СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День зимующих птиц в р.Бурятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«День зимующих птиц в р.Бурятия»

Конспект классного часа

Класс 2

Тема: «Всероссийский день зимующих птиц»

Дата проведения: 14.01.22 и 21.01.22

Цель: расширить представления учащихся о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи:
- систематизировать и обогатить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и помощи им;

- обобщить жизненные наблюдения детей за зимующими птицами;

- определить значение птиц в природе и жизни человека;

- воспитывать чуткое, внимательное отношение ко всему живому, желание много читать и знать о природе.
- развивать кругозор, любознательность, логическое мышление.

Оборудование:
презентация, выставка поделок птиц, мешочки с кормом для птиц.


Ход занятия


I.Актуализация знаний. (1слайд)

Учитель. Сегодня мы продолжаем наш разговор о птицах - зимующих птицах нашего края. Мы с вами уже и на экскурсии ходили - наблюдали за птицами, кормушки для птиц повесили, корм разложили. И, помните, условились, что продолжим наблюдение за поведением птиц зимой и будем следить за кормом в кормушках. Мы уже не раз говорили, ребята, что зимой для птиц доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Птицы боятся голода, холод они могут пережить. Голодные ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. Значит, от нас с вами зависит, как перезимуют птицы. Каждый год в нашей стране проходит Всероссийская акция «Покормите птиц зимой», и 15 января наша страна отмечает «Всероссийский день зимующих птиц», этот праздник стали отмечать с 2002 г. чтобы никто не остался равнодушным к этой проблеме: ни взрослые, ни дети.
Итак, давайте поиграем в игру “Да-Нет”. И закрепим наши знания о том, чем птицы отличаются от других групп животных.

- Если вы услышите признаки птиц, то похлопайте в ладоши, если нет – спрячьтесь в домик (ладонями соединяют над головой)

• Тело покрыто шерстью…

• Тело покрыто перьями…

• Имеют клюв…

• Имеют две пары ног…

• Добывают пищу с помощью клюва и лап…

• Есть клыки…

• Имеют длинный пушистый хвост…

• Эти животные плавают, летают…, …, издают звуки …,

бегают…, зимуют с нами…, улетают зимой в теплые края...


- Почему вы хлопали, когда слышали, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края” и “зимуют с нами”? ( Ответы детей)

Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о птицах, зимующих не только в нашем Хоринском районе, но и по всей Бурятии. Этих птиц в нашем районе мы можем и не встретить. В Бурятии в зимнее время зафиксировано более 20 видов, но чаще всего встречаются около 17. Давайте, мы с вами посмотрим некоторых из них и проверим свои наблюдения: может быть, эти пернатые заглядывали и в наши края. Итак, мы повесили кормушки, положили туда корм и давайте посмотрим, какие гости к нам могут прилететь…

II. Показ презентации.2слайд
Синица


Выступление учащегося:

Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте. Клюв у неё острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой. Поёт звонко: «Синь-синь, пинь-пинь», умеет свистеть и трещать. За своё пение она и получила название «синица». Синицы любят сухофрукты, ягоды, орехи, семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, тертый желток крутого яйца, масло, несоленое сало (в погоду -5 и холоднее), малосоленый сыр, нарезанный мелкими кубиками (со стороной 3-5 мм). Ягоды: красной и черной рябины, боярышника, ирги. Семена подсолнечника, ржи, кукурузы, пшеницы, овса. Семена деревьев: сосны, ели, липы, клена, сирени, березы.

Дополнение учителя: Синички — жительницы лесные, им приспособится зимой сложнее и поэтому зимой синицы летят поближе к человеку. Из 10 синиц до весны доживает только 2-3. У синичек быстро формируется условный рефлекс — они четко запоминают где расположена кормушка и когда появляется свежая порция корма. Потому подкармливать их — одно удовольствие!

