СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДЕМИД Ю. Г. Урок "Роль детали в создании образов героев через их взаимоотношения с Евгением Базаровым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»" РЯиЛ 2019-8

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДЕМИД Ю. Г. Урок "Роль детали в создании образов героев через их взаимоотношения с Евгением Базаровым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»" РЯиЛ 2019-8»

Ю. Г. Демид, ГУО «Островская СШ» Ляховичского района Брестской области


Тема. Роль детали в создании образов героев через их взаимоот-ношения с Евгением Базаровым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Тип урока: урок обобщения материала.

Форма организации учебной деятельно­сти: работа в группах постоянного состава.

Методы: поисковый, практический.

Содержание урока: обобщение знаний обучающихся о средствах создания образов героев и выражения идеи в романе «Отцы и дети».

Цель урока: раскрытие характеров и об­разов героев в романе «Отцы и дети» через анализ взаимоотношений главного героя с другими персонажами; развитие навыков ра­боты с текстом произведения, устной моно­логической речи; воспитание нравственных качеств.

Задачи:

  • образовательные: привлечь учащихся к сбору информации, анализу и обобщению фактов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»; создать условия для обобщения уча­щимися самостоятельно полученной учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации;

  • развивающие: развивать творческую речевую деятельность учащихся через вы­ражение своего представления о героях про­изведения; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать мысли­тельные и самостоятельные практические действия и творческие способности; совер­шенствовать навыки работы в группе и уме­ния налаживать взаимоотношения, направ­ленные на достижение общих целей;

  • воспитательные: воспитывать художе­ственный вкус, альтруистические ценности.

Оборудование: видеофрагмент из переда­чи «Открытый урок с Дмитрием Быковым. Про что “Отцы и дети...”»; аудиозапись «Ве­черней серенады» Ф. Шуберта для зритель­ной гимнастики, карточки с именами героев романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева.

Эпиграф:

Всякий человек сам себя воспитать должен.

Евгений Базаров

Ход урока

  1. Организационный этап. Создание психо­логического настроя.

И девятнадцатый, и двадцать первый век —

Вопросы жизни же одни и те же.

«Отцы и дети,1— любой вам скажет

человек, —

Они всё спорят — и тогда, и ныне».

  • Добрый день, ребята! Я приглашаю вас на один час в мир художественной литературы для вопросов и ответов по роману И. С. Тур­генева «Отцы и дети».

Чтобы работа на уроке была плодотвор ной и в то же время захватывающей, ин­тригующей, работать вы будете в группах. Каждая группа сегодня будет стремиться по­казать себя самой знающей и эрудированной. Но, как вы понимаете, это невозможно без знаний и стремления каждого из вас. В кон­це урока мы подведём итоги и выясним, кто же лучший знаток романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева.

Итак, я желаю вам удачи и новых откры­тий! Мы начинаем!


  1. Объявление темы и задач урока.

  • На доске вы видите слова героя рома­на «Отцы и дети» Евгения Базарова, кото­рые являются эпиграфом к уроку: «Всякий человек сам себя воспитать должен». Как вы думаете, как эти слова могут быть связаны с темой нашего урока? (Ответы учащихся.)

  • Мы обязательно вернёмся к эпиграфу в конце урока, а сейчас попробуйте сформу­лировать тему урока. В этом вам поможет видеофрагмент.

Демонстрируется видеофрагмент из пере­дачи «Открытый урок с Дмитрием Быко­вым. Про что “Отцы и дети”...». Учащиеся предлагают свои формулировки темы урока.

Итак, тема нашего урока «Роль детали в создании образов героев через их взаимо­отношения с Евгением Базаровым в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”». Какую цель сегодня на уроке мы должны с вами достичь и какие задачи выполнить? Давайте попробу­ем их сформулировать, используя ключевые слова.

На доске записаны слова: Раскрыть ... через ... взаимоотношения ...;

  • обобщить...;

  • развить...;

  • воспитать... .


  1. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

  • Но прежде чем начать разговор о геро­ях романа, проверим, насколько вниматель­но вы его прочитали. Напишем цифровой диктант. Я буду зачитывать утверждения. Если они верны, вы ставите цифру «1», если нет — «О».

