Тема итоговой аттестационной работы:
Методическая разработка классного часа
«Деньги: плохой хозяин, или хороший слуга?»
Коллектив авторов:
слушали курсов по финансовой грамотности – педагоги Ставропольского края, в том числе Вяльшина Ирина Владимировна
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 4 |
1.1 Общая характеристика занятия | 4 |
1.2 Педагогическая и методическая характеристики занятия | 5 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 8 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 9 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
| |
ВВЕДЕНИЕ
Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена». Можно услышать много разных суждений по данному вопросу, зачастую слишком противоречивых.
Тема классного часа «Деньги – плохой хозяин, или хороший слуга?» в 5 классе была выбрана не случайно. На это есть две причины.
Во-первых, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана с жизнью. Дети зачастую не знают цены деньгам, как они тяжело даются их родителям. Во-вторых, тема, как нам кажется, является интересной для ребят данного возраста. Поэтому необходимо познакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами.
Так родилась идея классного часа «Деньги: плохой хозяин, или хороший слуга?»
Данная разработка классного часа призвана способствовать формированию экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1. Общая характеристика занятия
Объект:
Место: п. Коммунар Красногвардейский муниципальный округ
Название образовательной организации: МКОУ СОШ №3 им. В.Н. Дроздова
Участники проекта:
Педагог: Вяльшина Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания
Учащиеся: 5 класс
Название предмета: классный час
Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
Тип занятия: комбинированное занятие
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: мультимедийная аппаратура.
Учебно-методическое обеспечение:
Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова (Учимся разумному финансовому поведению).
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы.
1.2. Педагогическая и методическая характеристика занятия
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о деньгах как средствах накопления, обмена, мера стоимости товаров. Формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни
Продолжительность занятия « Деньги: плохой хозяин, или хороший слуга?» - 40 минут.
В таблице 1 представлены действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся.
Таблица 1
Этап | Продолжительность | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Организационный | 1 минута | Подготовка рабочего места |
Мотивация учебной деятельности | 5 минут | Прослушивание фрагмента песни В. Высоцкого «Ярмарка» (27 с.) https://www.youtube.com/watch?v=knXenIzJncU Фрагмент мультфильма «Деньги» из м/ф «Остров сокровищ» (Одесская киностудия)( 1.47мин) https://www.youtube.com/watch?v=NWTEhkG73yU |
Практический | 30 минут | Участие в викторине вопрос-ответ «Что мы знаем о деньгах?» (приложение 2) Участие в беседе об известных людях в сфере финансов Тестирование (приложение 3) Просмотр картин из денежных купюр (приложение 4) |
Рефлексия | 4 минуты | Отвечают на вопросы учителя |
Организационный этап предполагает приветствие учителя, подготовку рабочего места. Данный этап помогает активизировать внимание учащихся. Продолжительность этапа составляет 1 минуту.
Роль учителя: организатор, коммуникатор.
Мотивация учебной деятельности - 5 минут. Используется фрагмент песни В. Высоцкого «Ярмарка», фрагмент «Деньги» из мультфильма «Остров сокровищ». Зачитываются отрывки из сочинений учащихся « Деньги – это добро или зло?» После чего дети формируют тему и цели урока (с помощью учителя).
Далее вместе с учителем они определяют проблему: «Деньги- это добро или зло?» и сущность денег как нравственной категории.
Исходя из обсуждения темы и цели, формулируется вывод: Необходимым условием социального становления человека в современных условиях является формирование индивидуальности, предприимчивости, организованности, трудолюбия и других качеств человека.
Деятельность педагога во время занятия: учитель руководит, направляет, обсуждает совместно с учениками, созданные проблемные ситуации.
Роль учителя: организатор, инструктор, коммуникатор.
Практический этап проходит в форме викторины вопрос - ответ «Что мы знаем о деньгах?».
Тестирование «Деньги» с подведением результатов.
Демонстрация картин выполненных из денежных купюр. Продолжительность этапа составляет 30 минут.
Используется информационно-развивающий метод, словесный метод. Проводится косвенное наблюдение за активностью обучающихся.
Роль преподавателя на данном этапе – фасилитатор, наблюдатель, коммуникатор, организатор.
Последний этап «рефлексия» – 4 минуты. На этом этапе обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя и оценивают эффективность проведенного занятия:
С какой новой информацией вы познакомились сегодня?
Как вы понимаете высказывание «Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга»?
Какой опыт был вами получен в процессе?
Расскажите о своих ощущениях по итогам занятия?
Роль преподавателя на данном этапе – наблюдатель, коммуникатор, организатор.
В таблице 2 представлены типы заданий контрольно-измерительных процедур и ведущие методы обучения.
Таблица 2
Этап | Метод | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
Организационный | словесный | - |
Мотивация учебной деятельности | Иллюстративный, словесный | - |
Практический | практический, игровой, словесный | - |
Рефлексия | словесный | - |
На каждом этапе занятия используются методы, соответствующие содержанию и поставленным целям:
- словесный метод предполагает вербальное убеждение и мотивацию обучающихся к активной образовательной деятельности и используется на организационном этапе, при проверке заданий и обсуждении результатов, а также в процессе рефлексии;
- иллюстративный метод используется на этапе мотивации учебной деятельности. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной работы;
- игровой метод – это форма обучения, основанная на преобразовании ситуаций, содержащих социальный опыт жизнедеятельности, в заданные условия.
- практический метод – форма обучения для познания реальности, формирования умений и навыков, углубление знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе занятия учащиеся путем постановки проблемного вопроса « деньги –это добро или зло?» попытались раскрыть сущность денег как нравственной категории. Применяя методику тестирования, выявили наличие качеств определяющих возможность самостоятельно решать денежные вопросы. Ознакомились с основными элементами культуры обращения с деньгами.
Для достижения цели занятия учитель выбрал следующие методы обучения: словесный, практический, иллюстративный, игровой.
Выбор данных методов обучения обусловлен, в первую очередь, целями и задачами урока, а также возрастными и личностными особенностями учащихся. Комбинация методов позволит педагогу сформировать у учащихся соответствующие компетенции (коммуникативные, познавательные, перцептивные, игротехнические), а также в ненавязчивой форме освоить важный практический материал.
Изучение данной темы будет продолжено в последующих классах, что позволит расширить знания учащихся по заявленной проблематике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова (Учимся разумному финансовому поведению)- Москва, ВАКО,2018
2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы ОО.- Москва, ВАКО,2018
3. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы ОО.- Москва, ВАКО,2018
4. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. «Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы» - Москва, ВАКО,2018
5. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – Москва, 2010. – С.42.
6. Мультфильм с сайт Пак финансовая грамотность https://edu.pacc.ru/
7. Методические материалы для учителя: Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money.
8. Методические материалы для учителя: сайт «Федеральный методический центр по финансовой грамотности для ОО» https://fmc.hse.ru/methodology
9. Отрывок из мультфильма «Остров сокровищ» https://www.youtube.com/watch?v=NWTEhkG73yU
10. Песня В.С. Высоцкого «Ярмарка» https://www.youtube.com/watch?v=knXenIzJncU
3