СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дети, что без детства повзрослели"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в форме устного журнала для обучающихся 8-х классов. Цель: воспитание чувства гордости за Родину, наш народ, его героические страницы истории, на примере героического подвига детей блокадного Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
«"Дети, что без детства повзрослели"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А. Дерягина»

городского округа Судак



























«ДЕТИ, ЧТО БЕЗ ДЕТСТВА ПОВЗРОСЛЕЛИ»

посвящается детям блокадного Ленинграда











Учитель: Лазаренко Оксана Леонидовна,

учитель истории, обществознания









































Классный час разработан для обучающихся 8 класса.

Форма проведения классного часа: устный журнал.

Цель: формирование патриотизма; формирование у школьников исторической эмпатии – способности сопереживать людям, жившим задолго до нас; воспитание чувства гордости за свою Родину, за наш народ и героические страницы истории России, в том числе на примере героического подвига детей блокадного Ленинграда; сохранение исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите.

Задачи:

  • привлечение интереса к героическому прошлому блокадного Ленинграда, ознакомление с тяжелым положением детей в блокадном городе,

  • развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умения давать комплексную характеристику важных фактов истории ;

  • делать обобщающие и оценочные выводы;

  • Личностные: способствовать формированию гражданственности, чувства гордости и любви к своей Родине, уважения к представителям старшего поколения, отстоявшего свободу Отечества.

  • Метапредметные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Оборудование: презентация, компьютер, медиапроектор.

Ход мероприятия:

Орг. момент.

Слайд №1

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы поговорим о страшных днях блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой всех ленинградцев. Она давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город…

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...

Дети были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

У них было особое, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Мы живем в мирное время и, порой, нам трудно понять и до конца осмыслить то время. Надеюсь, что сегодня мы поможем вам окунуться в ту эпоху.

Видеофрагмент. Слайд №2

Слайд №3

Звучит мелодия «Ленинградский метроном».

Ученики выходят на сцену с опущенными головами и становятся в виде клина.

Слайд №4

Ученик - Эта страничка истории нашей страны посвящена городу – крепости, городу – герою, в который так и не вошли враги.

Слайд №5

Ученик - Это имя как гром, как град - Петербург - Петроград – Ленинград.

Слайд №6

Ученик - Ленинградцы сражались 871 день, их оружием были Мужество, Воля, Сила Духа.

Слайд №7

Ученик - 8 сентября 1941г. город был окружен в кольцо. Задушить голодом и непрерывным обстрелом – решил враг.

Слайд №8

Ученик -

Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Слайд №9

Ученик-

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

Слайд №10

Ученик-

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот



Слайд №11

Все учащиеся исполняют песню ( на экране видеофрагмент песни):

Ленинградцы

***

В далеком, тревожном, военном году

Под гром батарей, у страны на виду

2 раза Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

***

На парте осталась раскрытой тетрадь

Не выпало им дописать, дочитать

2 раза Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

***

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой

2 раза Им было всего лишь тринадцать

Но были они Ленинградцы.

Учитель: Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. Запасы продовольствия доставлялись в город как по воздуху, так и по воде через Ладожское озеро до установления льда. Пока лёд набирал достаточную для движения автомашин толщину, движение через Ладогу практически отсутствовало. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

Смерть стучалась во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

Слайд № 12

Ученик: В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Собственных запасов продовольствия у населения не было. Смертность от голода стала массовой. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали только на улицах около сотни трупов.

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. 

В период зимы 1941—42 годов с ростом смертности от истощения с каждым днём стало возрастать число детей, потерявших родителей. Матери и бабушки отдавали свою пайку хлеба малышам и погибали от истощения

Так маленьким ленинградцам пришлось вынести все тяготы и лишения вместе со своим городом.

