СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деньги - социокультурный феномен в жизни молодого поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деньги - социокультурный феномен в жизни молодого поколения»

Дитюк Е. П..

ДЕНЬГИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН В ЖИЗНИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье говориться о том, что деньги являются одним из источников формирования обыденного создания и, соответственно, социального поведения. Влияние денег на молодое поколение не ограничивается сферой экономики, они оказывают существенное внимание на формирование марали, этики и иерархии ценностей.

Ключевые слова деньги, сущность денег, деньги как социокультурный феномен.

Человечество пытается познать «деньги» на протяжении многих столетий. В последние десятилетия в связи с капитализацией экономических отношений в России, где интерес к изучению специфики понятия деньги существенно возрос. Однако социальным аспектам функционирования денег в обществе и их последствиям пока уделяется не достаточное внимание.

Исследование понятия «деньги» как социокультурного феномена традиционно включает два базовых подхода: во-первых, деньги изучаются как экономический и рыночный, внесоциальный феномен, экспансия которого оказывает существенное воздействие на социальные связи (работы К. Паланьи, Э. Гиденса, Г. Зиммеля). Во-вторых, это понятие рассматривается как продукт развития социальных отношений и связей, это, по существу, не столько экономический, сколько социальный феномен ( исследования С. Абрамова, Н. Зарубина, В. Зелизера, Г. Силласте).

Оба подхода указывают на то обстоятельство, что социокультурная функциональность денег не является универсальной и всеобщей: в некоторых сферах социального бытия они оказываются дисфункциональными и деструктивными.

Известный немецкий социолог Г. Зиммель считал, что «появление денег, как универсального средства обмена, связано с подъёмом и развитием интеллекта и становлением денежной экономики. Деньги, как интеллект, развиваются параллельно с ростом свободы и возрастанием индивидуализации членов социальных групп посредством разделением труда, означая собой степень развития общества в определённый исторический период».

По мнению М. Вебера, капиталистического поведения базируется на индивидуальной погоне за наживой, оно нацелено на экономическое приобретение, наращивание и самоотречение в отношении потребления и досуга .

Деньги формируют уникальные связи между людьми и предметным миром, опосредованы деньги, гораздо обширнее и разнообразнее мира. Основного на естественных, межличностных или идеологических связях. Традиционная общность потребляет лишь то, что производится внутри неё; с введением рыночных отношений люди получают доступ ко всему, что можно купить за деньги: товары и продукты, информацию и услуги.

Язык денег понятен всем, подобно музыке и математике они не нуждаются в переводчиках и посредниках. Деньги обладают способностью связывать людей друг с другом. Незнакомые и не имеющие ничего общего между собой люди могут вступать в контакт посредством денег. Таким образом, деньги создают предпосылки для интеграции индивида в общество .

Кроме того, те, кто интегрируется в общество посредствам денег, считают деньги важнейшим средством самоиндификации. Оказываясь способом самоиндификации, деньги определяют свойства личности. Деньги не знают границ, процесс их обращения требует постоянной пространственной мобильности, заставляя индивида быстро перемещаться туда, где ожидается большая прибыль.

Таким образом, деньги составляют основу, на которой строится система общественных отношений, соединяя людей и обеспечивая их взаимодействие. При этом деньги – полифункциональный институт, они выполняют множество экономических, социальных, культурных функций. Преобладающее значение тех или иных функций денег определяется господствующей системой ценностей данного общества.

Основными социальными функциями денег являются:

- историка – культурологическая, однако, в условиях глобализации происходит стирание национальных особенностей;

- статусная. Отражает влияние денег на социальный статус личности;

- социально – стратификационная. Отражает влияние денег на неуклонную социальную дифференциацию общества по уровню доходов и качеству жизни, что ведёт к социальной поляризации бедных и богатых;

- регулятивно – поведенческая. Регулирует социальные и межличностные отношения между людьми в зависимости от уровня их обеспеченности и отношения между людьми в зависимости от уровня их обеспеченности и обуславливает выбор личностью модели экономического поведения;

- конфликтогенная. Деньги выступают основой для возникновения социальной напряжённости и конфликтных ситуаций в обществе, которые могут достигать масштабов социального конфликта.

Выделяют также функции поддержания стабильности экономической и социальной структуры общества; социализации личности; универсализации отчуждения личности; развёртывания рынка на локальном, национальном и глобальном уровне функционирования человека. Если социальные функции денег нарушаются, то общество оказывается в обстановке социально – экономического кризиса. Сегодняшний экономический кризис также тесно связан с социальными аспектами. Доверие виртуальным деньгам в мире упало. Сегодня их выпущено столько, что никто в мире не может точно посчитать. Сколько их в разных странах.

Современный социолог и исследователь социальных функций денег В. Зилизер предлагает их дифференцированную модель, показывающую, как они постоянно формируются и переформируются посредствам сетей социальных отношений и разнообразных смысловых систем.

По мнению В. Зилизера, люди стремятся встроить деньги в определённое время, место и социальное отношения. Таким образом, не существует каких – то единых, универсальных, обобщенных денег. Есть множественные деньги. Так, люди производят разные средства для многих. А возможно, и для каждого типа социального взаимодействия – подобно тому, как в разных социальных контекстах они используют разные языки. И «не правильное» использование тех или иных денег, т.е. не правильный выбор социальных отношений – например, попытка предложить тысячедолларовую банкноту при покупке газеты – вызывает справедливый гнев, удивление или смех со стороны людей.

