СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деньги и их функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деньги и их функции»

МОУ «Новокрымская школа»











Урок обществознания в 7 классе

«Деньги и их функции»






Учитель истории и обществознания

Кукса Н.Ю.







2022-2023 у.г.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Метапредметные: развивать логическое мышление и творческий потенциал обучающихся.

Личностные: формировать разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада видеть Вас! Как ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Но прежде улыбнемся друг другу!

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания по теме «Обмен, торговля, ре­клама»

  1. Упражнение «Дополни предложение»

  1. Товар – это (экономическое благо, предназначенное для продажи)

  2. Движение товара от одного владельца к другому (обмен)

  3. Потребительская стоимость и меновая стоимость – это (свойства товара)

  4. Меновой стоимостью товара называется его (способность к обмену на другие продукты труда)

  5. Потребительской стоимостью товара называется его (полезность для потребителя)

  6. Обмен начал развиваться вследствие (общественного разделения труда)

  7. Отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путем купли-продажи (торговля)

  8. Торговля может быть (оптовой и розничной, внутренней и внешней)(Органы образования субъекта Федерации покупают школьные учебники к новому учебному году – оптовая т.; покупка в магазине 1 кг. конфет - розничная; продажа автомобилей ВАЗ на территории нашей страны – внутренняя; поставка партии бананов в нашу страну из Эквадора в обмен на военную технику – внешняя)

  9. Информация о свойствах товара или услуги, которая помогает продать товар - это (реклама)

  10. Информация, формирование предпочтения, напоминание – это цели (рекламы)

  1. Задание на карточках



Фамилия, имя_____________________

Задание1

Найдите и подчеркните слово (словосочетание), которое обобщает перечисленные термины

Экспорт, импорт, розница, оптовая сделка, торговля

Задание2

Определите и подчеркните правильный вариант ответа:

  1. Ценность, полезность для потребителя это (потребительская/меновая) стоимость.

  2. Продажа товаров крупными партиями - это (оптовый/розничный) вид торговли.

  3. Информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи – это (реклама\напоминание)

Задание3

Укажите завершающее звено в логической цепочке

Общественное разделение труда


Специализация

_______________



III. Мотивационно-целевой этап

Интеллектуальная разминка “Загадка”:

Не любовь, а душу согревают.

Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.

Не магнит, а притягивают.

Не господин, а подчиняют.

Не слуга, а служат. (Деньги)

Также у нас есть еще одна подсказка – ребус.

Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

С чем познакомиться? (ответы детей).

- Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями.

- Запишите тему урока: «Деньги и их функции»

IV. Основная часть урока

Учитель. История появления денег. Как деньги стали деньгами.

Ученые считают, что первые деньги появились примерно 2700 лет назад, и внешний вид денег претерпел серьезные изменения.

Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Изначально люди обменивали товар, на товар. С развитием товарного производства (когда продукт стали производить не для себя, а для обмена), выделяется самый ходовой товар, на который можно было обменять все другие товары. Эти товары выступают в качестве посредников, т.к. обладают всеобщей полезностью (нужны всем). Они становятся всеобщим эквивалентом.

Сначала роль всеобщего эквивалента выполняли: в Европе - зерно, скот; странах севера - меха, соль; странах Океании – ракушки.

На примере неудобства (мешок зерна промок и испортился) переходим к понятию выделения удобного товара

Меновые→ Чёрные → Цветные→ Благородные металлы

товары (камни, металлы (серебро и золото)

черные (медь)

металлы)

Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.

Причины этого: (вопрос к учащимся)

1. Не портятся

2. Мягкий метал, т.е. хорошо делится

3. При малом количестве высокая стоимость.

4. Востребовано всегда и везде.

2.Просмотр видео «Как появились деньги»

3. Сообщение учащегося:

«История металлических и бумажных денег».

Золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки».

В 7 веке до н.э. возникли монеты – золотые лепёшечки, на которых указывали вес и герб того, кто их чеканил.

Во времена монголо – татарского ига (1243 – 1480) отдельные русские княжества чеканили свои монеты, а также имела хождение татарская серебряная теньга. Основными «денежными материалами» были золото и серебро.

Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей.

