СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День российского парламентаризма. Становление парламентаризма в Республике Саха (Якутия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит информацию о Дне российского парламентаризма и о становлении парламентаризма в Республике Саха (Якутия). Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) сообщает, что Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества выступила с инициативой о проведении в общеобразовательных организациях России  Единого урока парламентаризма. Единый урок приурочен к празднованию Дня российского парламентаризма 27 апреля, установленный Федеральным законом от 27 июня 2012 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1. Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» и посвященный 25-летию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«День российского парламентаризма. Становление парламентаризма в Республике Саха (Якутия)»

«День российского парламентаризма»  27 апреля   Егорова Валентина Эдуардовна Учитель истории и обществознания МКОУ «Ючюгейская СОШ» Оймяконского района Республики Саха (Якутия)

«День российского парламентаризма» 27 апреля

Егорова Валентина Эдуардовна

Учитель истории и обществознания МКОУ «Ючюгейская СОШ» Оймяконского района Республики Саха (Якутия)

    В 2012 году по инициативе Президента в России учрежден «День российского парламентаризма» (27 апреля). Именно в этот день в 1906 году прошло первое заседание двухпалатного российского парламента – Государственной Думы и Государственного Совета.     Инициатива принятия соответствующего закона исходила от Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателя Государственной Думы С.Е. Нарышкина. Впервые День российского парламентаризма широко отмечался в стране в 2013 году.

В 2012 году по инициативе Президента в России учрежден «День российского парламентаризма» (27 апреля). Именно в этот день в 1906 году прошло первое заседание двухпалатного российского парламента – Государственной Думы и Государственного Совета. Инициатива принятия соответствующего закона исходила от Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателя Государственной Думы С.Е. Нарышкина. Впервые День российского парламентаризма широко отмечался в стране в 2013 году.

Еще в далеком шестом веке нашей эры греческий историк писал, что славяне «не управляются одним лицом, но издавна живут при народоправлении». Через пятьсот лет европейцы также отмечали, что русские люди « все важные дела решают на общих советах и единогласно». История нашей Родины оставила нам немало свидетельств о проведении вечевых собраний в Киевской Руси и Земских Соборов в Московском царстве. До пятнадцатого века на территории современной России существовали, как мы бы их назвали сейчас «парламентские республики» – Новгородская и Псковская, – которые управлялись коллегиально и всенародно. Из истории… Древнерусское вече
  • Еще в далеком шестом веке нашей эры греческий историк писал, что славяне «не управляются одним лицом, но издавна живут при народоправлении».
  • Через пятьсот лет европейцы также отмечали, что русские люди « все важные дела решают на общих советах и единогласно».
  • История нашей Родины оставила нам немало свидетельств о проведении вечевых собраний в Киевской Руси и Земских Соборов в Московском царстве.
  • До пятнадцатого века на территории современной России существовали, как мы бы их назвали сейчас «парламентские республики» – Новгородская и Псковская, – которые управлялись коллегиально и всенародно.

Из истории…

Древнерусское вече

в начале XVII века три русских царя – Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов - были избраны представителями российского народа на Земских Соборах – ставших аналогами ранних западноевропейских парламентов. Именно на Земском Соборе принимались важнейшие законы (например, Соборное Уложение 1649 года) и государственные решения (об объявлении войны и заключении мира). Земский Собор
  • в начале XVII века три русских царя – Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов - были избраны представителями российского народа на Земских Соборах – ставших аналогами ранних западноевропейских парламентов.
  • Именно на Земском Соборе принимались важнейшие законы (например, Соборное Уложение 1649 года) и государственные решения (об объявлении войны и заключении мира).

Земский Собор

На протяжении тысячелетия основу населения аграрной России составляли крестьяне. В каждой общине, которая объединяла несколько сёл и деревень, существовала крепкая традиция - все важные дела обсуждать и решать только на общинных крестьянских сходах. Даже государственные чиновники императорской России были вынуждены считаться с решениями, которые принимались на таких представительных собраниях. А в условиях Сибири, где на сотни километров приходилось всего по 3-4 чиновника, основные государственные обязанности выполняли выборные крестьянские представители – сельские и волостные старшины. Волостные крестьянские старшины
  • На протяжении тысячелетия основу населения аграрной России составляли крестьяне. В каждой общине, которая объединяла несколько сёл и деревень, существовала крепкая традиция - все важные дела обсуждать и решать только на общинных крестьянских сходах. Даже государственные чиновники императорской России были вынуждены считаться с решениями, которые принимались на таких представительных собраниях. А в условиях Сибири, где на сотни километров приходилось всего по 3-4 чиновника, основные государственные обязанности выполняли выборные крестьянские представители – сельские и волостные старшины.

