Ю. Г. Демид, ГУО «Островская СШ» Ляховичского района Брестской области
Тема. Роль детали в создании образов героев через их взаимоот-ношения с Евгением Базаровым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Тип урока: урок обобщения материала.
Форма организации учебной деятельности: работа в группах постоянного состава.
Методы: поисковый, практический.
Содержание урока: обобщение знаний обучающихся о средствах создания образов героев и выражения идеи в романе «Отцы и дети».
Цель урока: раскрытие характеров и образов героев в романе «Отцы и дети» через анализ взаимоотношений главного героя с другими персонажами; развитие навыков работы с текстом произведения, устной монологической речи; воспитание нравственных качеств.
Задачи:
образовательные: привлечь учащихся к сбору информации, анализу и обобщению фактов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»; создать условия для обобщения учащимися самостоятельно полученной учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации;
развивающие: развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать мыслительные и самостоятельные практические действия и творческие способности; совершенствовать навыки работы в группе и умения налаживать взаимоотношения, направленные на достижение общих целей;
воспитательные: воспитывать художественный вкус, альтруистические ценности.
Оборудование: видеофрагмент из передачи «Открытый урок с Дмитрием Быковым. Про что “Отцы и дети...”»; аудиозапись «Вечерней серенады» Ф. Шуберта для зрительной гимнастики, карточки с именами героев романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева.
Эпиграф:
Всякий человек сам себя воспитать должен.
Евгений Базаров
Ход урока
Организационный этап. Создание психологического настроя.
И девятнадцатый, и двадцать первый век —
Вопросы жизни же одни и те же.
«Отцы и дети,1— любой вам скажет
человек, —
Они всё спорят — и тогда, и ныне».
Добрый день, ребята! Я приглашаю вас на один час в мир художественной литературы для вопросов и ответов по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Чтобы работа на уроке была плодотвор ной и в то же время захватывающей, интригующей, работать вы будете в группах. Каждая группа сегодня будет стремиться показать себя самой знающей и эрудированной. Но, как вы понимаете, это невозможно без знаний и стремления каждого из вас. В конце урока мы подведём итоги и выясним, кто же лучший знаток романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева.
Итак, я желаю вам удачи и новых открытий! Мы начинаем!
Объявление темы и задач урока.
На доске вы видите слова героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова, которые являются эпиграфом к уроку: «Всякий человек сам себя воспитать должен». Как вы думаете, как эти слова могут быть связаны с темой нашего урока? (Ответы учащихся.)
Мы обязательно вернёмся к эпиграфу в конце урока, а сейчас попробуйте сформулировать тему урока. В этом вам поможет видеофрагмент.
Демонстрируется видеофрагмент из передачи «Открытый урок с Дмитрием Быковым. Про что “Отцы и дети”...». Учащиеся предлагают свои формулировки темы урока.
Итак, тема нашего урока «Роль детали в создании образов героев через их взаимоотношения с Евгением Базаровым в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”». Какую цель сегодня на уроке мы должны с вами достичь и какие задачи выполнить? Давайте попробуем их сформулировать, используя ключевые слова.
На доске записаны слова: Раскрыть ... через ... взаимоотношения ...;
обобщить...;
развить...;
воспитать... .
Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Но прежде чем начать разговор о героях романа, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Напишем цифровой диктант. Я буду зачитывать утверждения. Если они верны, вы ставите цифру «1», если нет — «О».
Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями.
Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова.
Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков.
Сводного брата Аркадия звали Митей.
Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны. Евгению Базарову, т. к. в ней он видел единомышленницу.
Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора.
Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову.
Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино.
В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей.
Действие романа начинается в 1859 году.
Ключ: 0101011001.
(По книге Т. М. Фадеевой «Дидактические материалы по литературе. 10 класс». — М., 2007.)
Молодцы, ребята! Проверьте свои ответы и за каждый правильный ответ начислите себе один балл. Полученный результат запишите в оценочный лист.
Работа над темой урока.
Игра «Ассоциации».
Ребята, кто в романе является центральной фигурой? (Евгений Базаров.) Что же это за человек? Запишите слова, которые ассоциируются у вас с его фамилией. Время на выполнение — одна минута.
Группы афишируют результаты своей работы.
Беседа по главам романа. Взаимоотношения Базарова с другими героями романа.
Итак, напоминаю, что главная цель нашего урока — раскрытие характеров и образов героев романа «Отцы и дети» через анализ их взаимоотношений с главным героем. У каждой группы на столах лежат конверты, в которых находятся карточки с именами героев романа: дворовые мальчишки, Арина Власьевна, Василий Иванович, Ситников, Кукшина, Николай Петрович, Павел Петрович, Фенечка, Базаров, Одинцова, Аркадий, Катя.
