СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День защитника Отечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: формирование понятия «защитник Отечества», формирование уважения к защитникам Отечества; формирование ответственного отношения к службе в армии как обязанности гражданина Российской Федерации; воспитание гордости за деятельность российской армии в истории и на современном этапе развития общества.

 

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, сохранение исторической памяти.

 

Основные смыслы: День защитника Отечества – всенародный праздник, в котором воплощены чувства уважения наших граждан к своим доблестным защитникам, гордости за всех, кто служил и служит в армии и на флоте, признания их героических заслуг перед Родиной в отстаивании её национальных интересов, суверенитета и независимости, всеми, кто по заветам предков «Отчизну мужеством прославил». Люди, искренне любящие свою Родину и трудящиеся на её благо – являются защитниками Отечества.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов.   

 

Комплект материалов:

− сценарий,  

− методические рекомендации,

− видеоролик,

− презентационные материалы, − интерактивное задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

 

Учитель. Ребята, сегодня наше занятие посвящено государственному празднику — Дню защитника Отечества. В прошлом году мы с вами уже обсуждали традиции этого праздника, сегодня продолжим наш разговор.

Во все времена государство защищали отважные воины — российская армия. В России трудно найти семью, где бы ни было своих героев, защищавших нашу Родину. И мы поздравляем всех защитников с этим праздником и обязательно вспомним героев, которые защищали Отечество на протяжении его многовековой истории. 

 

Учитель. Давайте проанализируем несколько высказываний. 

Как вы думаете, что их все объединяет? О каких ценностях идёт речь в этих высказываниях?

 

«Честь офицера — выше собственного благополучия, выше самой жизни». («Офицеры»)

 «После трудных испытаний, после далёких, пройденных с боями дорог родная земля становится ещё дороже. Долг перед Родиной требовал от нас безраздельной преданности боевой службе. Мысли о личном счастье отступали на второй план». (А. И. Покрышкин)

«Если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков». («Они сражались за Родину»)

«Чтобы любить страну, необязательно быть солдатом». («Герои») «Есть такая профессия — Родину защищать». («Офицеры») Ответы обучающихся.

 

Учитель. Как вы понимаете слова «защитник» и «Отечество»?

Предлагайте варианты. 

Ответы обучающихся.

 

Методический комментарий: учитель может напомнить происхождение слова «Отечество»: оно произошло от слова «отец». Следовательно, территория проживания каждого человека — Родина или родная земля — рассматривалась во все времена как семья, глава которой был отец (в рамках государства — князь, государь, монарх, глава государства). 

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что словосочетание «Защитник Отечества» можно понимать, как заступник своей семьи, родных, всех людей родной земли.

 

Учитель.  Когда мы говорим о защите Отечества, то в первую очередь, мы соотносим это понятие с людьми, которые выбрали особую профессию – защищать Родину, военнослужащими. 

Суть этой профессии, её особая миссия очень ёмко и точно отражена в словах военной присяги – клятвы, которую даёт гражданин, вступающий в ряды Вооружённых сил Российской Федерации.

 

Учитель выводит на экран слайд с текстом военной присяги.

 

 

Учитель. Вчитайтесь, пожалуйста, в слова военной присяги. Как вы понимаете слова «присягаю на верность Отечеству», «воинский долг»? Ответы обучающихся. 

 

Учитель. Как вы считаете, почему воинский долг – это высочайшая степень внутренней ответственности?  

− Какими чертами, внутренними качествами, внутренними убеждениями обладает человек, принявший на себя ответственность защищать Родину? 

− Почему во все времена важна защита государства? 

Ответы обучающихся.

 

Учитель. День защитника Отечества – праздник доблести, преданности и отваги. Люди в этот день чтят подвиг неизвестного солдата, отдавая дань уважения героям, погибшим при защите независимости своей страны. Это праздник настоящих мужчин, готовых в любой момент встать на защиту Родины, а в мирное время ежедневно оберегающих от любых невзгод свой дом и семью.

