СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День Воды( экологический праздник)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проходит в познавательной форме, цель которого   раскрыть основные  факторы загрязения воды и меры по охране ее чистоты.

Просмотр содержимого документа
«День Воды( экологический праздник)»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9классов

День Воды

Раздел: Вода- наше богатство.

Цель: Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты. Привить навыки экономичного расходования воды в домашних условиях.

План мероприятия:





.Много меня - пропал бы мир,

мало меня - пропал бы мир, (Вода )





    1. Наши предки относились к воде как к чуду природы — благоговейно и трепетно. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни. О воде сложены пословицы и поговорки. Легенды и мифы рассказывают о стихийной силе и мощи воды, о её животворящей силе. Песни воспевают её красоту. Существовала традиция обустраивать родники, копать колодцы. И заботиться о них. Этим признавалась важность воды в жизни человека. Воде поклонялись как сверхъестественной силе, и она считалась матерью жизни и смерти.

Вода у древних химиков считалась самым одним из главных элементов. “Вода - начало всех начал ”
Вода и у народов древней Руси служила источником для создания легенд, преданий и сказок (русалки, водяные и т.д. ) В некоторых сказках упоминается о мертвой и живой воде, которая делала главного героя прекрасным, давала ему силы и возвращала к жизни. Как вы думаете, есть ли в природе живая и мертвая вода?



давайте вспомним формулу воды. из каких элементов состоит вода? Водород имеет три изотопа: протий, дейтерий, тритий. Человек за долго до открытия изотопов интуитивно чувствовал различия природных вод.
“Живая вода” -протий;

“Мертвая вода” - дейтерий.


2.Леонардо да Винчи назвал воду “Соком жизни на Земле”. Действительно, все живое в среднем состоит из этого вещества: человек – 60%, медуза – 95%, клетки мозга – 85%, кровь – 80%, клетки костной ткани – 20%. Потеря воды в количестве 1% от веса тела вызывает жажду. Если потеря воды в 10 раз больше (т.е. составляет 10% от веса тела, это может привести к смерти). Почти все химические реакции идут в водной среде. Кроме того, испаряясь, вода охлаждает организм обитателей суши. Если бы человек не испарял пот, то после часа напряженной работы или игры в футбол его температура тела подскочила бы до 460

Итак, В организме человека вода:
увлажняет кислород для дыхания;
регулирует температуру тела;
помогает организму усваивать питательные вещества;
защищает жизненно важные органы;
смазывает суставы; помогает преобразовать пищу в энергию; участвует в обмене веществ;
выводит различные отходы из организма.

Суточная потребность взрослого человека в воде – 30-40 грамм на 1 кг веса тела. Приблизительно 40% ежедневной потребности организма в воде удовлетворяется с пищей, остальное мы должны принимать в виде различных напитков. По некоторым оценкам за 70 лет жизни человек выпивает около 65т воды – целую цистерну

Человек может прожить без пищи около 40 дней, без воды — не более 5 дней, а без воздуха — всего несколько минут. Т.е. определенное и постоянное содержание воды в организме человека является одним из трёх наиболее важных условий его существования.
Писатель Антуан де Сент-Экзюпери так сформулировал мысль о соотношении воды и жизни: “Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!”

3.Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

4. А знаете ли вы, что на ежедневные нужды человек потребляет 300-400л воды? Принимая душ в течение 5 минут, мы расходуем около 100 л воды, наполняя ванну лишь на половину, мы расходуем 150 литров воды, разовый смыв в туалете 6-8 л воды; каждая стирка белья в стиральной машине – 100 л воды; подсчитано, что современный человек в день для удаления жажды и голода потребляет 2,5 л воды, за 70 лет эта цифра составит примерно 65 тонн

А знаете ли вы, сколько воды надо, чтобы изготовить:

  • автомобиль – 150000 литров;

  • джинсы – 8200 литров;

  • яйцо – 400 литров.

вода – уникальное вещество. Основное ее свойство - растворитель, ее используют в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.