Ваша задача — «расселить» их по своим имениям:
После группового обсуждения должна получиться схема:
Марьино | Никольское | Дом родителей |
Николай Петрович | Одинцова | Арина Власьевна |
Павел Петрович | Катя | Василий Иванович |
Фенечка | | Базаров |
Аркадий | | |
Дворовые мальчишки | | |
— А сейчас рассмотрим образы и характеры, созданные И. С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Немаловажную роль в романе играет предметная деталь, которая и помогает создать галерею образов. Чтобы выявить настоящих знатоков романа «Отцы и дети», мы проведём небольшое соревнование. Группа, ответившая первой, причём более полно и точно, зарабатывает один жетон с портретом И. С. Тургенева. В конце урока мы посчитаем количество жетонов у каждой группы и определим лучших знатоков. Я буду задавать вопросы.
Помните! Особое внимание — деталям! Итак, где мы знакомимся с Базаровым? (В Марьино.)
Проанализируем образ Евгения Базарова через его взаимоотношения с жителями имения Марьино.
Марьино
Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что даёт портрет для понимания характера этого человека? (Иронию и спокойствие выдаёт улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда (длинный балахон с кистями) говорит о простоте привычек, обнажённые красные руки — о трудной судьбе. Он не дворянин, человек другого круга в отличие от Кирсановых.)
Что мы можем сказать о Николае Петровиче? (Выглядит более демократично, его не смущает Базаров, добрый, робкий, стремится не отстать от времени — играет на виолончели, читает Пушкина.)
Каким мы видим Павла Петровича Кирсанова? О чём говорят детали в описании его внешности? (Аристократ, изысканность вкусов, стремление к франтовству. Красивая внешность, глубокий ум. Преувеличенное внимание к своей одежде.)
Какую роль сыграют в романе такие персонажи, как дворовые мальчишки? (Эта деталь указывает на то, что Базаров легко сходится с простыми людьми, хотя и подтрунивает над мужиками.)
Многое о героях романа мы узнаём с помощью Базарова: видим его глазами, слушаем его речь. Например, от Базарова мы узнаём, что Н. П. Кирсанов играет на виолончели. А музыку какого композитора играет на виолончели Николай Петрович? (Франца Шуберта «Ожидание».)
Как к этому относится Евгений Базаров? (Смеётся над Кирсановым. Играть мужчине на виолончели не пристало.)
Как в этот момент на поведение Базарова реагирует Аркадий? Зачитайте эпизод из текста. («Базаров продолжал хохотать; но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся».)
О чём говорит эта немаловажная деталь в данном эпизоде? (Аркадий уважает, ценит, любит своего отца.)
Релаксационная пауза
Сейчас вам представится возможность оценить вкус и широту души Николая Петровича Кирсанова. Я предлагаю вам прикоснуться к прекрасному и отдохнуть под «Вечернюю серенаду» австрийского композитора Франца Шуберта.
Продолжить наш урок мне бы хотелось высказыванием Тургенева: «Любовь — вовсе даже не чувство; она — болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли — ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо — раб, а другое — властелин». Как вы думаете, почему я продолжил урок этой цитатой? О ком мы сейчас будем говорить? (О Базарове и Одинцовой.)
Конечно, прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему. Зачитайте цитаты из романа, которые раскрывают отношение Евгения Базарова к женщине.
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви..., этакой человек не мужчина, не самец». «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».
«Свободно мыслят между женщинами только уроды».
Какой вывод из прочитанного мы можем сделать? (Мы видим, что у Базарова вульгарный, упрощённый подход к любви и женщине. Базаров рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.)
Несмотря на это, в жизни Базарова произойдёт встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина? (Анна Сергеевна Одинцова.)
Какой населённый пункт связан с именем Одинцовой? (Никольское.)
Приступим к характеристике героев этого имения. Не забываем, что вы зарабатываете жетоны.
Никольское
Для чего Анна Сергеевна пригласила двух студентов к себе в имение? (Базаров — новый для неё человек, непосредственный, не зависящий ни от чьего мнения, Аркадий — интересный молодой человек.)
Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой? (Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в её близости», что касается Базарова, то его цинизм естество-испытателя не выглядит ничем неожиданным; «Это что за фигура? На остальных баб не похожа».)
Какую роль играют в романе детали в описании усадьбы и уклада жизни в Никольском, данные в начале 16-й главы? Выделите из текста ключевые слова. (Воин был особенно замечателен, дом выкрашен, аллея стриженых ёлок, в доме царствовал порядок, всё было чисто, пахло приличным запахом, комната убрана довольно роскошно, дорогая мебель.)