Часть 2. Основная

 

Учитель. Вы правильно понимаете, ребята, что защита Отечества – конституционная обязанность гражданина Российской Федерации, но также это и нравственный долг каждого человека. Примеров героизма мы знаем много, и часто их обсуждали на наших занятиях. Посмотрим выступление федеральных спикеров. 

 

Демонстрация видеообращения федеральных спикеров.

 

Учитель. Мы сейчас увидели самых обычных ребят. Это молодые люди из обычных семей, вероятно, кто-то уже обзавёлся своей семьёй. Они жили, учились и работали, как все. Но по долгу и зову сердца встали на защиту Отечества.

В Алтайском крае вышла книга «Парни как все». Это первая художественная книга о героях специальной военной операции, посвящённая двум обычным ребятам, каждый из которых совершил героический поступок. В ней есть такие слова. Как вы их понимаете?

 

Демонстрация видеофрагмента.

«Человек становится героем не по рождению, а по поступкам, по делам своим. Придёт время, и каждый отведает плод с древа познания. Узнаешь и ты, что мир непрост, как бы тепло и беззаботно тебе сегодня ни было под материнской рукою. И в том яростном и бушующем мире придётся делать выбор, совершить своё восхождение в вечном споре добра и зла. Рано или поздно и ты спросишь себя: я кто? Для чего я пришёл в этот лучший из миров? И никто за тебя на вопрос не ответит, выбор не сделает, никто не подскажет, сделать так или иначе, как совершить главный поступок, да и быть ли героем. Никто, кроме тебя самого…»  

 

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Учитель. Ребята, во все времена защитники Отечества – это, прежде всего, рядовые солдаты, которые сражались за независимость нашего государства. 

Демонстрация видеоролика «Парни как все. Часть 1».

 

Учитель. Андрей Кеслер (23 года) – танкист. Он удостоен двух орденов Мужества, второй – посмертно. Он прикрывал товарищей огнём своей боевой машины.

 

Илья Каркавин, самый молодой Герой России. Свой подвиг он совершил в 19 лет. Он был разведчиком и в бою прикрыл собой своего сослуживцаофицера. 

 

Учитель. Как вы думаете, что повлияло на решение бойцов пойти на специальную военную операцию? Что и кого они хотели защитить? Ответы обучающихся.

 

Учитель. Вы правы, они хотели защитить своих родных, свою Родину, поэтому сделали этот выбор. 

В качестве подтверждения ваших ответов предлагаю вам посмотреть фрагмент видеоролика: что является главным для защитников Родины? О чём они думают в первую очередь?

 

Демонстрация видеоролика «Парни как все. Часть 2». Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Учитель. И всё же книга – не биография героев. Прочитайте книгу, потом вместе обсудим, как сложилась судьба её героев.

 

Часть 3. Заключение

 

Учитель. Ребята, наши защитники, воины сейчас выполняют специальную военную операцию, которая сплотила наше общество, людей разных возрастов и профессий. Скажите, в чём вы видите эту поддержку?

Знаете ли вы примеры, когда бойцам оказывают помощь? И кто эти люди? Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Методический комментарий: при обсуждении важно обратить внимание обучающихся на то, что поддержка людей выразилась в сборе подарков для военнослужащих, гуманитарной помощи жителям новых регионов, в настоящем культе гордости за бойцов СВО. Самоотверженно работают на освобождённых территориях тысячи волонтёров, гражданские добровольцы, медики, учителя, строители, военкоры. Например, лишь одно из общественных движений «Народный фронт» за год собрало свыше 6,5 млрд руб. На эти средства закупаются квадрокоптеры, рации, бронежилеты, медикаменты и многие другие необходимые на фронте вещи.

 

 

Учитель. Верно, ребята. Это обычные люди, семьи, волонтёры – те, кто всегда поддерживают наших воинов. А что вы можете сделать для тех, кто сейчас на боевом посту?

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Учитель. Для бойцов очень важно знать, что вы о них помните, их поддерживаете. Посмотрите, как эмоционально эти крепкие мужчины говорят о самых простых детских письмах.

