,

Умели за Отчизну постоять.

И в восемнадцатом,

И в сорок первом

Шли в бой они,

А рядышком порой

Шагал парнишка,

Сверстник наш, наверно,

Ещё мальчишка,

Но уже герой.


Ведущий 2: Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея «Бюффон»: Жан Мари Аргус, Пьер Бенуа, Жан Бодрее, Пьер Грела, Люсьен Легро, не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.

Ведущий 1: В этот же день были расстреляны украинские герои-молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко в захваченном фашистами Краснодоне. Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.


Ведущий 2: Мальчишки и девчонки разных стран, всюду, где шла борьба за свободу, за мир, были рядом со взрослыми. Они служили связными, разведчиками, распространяли газеты, писали и расклеивали листовки, участвовали в демонстрациях, а когда нужно – брали в руки оружие, и сражались наравне со старшими. Многие из них погибали – от вражеских пуль или в застенках. Но количество юных героев, сражавшихся с фашизмом во время Великой Отечественной войны Советского Союза беспрецедентно.


Ведущий 1: С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие десятки тысяч несовершеннолетних детей. «Сыновья полка», пионеры – деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов – их посмертно признавали героями. Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начинали действовать с первых дней оккупации.


Ведущий 2: Рисковали они смертельно, наравне со взрослыми терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать свою Родину. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам. Дети совершали такие поступки, о каких взрослым страшно было подумать.


Ведущий 2: Юные герои Великой Отечественной войны – сколько их было? Если считать героем каждого мальчишку и каждую девчонку, которых судьба привела на войну и сделала солдатами, матросами или партизанами, то – десятки, если не сотни тысяч. По официальным данным Центрального архива Министерства обороны России в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. При этом понятно, что далеко не каждый командир подразделения, рискнувший взять на воспитание сына полка, находил в себе смелость заявить о воспитаннике по команде.


Ведущий 1: Понять, как старались скрыть возраст маленьких бойцов их отцы-командиры, которые и в самом деле многим были вместо отцов, можно по неразберихе в наградных документах. На пожелтевших архивных листках у большинства несовершеннолетних военнослужащих указан явно завышенный возраст. Реальный выяснялся гораздо позже, через десять, а то и через сорок лет.


Ведущий 2: А ведь еще были дети и подростки, воевавшие в партизанских отрядах и состоявшие в подпольных организациях! И там-то их было гораздо больше: в партизаны порой уходили целыми семьями, а если и нет, то почти у каждого подростка, оказавшегося на оккупированной земле, было, за кого мстить. Так что «десятки тысяч» – это далеко не преувеличение, а скорее, преуменьшение.

Ведущий 1: По последним данным, число подростков, воевавших против фашистов, оценивается примерно в 300 тысяч. Около 50 тысяч погибли. Но, видимо, точного числа юных героев Великой Отечественной войны мы не узнаем уже никогда. 

«Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои», – записал в дневнике немецкий офицер.


Ведущий 2: Родина нуждалась в помощи школьников. Они участвовали в сельхоз работах: в уборке и охране урожая, в сборе колосьев. Летом 1941 года в колхозах работало около 200 тысяч школьников. Отцы – на фронт, дети – на заводы, собирали бутылки для изготовления противотанковых, ручных, зажигательных гранат. Ухаживали за ранеными.


Ведущий 1: Много юных погибло в борьбе. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Имена у них разные, но взрослые дали им общее имя – орлята. Им, орлятам нашей страны, мальчишкам и девчонкам всех стран мира, которые боролись и умирали за светлые идеалы, посвящаем свое мероприятие.


Ведущий 2: Орлята – это значит отважные, смелые. Им, орлятам всех стран, мы говорим сегодня слова любви и благодарности.


Поверьте, это совсем не просто,

Жить так, чтоб гордилась тобою страна,

Когда тебе вовсе еще не по росту

Шинель, оружие и война.

Но шли, ребята, назло ветрам

И умирали, не встретив зрелость.

А было им столько, сколько нам,

И жить им, конечно, до слез хотелось.