Воробей



Выступление учащегося:

Частым гостем наших кормушек бывают весёлые воробьи. Прилетают на зиму ближе к жилищу человека. Они создают свои гнезда под крышами домов, в заброшенных зданиях, в трещинах жилых домов и даже в пустых скворечниках. Зимой они кормятся отходами на городских свалках, остатками пищи, брошенными на улице или у магазинов, греются под крышами домов или на теплотрассах. Если найдёт где-нибудь что-то съедобное, то сразу и других воробьев зовёт.
Дополнение учителя: Стоит отметить, что эти птицы на зиму строят свои гнезда за очень короткий срок, поэтому они получаются неряшливыми и не имеют правильной формы. Во время сильных холодов воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки. Воробей — птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка.


3 слайд

Сорока


Выступление учащегося: Сороки относятся к тем птицам, которые остаются и не покидают родные места, то есть там же проводят зиму, где были. Это всем известные и довольно популярные птицы, которых все видели. Сорока известна своим черно-белым оперением. Сороки могут быть там, где есть возможность прокормиться. Нередко селятся недалеко от людей, чтобы иметь возможность в зимнее время питаться пищевыми отходами, а также некоторой животной едой, даже небольшими млекопитающими типа грызунов небольших размеров.

Дополнение учителя: Сороки держатся сообща, совместно и пропитание проще добыть. Сороки известны своей хитростью. Даже у собаки могут украсть еду. Одна отвлекает, другая ворует.


Серая ворона


Выступление учащегося: Ворона - всеядная птица. Туловище у серой вороны пепельно серое, а голова, крылышки, хвост, клюв, ноги, передняя часть горла - сине-черного цвета. Всякого рода пищевые отходы — привычная и излюбленная пища вороны, поэтому большое скопление этих птиц часто наблюдается на городских свалках. В отсутствии животной пищи ворона ест растения и их семена, фрукты и овощи. Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.
Дополнение учителя: Понаблюдав за этими птицами, ученые выяснили, что весной и осенью вороны совершают регулярные перелеты. Осенью они улетают в более южные края, а весной возвращаются. Так, к примеру, вороны из Подмосковья улетают под Харьков или Киев, а в Подмосковье селятся архангельские вороны. Поэтому, вороны, которые встречаются зимой у нас, совсем не те, которые изначально построили здесь свои гнездышки и вывели птенцов, а те, которые прилетели из мест с более суровыми морозами. Однако перелеты совершают только молодые вороны. Старые на весну улетают подальше от человеческого жилья, а зимой вновь возвращаются и примыкают к стаям пришлых молодых ворон и галок.

В сильные морозы, можно наблюдать их огромные стаи, которые перелетают с места на место.
4 слайд Голубь


Выступление учащегося: Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища. Эти птицы находят места, где они могут прятаться от холода, но в то же время вылетать каждый день на поиски пропитания.
5 слайд Снегирь


Выступление учащегося:За свойство появляться с первым снегом - и назвали его снегирём.У самцов вся грудь ярко-красного, почти алого цвета. Самочки окрашены скромнее – у них грудка коричневатая. Ягоды рябины — их излюбленный корм. Причем мякоть они не едят, а выклевывают только семена. Из-за этого под деревом на снегу всегда рассыпаны распотрошенные красные крошки ягод. А вообще питание их, несмотря на то, что только растительного происхождения, довольно разнообразно. Зимой это семена ольхи, клена, ягоды рябины.
Дополнение учителя: А вот летом их заметить трудно, поэтому некоторые люди думают, что снегири улетают в другие края. Они действительно перелетают, но только вглубь глухой еловой чащи, где будут строить свои гнезда.