 

Демонстрация видеоролика «Письма».

 

Учитель. Самую главную поддержку оказывает государство, оно заботится о тех, кто его защищает. Эта поддержка касается не только бойцов СВО, но и их семей.

 

Демонстрация презентации.

В. В. Путин

«Нужно делать всё возможное, чтобы наши герои – в полном смысле это герои, наши ребята, которые на передовой воюют, – чувствовали, что они востребованы, могут работать, могут обеспечивать своих близких, свои семьи, создавать эти семьи».

 

Учитель. Каким образом, по-вашему, эта поддержка происходит (реализуется)?

Ответы обучающихся.

Учитель. Президент России Владимир Путин подписал указ о создании государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» 3 апреля 2023 года. Фонд оказывает содействие в получении всех полагающихся мер поддержки: медицинская и социальная реабилитация, обеспечение лекарствами, психологическая помощь, а также помогает с переобучением и трудоустройством ветеранов.

 

Учитель. Праздник День защитника Отечества – символ мужества и преданности Отечеству, отмечается с гордостью, с уважением ко всем защитникам родной страны, прежде всего к тем, кто сегодня стоит на страже рубежей России. В России уважают и гордятся защитниками Отечества разных времён.

Как вы думаете, почему важно хранить память о наших защитниках? 

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Вы правы – память о каждом защитнике, которую мы храним в наших семьях, складывается в историю поколений, передаётся от старших поколений младшим. Поэтому Российское военно-историческое общество активно работает, сохраняя сведения о военной истории, проводит поиск и археологические исследования мест сражений прошлого, создавая военноисторические музеи, публикуя сведения о наследии предков и текущих событиях.

 

Учитель. Проект Российского военно-исторического общества «Маршрут построен» представляет маршруты, составленные экспертами общества. Следуя по ним, вы можете лучше узнать о героической истории России, увидеть прошлое военной истории нашей страны в её полном величии. Путешествие по памятным местам поможет вам в понимании великого прошлого нашей страны и в сохранении исторической памяти о подвигах народа.

Эту память мы должны хранить вечно!

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«День защитника Отечества»




ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–9 классов по теме

«День защитника Отечества»

Цели занятия: формирование понятия «защитник Отечества», формирование уважения к защитникам Отечества; формирование ответственного отношения к службе в армии как обязанности гражданина Российской Федерации; воспитание гордости за деятельность российской армии в истории и на современном этапе развития общества.

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, сохранение исторической памяти.

Основные смыслы: День защитника Отечества – всенародный праздник, в котором воплощены чувства уважения наших граждан к своим доблестным защитникам, гордости за всех, кто служил и служит в армии и на флоте, признания их героических заслуг перед Родиной в отстаивании её национальных интересов, суверенитета и независимости, всеми, кто по заветам предков «Отчизну мужеством прославил». Люди, искренне любящие свою Родину и трудящиеся на её благо – являются защитниками Отечества.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов.

Комплект материалов:

− сценарий,

− методические рекомендации,

− видеоролик,

− презентационные материалы, − интерактивное задание.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, сегодня наше занятие посвящено государственному празднику — Дню защитника Отечества. В прошлом году мы с вами уже обсуждали традиции этого праздника, сегодня продолжим наш разговор.

Во все времена государство защищали отважные воины — российская армия. В России трудно найти семью, где бы ни было своих героев, защищавших нашу Родину. И мы поздравляем всех защитников с этим праздником и обязательно вспомним героев, которые защищали Отечество на протяжении его многовековой истории.

Учитель. Давайте проанализируем несколько высказываний.

Как вы думаете, что их все объединяет? О каких ценностях идёт речь в этих высказываниях?

