МОУ «Новокрымская школа»
Урок обществознания в 7 классе
«Деньги и их функции»
Учитель истории и обществознания
Кукса Н.Ю.
2022-2023 у.г.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Метапредметные: развивать логическое мышление и творческий потенциал обучающихся.
Личностные: формировать разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Я рада видеть Вас! Как ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Но прежде улыбнемся друг другу!
II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания по теме «Обмен, торговля, реклама»
Упражнение «Дополни предложение»
Товар – это (экономическое благо, предназначенное для продажи)
Движение товара от одного владельца к другому (обмен)
Потребительская стоимость и меновая стоимость – это (свойства товара)
Меновой стоимостью товара называется его (способность к обмену на другие продукты труда)
Потребительской стоимостью товара называется его (полезность для потребителя)
Обмен начал развиваться вследствие (общественного разделения труда)
Отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путем купли-продажи (торговля)
Торговля может быть (оптовой и розничной, внутренней и внешней)(Органы образования субъекта Федерации покупают школьные учебники к новому учебному году – оптовая т.; покупка в магазине 1 кг. конфет - розничная; продажа автомобилей ВАЗ на территории нашей страны – внутренняя; поставка партии бананов в нашу страну из Эквадора в обмен на военную технику – внешняя)
Информация о свойствах товара или услуги, которая помогает продать товар - это (реклама)
Информация, формирование предпочтения, напоминание – это цели (рекламы)
Задание на карточках
Фамилия, имя_____________________ Задание1 Найдите и подчеркните слово (словосочетание), которое обобщает перечисленные термины Экспорт, импорт, розница, оптовая сделка, торговля Задание2 Определите и подчеркните правильный вариант ответа: Ценность, полезность для потребителя это (потребительская/меновая) стоимость. Продажа товаров крупными партиями - это (оптовый/розничный) вид торговли. Информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи – это (реклама\напоминание) Задание3 Укажите завершающее звено в логической цепочке Общественное разделение труда Специализация _______________ |
III. Мотивационно-целевой этап
Интеллектуальная разминка “Загадка”:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)
Также у нас есть еще одна подсказка – ребус.
Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
С чем познакомиться? (ответы детей).
- Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями.
- Запишите тему урока: «Деньги и их функции»
IV. Основная часть урока
Учитель. История появления денег. Как деньги стали деньгами.
Ученые считают, что первые деньги появились примерно 2700 лет назад, и внешний вид денег претерпел серьезные изменения.
Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Изначально люди обменивали товар, на товар. С развитием товарного производства (когда продукт стали производить не для себя, а для обмена), выделяется самый ходовой товар, на который можно было обменять все другие товары. Эти товары выступают в качестве посредников, т.к. обладают всеобщей полезностью (нужны всем). Они становятся всеобщим эквивалентом.
Сначала роль всеобщего эквивалента выполняли: в Европе - зерно, скот; странах севера - меха, соль; странах Океании – ракушки.
На примере неудобства (мешок зерна промок и испортился) переходим к понятию выделения удобного товара
Меновые→ Чёрные → Цветные→ Благородные металлы
товары (камни, металлы (серебро и золото)
черные (медь)
металлы)
Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.
Причины этого: (вопрос к учащимся)
1. Не портятся
2. Мягкий метал, т.е. хорошо делится
3. При малом количестве высокая стоимость.
4. Востребовано всегда и везде.
2.Просмотр видео «Как появились деньги»
3. Сообщение учащегося:
«История металлических и бумажных денег».
Золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки».
В 7 веке до н.э. возникли монеты – золотые лепёшечки, на которых указывали вес и герб того, кто их чеканил.
Во времена монголо – татарского ига (1243 – 1480) отдельные русские княжества чеканили свои монеты, а также имела хождение татарская серебряная теньга. Основными «денежными материалами» были золото и серебро.
Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей.
В начале 17 века на Руси установились стабильная единая монета – копейка, названная так, потому что на ней был отчеканен всадник с копьём.