ИГРА «МАСКИРОВКА»

Задание. Найди среди зарослей птицу!6 - 7 - 8 слайды





9 - 10 слайды

Большой пестрый дятел


Выступление учащегося: Самый распространенный в европейских лесах – это большой пестрый дятел. Клюв у этих птичек толстый, длинный и крепкий. Они способны выдалбливать дупло в любом дереве, хотя чаще выбирают для этих целей стволы больные. Хорошо лазить по стволам деревьев дятлам помогают короткие ноги с цепкими пальцами и крепкий хвост. Эта лесная птица встречается везде, где есть деревья и предпочитает одиночество. Но могут жить и рядом с человеком, например, в городских парках и скверах. Он редко улетает далеко от места проживания. Большинство из них всеядны и легко переносят морозы. Не изменяется образ жизни этой птицы даже зимой. Зимой дятел питается, в основном, семенами сосны и ели, плодами растений. Он искусно вынимает клювом семена из шишек и даже используют для этого постоянные станки - развилки веток. Также зимой он отлично находит жуков - короедов и жуков - древоточцев, которые в спячку прячутся под кору деревьев и выдалбливает их.


11 - 12 - 13 слайды Поползень


Выступление учащегося: Поползень- такое название говорит само за себя, значит, кто-то ползает. Но так может сказать про эту птичку только человек ненаблюдательный. Поползень не ползает, а бегает, притом очень ловко. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой так же хорошо, как и вверх головой. Ноги у поползня сильные. Спинка голубовато- серая, брюшко белое с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса, а хвост словно разлинован белыми тонкими полосками. Для того чтобы пережить голодный период эта неугомонная птаха запасает еду впрок. Начиная с ранней осени, поползень засовывает кедровые орешки, желуди, а также плоды липы, лещины и бука в трещины и ниши, находящиеся в стволах деревьев или же бережно складывает в просторном гнезде. Гнездо поползня – это кладовая, в которой может уместиться до 2 кг провизии.

ополнение учителя: А устроено гнездо в дупле и отличается оно тем, что вход, а нередко даже потолок и стены в нём до блеска отштукатурены размоченной слюной или же простой водой и глиной. В таком уютном домике, особенно когда «под рукой» богатые запасы пищи, нипочем и лютый мороз. Ведь сытой птице не страшны холода.


14 - 15 слайды

Клёст


Выступление учащегося: Клюв у птицы той не прост- крепкий, загнут и внахлёст, Невелик той птицы рост, а зовут ту птицу-…(клёст).

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!
Клесты очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. А еще клесты могут лазать по веточкам, даже висеть вниз головой! Висят на ветке вниз головой и семена едят!

Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.

Дополнение учителя: Клесты тоже бывают разные. У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.

Одних клестов называют так: «Клест – сосновИк» (ударение на третьем слоге). Дагадался, почему? Чем он питается? (Семенами сосны). Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадайся, как их называют? Я тебе подскажу: «Семена сосны ест клест-сосновИк. А семена ели ест клест ?(ело-вИк)»
А третий клест называется «белокрылый». Вы уже догадались, почему? Правильно, у него две белые полоски на крыльях. Он ест семена лиственницы. И поэтому его называют догадайтесь, как? За то, что он ест семена лиственницы, стали называть его лиственничком. Красивое слово – «лиственничек», правда? Вспомни, с какими деревьями клесты «дружат»? (С елью, сосной, лиственницей).
Если в кормушку положить мелкие орешки, подвесить шишку, то может быть, к вам в гости заглянет редкая птичка – клёст.

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. Строят клесты свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. А когда появляются на свет клестята, мама от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и согревает их своим телом.

Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. Клестятам нужна каша, но другая - птичья – еловая каша! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек! Долго приходится родителям выкармливать своих малышей, потому что те еще маленькие и сами еду из шишек добывать не умеют. Ведь у взрослых клестов клюв крестиком, а у птенчиков клюв прямой. Прямым клювом ни одного семечка из шишки не достанешь! А вот как подрастут малыши, начнут учиться семечки из шишек добывать, клюв у них тоже загнется и станет как крестик. Тогда и станут они сами себе еду добывать, клювом-крестиком чешуйки шишки раздвигать и доставать семена.


16 - 17 слайды Сойка


Выступление учащегося: По своим размерам сойка похожа на галку.