Волостные крестьянские старшины

Реформы первого российского императора - Петра Великого, - отразились на развитии представительных органов власти. В 18 веке во всех российских городах, впервые появились органы сословного самоуправления - городские Думы.
  • Реформы первого российского императора - Петра Великого, - отразились на развитии представительных органов власти. В 18 веке во всех российских городах, впервые появились органы сословного самоуправления - городские Думы.
В 1767 году по указу императрицы Екатерины II была сформирована Комиссия по сочинению проекта Нового Уложения. Её по праву можно считать полноценным аналогом парламента европейского типа. Впервые в отечественной истории представительный орган общегосударственного уровня был сформирован в результате выборов, которые проходили на территории всей Российской империи. Новшеством стало принятие правовых актов в сфере избирательного права – манифеста о созыве Комиссии и так называемого «Обряда выборов». Практически все сословия (за исключением крепостных крестьян), народы и малые народности получили возможность направить своих представителей в законосовещательный общегосударственный орган. На тот период такого опыта не было даже в Западной Европе. Заседание депутатов Комиссии по сочинению проекта Нового Уложения, 1768 г.
  • В 1767 году по указу императрицы Екатерины II была сформирована Комиссия по сочинению проекта Нового Уложения. Её по праву можно считать полноценным аналогом парламента европейского типа. Впервые в отечественной истории представительный орган общегосударственного уровня был сформирован в результате выборов, которые проходили на территории всей Российской империи. Новшеством стало принятие правовых актов в сфере избирательного права – манифеста о созыве Комиссии и так называемого «Обряда выборов». Практически все сословия (за исключением крепостных крестьян), народы и малые народности получили возможность направить своих представителей в законосовещательный общегосударственный орган. На тот период такого опыта не было даже в Западной Европе.

Заседание депутатов Комиссии по сочинению проекта Нового Уложения, 1768 г.

Во второй половине XIX века другой царь-реформатор - Александр Второй – объявил о формировании новых выборных сословно-представительных учреждений - губернских и уездных земских собраний. Именно они решали многие местные вопросы – развития предпринимательства и строительства дорог, открытия школ и больниц. Именно из тех, кто прошел «школу» земских собраний выросли многие общественные и политические деятели, в том числе и представители первого российского парламента.
  • Во второй половине XIX века другой царь-реформатор - Александр Второй – объявил о формировании новых выборных сословно-представительных учреждений - губернских и уездных земских собраний. Именно они решали многие местные вопросы – развития предпринимательства и строительства дорог, открытия школ и больниц. Именно из тех, кто прошел «школу» земских собраний выросли многие общественные и политические деятели, в том числе и представители первого российского парламента.
На заре XX века в Российской империи появился представительный и законодательный орган власти – Государственная Дума. Решение об её учреждении было принято в разгар первой русской революции 1905 года. Чтобы прекратить террор и вооружённые столкновения, император Николай Второй был вынужден объявить об учреждении парламента. Специальным Манифестом всем российским подданным были гарантированы права и свободы. Таким образом, Россия перешла от самодержавной к конституционной монархии.
  • На заре XX века в Российской империи появился представительный и законодательный орган власти – Государственная Дума. Решение об её учреждении было принято в разгар первой русской революции 1905 года. Чтобы прекратить террор и вооружённые столкновения, император Николай Второй был вынужден объявить об учреждении парламента. Специальным Манифестом всем российским подданным были гарантированы права и свободы. Таким образом, Россия перешла от самодержавной к конституционной монархии.
27 апреля 1906 года – в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце открылось первое совместное заседание Государственной Думы и Государственного Совета. Всего десять лет было отмерено историей для работы этих двух палат российского парламента. В результате выборов в Государственную Думу были избраны 490 депутатов. Они представляли все российские сословия – крестьян и купцов, духовенство и рабочих, все национальности и почти все существующие политические партии. Первым Председателем Государственной Думы был избран русский юрист, публицист и политический деятель Сергей Андреевич Муромцев. Председатель Государственной Думы первого созыва С.А.Муромцев, 1907 г.
  • 27 апреля 1906 года – в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце открылось первое совместное заседание Государственной Думы и Государственного Совета. Всего десять лет было отмерено историей для работы этих двух палат российского парламента.
  • В результате выборов в Государственную Думу были избраны 490 депутатов. Они представляли все российские сословия – крестьян и купцов, духовенство и рабочих, все национальности и почти все существующие политические партии. Первым Председателем Государственной Думы был избран русский юрист, публицист и политический деятель Сергей Андреевич Муромцев.