Звучит песня «Орленок».


Ведущий 1: В 1941 году, когда на Советский Союз напали войска фашистской Германии, вместе со взрослыми на защиту своей Родины встали юные мальчишки и девчонки в красных галстуках. Что руководило ими в ту грозную пору?

  • Тяга к приключениям?

  • Ответственность за судьбу своей страны?

  • Ненависть к оккупантам?

Наверное, всё вместе.


Ведущий 2: Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов. Все слышали о подвиге молодежной подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей в Краснодоне. Но мало кто знает, сколько таких организаций было на оккупированных территориях. Только в Белоруссии таких молодежных групп действовало полторы тысячи. Они возникали стихийно, без общего руководства.


Ведущий 1: В больших городах, в районных центрах, в деревнях объединялись подростки в боевые группы. Они действовали наивно, подчас неосторожно, что часто заканчивалось провалом. Но организации появлялись вновь и вновь, приобретали опыт, устанавливали связь с партизанами и другими подпольщиками и продолжали вести свою непримиримую борьбу с захватчиками.


Ведущий 2: Пионеры – Герои Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик, Саша Чекалин, Володя Дубинин, Володя Колядов, Витя Хоменко, и многие другие. – когда-то их имена знал каждый школьник. Портреты этих ребят висели в каждой школе. А помнят ли их сейчас их сверстники?


Чтец 1: 

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно окончилась война,

Но до сих пор дружины на поверке

Погибших выкликают имена:

Пионер Валерий Волков

Навечно остался в строю!

Пионерка Нина Сагайдак

Навечно осталась в строю!             


Чтец 2:

Прислушайся, как бьётся гулко сердце,

Когда идёшь солдатскою тропой.

В зелёных гимнастёрках юнармейцы

Выходят на заре в учебный бой.

- Пионер Владимир Колядов

Навечно остался в строю!

Пионерка Зинаида Портнова

Навечно осталась в строю!


Чтец 3: 

Пускай сердца, волнуясь, замирают,

Когда в дорогу горны позовут.

Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут.

- Пионер Василий Коробко

Навечно остался в строю!

Пионерка Татьяна Савичева

Навечно осталась в строю!


(Текст на слайде «Осетин я знаю хорошо. Это народ гордый, умеет постоять за Родину в любой обстановке и с большим достоинством». И.В. Сталин.)


Ведущий 1. С 1941 по 1945 годы пионеры дали в госпиталях более 600 концертов, собрали и сдали в аптеку 45 тонн лекарственного сырья. В дни, когда враг приближался к границам Северной Осетии, ребята вместе со взрослыми устанавливали противотанковые заграждения, следили за светомаскировкой, рыли противотанковые рвы, строили дороги, помогали колхозникам в прополке и уборке урожая.


Ведущий 2: Хизир Гулуев из с. Чикола учился на курсах комбайнёра. Тем первым военным летом работал штурвальным на комбайне. Убирал хлеб. В селе всё мужское население было на войне. Мальчишек-старшеклассников в сентябре отправили рыть окопы под Моздоком.


Ведущий 1: Жили в наспех сооружённых шалашах. К концу дня от усталости валились с ног. Домой вернулись через три месяца. Так Хизир заработал первую награду «За оборону Кавказа». Пошёл в военкомат проситься на фронт. На него махнули рукой: «Иди, мальчик, не до тебя». А через несколько месяцев пришла повестка. Первый бой юный красноармеец принял под Эльхотово, потом в Малгобеке, в Моздоке.


Ведущий 2: Первое тяжёлое ранение получил в боях под станицей Ищерская. Осколками снаряда была перебита челюсть, травмирован позвоночник. Через полтора месяца его выписали из госпиталя и дали неделю отпуска, но он вернулся в часть, не доехав до своего села. Второе ранение получил на румынской границе. Для 17-летнего бойца война закончилась в 1944году. Хизир вернулся домой, его назначили бригадиром. А потом избрали председателем колхоза.


