СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демократия: ее достоинства и недостатки

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка по обществознанию "Демократия: ее достоинства и недостатки"

Просмотр содержимого документа
«Демократия: ее достоинства и недостатки»

Муниципальное образование Алапаевское

Муниципальное образовательное учреждение «Невьянская средняя общеобразовательная школа»





Методическая разработка урока обществознания в 11 классе

«Демократия, ее достоинства и недостатки»





Автор: Рачева Анна Владимировна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Невьянская СОШ»









2018 г.

Урок «Демократия, ее достоинства и недостатки» проводится в рамках изучения темы «Политика и власть. Государство в политической системе» в рамках элективного курса.

Изучение данной темы актуально, так как обеспечивает формирование навыков и знаний, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ повышенного и сложного уровня, готовит к написанию мини- сочинения по обществознанию.

Цель урока: Совершенствование знаний о демократическом режиме управления путем акцентирования внимания на проблемах демократии, ее достоинствах и недостатках.

Задачи урока:

1. Создать условия для понимания особенностей демократического политического режима, его достоинств и недостатков.

2.Способствовать развитию умения вести сопоставление, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, находить примеры, подтверждающие теоретические положения;

3. Способствовать развитию умения устно и письменно формулировать свои мысли

4. Обеспечить условия для формирования политической грамотности и гражданской позиции

5.Создать условия для возможности проблемной дискуссии между учащимися









На доске высказывания с целью обратить внимание учащихся к основной проблеме урока, подготовить почву для размышлений.



Демократия является наихудшей формой правления

за исключением всех других форм,

которые применялись время от времени.

(У. Черчиль)

Демократия – это правление народа, для народа и во благо народа.

(Авраам Линкольн)




Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Постановка проблемы

Из письма известного русского философа П.А.Флоренского, арестованного в 1933г органами НКВД.  Ваша задача - выразить суть этого письма одним словом.

«Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она приобретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни…

Как долго мы грезили о ней.  И не о такой жизни мечтали для своих детей.

Иной раз представляю, как может все измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия…

Тогда мы будем пить ее, вожделенную, большими глотками и будем творить и ценить каждую мысль  в новых условиях рожденную.

Велико счастье тех, кто ею обладает»1.

- О чем пишет автор этого письма? Выделите суть, одним словом

- Какой политический режим обладает такой  ценностью   как  свобода?

( На доске карточка « демократический режим»).


2. Актуализация опорных знаний. «Молчаливая дискуссия»

Что такое демократия?


(Индивидуально группа)


5 мин.

Вспомните, что такое демократия?

1.Все учащиеся на своем листе А4 фломастером пишут ответ на вопрос «Что такое демократия?» Главное правило: говорить нельзя. На листе могут быть рисунки, вопросы, списки.

2. На втором этапе молчаливой дискуссии ребята смотрят записи друг друга, могут письменно задать вопрос, выделить мысль одноклассника.

3. После завершения молчаливого этапа, ребята выбирают выступающего и обобщают мысли группы в устном выступлении.

Учитель одновременно диагностирует уровень знаний по теме. Корректирует мысли учащихся, направляя одних к институциональному аспекту демократии, других к историческому.

Плакаты учитель использует в качестве стихийно созданного наглядного пособия.


В ходе выступления совместно обозначают проблемные места и составляют план.

1.Демократия как тип политического режима.

2. Признаки и ценности демократии

3. Формы демократии

5. Плюсы и минусы демократического режима.

2. Систематизация имеющихся знаний и предъявление нового.

Работа в технологии «продуктивного чтения»2

(Индивидуально групповое обсуждение)




Идеологизация общества













Обращение к ситуации в начале урока. Определение цели (называют ученики)









(Индивидуально)


15 мин

Индивидуальный рабочий лист.

Задание №1

Учащиеся выполняют задание по типу ЕГЭ3, после чего формулируют понятие политического режима, вписывают названия режимов в соответствующие графы схемы «Виды политических режимов»4


Схема оформлена на доске и в рабочем листе учащихся.


Конституционность власти

тоталитаризм


Политическое участие

демократия


авторитаризм




Политический плюрализм




- Схема содержит примеры основных принципов политических режимов. Обеспечивают ли они свободу и права человека?

В каком режиме степень свободы и права человека наиболее защищены?

Цель нашего урока: определить ценности демократического режима,

Выявить его достоинства и недостатки.








Индивидуальный рабочий лист.

Задание 2. Прочитайте описание политической системы, подумайте, можно ли ее назвать демократичной.

Сформулируйте собственное определение демократии.

Вынесите на обсуждение отмеченные вами плюсы и минусы демократии.