Председатель Государственной Думы первого созыва С.А.Муромцев, 1907 г.

Государственная Дума первого созыва проработала недолго – всего 72 дня – после чего царским указом была распущена. За это время она рассмотрела всего два закона – об отмене смертной казни и о продовольственной помощи населению голодающих областей Российской империи. Эти два месяца работы многое значили для становления молодого российского парламента. Тогда были заложены основы многих парламентских процедур, которые используются и в работе современных органов законодательной власти. Заседание Государственной Думы
  • Государственная Дума первого созыва проработала недолго – всего 72 дня – после чего царским указом была распущена. За это время она рассмотрела всего два закона – об отмене смертной казни и о продовольственной помощи населению голодающих областей Российской империи. Эти два месяца работы многое значили для становления молодого российского парламента. Тогда были заложены основы многих парламентских процедур, которые используются и в работе современных органов законодательной власти.

Заседание Государственной Думы

В последующем еще три раза проводились выборы депутатов Государственной Думы – дважды - в 1907 году и в 1912 году. Были и досрочные роспуски парламента, и работа в условиях Первой мировой войны. Император Николай II (1984-1917)
  • В последующем еще три раза проводились выборы депутатов Государственной Думы – дважды - в 1907 году и в 1912 году. Были и досрочные роспуски парламента, и работа в условиях Первой мировой войны.

Император Николай II

(1984-1917)

Весной 1917 года в России начинались бурные революционные события, которые привели к изменению всей политической системы. Прежние органы власти уступили место новым. В связи с подготовкой к созыву нового парламента – Всероссийского Учредительного Собрания - была упразднена Государственная Дума. Так окончилась первая половина её истории. В октябре 1917 года Временное правительство, так и не сумевшее добиться политической и социально-экономической стабильности, было свергнуто большевиками, которые провозгласили власть Советов депутатов трудящихся.
  • Весной 1917 года в России начинались бурные революционные события, которые привели к изменению всей политической системы. Прежние органы власти уступили место новым. В связи с подготовкой к созыву нового парламента – Всероссийского Учредительного Собрания - была упразднена Государственная Дума. Так окончилась первая половина её истории. В октябре 1917 года Временное правительство, так и не сумевшее добиться политической и социально-экономической стабильности, было свергнуто большевиками, которые провозгласили власть Советов депутатов трудящихся.
В России началась Гражданская война. Долгие четыре года шли ожесточенные сражения на всей её территории. С 1922 была окончательно установлена власть Советов – революционных представительных органов власти. Высшим органом государственной власти до 1936 года был Съезд Советов. Советы стали основой власти в новом государстве – Советском Союзе. Но было бы ошибкой считать Советское государство – республикой парламентского типа. В отличии от традиционных парламентских республик Советы не предполагали разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Фактически вся власть принадлежала даже не выборным органам власти – Советам, - а Коммунистической партии Советского Союза.
  • В России началась Гражданская война. Долгие четыре года шли ожесточенные сражения на всей её территории.
  • С 1922 была окончательно установлена власть Советов – революционных представительных органов власти.
  • Высшим органом государственной власти до 1936 года был Съезд Советов. Советы стали основой власти в новом государстве – Советском Союзе. Но было бы ошибкой считать Советское государство – республикой парламентского типа. В отличии от традиционных парламентских республик Советы не предполагали разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Фактически вся власть принадлежала даже не выборным органам власти – Советам, - а Коммунистической партии Советского Союза.
С 1936 до 1991 года высшим органом государственной власти, в том числе законодательным и представительным органом власти, в Советском Союзе являлся Верховный Совет СССР. С 1977 года представительные органы власти в Советском Союзе стали именоваться Советы народных депутатов. Их история продолжалась вплоть до 1993 года, когда в результате политического кризиса было принято решение о реформировании системы органов власти. В 1991 году прекратил существование Советский Союз и союзные представительные органы власти.
  • С 1936 до 1991 года высшим органом государственной власти, в том числе законодательным и представительным органом власти, в Советском Союзе являлся Верховный Совет СССР.
  • С 1977 года представительные органы власти в Советском Союзе стали именоваться Советы народных депутатов. Их история продолжалась вплоть до 1993 года, когда в результате политического кризиса было принято решение о реформировании системы органов власти.
  • В 1991 году прекратил существование Советский Союз и союзные представительные органы власти.
В 1993 году в Российской Федерации было принято решение формировать новую систему государственной власти, основываясь на принципе разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. По инициативе Президента России одна из палат нового парламента получила возрожденное историческое наименование – Государственная Дума. Б.Н. Ельцин – Президент РФ (1991-1999)
  • В 1993 году в Российской Федерации было принято решение формировать новую систему государственной власти, основываясь на принципе разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.
  • По инициативе Президента России одна из палат нового парламента получила возрожденное историческое наименование – Государственная Дума.