Ведущий 1: В 1942 году, когда опасность нависла над г. Орджоникидзе, другой подросток, Лев Сивков, получил боевое задание: нужны были сведения о расположении противника. На шоссе, близ Дзуарикау остановились машины с фашистами. Среди них откуда-то появился оборванный грязный мальчик, который им что-то рассказывал. Показывая в сторону от дороги.


Ведущий 2: С трудом поняли фашисты, что недалеко лежит раненый советский командир. Два немца пошли за мальчиком. Так Лёва привёл двух «языков» в расположение нашей засады. Лев Сивков – ученик школы №5 прошёл боевой путь от стен Орджоникидзе до Австрийских Альп, принял военную присягу в 12 лет.


Ведущий 1: Десятилетний мальчик из селения Суадаг, Герман Гуриев, решил отомстить немцам за погибшего старшего брата, получившего в 1942 году два ордена. Тайком от родителей он сбежал на фронт и также стал «сыном полка». Со своими боевыми товарищами Герман прошел Польшу и Чехословакию, участвовал в боях за Берлин и был удостоен медали «За взятие Берлина».


Ведущий 2: Хадизат Дзадзаева, пионерка из Чиколы, во время оккупации селения уехала к тёте Медтан Кабалоевой в кабардинское село Озрек. От двоюродной сестры, 12-летней Нины она узнала, что у них в доме скрывается раненный боец Красной Армии, что он спрятан в сарае под кукурузными стеблями.


Ведущий 1: С этого дня у советского солдата появился ещё один юный друг – Хадизат. Однажды кто-то убил гитлеровского офицера. Среди фашистов поднялся переполох. А тут ещё кто-то перерезал линию связи. Это сделала отважная пионерка Хадизат Дзадзаева.

Ведущий 2: Тамара Будтуева было 17 лет. Родом она из Ирафского района Северной Осетии. До войны окончила медицинское училище в г. Грозном. Девушку направили на работу в горный аул Ахсау бывшего Махческого района. Упоительные мечты роились в юной голове: «Поработаю немного, потом поступлю в институт». Но началась Отечественная война и девушка добровольцем отправилась на фронт.

Ведущий 1: С оружием в руках Тамара участвовала в наступательных боях, выносила раненых с передовых позиций, лечила их, отправляла в тыл тяжело раненых солдат. За короткое время храбрая девушка получила чин капитана медицинской службы. Но в одном из боёв Тамара Будтуева погибла. 


Ведущий 2: Сохранилось ее письмо к матери:

«Милая мама, мне не жалко жизни для того, чтобы солнце вновь сияло над нашей Родиной, чтобы свобода и счастье вернулись в дома моих односельчан, чтобы улыбка играла на твоем лице и лицах твоих подруг, чтобы весело смеялись дети. И я знаю, этот день придет, потому что дело наше святое. Так не жалей обо мне и ты, мама, если не придется мне вернуться домой».

Ведущий 1: Память о Тамаре жива на родине. Поэт Магомед Бетанов посвятил ей стихотворение на осетинском языке, а земляки сложили о скромной и мужественной девушке песню:

«Ты мужество вселять умела
В солдатские сердца, 
На боевом посту ты смело 

Стояла до конца».

Ведущий 2: Ардонские пионеры Котик Дидаров и два брата Лековы, Татари и Таймураз, по заданию партизан выследили, где проходит линия вражеской связи с передовыми позициями фронта, и перерезали ее, разбросав концы так, чтобы связь нельзя было скоро восстановить


Ведущий 1: Коротка, но прекрасна была жизнь братьев-пионеров Ханафи и Омарби Гасановых. Всего 13 лет было Ханафи Гасанову, а его брату Омарби – 12, когда немцы заняли их родное селение. Они навсегда остались в памяти детьми. Росли братья в с. Чикола. Окружающий мир был широк, богат, радостен. Школа, пионерские сборы, походы, помощь колхозу...