  • Николай Петрович Кирсанов не зани­мался в своём поместье преобразованиями.

  • Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирса­нова.

  • Поводом к началу схватки между Ба­заровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базаро­ва об одном из соседних помещиков.

  • Сводного брата Аркадия звали Митей.

  • Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны. Евгению Базарову, т. к. в ней он видел единомышленницу.

  • Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора.

  • Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову.

  • Дуэль с Павлом Петровичем состоя­лась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино.

  • В эпилоге романа Анна Сергеевна вы­шла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей.

  • Действие романа начинается в 1859 году.

Ключ: 0101011001.

(По книге Т. М. Фадеевой «Дидактиче­ские материалы по литературе. 10 класс». — М., 2007.)

  • Молодцы, ребята! Проверьте свои отве­ты и за каждый правильный ответ начислите себе один балл. Полученный результат запи­шите в оценочный лист.


  1. Работа над темой урока.

  1. Игра «Ассоциации».

  • Ребята, кто в романе является цен­тральной фигурой? (Евгений Базаров.) Что же это за человек? Запишите слова, которые ассоциируются у вас с его фамилией. Время на выполнение — одна минута.

Группы афишируют результаты своей работы.

  1. Беседа по главам романа. Взаимоотно­шения Базарова с другими героями романа.

  • Итак, напоминаю, что главная цель нашего урока — раскрытие характеров и образов героев романа «Отцы и дети» че­рез анализ их взаимоотношений с главным героем. У каждой группы на столах лежат конверты, в которых находятся карточки с именами героев романа: дворовые маль­чишки, Арина Власьевна, Василий Иванович, Ситников, Кукшина, Николай Петрович, Павел Петрович, Фенечка, Базаров, Одинцо­ва, Аркадий, Катя.

Ваша задача — «расселить» их по своим имениям:

  • 1-я группа — Марьино;

  • 2-я группа — Никольское;

  • 3-я группа — дом родителей Базарова.

После группового обсуждения должна по­лучиться схема:

Марьино

Никольское

Дом родителей

Николай Петро­вич

Одинцова

Арина Власьев­на

Павел Петрович

Катя

Василий Ивано­вич

Фенечка


Базаров

Аркадий



Дворовые маль­чишки




— А сейчас рассмотрим образы и харак­теры, созданные И. С. Тургеневым в рома­не «Отцы и дети». Немаловажную роль в романе играет предметная деталь, которая и помогает создать галерею образов. Чтобы выявить настоящих знатоков романа «Отцы и дети», мы проведём небольшое соревнова­ние. Группа, ответившая первой, причём бо­лее полно и точно, зарабатывает один жетон с портретом И. С. Тургенева. В конце урока мы посчитаем количество жетонов у каж­дой группы и определим лучших знатоков. Я буду задавать вопросы.

Помните! Особое внимание — деталям! Итак, где мы знакомимся с Базаровым? (В Марьино.)

Проанализируем образ Евгения Базарова через его взаимоотношения с жителями име­ния Марьино.

Марьино

  • Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что даёт портрет для понимания характера этого человека? (Иронию и спокой­ствие выдаёт улыбка Базарова, самоуверен­ность и ум видны в его лице. Одежда (длин­ный балахон с кистями) говорит о просто­те привычек, обнажённые красные рукио трудной судьбе. Он не дворянин, человек другого круга в отличие от Кирсановых.)

  • Что мы можем сказать о Николае Пе­тровиче? (Выглядит более демократично, его не смущает Базаров, добрый, робкий, стремится не отстать от времениигра­ет на виолончели, читает Пушкина.)

  • Каким мы видим Павла Петровича Кирсанова? О чём говорят детали в описании его внешности? (Аристократ, изысканность вкусов, стремление к франтовству. Краси­вая внешность, глубокий ум. Преувеличенное внимание к своей одежде.)

  • Какую роль сыграют в романе такие персонажи, как дворовые мальчишки? (Эта деталь указывает на то, что Базаров легко сходится с простыми людьми, хотя и под­трунивает над мужиками.)