Б.Н. Ельцин – Президент РФ

(1991-1999)

12 декабря 1993 года одновременно с выборами депутатов Государственной Думы первого созыва состоялось всенародное голосование (референдум) по проекту Конституции Российской Федерации. В Конституции России – Основном законе страны – впервые за всю историю российского государства было зафиксировано само понятие «парламент». В статье 94 парламент провозглашен как представительный и законодательный орган Российской Федерации.
  • 12 декабря 1993 года одновременно с выборами депутатов Государственной Думы первого созыва состоялось всенародное голосование (референдум) по проекту Конституции Российской Федерации.
  • В Конституции России – Основном законе страны – впервые за всю историю российского государства было зафиксировано само понятие «парламент». В статье 94 парламент провозглашен как представительный и законодательный орган Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации Президент – глава государства. Глава 4 Конституции РФ. Федеральное собрание (Совет Федерации, Государственная Дума). Глава 5 Конституции РФ. Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Глава 7 Конституции РФ. Правительство , министерства. Глава 6 Конституции РФ. Статья 10 Конституции РФ – «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную , исполнительную и судебную ».

Органы государственной власти Российской Федерации

Президент – глава государства. Глава 4 Конституции РФ.

Федеральное собрание (Совет Федерации, Государственная Дума). Глава 5 Конституции РФ.

Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Глава 7 Конституции РФ.

Правительство , министерства. Глава 6 Конституции РФ.

Статья 10 Конституции РФ – «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную , исполнительную и судебную ».

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Федеральное собрание Совет Федерации Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Общее число членов Совета Федерации РФ — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85. Федеральное собрание Совет Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.

Федеральное собрание

Совет Федерации

Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет.

Общее число членов Совета Федерации РФ — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85.

Федеральное собрание

Совет Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона.     Штыров  Вячеслав Анатольевич   Представитель в Совете Федерации от Правительства Республики Саха (Якутия)      Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Саха (Якутия):       Акимов   Александр Константинович    Представитель в Совете Федерации от Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
  • В Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона.

Штыров Вячеслав Анатольевич  

Представитель в Совете Федерации от Правительства Республики Саха (Якутия) 

  • Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Саха (Якутия):

Акимов  Александр Константинович   

Представитель в Совете Федерации от Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Вторая палата – Государственная Дума – избирается непосредственно населением Российской Федерации – гражданами, обладающими активным избирательным правом. Но при этом существует одна особенность – избиратели голосуют не за конкретных кандидатов в депутаты, а за политические партии, которые участвуют в выборах. Эти партии формируют свои списки кандидатов в депутаты. В зависимости от количества голосов избирателей, полученных на выборах депутатов за партийные списки, распределяются 450 мест в Государственной Думе. Каждая из палат Федерального Собрания наделена своими полномочиями, но ведущая роль в законотворческом процессе принадлежит именно Государственной Думе.
  • Вторая палата – Государственная Дума – избирается непосредственно населением Российской Федерации – гражданами, обладающими активным избирательным правом. Но при этом существует одна особенность – избиратели голосуют не за конкретных кандидатов в депутаты, а за политические партии, которые участвуют в выборах. Эти партии формируют свои списки кандидатов в депутаты. В зависимости от количества голосов избирателей, полученных на выборах депутатов за партийные списки, распределяются 450 мест в Государственной Думе.
  • Каждая из палат Федерального Собрания наделена своими полномочиями, но ведущая роль в законотворческом процессе принадлежит именно Государственной Думе.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович НИКОЛАЕВ Федот Семенович ТУМУСОВ Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Саха (Якутия)

Михаил Ефимович НИКОЛАЕВ

Федот Семенович ТУМУСОВ

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Государственное собрание  (Ил Тумэн)  Республики Саха (Якутия)     однопалатный парламент Республики Саха (Якутия), является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Республики Саха (Якутия). 

Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

  однопалатный парламент Республики Саха (Якутия), является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Республики Саха (Якутия). 

Исторический обзор… До колонизации Якутии Россией якуты управлялись тойонами - главами крупных клановых объединений. В последней четверти XVII-XVIII веков тойонам удалось отстоять не только свои властные полномочия, но и расширить их в рамках русской системы управления Сибири. Их общественная активность способствовала становлению улусного административного управления в Якутии.

Исторический обзор…

  • До колонизации Якутии Россией якуты управлялись тойонами - главами крупных клановых объединений. В последней четверти XVII-XVIII веков тойонам удалось отстоять не только свои властные полномочия, но и расширить их в рамках русской системы управления Сибири. Их общественная активность способствовала становлению улусного административного управления в Якутии.
Царское правительство, заинтересованное в установлении прочной системы управления сибирскими «инородцами», шло навстречу властолюбивым тойонам. Среди мероприятий, направленных на усиление власти тойонов, были такие, которые ставили цели улучшения положения якутского населения: освобождение от тяжелой подводной повинности (казенного извоза товаров), предоставление якутам права решать судебные дела на местах, признание юридических обычаев, открытие школ и т.д. Кангаласский князец Мазары Бозеков на приеме у царя Федора Алексеевича. 1677 г. И.Ю. Пестряков
  • Царское правительство, заинтересованное в установлении прочной системы управления сибирскими «инородцами», шло навстречу властолюбивым тойонам.
  • Среди мероприятий, направленных на усиление власти тойонов, были такие, которые ставили цели улучшения положения якутского населения: освобождение от тяжелой подводной повинности (казенного извоза товаров), предоставление якутам права решать судебные дела на местах, признание юридических обычаев, открытие школ и т.д.

Кангаласский князец Мазары Бозеков на приеме у царя Федора Алексеевича. 1677 г. И.Ю. Пестряков