Ведущий 2: Учёбу прервала война. Враг подошёл к родным краям. Ханафи Гасанов сколотил группу мальчишек для борьбы с врагом. Маленькие патриоты начали мстить гитлеровцам: перерезали линии связи, собирали ценные разведывательные данные, уничтожали фашистских захватчиков.


Ведущий 1: Однажды братья узнали, что немецкие штабные офицеры выезжают на осмотр местности в районе соседнего селения Сурх-Дигора. Ребята заминировали дорогу. Немецкая машина подорвалась, несколько офицеров было убито, остальные разбежались.


Ведущий 2: В ноябре 1942 года Ханафи и Омарби на окраине Чиколы обнаружили заряженное тяжелое орудие, оставленное отступившими частями Красной Армии. Направив орудие на мост через реку Урух, они стали обстреливать его. В это время через мост проходила колонна гитлеровцев, которые понесли значительные потери – несколько офицеров и солдат погибли, был подбит танк.


Ведущий 1: Братья Гасановы не могли спокойно смотреть, как фашисты нагло хозяйничают в их родном селении. Они решили убить заместителя коменданта селения Чикола – немецкого офицера Роберта, отличавшегося своими зверствами над мирными жителями. Ханафи своими глазами видел, как гитлеровский офицер пнул носком сапога соседского мальчика, как издевался над глухим стариком.


Ведущий 2: Дети в сумерках подкрались к дому, где жил Роберт, и Ханафи тремя выстрелами из винтовки убил коменданта и скрылся, а брат его оказался в руках врагов, на него донёс полицейский из местных жителей. В этот же день была арестована их мать Дзафи Гобузаевна Гасанова. Сын и мать подверглись пыткам и избиению. Когда Ханафи узнал об этом, он решил сдаться врагам в надежде, что если он явится с повинной, немцы освободят мать и брата, которых он горячо любил.

Ведущий 1: Гитлеровцы озверели, увидев юного патриота, смело смотрящего им в глаза. Его били, пытали, издевались над ним, хотели узнать месторасположение партизан, но юный пионер молчал. Он ни единым словом не выдал товарищей по борьбе. В бессильной злобе фашисты решили казнить братьев. Их посадили в закрытую машину вместе с матерью и повезли в сторону Кабарды.


Ведущий 2: По дороге немцы грубо высадили мать, хотя она уговаривала оставить её с сыновьями. В лесу, за селом Старый Лескен братья Гасановы были расстреляны. Мать нашла их только через двадцать дней, поздней ночью перевезла в Чиколу и похоронила на сельском кладбище.


Ведущий 1: Героический подвиг Ханафи и Омарби высоко был оценен советским правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР пионеры-патриоты были награждены орденами Отечественной войны первой степени посмертно. Память о братьях Гасановых навсегда сохранится в памяти народа. Их именами названа улица в селении Чикола и пионерский отряд в школе № 1, где они учились.

Ведущий 2: В день рождения Пионерии и на День Победы каждый год у памятника юным героям Великой Отечественной войны Ханафи и Омарби Гасановым в торжественном Знаменном салюте несут Почетную Вахту отличники учебы Чиколинской средней школы, сменяя друг друга. В честь их подвига создана героическая песня, свидетельство высокого почитания человека, сознательно отдавшего свою жизнь за Родину.


Ведущий 1: Осень 1942 года. Немцы приближаются к столице нашей республики и уже заняли селение Гизель. Наступили тяжёлые дни осады родного города. Касполату Фидарову, 14-летнему мальчику, очень хотелось помочь нашим воинам. Его желание осуществилось. Командование послало Касполата в разведку – узнать о технике противника в районе селения Гизель. Ему было страшно, но сознание того, что эти сведения нужны Советской Армии и сила воли преодолели в нём робость.

Ведущий 2: По шоссейной дороге в селение Гизель пройти было невозможно, она непрерывно обстреливалась, и Касполат решил пробраться со стороны Кобани. Шел он всю ночь, но по неосторожности попал в лапы врага. Его допрашивали, но он ничего не отвечал. Разозлённый офицер отправил его на работу.