На голове у сойки есть широкой хохолок. Перья над хвостом белые, клюв, крылья, хвост — черные. Цвет оперенья ржаво-коричневый, а перья на плечах ярко-голубые с узенькими черными полосками. Смотрится птица в своем наряде очень ярко и красиво. Однако, разглядеть ее не так-то просто, ведь сойки очень пугливые птицы.

Зимой, когда снежный покров препятствует добыче корма, эти птицы выбираются из леса на более открытые участки и появляются возле жилища людей. Питаются семенами и ягодами. Сойка – очень сообразительная птица. Она делает запасы: собирает и прячет желуди. Птица может запасти до 4 кг желудей. Запасы соек часто находят другие птицы, вездесущие белки и съедают их.
Дополнение учителя: Птицы данного вида умеют подражать пению других птиц и человеческому голосу. В зимнюю бурю или метель, птицы забиваются под еловые ветки и там пережидают непогоду.
18 - 19 слайды

Свиристель


Выступление учащегося: Есть у наших обычных воробьев ближайший родственник – птица свиристель. Название свое они получили от звуков, которые издают при пении: сви-ри-ри. Но природа дала свиристелям красивый наряд: торчащий розовый хохолок на голове и своеобразная окраска: основной цвет туловища нежного розового цвета с серыми оттенками, а вот крылья разноцветно-расписные, с черными, желто-оранжевыми и белыми полосками. На кончике хвоста также полоски. Зимой основная их пища – это ягоды. Свиристели кормятся в рябинниках, любят ягоды калины, шиповника, брусники, да и вообще любых ягодных кустарников.
Дополнение учителя: Едят свиристели много, набивают желудки плотно. Но большинство из этих ягод не переваривается, поэтому зимой место, где пировали хохлатые красавцы, узнать легко. Под голым деревом снег бывает весь усыпан яркими пятнами полупереваренных ягод с семенами и расклеванной кожурой. В природе это имеет большое значение: упавшие семена затем прорастают в новое растение. Люди строят для них в парках и в лесу кормушки и подкармливают этих красивых и ярких птиц, радующих взгляд. Несмотря на осторожность и скрытность, к кормушкам свиристели прилетают охотно.

- Что нового узнали?

- На следующий урок принести корм, картон, ножницы, белые и красные шерстяные нитки.





2 урок.

III. Закрепление.

Учитель. Ребята,ответьте на вопросы:

  1. О каких птицах мы говорили на прошлом? Что нового узнали?

  2. 2. Чем же полезны птицы?

  3. Возможные ответы детей:

1. Все птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят зелёные насаждения.
2. Птицы уничтожают личинки и яйца насекомых.
3. Птицы являются санитарами, так как поедают насекомых – разносчиков разных болезней.
4. Птицы радуют нас своим пением и красотой.
5. Птицы разносят семена деревьев, из которых вырастают новые растения.
6. Птицу можно назвать лесником, бережно ухаживающим за лесом.
3. Почему именно зимой птицам наша помощь необходима?
Возможные ответы детей:
1. Зимой всюду лежит снег, холодно и мало пищи, и от голода птицы погибают.
2. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо.
4. Как мы можем помочь птицам?
Возможные ответы детей:
3. Зимой холодно и мало пищи, поэтому люди должны для птиц устраивать птичьи столовые.
4. Нужно повсюду развешивать кормушки.
5. Следить за тем, чтобы в кормушках всегда был корм.

5. Какой корм мы можем положить в кормушки?
Возможные ответы детей:


Кусочки сала для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Белый хлеб, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Птицы охотно поедают овсянку "Геркулес" и пшено, сухофрукты и орехи. Птицы любят клевать ягоды рябины, семена берёзы, сосны, ели, лиственницы.