Какими деталями отмечает Тургенев перемены в Базарове после знакомства с Одинцовой? Подтвердите ответ цитатами из текста. («Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило»; «Сердце у него действительно так и рвалось»; «Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».)
Очень нелегко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой. Как понимают любовь Базаров и Одинцова? (По-разному. Одинцова считает, что нужно знать себе цену, а Базаров — надо уметь отдаться чувству и, конечно, другому человеку.)
Роман называется «Отцы и дети», потому что немаловажное значение имеют отношения поколений. Проанализируем эпизод приезда Евгения Базарова в дом родителей.
Дом родителей Базарова
Что испытывают отец и мать при встрече с сыном? Найдите ключевые слова, подчеркните их. (При встрече старик глубоко дышал и щурился пуще прежнего, мать чуть не упала от волнения. Чубук так и прыгал у отца между пальцами. Детали играют большую роль, показывая душевное состояние родителей.)
Найдите слова, которыми называет Евгений родителей. Какой можно сделать вывод? Какие чувства ещё живы в душе Базарова? («Презабавный старикашка и добрейший. И мать твоя прекрасная женщина, — заметил Аркадий. — Да, она у меня без хитрости». В устах сдержанного сына данные слова как возглас сыновней любви.)
Как же Евгений относится к родителям? (Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: «Люблю, Аркадий!» Говорить о бесчувственности Базарова нельзя, особенно при расставании с родителями. Он не хочет их огорчать, поэтому об отъезде не сразу сказал — это тоже далось ему не просто.)
Что значит внезапный отъезд сына для родителей? Какое слово вы подобрали, чтобы определить их чувства? (Трагедия.)
Выделите ключевые фразы в тексте, раскрывающие трагизм этой ситуации. (Всё приуныло в доме, у Анфисушки посуда из рук валилась, Василий Иванович суетился больше чем когда-либо, Арина Власьевна тихо плакала, внезапно съёжившемся и подряхлевшем доме и т. д.)
Итоги беседы.
Мы убедились, что характер главного героя своеобразный. Какие стороны Базарова мы можем выделить? (Как сильные, так и слабые стороны.)
В чём же мы видим силу и слабость Евгения Базарова? (В спорах с Павлом Петровичем он одерживал победы, спокойно относился к проявлению «романтизма» у Николая Петровича. Прямо делал замечания о вульгарном поведении Кукшиной и Ситникова. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нём значительного, необыкновенного, мощного в эмоциональном переживании человека, само- сгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нём начинает происходить что-то не база- ровское: «что-то другое в него вселилось... чего он никак не допускал». Он любил её, и таил свою любовь, и мечтал... о нежности! У родителей он не допускает того, что может себе позволить с Павлом Петровичем — споры и нравоучения, иначе он бы их огорчил.)
Наша работа над анализом образов героев романа «Отцы и дети» подходит к концу. Подсчитайте, сколько жетонов вы заработали. По их количеству мы определим лучших знатоков романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева.
Закрепление материала.
Игра «Угадай-ка»
На доске — разноцветные сердечки (из цветного картона), на обратной стороне напечатаны вопросы, оценённые от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах.
Каждая группа выберет по два сердечка. Степень сложности вопросов зависит от балла на сердечке: чем выше балл, тем сложнее вопрос. Выберите сердечки в зависимости от того, как вы оцениваете уровень своих знаний.
Если ребята из группы затрудняются ответить, право ответа переходит к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.
5 баллов: В чём сходство и в чём отличие в отношении к любви у Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?
5 баллов: Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?
5 баллов: Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?
4 балла: Что стало с Аркадием Кирсановым в эпилоге романа?
4 балла: Что стало с Павлом Петровичем в эпилоге романа?
4 балла: Что стало с Анной Сергеевной Одинцовой в эпилоге романа?
3 балла: «Человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Кто это?
3 балла: Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Почему?
3 балла: «К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлых старичка — муж с женою». О ком идёт речь?
2 балла: Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?
2 балла: От какой болезни умирает Евгений Базаров?
1 балл: Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?
VI. Подведение итогов урока.
Приём «Возвращение к эпиграфу»
— Давайте с вами вернёмся к эпиграфу, к которому мы обращались в начале урока: «Всякий человек сам себя воспитать должен». Это слова Евгения Базарова. Мы с вами проанализировали этот образ. Чему вас научил образ Базарова?
Выставление отметок.
VII. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольному сочинению.
VIII. Рефлексия.
Приём «Продолжи предложение».
Оцените свои действия, знания, умения:
— Мне больше всего удалось...
— Сегодня на уроке я понял(а), что...
— Больше всего мне понравилось... либо не понравилось...