«Честь офицера — выше собственного благополучия, выше самой жизни». («Офицеры»)

«После трудных испытаний, после далёких, пройденных с боями дорог родная земля становится ещё дороже. Долг перед Родиной требовал от нас безраздельной преданности боевой службе. Мысли о личном счастье отступали на второй план». (А. И. Покрышкин)

«Если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков». («Они сражались за Родину»)

«Чтобы любить страну, необязательно быть солдатом». («Герои») «Есть такая профессия — Родину защищать». («Офицеры») Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы понимаете слова «защитник» и «Отечество»?

Предлагайте варианты.

Ответы обучающихся.

Методический комментарий: учитель может напомнить происхождение слова «Отечество»: оно произошло от слова «отец». Следовательно, территория проживания каждого человека — Родина или родная земля — рассматривалась во все времена как семья, глава которой был отец (в рамках государства — князь, государь, монарх, глава государства).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что словосочетание «Защитник Отечества» можно понимать, как заступник своей семьи, родных, всех людей родной земли.

Учитель. Когда мы говорим о защите Отечества, то в первую очередь, мы соотносим это понятие с людьми, которые выбрали особую профессию – защищать Родину, военнослужащими.

Суть этой профессии, её особая миссия очень ёмко и точно отражена в словах военной присяги – клятвы, которую даёт гражданин, вступающий в ряды Вооружённых сил Российской Федерации.

Учитель выводит на экран слайд с текстом военной присяги.

Учитель. Вчитайтесь, пожалуйста, в слова военной присяги. Как вы понимаете слова «присягаю на верность Отечеству», «воинский долг»? Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы считаете, почему воинский долг – это высочайшая степень внутренней ответственности?

− Какими чертами, внутренними качествами, внутренними убеждениями обладает человек, принявший на себя ответственность защищать Родину?

− Почему во все времена важна защита государства?

Ответы обучающихся.

Учитель. День защитника Отечества – праздник доблести, преданности и отваги. Люди в этот день чтят подвиг неизвестного солдата, отдавая дань уважения героям, погибшим при защите независимости своей страны. Это праздник настоящих мужчин, готовых в любой момент встать на защиту Родины, а в мирное время ежедневно оберегающих от любых невзгод свой дом и семью.

Часть 2. Основная

Учитель. Вы правильно понимаете, ребята, что защита Отечества – конституционная обязанность гражданина Российской Федерации, но также это и нравственный долг каждого человека. Примеров героизма мы знаем много, и часто их обсуждали на наших занятиях. Посмотрим выступление федеральных спикеров.

Демонстрация видеообращения федеральных спикеров.

Учитель. Мы сейчас увидели самых обычных ребят. Это молодые люди из обычных семей, вероятно, кто-то уже обзавёлся своей семьёй. Они жили, учились и работали, как все. Но по долгу и зову сердца встали на защиту Отечества.

В Алтайском крае вышла книга «Парни как все». Это первая художественная книга о героях специальной военной операции, посвящённая двум обычным ребятам, каждый из которых совершил героический поступок. В ней есть такие слова. Как вы их понимаете?

Демонстрация видеофрагмента.

«Человек становится героем не по рождению, а по поступкам, по делам своим. Придёт время, и каждый отведает плод с древа познания. Узнаешь и ты, что мир непрост, как бы тепло и беззаботно тебе сегодня ни было под материнской рукою. И в том яростном и бушующем мире придётся делать выбор, совершить своё восхождение в вечном споре добра и зла. Рано или поздно и ты спросишь себя: я кто? Для чего я пришёл в этот лучший из миров? И никто за тебя на вопрос не ответит, выбор не сделает, никто не подскажет, сделать так или иначе, как совершить главный поступок, да и быть ли героем. Никто, кроме тебя самого…»

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Ребята, во все времена защитники Отечества – это, прежде всего, рядовые солдаты, которые сражались за независимость нашего государства.

Демонстрация видеоролика «Парни как все. Часть 1».

Учитель. Андрей Кеслер (23 года) – танкист. Он удостоен двух орденов Мужества, второй – посмертно. Он прикрывал товарищей огнём своей боевой машины.

Илья Каркавин, самый молодой Герой России. Свой подвиг он совершил в 19 лет. Он был разведчиком и в бою прикрыл собой своего сослуживцаофицера.