5. Вода на нашей планете занимает 2/3 поверхности ( условно трёх литровая банка) 97% солёная и 3% пресная(стакан) .Соленую воду научились опреснять, но это очень дорогое удовольствие. Еще в 16 веке королева Англии Елизавета I объявила премию за изобретение дешевого способа опреснения морской воды, но эта премия до сих пор никому еще не вручена. Из этого только 1% нам доступна (условно 1 столовая ложка) , остальная вода находится в ледниках, либо под землей, либо географически недоступна.Из этого количества более менее чистая2,5% ( условно пипетка), а питьевая вода из всего количества менее 0,08% , одна капля. .

Царь Дхатусена, правивший на острове Шри- Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: “Друзья мои, это и есть все мое богатство!”

6.И в наше время – Вода это богатство. Но сейчас Вода в опасности!

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Годовой сброс производственных и бытовых стоков в мире равен примерно 9,3 трлн. тонн. Загрязнение водоемов приводит к тому, что в них исчезает жизнь, а воду, используемую для питья, приходится очищать, что очень дорого. Кроме того, в загрязненной воде происходят химические реакции с выделением тепла. Температура воды повышается больше, при этом снижается содержание кислорода в воде, что плохо для водных организмов. Из-за повышения температуры воды многие реки зимой теперь не замерзают.
Знаете, сколько выливается нефти, бензина, масел в Мировой океан? Очень много. В 1970 году было вылито 70 млн. тонн, а в 1991 уже 190 млн.т., а сейчас более 200млн т.

Очень вредное влияние оказывают современные моющие средства. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоемы, а оттуда – в водопроводную воду.

7.Вода обладает чрезвычайно ценным свойством — непрерывного самоводообновления под влиянием солнечной радиации. Агентами самоочищения являются бактерии, грибы и водоросли. В ходе бактериального самоочищения через 24 часа очищается почти 50% воды. Но только в чистой воде могут жить такие бактерии и водоросли.

В наше время вода сама не справляется.

Уже сегодня каждый пятый человек не имеет в распоряжении чистой питьевой влаги, а каждый второй имеет только ту, которая не прошла адекватной очистки. Существуют прогнозы, что при удвоении народонаселения к 2050 году, при стремительно растущих запросах наступит всеобщий водный кризис – пострадать могут до 2, 5 миллиарда человек.

В России очищается не более 6% сточных вод, выпускаемых в природу. Качество этих шести процентов все равно хуже, чем мы забираем из природы для своих нужд. Ухудшение качества воды приводит к тому, что объем воды, доступный каждому из нас сокращается на долгие годы. Кроме того, загрязненные водоемы не способны производить достаточное количество рыбы и других продуктов.

. Учитель берет в руки стакан с грязной водой. Примерно так выглядят сточные воды промышленных предприятий. Какие они? (грязные и с неприятным запахом). Учитель добавляет грязную воду в стакан с чистой водой. Что произошло с чистой водой? Можно ли теперь её использовать человеку? Могут ли в такой воде жить животные? Поэтому каждому предприятию необходимо иметь очистительные сооружения, где используются фильтры для очистки воды .За правильностью их работы следят специальные службы .А мы, что можем сделать мы с вами?



8.Наша задача- сохранить, уберечь

Давайте подумаем как?

Учащиеся предлагают следующие способы сокращения проблемы нехватки воды:

  • поставить счетчики на горячую и холодную воду;

  • поставить распылитель на душ;

  • использовать минимум бытовой химии, к тому же такую, которая полностью разлагается в природе;

  • не выливать химические вещества в водоемы;

  • по возможности использовать дождевую воду.

Пока вы думаете, мы сообщим вам интересные сведения для обдумывания.:

  • Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.

  • Через струю воды в вашем кране шириной в иголку вытекает примерно 840 литров воды в сутки

  • На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.

  • При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.

  • При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.

  • Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.

  • Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.





9.Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…


10.Мы создали для всех вас памятку «Это может сделать каждый»

  1. Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.

  2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

  3. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!

  4. Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.

  5. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.

  6. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Учитель. Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.

Если семья сэкономит хотя бы 20% водопроводной воды, которой пользуется, то за год получится озеро диаметром 200 метров и глубиной два метра.




11.Кромсаем лед, меняем рек теченье, твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы еще придем просить прощенье у этих рек, речушек и болот.

У самого громадного восхода, у самого мельчайшего малька

Пока нам это делать неохота, пока нам не до этого, пока…

Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц и реки без воды.

Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды.