(Пояснение к схеме)

Под политическим участием и политической мобилизацией авторы классификации имеют в виду желание правительства привлекать простых граждан к политической жизни. Под конституционностью имеется ввиду ограниченность власти формальными и неформальными нормами(под неформальными возможны религиозные, либо корпоративные нормы, принятые политической элитой), следовательно наименьшую степень конституционности имеют режимы, в которых произвол правителя ничем не ограничен.


Политический режим – совокупность способов и методов управления и распределения власти, характерных для той или иной политической системы, или властный порядок.

В рамках одной политической системы может происходить изменение политического режима. Напрмер, Китайская республика периода Мао Цзе Дуна и Китайская республика последних двадцати лет.


Группа перекрестный рассказ


индивидуально
















10 мин

основной ценностью демократии является свобода.

Свобода предполагает возможность выбора. Это осуществляется через представительную и непосредственную демократию

Наиболее простой и очевидный способ демократического управления – прямая демократия. Однако большинство современных демократий являются представительными.

Задание 3.

1) Работа с историческим источником.

1 группа: Платон. Государство.

2 группа: Жан – Жак Руссо. Об общественном договоре.


Сторонником какой формы демократии, прямой или представительной является автор, какие аргументы он приводит в защиту своей позиции? Назовите плюсы и минусы демократии.


Задание 4 (устно) Соотнесите примеры с формами демократии.

Примеры: 1. Закон о массовой иммиграции в Швейцарии не вступил в силу благодаря референдуму, не поддержавшему его.

2. 17 марта 1991 года на всенародном референдуме решался вопрос о возможности сохранения СССР и введении поста Президента РФ

3.В Уставе субъектов РФ закреплена законодательная инициатива граждан.

4.Вопрос о закрытии образовательного учреждения на селе решался местным самоуправлением.

5.отзыв депутатов при невыполнении им своих обязательств.

6.избрание депутатов Государственной Думы на выборах.







7 мин

Просмотр фрагмента фильма «Сократ» (Россия 1991 г., сцена суда продолжительность ролика 14 мин., поэтому целесообразно просмотреть ролик в предверии урока, а дальнейшее обсуждение вести на фоне фильма (как я и проводила) ,либо сократить сцену до 4 минуты)

  1. Подобрать аргументы в защиту Сократа

  2. Является ли принятие решения большинством голосов наилучшим во всех ситуациях? Может ли большинство быть неправо?

Уважение прав меньшинства – один из принципов, которые отстаивают современные теоретики демократии, это одна из проблем демократии в целом. Обозначена проблема была теоретиком демократии Сократом в Античные века, который был позднее осужден большинством.

Рефлексия

3 мин.


Учащиеся называют плюсы и минусы демократии.

Достоинства демократии

Недостатки демократии

Признание естественных и неотчуждаемых прав  личности.

Юридическое равенство не означает реального равенства граждан.

Поощряет активное участие народа в политической жизни.

Сильна зависимость политиков от поддержания их финансово-промышленными группами.

Стимулирует  многообразие общественной жизни.

Слабый механизм контроля за выдвижением кандидатов.

Отказ от диктатуры и насилия.

Явления лоббизма и коррупции.

Ограничивает всевластие государства.




Какие аргументы я могу привести в защиту демократии?

(не менее двух)

Как я могу доказать неэффективность демократического режима? (не менее двух)

Изменилось ли мое отношение к демократии? В какую сторону?

(оценка на личном векторе отношения)


Д/з. на выбор

1. Выбрать одну из двух тем, представленных в начале урока, написать эссе, руководствуясь критериями ЕГЭ.

2.Рассуждение на тему построения нового демократического государства, которое на протяжении долгой истории управлялось королями и монархами. С какими сложностями предстоит столкнуться? Какие законы нужно ввести, чтобы власть действительно стала демократичной?



























Рабочий лист учащегося 11 класса

(Ф.И.)

Дорогой одиннадцатиклассник! В ходе работы регулярно обращайся к таблице, постарайся заполнить все ее графы и принять решение: для тебя – гражданина, обладающего активной жизненной позицией – достоинства или недостатки демократии будут иметь большее значение!

Достоинства демократии

Недостатки демократии









Отметь свою позицию на «личном векторе отношения»



Недостатки демократии Достоинства демократии









Задание 1.

1.В го­су­дар­стве М. дей­ству­ет кон­сти­ту­ция. Со­глас­но ей за­ко­но­да­тель­ная и су­деб­ная вла­сти под­чи­не­ны ис­пол­ни­тель­ной, во главе ко­то­рой стоит пре­зи­дент. Опо­рой вла­сти яв­ля­ют­ся во­ору­жен­ные силы стра­ны, а также цер­ковь. Какой по­ли­ти­че­ский режим су­ще­ству­ет в дан­ном го­су­дар­стве?