  • Многое о героях романа мы узнаём с помощью Базарова: видим его глазами, слушаем его речь. Например, от Базарова мы узнаём, что Н. П. Кирсанов играет на виолончели. А музыку какого композитора играет на виолончели Николай Петрович? (Франца Шуберта «Ожидание».)

  • Как к этому относится Евгений Ба­заров? (Смеётся над Кирсановым. Играть мужчине на виолончели не пристало.)

  • Как в этот момент на поведение База­рова реагирует Аркадий? Зачитайте эпизод из текста. («Базаров продолжал хохотать; но Аркадий, как ни благоговел перед своим учи­телем, на этот раз даже не улыбнулся».)

  • О чём говорит эта немаловажная де­таль в данном эпизоде? (Аркадий уважает, ценит, любит своего отца.)

Релаксационная пауза

  • Сейчас вам представится возможность оценить вкус и широту души Николая Пе­тровича Кирсанова. Я предлагаю вам при­коснуться к прекрасному и отдохнуть под «Вечернюю серенаду» австрийского компози­тора Франца Шуберта.

  • Продолжить наш урок мне бы хотелось высказыванием Тургенева: «Любовь — вовсе даже не чувство; она — болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли — ни дать ни взять холера или лихорадка. В люб­ви одно лицо — раб, а другое — властелин». Как вы думаете, почему я продолжил урок этой цитатой? О ком мы сейчас будем гово­рить? (О Базарове и Одинцовой.)

  • Конечно, прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему. Зачитайте цитаты из романа, которые раскрывают от­ношение Евгения Базарова к женщине.

«Человек, который всю свою жизнь по­ставил на карту женской любви..., этакой человек не мужчина, не самец». «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».

«Свободно мыслят между женщинами только уроды».

  • Какой вывод из прочитанного мы мо­жем сделать? (Мы видим, что у Базарова вульгарный, упрощённый подход к любви и женщине. Базаров рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.)

  • Несмотря на это, в жизни Базарова произойдёт встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина? (Анна Сергеевна Одинцова.)

  • Какой населённый пункт связан с име­нем Одинцовой? (Никольское.)

  • Приступим к характеристике героев этого имения. Не забываем, что вы зараба­тываете жетоны.

Никольское

  • Для чего Анна Сергеевна пригласила двух студентов к себе в имение? (Базаровновый для неё человек, непосредственный, не зависящий ни от чьего мнения, Аркадийинтересный молодой человек.)

Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой? (Ар­кадий проникнут откровенным «счастием находиться в её близости», что касается Базарова, то его цинизм естество-испытате­ля не выглядит ничем неожиданным; «Это что за фигура? На остальных баб не похо­жа».)

  • Какую роль играют в романе детали в описании усадьбы и уклада жизни в Николь­ском, данные в начале 16-й главы? Выделите из текста ключевые слова. (Воин был особенно замечателен, дом выкрашен, аллея стриже­ных ёлок, в доме царствовал порядок, всё было чисто, пахло приличным запахом, комната убрана довольно роскошно, дорогая мебель.)

  • Какими деталями отмечает Тургенев перемены в Базарове после знакомства с Одинцовой? Подтвердите ответ цитатами из текста. («Чувство, которое его мучило и бе­сило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило»; «Сердце у него действительно так и рва­лось»; «Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».)

  • Очень нелегко давалось Евгению Ба­зарову чувство к Одинцовой. Как понимают любовь Базаров и Одинцова? (По-разному. Одинцова считает, что нужно знать себе цену, а Базаровнадо уметь отдаться чувству и, конечно, другому человеку.)

  • Роман называется «Отцы и дети», по­тому что немаловажное значение имеют от­ношения поколений. Проанализируем эпизод приезда Евгения Базарова в дом родителей.

Дом родителей Базарова

  • Что испытывают отец и мать при встрече с сыном? Найдите ключевые слова, подчеркните их. (При встрече старик глу­боко дышал и щурился пуще прежнего, мать чуть не упала от волнения. Чубук так и прыгал у отца между пальцами. Детали играют большую роль, показывая душевное состояние родителей.)