В 1822 году был издан знаменитый  «Устав об управлении инородцев» , который регулировал правовые отношения коренного населения Сибири. Значительное место в «Уставе» отводилось вопросам местного самоуправления. Были определены права и обязанности родовых старост и голов, стоявших во главе управ, хотя к якутам некоторые положения «Устава» не могли быть применимы. Размер стойбищ и улусов, определенных в «Уставе», реально не соответствовал существовавшим подразделениям якутов. Чтобы исправить эти неточности, потребовались усилия якутских тойонов, часто ездивших в Иркутск, тогдашний административный центр Восточной Сибири. Находясь в Иркутске, в 1823-1824 годах, депутаты С. Кириллин, Н. Рыкунов, И. Мигалкин поняли, что согласно «Уставу» могут создать у себя  Степную Думу ...
  • В 1822 году был издан знаменитый  «Устав об управлении инородцев» , который регулировал правовые отношения коренного населения Сибири. Значительное место в «Уставе» отводилось вопросам местного самоуправления. Были определены права и обязанности родовых старост и голов, стоявших во главе управ, хотя к якутам некоторые положения «Устава» не могли быть применимы. Размер стойбищ и улусов, определенных в «Уставе», реально не соответствовал существовавшим подразделениям якутов. Чтобы исправить эти неточности, потребовались усилия якутских тойонов, часто ездивших в Иркутск, тогдашний административный центр Восточной Сибири. Находясь в Иркутске, в 1823-1824 годах, депутаты С. Кириллин, Н. Рыкунов, И. Мигалкин поняли, что согласно «Уставу» могут создать у себя  Степную Думу ...
Деятельность якутской Степной Думы вышла далеко за рамки, предусмотренные «Уставом». Это собрание превратилось в действенный орган национального самоуправления, проведший значительные мероприятия и оставивший глубокий след в истории якутского народа. 27 января 1827 года было объявлено об учреждении якутской Степной Думы. С самого начала был заложен принцип выборности заседателей - членов Думы. Главный родоначальник (председатель Думы) избирался на три года, «временные заседатели» от каждого из семи улусов Якутского округа переизбирались ежегодно. В составе Думы было семь «непременных заседателей», ими автоматически становились улусные головы. В число «временных заседателей» попадали наиболее уважаемые и авторитетные люди. В думе был письмоводитель, который не имел права голоса. Таким образом, в Думе состояло 15 человек.
  • Деятельность якутской Степной Думы вышла далеко за рамки, предусмотренные «Уставом». Это собрание превратилось в действенный орган национального самоуправления, проведший значительные мероприятия и оставивший глубокий след в истории якутского народа. 27 января 1827 года было объявлено об учреждении якутской Степной Думы.
  • С самого начала был заложен принцип выборности заседателей - членов Думы. Главный родоначальник (председатель Думы) избирался на три года, «временные заседатели» от каждого из семи улусов Якутского округа переизбирались ежегодно. В составе Думы было семь «непременных заседателей», ими автоматически становились улусные головы. В число «временных заседателей» попадали наиболее уважаемые и авторитетные люди. В думе был письмоводитель, который не имел права голоса. Таким образом, в Думе состояло 15 человек.
22 ноября 1838 года по распоряжению иркутского генерал-губернатора якутская Степная Дума была закрыта. Любопытны причины закрытия. Утверждалось, что якуты никогда не были подчинены, подобно бурятам, одному главному родоначальнику. Хотя якутские тойоны доказывали обратное, указывая на существование в далеком прошлом самодержавного правления якутов в лице полулегендарного Тыгына. У царских властей с самого начала активность Думы вызывала опасения. Дума проводила достаточно самостоятельную политику, пытаясь добиться больших прав и свобод для якутского населения. Она противодействовала вмешательству царской областной администрации и полиции во внутренний уклад жизни якутов, защищая их право жить по своим обычаям, способствовала развитию якутского землевладения.
  • 22 ноября 1838 года по распоряжению иркутского генерал-губернатора якутская Степная Дума была закрыта. Любопытны причины закрытия. Утверждалось, что якуты никогда не были подчинены, подобно бурятам, одному главному родоначальнику. Хотя якутские тойоны доказывали обратное, указывая на существование в далеком прошлом самодержавного правления якутов в лице полулегендарного Тыгына. У царских властей с самого начала активность Думы вызывала опасения. Дума проводила достаточно самостоятельную политику, пытаясь добиться больших прав и свобод для якутского населения. Она противодействовала вмешательству царской областной администрации и полиции во внутренний уклад жизни якутов, защищая их право жить по своим обычаям, способствовала развитию якутского землевладения.
Cемья Западно-Якутского князца В.Н. Ксенофонтова Делегация Якутской области, г.Иркутск церемония встречи Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича. Иркутск, июнь 1891 г

Cемья Западно-Якутского князца В.Н. Ксенофонтова

Делегация Якутской области, г.Иркутск церемония встречи Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича. Иркутск, июнь 1891 г

