СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Держава Николая Рериха"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Держава Николая Рериха"»

.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









Урок МХК в 11 классе

Тема урока: «Держава Николая Рериха»






Составитель:

Абдуллаева Леннара Тефиковна








Симферополь, 2020г.

Тема: «Держава Николая Рериха»


Цель: формировать умение «вглядываться» в картины; развивать монологическую речь старшеклассников; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Рериха; дать представление о философском мировосприятии художника.

Ресурсный материал:

- репродукция «Портрет Николая Рериха» работы Святослава Рериха.

- репродукция «Портрет Елены Ивановны Рерих».

- репродукция «Портрет Девики Рани».

- план урока:

Слово о Н. Рерихе.

Сведения из биографии художника.

Творчество Н. Рериха:

- «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия» (репродукции картин «Гонец», «Путивль», «Заморские гости»).

- Поверх всяких красот есть красота, ведущая к познанию космоса» (репродукция картин «Эверест», «Жемчуг исканий»).

- «Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь» (репродукция картины «Царица Небесная»).

Ход урока

Я был призван на этот мировой пир, и жизнь

Моя была благословенна. Мои глаза видели,

И уши мои слышали. На мою долю пало иг-

рать на этом пиру, и я сделал все, что мог.

Рабиндранат Тагор

Слово о Николае Рерихе

Философ. Художник. Ученый. Литератор. Его глаза действительно видели, а уши слышали (см. эпиграф). Николай Рерих не зря пришел на эту землю – он оставил нам в наследство приблизительно семь тысяч полотен, десяток томов повестей, рассказов, сказок, стихов.

В его книге «Цветы Мории», изданной в 1921 году, собраны почти все его стихи. Автор считал, что именно в них находится ключ к сокровенному пониманию его пути. Название книги образовано от имени великого восточного Учителя мудрости Мориа. В соответствии с индийской традицией образ Учителя (Гуру) становился центральным в поэтической системе Н. Рериха.

В стихах часты обращения к путнику. К мальчику. Это не наставления читателю, а обращения к себе, к своему творческому «я».

Рерих стремится охватить жизнь в трех ее временных измерениях, потому прошлое, настоящее и будущее у него нерасторжимы. Сама композиция книги (три цикла стихов: «Священные знаки», «Благословенному», «Мальчику» и поэма «Наставление ловцу, входящему в лес») символизирует восходящее по ступеням развитие человеческого духа, призванного к творчеству, т. е. постепенное обретение творцом смысла жизни. Сначала человек только угадывает светлые знаки, затем слышит внутренний голос, делает первые самостоятельные шаги и… осознает свое назначение. Вот как это звучит в поэме:

Знающий ищет. Познавший –

Находит. Нашедший изумляется

Легкости овладения. Овладевший

Поет песнь радости.

Радуйся! Радуйся! Радуйся!

Ловец, трижды позванный.


Сведения из биографии художника

(индивидуальное задание)

27 сентября 1874 года в семье нотариуса родился мальчик, которого назвали Николаем – «Побеждающим». Отчетливый почерк отца, составляющего завещания или бумаги по разделу наследства, свидетельствовал о его аккуратности. Мать, Мария Васильевна Калашникова, облик имела русский, но в аккуратности не уступала мужу со скандинавской фамилией: ее рукой сделаны описи толового серебра и посуды.

Вслед за первенцем последовали Лидия, Владимир, Борис. Сначала мальчиков одевали в платьица, затем в костюмы из модной шотландской материи в крупную клетку.

Лето семья проводила в Изваре, имении, старинным хозяином которого был граф Воронцов. Граф, путешествуя по Индии, слышал, что «Ишевара» означает «милость богов», и решил так назвать свои владения в Царскосельском уезде. Романтическое название не мешало Рериху-отцу прибыльно вести хозяйство, а Николай рубил деревянным мечом головы драконам-репейникам и занимался грамотой, арифметикой, иностранными языками.

С десяти лет он учится в частной гимназии фон Майя, где преподавание ведется на немецком языке. На уроках литературы мальчик учит «Лесного царя» Гете в подлиннике. На географии тщательно чертит карты, белит ледники, раскрашивает желтым пустыни, лепит из пластилина рельефные Гималаи. Когда на рождественские праздники устраивается географическое шествие, то Рерих перевоплощается в волгу, а Бенуа – в великую китайскую реку Хуанхэ.

Николай хорошо рисует. Он делает эскизы декорации для гоголевского вечере и очень любит читать «Вия», «Страшную месть» и другие сказания о духах земли, об утопленницах, о прозрачном всаднике, вставшем над горами.

Любимая страна – Индия. С ней связаны мечты о скрытых в джунглях сокровищах, о неведомых племенах, о статуях Будды…

С разрешения лесного департамента Рерих собирает коллекцию птичьих яиц с научной целью. Его хватает и на то, чтобы писать этюды об охоте и об озере с вязким дном. В литературных пейзажах господствуют извечная тишина и покой.

Стремление к гармонии, к связи сущего, бывшего и будущего приводит Николая в археологию. И всю жизнь Рерих будет искать могильники и городища: ощущение древнего мира или совсем не приходит к человеку, или приходит на всю жизнь.

Творческие задатки заставляют Рериха сдавать экзамены в Академию художеств, но отец ставит непременное условие – параллельно учиться на юридическом факультете университета и окончить его. Николай совместил палитру с лекциями по римскому праву.

Юноша работал в мастерской Куинджи, главное в работах которого – ощущение гармонии жизни, природы и человека.

В 1897 году Н. Рерих получает звание художника за картину «Гонец», которую купил Третьяков для своей галереи.