Вывод: Значит, ребята,……
Если будем подкармливать птиц зимой, то сохраним их от гибели. Ведь при наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Видите, ребята, и от нас с вами тоже зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. А все начинается с малого.
Давайте прочитаем стихотворение «Покормите птиц зимой!» ( автор А. Яшин) (Раздать)


Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
нам встречать весну!
IV. Учитель. А теперь поиграем в игру «Ассоциации» (Учитель читает загадки, учащиеся записывают отгадки в виде рисунков или знаков, по которым они смогут воспроизвести всю цепочку ответов)
Загадки о птицах.
1. Днём спит, ночью летает – людей пугает. (Сова)
2. Маленький мальчишка в сером армячишке,
по дворам шныряет – крохи собирает. (Воробей)
3. Кто там прыгает, шуршит
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё!Клё!Клё!» - поёт со свистом.
4. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)
5. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.(Дятел)
6. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.( Синица)
7. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
8. Птичка шумная, свищит.
Прозывался он - ямщик.
Схватит в клюв жука - еда.
По стволам туда- сюда
Ползает он целый день
Называют…… ( по…зень).
9.Окраской – серовата, повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая – известная персона.
Кто она? ( Ворона )
10. Словно красные плоды,

По зиме поспели,

Только близко подойди

Разлетятся… (Снегири).

Наша задача сегодня смастерить из простых материалов снегирей.

Приступаем к работе, выполняем все по инструкции. (ребятам раздаю шаблоны, пошагово выполняем работу).

V.Итог.
Учитель. А теперь посмотрите за окно –видите, сколько птичек ждут обеда?! Мы заранее приготовили корм, который разложила в мешочки. Вы сегодня многое узнали, и ни одно полученное знание не должно оставаться без применения его на практике! Давайте собираться на прогулку, и первое, что мы с вами сделаем: …. правильно, покормим птиц!



















Самоанализ классного часа «Всероссийский день зимующих птиц»

 

Тема классного часа «Всероссийский день зимующих птиц» была выбрана не случайно. На это есть две причины.

Во-первых, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана с жизнью птиц в зимнее время. С птицами дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется их значимость. Это проявляется в небрежном отношении к природе. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к ней.

Во-вторых, в процессе подготовки к всероссийской акции «покормите птиц зимой» проведен опрос в результате которого выяснилось, что большинство моих второклассников знают, что в нашей местности зимуют только воробей, сорока и ворона, учащимся класса хотелось бы узнать что-то новое о птицах. Так родилась идея классного часа.

 Цель: расширить представления учащихся о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- систематизировать и обогатить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и помощи им;
- обобщить жизненные наблюдения детей за зимующими птицами;
- определить значение птиц в природе и жизни человека;
- воспитывать чуткое, внимательное отношение ко всему живому, желание много читать и знать о природе.
- развивать кругозор, любознательность, логическое мышление.
Для реализации поставленных задач была выбрана форма классного часа с использованием ИКТ и потребовались технические средства: компьютер, проектор и экран.

Классный час (теория) проводили восьмиклассницы. Презентация была составлена девочками 8 класса под моим руководством. Второй урок проводила сама.

  В течение всей беседы, мы с девочками из 8 класса Дарьей и Надеждой, старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя, старалась услышать мнение каждого.

  Всем вам известно, что некоторые люди большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор (глаза), а другие - на слух.

Для того чтобы донести информацию до каждого ребенка, она предлагалась в форме слайдов и рассказов. Например, при просмотре фрагментов презентации внимание детей обращалось как на то, что они увидели, так и на, то, что услышали.

Данный классный час входит в систему мероприятий посвященных охране птиц в зимнее время.

Классный час поделила на две части. Первая – это передача детям  информации о птицах, их трудной жизни зимой, и вторая – это закрепление полученных знаний при помощи игры и творчества. На втором уроке делали с второклассниками поделку. Практическую работу ребята выполняли с удовольствием. Так как не хватило времени на уроке покормить птиц, мы сходили на перемене. Дети очень довольны, ведь все это, в конечном итоге, приводит детей к пониманию, бережному отношению и заботе о братьях наших меньших.

Подводя итог классного часа, дети сами делают вывод, что необходимо уважительно относиться к природе и беречь ее.

  Считаю, что классный час соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся.

Поставленная цель и задачи в ходе подготовки и проведения классного часа были выполнены.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!