В 1920-1921 годах возникает вопрос об автономизации Советской Якутии. В это время активизируется деятельность якутской национальной интеллигенции, выдвигающей в качестве первоначальной задачи провозглашение автономии Якутии. Проект положения будущей Якутской республики был составлен комиссией под председательством П. Ойунского с позиций национального суверенитета.
  • В 1920-1921 годах возникает вопрос об автономизации Советской Якутии. В это время активизируется деятельность якутской национальной интеллигенции, выдвигающей в качестве первоначальной задачи провозглашение автономии Якутии. Проект положения будущей Якутской республики был составлен комиссией под председательством П. Ойунского с позиций национального суверенитета.
27 апреля 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление «Об Автономной Якутской Социалистической Советской Республике» как федеративной части РСФСР с административным центром в городе Якутске, пределы власти, ее компетенция были установлены высшим органом государственной власти - ВЦИКом и закреплены в постановлении Президиума ВЦИК. По постановлению аппарат государственной власти ЯАССР складывался из местных Советов, их съездов, ЦИК и СНК ЯАССР. Согласно декрету ВЦИКа, 1 июня 1922 года было создано первое национальное советское правительство во главе с П.А. Ойунским.
  • 27 апреля 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление «Об Автономной Якутской Социалистической Советской Республике» как федеративной части РСФСР с административным центром в городе Якутске, пределы власти, ее компетенция были установлены высшим органом государственной власти - ВЦИКом и закреплены в постановлении Президиума ВЦИК. По постановлению аппарат государственной власти ЯАССР складывался из местных Советов, их съездов, ЦИК и СНК ЯАССР. Согласно декрету ВЦИКа, 1 июня 1922 года было создано первое национальное советское правительство во главе с П.А. Ойунским.
По конституции Якутская АССР была признана неотъемлемой частью РСФСР. Высшим органом власти провозглашался Всеякутский съезд Советов. В период между съездами Советов высшей властью республики являлся Якутский Центральный Исполнительный Комитет (ЯЦИК) - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган ЯАССР. Таким образом, народы Якутии впервые в своей истории обрели государственность.
  • По конституции Якутская АССР была признана неотъемлемой частью РСФСР. Высшим органом власти провозглашался Всеякутский съезд Советов. В период между съездами Советов высшей властью республики являлся Якутский Центральный Исполнительный Комитет (ЯЦИК) - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган ЯАССР. Таким образом, народы Якутии впервые в своей истории обрели государственность.
В дальнейшем, в целях определения статуса, прав и полномочий автономной республики 9 марта 1937 года чрезвычайный IX Всеякутский съезд Советов утвердил новую Конституцию ЯАССР. Вместо Всеякутского съезда Советов, Якутского ЦИК, новая Конституция узаконила в качестве высшего органа государственной власти - Верховный Совет Якутской АССР, избираемый всеми гражданами республики на четыре года. Первым Председателем Президиума Верховного Совета республики была избрана депутат Верховного Совета СССР первого и второго созывов С.П. Сидорова.
  • В дальнейшем, в целях определения статуса, прав и полномочий автономной республики 9 марта 1937 года чрезвычайный IX Всеякутский съезд Советов утвердил новую Конституцию ЯАССР.
  • Вместо Всеякутского съезда Советов, Якутского ЦИК, новая Конституция узаконила в качестве высшего органа государственной власти - Верховный Совет Якутской АССР, избираемый всеми гражданами республики на четыре года. Первым Председателем Президиума Верховного Совета республики была избрана депутат Верховного Совета СССР первого и второго созывов С.П. Сидорова.
В новое время, с начала широкого развертывания демократии, в день 70-летия Якутской автономии - 27 апреля 1992 года, состоялось торжественное заседание XII внеочередной сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) и общественности города Якутска, посвященное вступлению в силу Конституции Республики Саха (Якутия), принятой Верховным Советом республики 4 апреля. День вступления в силу новой Конституции - 27 апреля был объявлен Днем Республики.
  • В новое время, с начала широкого развертывания демократии, в день 70-летия Якутской автономии - 27 апреля 1992 года, состоялось торжественное заседание XII внеочередной сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) и общественности города Якутска, посвященное вступлению в силу Конституции Республики Саха (Якутия), принятой Верховным Советом республики 4 апреля.
  • День вступления в силу новой Конституции - 27 апреля был объявлен Днем Республики.
Высший законодательный (представительный) и контрольный орган республики - Государственное Собрание (Ил Тумэн) является правопреемником досрочно прекратившего свою деятельность Верховного Совета Республики Саха (Якутия). Порядок деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) устанавливается Конституцией Республики Саха (Якутия), Законом Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)». Первый созыв состоялся 12 декабря 1993 года было избрано 56 депутатов, из них в Палату Республики - 35, Палату Представителей - 21.

Высший законодательный (представительный) и контрольный орган республики - Государственное Собрание (Ил Тумэн) является правопреемником досрочно прекратившего свою деятельность Верховного Совета Республики Саха (Якутия). Порядок деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) устанавливается Конституцией Республики Саха (Якутия), Законом Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)».

Первый созыв состоялся 12 декабря 1993 года было избрано 56 депутатов, из них в Палату Республики - 35, Палату Представителей - 21.

 Выборы народных депутатов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) второго созыва состоялись 28 декабря 1997 года. На основании Конституции Республики Саха (Якутия) со второго созыва была установлена равная норма представительства в палатах - по 35 депутатов сроком на 5 лет.

Выборы народных депутатов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) второго созыва состоялись 28 декабря 1997 года. На основании Конституции Республики Саха (Якутия) со второго созыва была установлена равная норма представительства в палатах - по 35 депутатов сроком на 5 лет.

29 декабря 2002 года состоялись выборы народных депутатов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) третьего созыва - теперь уже однопалатный парламент.   

29 декабря 2002 года состоялись выборы народных депутатов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) третьего созыва - теперь уже однопалатный парламент.  