  • Найдите слова, которыми называет Евгений родителей. Какой можно сделать вывод? Какие чувства ещё живы в душе Ба­зарова? («Презабавный старикашка и до­брейший. И мать твоя прекрасная женщи­на,заметил Аркадий.Да, она у меня без хитрости». В устах сдержанного сына данные слова как возглас сыновней любви.)

  • Как же Евгений относится к родителям? (Базаров любит своих родителей, прямо гово­рит Аркадию: «Люблю, Аркадий!» Говорить о бесчувственности Базарова нельзя, особенно при расставании с родителями. Он не хочет их огорчать, поэтому об отъезде не сразу ска­залэто тоже далось ему не просто.)

  • Что значит внезапный отъезд сына для родителей? Какое слово вы подобрали, чтобы определить их чувства? (Трагедия.)

  • Выделите ключевые фразы в тексте, раскрывающие трагизм этой ситуации. (Всё приуныло в доме, у Анфисушки посуда из рук валилась, Василий Иванович суетил­ся больше чем когда-либо, Арина Власьевна тихо плакала, внезапно съёжившемся и под­ряхлевшем доме и т. д.)

Итоги беседы.

  • Мы убедились, что характер главного героя своеобразный. Какие стороны Базарова мы можем выделить? (Как сильные, так и слабые стороны.)

  • В чём же мы видим силу и слабость Ев­гения Базарова? (В спорах с Павлом Петро­вичем он одерживал победы, спокойно отно­сился к проявлению «романтизма» у Николая Петровича. Прямо делал замечания о вуль­гарном поведении Кукшиной и Ситникова. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нём значительного, необыкновенного, мощного в эмоциональном переживании человека, само- сгорающего в своём чувстве и при этом ста­новящегося ещё более сильным. Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нём начинает происходить что-то не база- ровское: «что-то другое в него вселилось... чего он никак не допускал». Он любил её, и таил свою любовь, и мечтал... о нежности! У роди­телей он не допускает того, что может себе позволить с Павлом Петровичемспоры и нравоучения, иначе он бы их огорчил.)

  • Наша работа над анализом образов героев романа «Отцы и дети» подходит к концу. Подсчитайте, сколько жетонов вы заработали. По их количеству мы опреде­лим лучших знатоков романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева.


  1. Закрепление материала.

Игра «Угадай-ка»

На доскеразноцветные сердечки (из цветного картона), на обратной стороне напечатаны вопросы, оценённые от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Ра­бота продолжается в группах.

Каждая группа выберет по два сер­дечка. Степень сложности вопросов зависит от балла на сердечке: чем выше балл, тем сложнее вопрос. Выберите сердечки в зави­симости от того, как вы оцениваете уровень своих знаний.

Если ребята из группы затрудняются от­ветить, право ответа переходит к другим группам. Команда, набравшая наибольшее ко­личество баллов, оказывается победителем.

5 баллов: В чём сходство и в чём отличие в отношении к любви у Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

5 баллов: Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?

5 баллов: Какой момент в духовной био­графии Базарова можно назвать переломным и почему?

4 балла: Что стало с Аркадием Кирсано­вым в эпилоге романа?

4 балла: Что стало с Павлом Петровичем в эпилоге романа?

4 балла: Что стало с Анной Сергеевной Одинцовой в эпилоге романа?

3 балла: «Человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Кто это?

3 балла: Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Почему?

3 балла: «К ней, из недалёкой деревуш­ки, часто приходят два уже дряхлых старич­ка — муж с женою». О ком идёт речь?

2 балла: Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?

2 балла: От какой болезни умирает Евге­ний Базаров?

1 балл: Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?


VI. Подведение итогов урока.

Приём «Возвращение к эпиграфу»

— Давайте с вами вернёмся к эпиграфу, к которому мы обращались в начале урока: «Всякий человек сам себя воспитать дол­жен». Это слова Евгения Базарова. Мы с вами проанализировали этот образ. Чему вас научил образ Базарова?

Выставление отметок.


VII. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному сочине­нию.


VIII. Рефлексия.

Приём «Продолжи предложение».

Оцените свои действия, знания, умения:

— Мне больше всего удалось...

— Сегодня на уроке я понял(а), что...

— Больше всего мне понравилось... либо не понравилось...



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!