1)де­мо­кра­ти­че­ский 2) оли­гар­хи­че­ский 3) ав­то­ри­тар­ный 4) то­та­ли­тар­ный



2. В стра­не М после дли­тель­но­го прав­ле­ния во­ен­но­го дик­та­то­ра к вла­сти при­шли силы, из­бран­ные де­мо­кра­ти­че­ским путем. На учре­ди­тель­ном кон­сти­ту­ци­он­ном кон­грес­се была при­ня­та новая кон­сти­ту­ция стра­ны, за­кре­пив­шая де­мо­кра­ти­че­ские ос­но­вы го­су­дар­ства. Какая ста­тья обя­за­тель­но долж­на быть пред­став­ле­на в кон­сти­ту­ции стра­ны М?

1) В стра­не в ка­че­стве ве­ду­ще­го прин­ци­па по­ли­ти­че­ской жизни про­воз­гла­шен идео­ло­ги­че­ский плю­ра­лизм.

2) Пре­зи­дент стра­ны из­би­ра­ет­ся обе­и­ми па­ла­та­ми пар­ла­мен­та на пя­ти­лет­ний срок.

3) В струк­ту­ре де­пу­тат­ско­го кор­пу­са за­ра­нее вы­де­ля­ет­ся квота на пред­ста­ви­тель­ство жен­щин.

4) Граж­да­не имеют воз­мож­ность го­ло­со­вать по от­кре­пи­тель­ным та­ло­нам и до­сроч­но.



3. Для внут­рен­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ства Z ха­рак­тер­ны ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний и за­щи­та об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ниже при­зна­ков поз­во­ля­ет счи­тать по­ли­ти­че­ский режим в го­су­дар­стве Z де­мо­кра­ти­че­ским?

1) го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­ки 2) сво­бод­ные аль­тер­на­тив­ные вы­бо­ры

3) ак­тив­ная внеш­няя по­ли­ти­ка 4) дру­же­ствен­ные от­но­ше­ния с со­сед­ни­ми стра­на­ми













Конституционность власти



?



?

Идеологизация общества

Политическое участие

?







Политический плюрализм









Задание 2.

Государство – бывшая колония Великобритании, до 1961 года входило в Британское содружество. Высший законодательный орган страны избирался голосованием, в результате выборов 1948 года к власти пришла Национальная партия, которая провела несколько очень строгих законов, ограничивающих права одной из групп населения по расовому признаку. Они были лишены права участвовать в выборах и быть избранными, права на смешанные браки, у разных расовых групп были разные медицинские и образовательные учреждения. Среди 170 тысяч студентов только 9 тысяч были чернокожими. Представителям данного расового меньшинства право на гражданство могло быть даровано в качестве привилегии. Кроме того были запрещены коммунистические партии – за членство в коммунистической партии полагалось наказание в виде 9 лет лишения свободы. Привилегированная раса при этом пользовалась всеми политическими правами. Государственная форма правления - парламентская республика, выборы проводились всеобщим голосованием. В парламенте велись настоящие дискуссии, была разрешена политическая оппозиция. Существовала и работала система разделения властей.

Задание 3.

Текст 1. Платон. Государство.

- Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

- Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.



Текст 2. Ж-Ж Руссо. Об общественном договоре.

Суверенитет не может быть представляем по той причине, по какой он не может быть и отчуждаем. Он заключается в сущности, в общей воле, а воля никак не может быть представляема. Депутаты народа не могут являться представителями, они лишь его уполномоченные, они ничего не могут постановлять окончательно. Всякий закон, если народ его не утвердил непосредственно сам, недействителен, это вообще не закон. Английский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов Парламента: как только они избраны – он раб, он ничто.



Литература.

1.Дьячкова С.А., Макаров А.А. Обществознание и права человека. –М.2016г.-552с.

2.Колосков А.Г. Познавательные задания к теме «Россия в 1990-е годы»// Преподавание истории и обществознания в школе.-2012г.-№7., с.40

3. https://ege.sdamgia.ru от 16.11.2018г

4. http://открытыйурок.рф. ru от 16.11.2018







1 http://открытыйурок.рф/статьи/214414/ от 16.11.2018

2 Технология продуктивного чтения одна из основных в системно – деятельностном подходе, позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.

3 https://ege.sdamgia.ru от 16.11.2018г

4Хуан Линц. Классификация политических режимов.//Обществознание и права человек: методический конструктор. М. 2016г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!