Не имея сформированных представлений о сущности и функциях денег, не получив навыков общения с ними, человек, не может включиться в систему социальных взаимодействий. Это позволяет рассматривать деньги в качестве института, обладающего не только экономическими функциями, но и имеющего ряд функций за пределами экономической сферы.

За годы реформ в обществе произошла незаметная эволюция отношения к деньгам разных поколений россиян. В современной России подобное отношение складывается под воздействием четырёх разнонаправленных тенденций:

1.традиционного экономического сознания, связанного с религиозностью, общинностью, уравнительностью, восприятием денег как абстрактной ценностью, о которой неудобно даже говорить;

2. советского менталитета, рассматривающего денежные отношения как средство эксплуатации и неравенства, которое надо изжить;

3.влияние западной экономики, ставящей денежные отношения в центр социальных отношений, социальных связей и приоритетов;

4.кризисного характера законов рынка и, как следствие, страха перед зависимостью от денег.

Помимо общих социально-демографических условий, огромную роль в формировании экономического поведения и установок по отношению к деньгам играют следующие особенности: семейные ценности, транслируемые детям в виде «родительских напутствий»; общая социально-экономическая ситуация, в которую помещён ребёнок (в частности, экономический кризис); основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная); непосредственный опыт участия в экономической деятельности ( осуществление купли-продаже, собственные заработки, карманные деньги).

Российские подростки прекрасно адаптировались в условиях переходной экономики. Практически каждый подросток знает, ч такое дефолт, Международный валютный фонд и налог на добавочную стоимость, и может сообщить сегодняшний курс доллара. Но иногда, наблюдая за их поведением, взрослые пугаются слишком ранней экономической адаптированной детей.

Можно сделать вывод, что это результат того, что окружающая жизнь стремительно меняется. У детей появляется установка: ориентироваться на ситуацию. Подростки пытаются выжить в стремительно меняющемся мире и развивают способность приспосабливаться к любой ситуации. В результате у детей формируется гибкость, открытость, способность всё переоценивать.

С одной стороны, быстрая адаптация - положительный момент. С другой – подросток вырастает приспособленным к обстоятельствам, он уверен, что может «выкрутиться» из любой ситуации. Но рано или поздно такой человек становится жертвой обстоятельств, потому что не может противопоставить им ничего своего. По мнению исследователей, «ум таких детей становиться прагматичным, честь продаётся, а совесть просто отмирает».

Некоторые исследователи считают, что именно возраст влияет на отношения к деньгам .

Интересны результаты опроса, объектом которого выступили «поколенческие» группы. В ходе исследования было опрошено по 100 человек разного возраста. Первыми мы опросили подростков. Затем их родителей, и бабушек или дедушек по этой же линии, т.е. поколения семьи. Это дало возможность сравнить влияние факторов возраста и семейных традиций, снизив влияние различий в социальном происхождении и доходах.

Согласно данным исследования, дети рассматривают деньги как средство установления социальной справедливости и испытывают страх, который неизбежно приносят деньги. Доллар, хоть и «чужой» (по определению детей), но «хороший», «самый удобный» и «всемогущий». Рубль, хоть и свой, но по определению детей, - «плохой», «ненастоящий», «пустой», «жалкий». Отношение к деньгам подростков характеризуются желанием «разбогатеть», хорошо устроиться в жизни, «иметь своё дело». Среди опрошенных подростков 80% связывают своё счастье с количеством имеющихся у них денег и рассчитывают в жизни на собственные силы, карьеру, повышение своего образовательного и культурного уровней, часто готовы к антисоциальным действиям ради денег.

Поколение родителей видят в деньгах средство избавления от острых повседневных проблем, возможность чувствовать себя уверенными и независимыми – 99% (опрошенных родителей). В этой среде деньги – мера независимости.

Старшее поколение (бабушки и дедушки) 80% (опрошенных бабушки и дедушки) рассматривают деньги как «возможность тихо и спокойно завершить свою жизнь, помогая другим». Среди участников опора это единственная группа, которая негативно высказывается о деньгах, искажающих, по их мнению, отношения между людьми.

Ряд исследований утверждают, что у молодого поколения формируются экономическое сознание, близкое по структуре и содержанию взрослым людям.

Следовательно, можно говорить о формировании близкого к взрослому уровня развития экономического сознания подростков.

Особенности проявления социальной ценности денег зависят не только от исторически сложившегося национального менталитета, но и от социальных характеристик индивидов; в том числе пола, возраста человека, его принадлежности к определённому поколению.

Таким образом, не деньги портят людей. А напротив, люди, умеющие или не умеющие пользоваться деньгами, сознательно обращающие их на пользу другим людям, всему обществу, либо, наоборот, превращающие их в орудие достижения своих корыстных целей, определяют их социальную роль и ценность.













Библиографический список

  1. Абрамова С.Б. Деньги как социальная ценность. Социологические исследования: поколенческий срез проблемы // экологическая социология. – 2010. - №7. – с.38-41.

  2. Вебер М. избранные произведения – М.: Прогресс, 2011. – 240 с.

  3. Зарубина Н.Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Конкуренция и рынок. – 2016. - №6. – с.3-12.

  4. Злизер В. Создание множественных денег // Режим доступа: http: // ww.ecsos.mssos.ru.

  5. Зиммель Г. Философия денег / Под общ.ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Прогресс, 2000.- с. 309-383.

  6. Силасте Г.Г. Социальные функции денег в условиях экономических реформ // Древлехранилище, 2004. – с. 234-235.

Сведения об авторах

Дитюк Елена Павловна, воспитатель, казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа №6» Россия г. Омск

Пономарева Ольга Андреевна, учитель, казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа №6» Россия г. Омск




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!