Ведущий 1: Весь день Касполат рубил дрова, а сам смотрел по сторонам. Всё, что видел, старался запомнить. Следил за танками и автомашинами противника, замечал, в каком направлении движутся его части. Наступила ночь. Касполата мучило то, что он задерживает важные сведения. Потихоньку он выбрался из сарая и двинулся в путь. Когда он переходил речку, его заметили немцы и начали стрелять. Пули свистели вокруг, но Касполат не растерялся: спрятался в окоп. Выбрав удобный момент, он быстро перебежал в траншею и не заметно стал продвигаться вперёд.


Ведущий 2: Через некоторое время мальчик услышал гул мотора. Выглянув из траншеи, он увидел мчавшуюся за ним автомашину. Оставаться в траншее было бесполезно. Касполат выскочил из неё и, что было сил, побежал к лесу. Еле-еле успел он добежать и спрятаться за дерево. Немцы побоялись подъезжать близко к лесу и повернули назад. Благополучно добравшись к своим, отважный пионер рассказал им всё, что узнал о противнике.


Ведущий 1: Через неделю Касполат направляется в партизанский отряд – в «группу патриотов». Здесь он проявил себя отважным разведчиком. Вместе со своими взрослыми боевыми товарищами он уничтожал штабные машины противника, и доставал «языка». За проявленное мужество в разведке пионер Касполат Фидаров был награждён медалью «За отвагу».


Ведущий 2: Плоткин Костя воспитывался в Орджоникидзевском доме сирот, попав сюда вместе с другими осиротевшими испанскими детьми. Его усыновил офицер, начальник военной части химической службы. Отец часто брал Костю с собой в часть. Мальчик очень полюбил военное дело, его зачислили в музыкальный взвод.

Ведущий 1: Когда началась война он не раздумывая ушел на фронт. В борьбе с фашистами юный боец отличился своей храбростью. В одном бою под Москвой Костя уничтожил два немецких танка, спас от врага боевое знамя. За это он был удостоен Ордена Красной звезды. За все подвиги до конца войны был награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями Ушакова, Нахимова, наградами Монголии и Китая.


Ведущий 2: Изатбек Батяев, 15-летний пионер, был мобилизован фашистами на строительство дороги. На следующий день он не вышел на работу, а перерезал гитлеровскую линию связи. По тайным тропам он вывел две большие группы красноармейцев из немецкого тыла к своим.

Ведущий 1: Козырева Рая и Саидова Нюра, школьницы, в оккупированной немцами станице Змейской подобрали раненных красноармейцев, оставшихся в тылу оккупантов, оказали им медицинскую помощь и, надёжно укрыв их, приносили им пищу. Они же собрали на поле боя и спрятали 7 автоматов, 4 карабина и станковый пулемёт.

Ведущий 2: Сидамон Губаев, 10-тилетний мальчик из Ардона, вывел из строя пулемёт, дуло которого немцы направили в сторону г. Орджоникидзе. О нём был напечатан очерк «Осетинский Гаврош» в районной газете «Путь к коммунизму».

Ведущий 1: Хазби Черджиев,14-летний мальчик из селения Кадгарон.  Кровавым злодеяниям фашистов, занявших село, не было конца. Они расстреляли старика Николая Хутинаева и Шуру Кулаеву, разорили родную школу пионера Хазби. Жгучая ненависть к погромщикам закипела в сердце мальчика. И он решил мстить проклятым врагам. Хазби удалось пробраться к своим. Он подробно рассказал обо всех злодеяниях врага, о местах сосредоточения живой силы противника и его огневых точек.

Ведущий 2: Несколько раз переходил линию фронта бесстрашный Хазби, и всегда приносил ценные сведения о противнике, тем самым, помогая советским воинам громить врага. Боевые дела пионера-разведчика Хазби Черджиева высоко оценило правительство, наградив его медалью «За отвагу».

Ведущий 1: «И когда кончится война и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплочённая армия советских детей».

Корней Чуковский, 1942 г.:

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.

Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!



Ведущий 1: Спасибо всем за внимание. До новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!