Рерих, «Гонец»



«Незабываемая Россия»

(групповое задание)


«Гонец». Мы не знаем, в какое время плывет старик – в свое или в чужое. Но, видим, что он устал и теперь отдыхает. Натруженные ноги вытянуты, а руки лежат на коленях. Гонец из девятого века… этот человек остался один и должен принять решение за весь род. Он завещает людям единение («И восстал род на род» - другое название картины) и в то е время каждому – умение остаться одному, решать одному, человеку – думать о людях.

Рерих был страстным патриотом своей Отчизны. Почти четверть века он прожил в Индии, но не сменил гражданства. Творческим воображением Николая Рериха владели две темы – Россия и Индия. Мечтал вернуться в Россию, это сделал старший сын художника Юрий.

В 1903 – 1904 гг. он совершает поездки по России и посещает Нарву, Выборг, Крым, Киев, Чернигов, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Тверь, Москву, Ростов… Впечатления от поездки находят отражение в творчестве художника.

Посмотрите на его полотна «Путивль», «Идолы», «Поход Владимира на Корсунь», «Дозор», «Славяне на Днепре» и другие: в них отражена вся Древняя Русь, опоэтизированная и воспетая художником. Он был связан с философией и эстетикой русского символизма, но его искусство целиком не укладывалось в рамки существовавших направлений.



Рерих, «Путивль»


Рерих, «Идолы»


Рерих, «Поход Владимира на Корсунь»


Рерих, «Дозор»




Рерих, «Славяне на Днепре»


«Заморские гости».

«Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег… подымут роды славянские – увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай».

Рерих, «Заморские гости»


Сам Рерих был путешественником. Пять с половиной лет длилась его экспедиция в малодоступные области Центральной Азии. Результатом стало создание Института гималайских исследований.


«Красота космоса»

(группа учащихся)

С 1928 года Николай Рерих с семьей (жена Елена, которую он называл Ладой, и два сына – Юрий и Святослав) живет в Индии. Образы буддийской философии и религии, восточных легенд и сказок, быта горных селений, степных стойбищ сплетаются в сотнях картин Великого индийского пути. Главное – это горы.

Он пишет их на восходе, когда долины еще погружены в тень, а вершины уже позолочены восходящим солнцем. На закате, когда долины уже погружены в тень, а вершины долго светятся во мраке, как тлеющие угли. Передает сияние ледников Нанда Дэви и Эвереста-Джомолунгмы.

Гималаи не просто географический термин, а слово-символ. Древние легенды размещали в недоступной высоте гималайских хребтов Шамбалу – страну духовных подвижников и учителей человечества. Современные экспедиции романтиков ищут на крутых горных перевалах следы снежного человека и места стоянки НЛО. Густая мгла скрывает скалы, на которых то ли природой, то ли людьми высечены мудрые лики. Кто-то высказал предположение, что все мы с Гималаев. Существует гипотеза, которая утверждает, что наши предки спустились с Гималайских гор.

И сейчас с Гималайских вершин спускаются в долину люди, которые провели в углубленной внутренней работе, в уединении, в безмолвии гор годы, а то и десятилетия. Это духовные наставники индийцев – Махатмы.


«На вершине».



Рерих, «На вершине»



На ледяной площадке высокой горы сидит голый человек в состоянии «самадахи», т. е. в полной отрешенности от себя и окружающего мира. Чувствуется, что ветры и морозы не причиняют ему ни малейшего беспокойства. Это написано с натуры. Если беспределен Макрокосмос, то и Микрокосмос (человек) тоже беспределен. Н. Рерих считал: «Люди одаренные вовсе не нервно больные, а наоборот, они только тогда могут творить и становятся истинно ценными для своей современности, когда найдут в себе столько мужества и верности своему любимому искусству, что забывают о себе, о своих нервах и личном тщеславии и в полном спокойствии и самообладании несут талант окружающим людям».


Мысли духовных Учителей Индии

«Помни, что радость – непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят все, за что бы ты и взялся».

«Жизнь, вся жизнь вселенной, всегда утверждение».

«Человек должен жить так, чтобы от него лились эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает».

«Обласкайте каждого, кто войдет к вам. Если к вам пришел одинокий, отдайте ему всю любовь сердца, чтобы, уходя, он понял, что у него есть друг. Если придет скорбный, осветите ему жизнь вашей радостью. Если придет слабый, помогите ему знанием того нового смысла жизни, который вам открылся».

«Вступая в новый день, живи так, как будто это твой последний день. Но последний не по жадности и торопливости желаний или духовных напряжений, а последний по гармоничности труда и его бескорыстия».

Рериха считали мудрецом, даже пророком, знающим многое, сокрытое от простых людей. Он умер в 1947 году, уже решив вернуться в Россию.

В саду сложили костер из душистого сандалового дерева. На костер положили умершего. Вспыхнуло легкое пламя, объединившее древнеславянское и индийское погребение. Душа художника устремилась ввысь…


«Общечеловеческая любовь»

(группа учащихся)

Живопись Рериха еще и религиозна. Он расписывал церковь в Талашкине. Давайте вглядимся в его

«Царицу небесную над рекой жизни».



Рерих, «Царицу небесную над рекой жизни».


Богоматерь – величавая владычица, сидящая на престоле. Она охраняет реку жизни и спасает малых людей, как в стихах Федора Сологуба:

Да с плеч своих сняла

Святое покрывало,

И все село покрла,

И всех людей спасла…


«Спас Нерукотворный» Н. Рериха изображен в мозаике. Суровый лик следит огромными глазами за входящими в храм, напоминая о необходимости очиститься, обратить помыслы к возвышенному.



Рерих, «Спас Нерукотворный»


Звучит молитва «Во Царствие Твоем…»


Домашнее задание:


Письменная работа на одну из тем по выбору:

- Мое представление о личности Н. Рериха.

- Какие мысли вызывают картины Н. Рериха?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!