(Р. Рождественский)





12..ЭKOЛOГИЧECKAЯ CKAЗKA «KOPOЛEBA - BOДA»

Высоко в небе ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, прозрачный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.
У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.
Kopoлeвa - Boдa нaблюдaeт зa людьми и видит, кaк oни ждyт ee пoмoщницy - вeдь бeз вoды нeльзя ни yмытьcя, ни пoecть, ни пoпить. Люди вceгдa любили вoдy и бepeгли ee, Kopoлeвa тoжe любилa людeй и вceгдa пocылaлa вoвpeмя cвoиx пoмoщниц нa зeмлю и людям.
Taк пpoшлo мнoгo лeт...
Люди пpидyмaли мaшины, зaвoды, фaбpики. Из-зa иx дымa и кoпoти Kopoлeвa - Boдa yжe нe мoглa нaблюдaть зa Зeмлeй. Ho oнa вepилa людям, чтo oни тaкжe paдyютcя дoждю и бepeгyт кaждyю кaпeлькy вoды.
Oднaжды Kopoлeвa зaмeтилa, чтo кaпeльки вoзвpaщaютcя c Зeмли гpycтныe. Toгдa oнa peшилa caмa пocмoтpeть, чтo пpoиcxoдит нa зeмлe. Kopoлeвa пpeвpaтилacь в тyчкy и пoлeтeлa нa зeмлю.
To, чтo oнa yвидeлa, oчeнь пoтpяcлo и oбидeлo Kopoлeвy - вoды. «Дoмa» ee кaпeлeк были yжacны - нa мopяx и oкeaнax, тaкиx кpacивыx и гoлyбыx paньшe, тeпepь плaвaли oгpoмныe пятнa нeфти, a ee дpyгиe мacляныe oтxoды oн кoтopыx rибли oбитaтeли глyбин. Peки cтaли мeлкими, пo бepeгaм лeжaли гpyды мycopa. Пo pyчьям и oзepaм вcюдy плaвaли бyтылки и бaнки. A в дoмax людeй зpя льeтcя вoдa из кpaнa и ee мaлeнькиe, тpyдoлюбивыe кaпeльки yтeкaют в гpязнyю кaнaлизaцию.
«Hy нeт» - пoдyмaлa Kopoлeвa - тaк oбpaщaтьcя c coбoй я нe пoзвoлю!». И oнa yлeтeлa в cвoй зaмoк, зaбpaв вcex cвoиx пoмoщниц.
Люди cнaчaлa ничeгo нe пoняли. Пoчeмy- тo в дoмax нe cтaлo cвeтa, пepecтaли paбoтaть зaвoды и фaбpики, нe cтaлo в квapтиpax вoды. Люди пoшли нa peчки и oзepa, нo тaм былo пycто, лишь oдин мycop нa днe. Oчeнь тяжeлo пpишлocь людям. Oни чacтo пoднимaли pyки к нeбy, oни ждaли дoждя.
Дым и кoпoть rюcтeпeннo pacceялиcь, и Kopoлeвa cнoвa yвидeлa Зeмлю и людeй, oни пpocили y нee вoды и Kopoлeвa cмoлилacь нaд людьми, пocлaлa нeмнoгo cвoиx пoмoщниц. Увидeв вoдy, люди oчeнь oбpaдoвaлиcь. Oни пoняли, чтo были caми вo вceм винoвaты. Люди дaжe yдивилиcь, чтo нe зaмeчaли, кaк oбижaли вoдy.
Oни oчиcтили вoдoeмы и кaпeльки нa этoм нe ycпoкoилиcь, нe ocтaнoвилиcь. Им oчeнь пoнpaвилocь дышaть чиcтым вoздyxoм и пить чиcтyю вoдy. Учeныe вceй Зeмли coбpaлиcь и пpидyмaли cпeциaльныe oчиcтитeли, фильтpы для фaбpик и зaвoдoв. В дoмax cнoвa пoявилcя cвeт, в кpaнax вoдa, в вoдoeмax зaплecкaлacь pыбa. Bce cтaлo кaк пpeждe. Toлькo yжe никтo нe мoг бpocить в peкy мycop или ocтaвить нe зaкpытым кpaн. Люди oпять cтaли бepeчь и любить вoдy. A Kopoлeвa - Boдa cнoвa мoглa любoвaтьcя пpeкpacнoй зeлeнoй - Плaнeтoй.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!