В начале 17 века на Руси установились стабильная единая монета – копейка, названная так, потому что на ней был отчеканен всадник с копьём.

Кроме неё в ходу была полукопеечная деньга и четвертькопеечная полушка. Затем появились серебряные алтын, полтина и золотой червонец.

Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине II, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.

После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только

в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.

Учитель. Давайте попробуем определить, что называют деньгами

4. Запись в тетрадь.

Деньги – всеобщий эквивалент, выражающий стоимость товаров и служащий при обмене их друг на друга.

5. Работа с таблицей

История денег

Бартер

Вещи меняются на вещи

Вещи как эквивалент

Определенные вещи становятся эквивалентом – животные, ракушки

Металл как эквивалент

Кусочки металла выступают в роли эквивалента

Металлические деньги

Чеканка (изготовление) металлических монет

Бумажные деньги

Печатание бумажных монет

Электронные деньги

Электронные платежи (через Интернет)


5. Упражнение «Расположи в хронологической последовательности»

Рассмотри изображения и расставь в хронологической последовательности их появления.









6. Учитель. -Какие же функции выполняют деньги?

Составление кластера «Функции денег»

Учитель характеризует функцию, учащиеся должны дать ей определение и составить в тетради кластер.

Функции денег

Мера стоимости

Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров

Платим деньги за хлеб

Средство обращения

Реальное присутствие денег в обращении и кратковременность их участия в обмене

Отдаем долг другому человеку

Средство платежа

Использование для выплат зарплат, кредитов и т.д.

Выплата кредита

Средство накопления

Выступают в роли сокровищ – позволяю осуществить различные планы

Вклад в банке

Мировые деньги

Всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства

Оплата гостиницы за границей


V. Закрепление изученного материала

1. - А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.


Задание №1

Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).


Задание №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. ( мера стоимости).


Задание №3

В руках воинов - купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).


Задание №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)


2. Составление синквейна

Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте вспомним, как он составляется, и составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн.

  1. Одно слово.

Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

  1. Два слова.

Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

  1. Три слова.

Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

  1. Фраза из четырех слов.

Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

  1. Одно слово.

Характеризует суть предмета или объекта.


Примеры:

Деньги

Бумажные, металлические
Обменивают, покупают, торгуют
Всеобщий эквивалент обмена
Обмен


Деньги

Металлические, древние
Накапливают, платят, стоят
Средство товарного обмена
Торговля

VI. Рефлексия

Сегодня я узнал…..

Мне понравилось…..

Я выполнил……

Мне было сложно….

Теперь я могу сказать, что…..


VII. Подведение итогов

Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами.

Домашнее задание

Дома вы изучите §13 учебника и ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома»

Выставление учащимся оценок.
































  1. Просмотр видео «Уроки тетушки Совы»

Давайте узнаем, что такое деньги и зачем они нужны, об истории возникновения денег?

Деньги – это всеобщее платежное средство; мера стоимости товара или услуги.

- Как расплачивались за товары, когда денег еще не было? (Зерно меняли на орудия труда; домашних животных на оружие; шкуры на украшения – натуральный обмен)

- Что постепенно начали использовать люди, чтобы не путаться и не прогадать с обменом? (Использовали самые ценные предметы зерно, соль, меха).

-




Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас?




Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Изначально люди обменивали товар, на товар. С развитием товарного производства (когда продукт стали производить не для себя, а для обмена), выделяется самый ходовой товар, на который можно было обменять все другие товары. Эти товары выступают в качестве посредников, т.к. обладают всеобщей полезностью (нужны всем). Они становятся всеобщим эквивалентом.

Сначала роль всеобщего эквивалента выполняли: в Европе - зерно, скот; странах севера - меха, соль; странах Океании – ракушки.

На примере неудобства (мешок зерна промок и испортился) переходим к понятию выделения удобного товара

Меновые→ Чёрные → Цветные→ Благородные металлы

товары (камни, металлы (серебро и золото)

черные (медь)

металлы)

Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.

Причины этого: (вопрос к учащимся)

1. Не портятся

2. Мягкий метал, т.е. хорошо делится

3. При малом количестве высокая стоимость.

4. Востребовано всегда и везде.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!