Кроме неё в ходу была полукопеечная деньга и четвертькопеечная полушка. Затем появились серебряные алтын, полтина и золотой червонец.
Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине II, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.
После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только
в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.
Учитель. Давайте попробуем определить, что называют деньгами
4. Запись в тетрадь.
Деньги – всеобщий эквивалент, выражающий стоимость товаров и служащий при обмене их друг на друга.
5. Работа с таблицей
История денег |
Бартер | Вещи меняются на вещи |
Вещи как эквивалент | Определенные вещи становятся эквивалентом – животные, ракушки |
Металл как эквивалент | Кусочки металла выступают в роли эквивалента |
Металлические деньги | Чеканка (изготовление) металлических монет |
Бумажные деньги | Печатание бумажных монет |
Электронные деньги | Электронные платежи (через Интернет) |
5. Упражнение «Расположи в хронологической последовательности»
Рассмотри изображения и расставь в хронологической последовательности их появления.
6. Учитель. -Какие же функции выполняют деньги?
Составление кластера «Функции денег»
Учитель характеризует функцию, учащиеся должны дать ей определение и составить в тетради кластер.
Функции денег |
Мера стоимости | Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров | Платим деньги за хлеб |
Средство обращения | Реальное присутствие денег в обращении и кратковременность их участия в обмене | Отдаем долг другому человеку |
Средство платежа | Использование для выплат зарплат, кредитов и т.д. | Выплата кредита |
Средство накопления | Выступают в роли сокровищ – позволяю осуществить различные планы | Вклад в банке |
Мировые деньги | Всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства | Оплата гостиницы за границей |
V. Закрепление изученного материала
1. - А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Задание №1
Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).
Задание №2
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. ( мера стоимости).
Задание №3
В руках воинов - купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).
Задание №4
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)
2. Составление синквейна
Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте вспомним, как он составляется, и составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн.
Одно слово.
Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова.
Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова.
Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов.
Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово.
Характеризует суть предмета или объекта.
Примеры:
Деньги
Бумажные, металлические
Обменивают, покупают, торгуют
Всеобщий эквивалент обмена
Обмен
Деньги
Металлические, древние
Накапливают, платят, стоят
Средство товарного обмена
Торговля
VI. Рефлексия
Сегодня я узнал…..
Мне понравилось…..
Я выполнил……
Мне было сложно….
Теперь я могу сказать, что…..
VII. Подведение итогов
Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами.
Домашнее задание
Дома вы изучите §13 учебника и ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома»
Выставление учащимся оценок.
Просмотр видео «Уроки тетушки Совы»
Давайте узнаем, что такое деньги и зачем они нужны, об истории возникновения денег?
Деньги – это всеобщее платежное средство; мера стоимости товара или услуги.
- Как расплачивались за товары, когда денег еще не было? (Зерно меняли на орудия труда; домашних животных на оружие; шкуры на украшения – натуральный обмен)
- Что постепенно начали использовать люди, чтобы не путаться и не прогадать с обменом? (Использовали самые ценные предметы зерно, соль, меха).
-
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас?
Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Изначально люди обменивали товар, на товар. С развитием товарного производства (когда продукт стали производить не для себя, а для обмена), выделяется самый ходовой товар, на который можно было обменять все другие товары. Эти товары выступают в качестве посредников, т.к. обладают всеобщей полезностью (нужны всем). Они становятся всеобщим эквивалентом.
Сначала роль всеобщего эквивалента выполняли: в Европе - зерно, скот; странах севера - меха, соль; странах Океании – ракушки.
На примере неудобства (мешок зерна промок и испортился) переходим к понятию выделения удобного товара
Меновые→ Чёрные → Цветные→ Благородные металлы
товары (камни, металлы (серебро и золото)
черные (медь)
металлы)
Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.
Причины этого: (вопрос к учащимся)
1. Не портятся
2. Мягкий метал, т.е. хорошо делится
3. При малом количестве высокая стоимость.
4. Востребовано всегда и везде.