2 марта 2008 года состоялись выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва.  Впервые выборы проходили по смешанной системе. Половина состава народных депутатов (35 человек) были избраны в одномандатных округах, а другая половина по партийным спискам.

2 марта 2008 года состоялись выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва. Впервые выборы проходили по смешанной системе. Половина состава народных депутатов (35 человек) были избраны в одномандатных округах, а другая половина по партийным спискам.

8 сентября 2013 года состоялись выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) V созыва. Выборы проходили также по смешанной системе: 35 народных депутатов избраны по 35-ти одномандатным избирательным округам, образуемым на основе средней нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, и 35 народных депутатов избраны по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за закрытые республиканские списки кандидатов в народные депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

8 сентября 2013 года состоялись выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) V созыва. Выборы проходили также по смешанной системе: 35 народных депутатов избраны по 35-ти одномандатным избирательным округам, образуемым на основе средней нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, и 35 народных депутатов избраны по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за закрытые республиканские списки кандидатов в народные депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

На состоявшемся 2 октября 2013 года первом пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) V созыва Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) избран Жирков Александр Николаевич.
  • На состоявшемся 2 октября 2013 года первом пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) V созыва Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) избран Жирков Александр Николаевич.
1. Как называется высший законодательный орган власти СССР, который согласно Конституциям 1936, 1977 годов представлял интересы «всех трудящихся Советского Союза независимо от их национальности и расы», и избирался по округам на 4 года?      A. Верховный Совет B. Совет Национальностей C. Федеральное собрание

1. Как называется высший законодательный орган власти СССР, который согласно Конституциям 1936, 1977 годов представлял интересы «всех трудящихся Советского Союза независимо от их национальности и расы», и избирался по округам на 4 года?

  • A. Верховный Совет
  • B. Совет Национальностей
  • C. Федеральное собрание
2. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение (Государственная Дума) было созвано лишь...    A. 1906 год B. 1905 год C. 1917 год

2. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение (Государственная Дума) было созвано лишь...

  • A. 1906 год
  • B. 1905 год
  • C. 1917 год
3. Выборы народных депутатов Государственного собрания Ил Тумэн пятого созыва состоялись в?    А. 2013 год Б. 2015 год. В. 2008 год

3. Выборы народных депутатов Государственного собрания Ил Тумэн пятого созыва состоялись в?

  • А. 2013 год
  • Б. 2015 год.
  • В. 2008 год
4. Минимальный возраст кандидата на день голосования на выборах в представительный орган муниципального образования составляет:    A. 21 год B. 18 лет C. 23 года

4. Минимальный возраст кандидата на день голосования на выборах в представительный орган муниципального образования составляет:

  • A. 21 год
  • B. 18 лет
  • C. 23 года
5. Федеральное Собрание Российской Федерации является?    A. исполнительным органом власти B. представительным органом власти C. законодательным и представительным органом власти

5. Федеральное Собрание Российской Федерации является?

  • A. исполнительным органом власти
  • B. представительным органом власти
  • C. законодательным и представительным органом власти
6. Федеральное Собрание РФ состоит из  A. двух палат B. трех палат C. одной палаты 8.3.15

6. Федеральное Собрание РФ состоит из

  • A. двух палат
  • B. трех палат
  • C. одной палаты

8.3.15

7. Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает:   A. выборы депутатов Государственной Думы  B. выборы глав субъектов РФ  C. выборы Президента РФ

7. Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает:

  • A. выборы депутатов Государственной Думы B. выборы глав субъектов РФ C. выборы Президента РФ
8. Из скольких депутатов состоит Государственная Дума Федерального Собрания Российской  Федерации?    A. 250 B. 300 C. 450

8. Из скольких депутатов состоит Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации?

  • A. 250
  • B. 300
  • C. 450
9. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:    A. Избираются общим прямым голосованием; B. Наделяются полномочиями соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации; C. Избираются коллегиями выборщиков.

9. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

  • A. Избираются общим прямым голосованием;
  • B. Наделяются полномочиями соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • C. Избираются коллегиями выборщиков.
10. Какой орган дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение  Председателя Правительства Российской Федерации:    A. Уполномоченный по правам человека Российской Федерации B. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации C. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

10. Какой орган дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации:

  • A. Уполномоченный по правам человека Российской Федерации
  • B. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • C. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Ответы 1А 2А 3А 4B 5С  6А 7С 8С 9В 10С

Ответы

  • 4B
  • 10С


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!