Учитель. Как вы думаете, что повлияло на решение бойцов пойти на специальную военную операцию? Что и кого они хотели защитить? Ответы обучающихся.

Учитель. Вы правы, они хотели защитить своих родных, свою Родину, поэтому сделали этот выбор.

В качестве подтверждения ваших ответов предлагаю вам посмотреть фрагмент видеоролика: что является главным для защитников Родины? О чём они думают в первую очередь?

Демонстрация видеоролика «Парни как все. Часть 2». Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. И всё же книга – не биография героев. Прочитайте книгу, потом вместе обсудим, как сложилась судьба её героев.

Часть 3. Заключение

Учитель. Ребята, наши защитники, воины сейчас выполняют специальную военную операцию, которая сплотила наше общество, людей разных возрастов и профессий. Скажите, в чём вы видите эту поддержку?

Знаете ли вы примеры, когда бойцам оказывают помощь? И кто эти люди? Ответы обучающихся, обсуждение.

Методический комментарий: при обсуждении важно обратить внимание обучающихся на то, что поддержка людей выразилась в сборе подарков для военнослужащих, гуманитарной помощи жителям новых регионов, в настоящем культе гордости за бойцов СВО. Самоотверженно работают на освобождённых территориях тысячи волонтёров, гражданские добровольцы, медики, учителя, строители, военкоры. Например, лишь одно из общественных движений «Народный фронт» за год собрало свыше 6,5 млрд руб. На эти средства закупаются квадрокоптеры, рации, бронежилеты, медикаменты и многие другие необходимые на фронте вещи.

Учитель. Верно, ребята. Это обычные люди, семьи, волонтёры – те, кто всегда поддерживают наших воинов. А что вы можете сделать для тех, кто сейчас на боевом посту?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Для бойцов очень важно знать, что вы о них помните, их поддерживаете. Посмотрите, как эмоционально эти крепкие мужчины говорят о самых простых детских письмах.

Демонстрация видеоролика «Письма».

Учитель. Самую главную поддержку оказывает государство, оно заботится о тех, кто его защищает. Эта поддержка касается не только бойцов СВО, но и их семей.

Демонстрация презентации.

В. В. Путин

«Нужно делать всё возможное, чтобы наши герои – в полном смысле это герои, наши ребята, которые на передовой воюют, – чувствовали, что они востребованы, могут работать, могут обеспечивать своих близких, свои семьи, создавать эти семьи».

Учитель. Каким образом, по-вашему, эта поддержка происходит (реализуется)?

Ответы обучающихся.

Учитель. Президент России Владимир Путин подписал указ о создании государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» 3 апреля 2023 года. Фонд оказывает содействие в получении всех полагающихся мер поддержки: медицинская и социальная реабилитация, обеспечение лекарствами, психологическая помощь, а также помогает с переобучением и трудоустройством ветеранов.

Учитель. Праздник День защитника Отечества – символ мужества и преданности Отечеству, отмечается с гордостью, с уважением ко всем защитникам родной страны, прежде всего к тем, кто сегодня стоит на страже рубежей России. В России уважают и гордятся защитниками Отечества разных времён.

Как вы думаете, почему важно хранить память о наших защитниках?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вы правы – память о каждом защитнике, которую мы храним в наших семьях, складывается в историю поколений, передаётся от старших поколений младшим. Поэтому Российское военно-историческое общество активно работает, сохраняя сведения о военной истории, проводит поиск и археологические исследования мест сражений прошлого, создавая военноисторические музеи, публикуя сведения о наследии предков и текущих событиях.

Учитель. Проект Российского военно-исторического общества «Маршрут построен» представляет маршруты, составленные экспертами общества. Следуя по ним, вы можете лучше узнать о героической истории России, увидеть прошлое военной истории нашей страны в её полном величии. Путешествие по памятным местам поможет вам в понимании великого прошлого нашей страны и в сохранении исторической памяти о подвигах народа.

Эту память мы должны хранить вечно!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!