Ученик: Старшеклассники пошли записываться в ополчение, ребята чуть помладше пошли на заводы делать ящики для патронов, изготавливать снаряды. А кто-то - костыли для госпиталей. Помогали, чем могли. С юных лет им приходилось работать не меньше, чем взрослым. Совершенно невозможно представить как дети 7 - 9 лет, теряя сознание от голода и холода, работали на заводских станках, а на стенах - детские рисунки и лозунги «Не уйдем, пока не выполним норму!», какие совсем не детские рисунки, какие взрослые мысли, мысли которые вызывают уважение.

Ученик:

Писатель Александр Фадеев сказал: "Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом..» А еще они продолжали учиться.

Ученик: Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.  Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. 

Слайд № 13

Ученик: В Ленинграде узнали, что такое дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и заканчивающаяся изменениями в структуре организма. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

Слайд № 14

Человек был обречен. Так не стало и маленькой девочки Тани Савичевой. одиннадцатилетняя ленинградка, получившая известность благодаря дневнику, который она вела, живя в блокадном городе. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра.

Звучит Гендель «Сарабанда»

Сценка «Таня Савичева»

Ученик:

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей Немыслимой судьбой!

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет.

Таня Савичева: Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много.

А мама шила форму для бойцов,

И Женечка, сестра, точила мины,

Служили оба дяди в ПВО,

На обороне города была и Нина.

 

Я тоже помогала, как могла.

Не вышивала больше я фиалки,

А жизнью взрослою теперь жила -

На крышах города тушила «зажигалки».

 

Но вот с работы не вернулась Нина…

А Женя на заводе умерла…

И мама, потерявшая и сына,

Вдруг мне сестры блокнотик отдала…

 

И до тех пор, пока была в сознании,

Я в нем писала страшные слова...

Все умерли… «Осталась одна Таня»….

Голос за кадром:

Знай, память о тебе всегда жива!

Таня Савичева:

Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Ученик: За каждой строчкой, записанной Таней в дневник, стоит человеческая жизнь. Эти люди читали, любили, играли на музыкальных инструментах, рвались на фронт, строили траншеи — они жили.

Таня уронила голову и долго не могла ее поднять. Нестерпимо хотелось есть. Дети получали по 125 грамм хлеба – это и был блокадный паек.

Таня Савичева

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Звучит фонограмма «Взрывы»

Ученик

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Таня Савичева:

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Голос за кадром : Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.

Таня Савичева:

Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Ученик:

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

Ученик: Многим маленьким ленинградцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми.

Слайд № 15

Дети выходят с зажженными свечами.

Ученик:

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания. Зажжены свечи. Метроном.

Ученик - Нет воды - только в Неве, запас продуктов ограничен, булка хлеба делилась на 40 человек. 125 гр. – норма хлеба на день, из мучной пыли и разных примесей.

Слайд№12

Ученик - Но город жил и боролся: заводы, фабрики – выпускали танки, самолеты, снаряды, 38 школ работало без перерыва в самые трудные блокадные дни.

Ученик

БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдалИсь,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

Ученик - Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить.

Слайд №16

Ученик – В это время из осажденного Ленинграда зазвучала Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича, это была симфония Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: “Город жив и будет стоять вечно!” (звучит фрагмент симфонии №7 Д.Д.Шостаковича)

Ученик –

Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно,
холодно,
холодно очень…
Вставлена вместо стекла
картонка…
Вместо соседнего дома –
воронка…
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то…
Еле живая ушла на работу…
Есть очень хочется…
Страшно…
Темно…
Умер братишка мой…
Утром…
Давно…
Вышла вода…
Не дойти до реки…
Очень устал…
Сил уже никаких…
Ниточка жизни натянута тонко…
А на столе –
на отца похоронка…

Слайд №17

Ученик - Из 3,5 млн. ленинградцев в живых осталось 600 тысяч! И мы ныне живущие не смеем об этом забывать!

Слайд №18,19,20

Звучит мелодия «Ленинградский метроном». Ученики еще некоторое время стоят с опущенными головами

Ученик:

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Ученик:

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Ученик:

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ученик:

Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…

Ученик:

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

Ученик:

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!

Ученик:

Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…

Видеофрагмент.

Заключительное слово учителя:

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали.


Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. И мы не должны забывать об этом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!