СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловые игры в изучении истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деловые игры в изучении истории и обществознания»

51



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №4»

управления образования администрации г.о. Семёновский,

Нижегородской области











МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:

Тема: «Применение деловых игр на занятиях истории и обществознания»









Выполнил: учитель истории и обществознания

Ананичев Сергей Николаевич

















г. Семёнов,

2024 г.


Аннотация

В работе рассматриваются теоретические основы такого активного метода обучения, как деловая игра; описывается опыт использования данного метода на уроках истории и обществознания. Целью работы является анализ деловой игры как метода обучения для устойчивого развития. Главная тема работы заключается в рассмотрении деловой игры как современного актуального способа передачи знаний в целях подготовки рабочих кадров. Представлено определение игры как особого вида деятельности, выделены отличительные признаки деловой игры обоснован принцип оценки знания, получаемого в процессе деловой игры, сформулированы требования к методологии разработки деловых игр в рамках образования для устойчивого развития. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деловая игра, образовательная технология, моделирование, устойчивое развитие, профессиональная деятельность.


Комплект «Объясни! Игра для тех, кто любит историю» посвящён памятным датам, событиям, персоналиям, фактам и терминам отечественной и мировой истории. Игра охватывает вниманием времена от расцвета Вавилонского царства до появления НЭПа, позволяет вспомнить народы от шумеров до вятичей, помогает разобраться, что такое интервенция, колонизация, коллективизация и многое другое. Благодаря игре одна из самых увлекательных и загадочных наук предстанет перед участниками в новом свете!


Комплекты «Объясни!» включают памятки с правилами и вариантами игр, а главное — карточки, на которых написаны слова, относящиеся к истории, математике, обществознанию или литературе. Их нужно объяснить так, чтобы друзья по команде как можно быстрее поняли, о чём речь, но не называть указанные слова и не использовать однокоренных слов. Все слова разделены на три уровня сложности, но даже самые трудные из них можно донести, не зная их и подключая фантазию, например, с помощью звуков или ассоциаций. Для игры достаточно двух участников, но расширять состав можно до бесконечности.


Комплект «Объясни! Игра для тех, кто любит обществознание» поможет участникам выучить назубок имена учёных из мира разных общественно значимых наук, а также ключевые экономические, социальные, правовые, культурные понятия и процессы. В ракурсе внимания игроков окажутся персоны от Никколо Макиавелли до Владимира Путина, они вспомнят про плюрализм, атеизм и другие «измы», а также наверняка обсудят отдельные явления в контексте современности. Например, объясняя понятие экоактивистов, сложно не упомянуть их январскую выходку в Лувре, когда они облили супом Джоконду Леонардо да Винчи.  

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4

1. Теоретические аспекты деловой игры

1.1. Понятие и сущность деловых игр………………………………………………………6

1.2. Классификация деловых………………………………………………………………..11

1.3. Деловые игры и традиционные методы обучения……………………………………14

2. Методика разработки деловой игры

2.1 Построение и структура деловой игры………………………………………………...16

2.2. Этапы разработки деловой игры………………………………………………………20

2.3 Цели проведения игр……………………………………………………………………22

2.4. Методологические трудности и зоны риска

при конструировании деловых игр…………………………………………………..23

3. Применение деловой игры на уроках истории и обществознания

3.1. Особенность применения деловой игры на уроках истории и обществознания.…..27

3.2. Опыт организации и проведения ролевых игр

на уроках истории в МБОУ «Школа №4»…………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..40 ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ

Современные социальные условия наращивают требования к качеству образовательного процесса, нацеливают на формирование личности, характеризующейся не репродуктивным, а творческим типом мышления, способной адаптироваться к изменчивой ситуации на рынке труда, конкурентно способной и при этом инициативной.

Это требует поиска новых подходов в обучении, которые должны основываться не на трансляции готовых знаний, а на создании условий для творческой активности и самореализации учеников. В качестве методических средств, реализующих такой подход, все большее признание находят активные групповые методы обучения, в частности деловые игры как разновидность активных методов. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирования умений, но и способом подготовки к профессиональному общению, что делает их еще более актуальными при работе в системе профессионального образования. Как никакая другая форма обучения, деловые игры содержат в себе такое богатое разнообразие активизирующих стимулов к познавательной деятельности человека, позволяющих приобретать практические навыки и опыт, осознать значение изучаемых дисциплин

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм.

Теоретические основы и практическое применение метода деловых игр изложили в своих трудах Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн, С.Р. Гидрович, В.М. Ефимов, Н.Н. Козленко, В.Ф. Комаров, С.Н. Павлов, В.Я. Платов, И.М. Сыроежин, В.Б. Христенко, В. Ф. Шаталов и др.

Нужно заметить, что проблема деловых игр на уроках истории и обществознания разрабатывается в педагогике относительно недавно. Поэтому и исследовательской литературы по данной проблеме немного, тем более, если говорить об изучении истории и обществознания в профессиональных училищах молодой республики, где сам предмет истории и обществознания несколько обновился и происходит становление новых образовательных стандартов и переосмысление стратегических подходов к определению содержания предмета.

Многие средние специальные заведения остаются в значительной мере консервативными в содержании и методах обучения. Доминирует авторитарный стиль общения педагогов со студентами. Естественно, при таких обстоятельствах выполнение социального заказа на «качественного» специалиста не может быть «качественным».

Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных о деловых играх как одном из активных методов обучения, в обобщении наиболее существенных из них, возможности применения деловой игры на уроках истории и обществознания в профессионально-технических учебных заведениях, что подчеркивает актуальность выбранной тематики

Объект исследования – интерактивные методы обучения

Предмет исследования – применение деловых игр в качестве современного метода обучения на уроках истории и обществознания

Целью работы: изучение возможностей применения деловых игр в обучении истории и обществознания

Цель конкретизируется в следующих задачах:

- раскрыть понятие деловых игр и определить их роль в обучении;

- выявить правила организации и этапы проведения деловых игр;

- изучить возможности использования деловых игр в качестве метода оценки знаний студентов на уроках истории и обществознания в МБОУ «Школа №4»;

Структура работы включает в себя введение, три главы, которые включают теоретическую и практическую часть, заключение, список литературы и приложения.

1. Теоретические аспекты деловой игры

1.1. Понятие и сущность деловых игр как метода обучения

Изменения в экономической и социальной жизни общества приводят к инновационным процессам в подготовке студентов. Сегодня актуальным направлением профессиональной школы является подготовка высококвалифицированных творческих личностей, в которых в настоящий момент остро нуждается образование. Педагогическая деятельность в основном предусматривает творческие подходы, именно поэтому многие преподаватели отходят от стандартизации проведения уроков и подготовки учебных занятий. Есть метод, допускающий максимально близко подойти к профессиональной деятельности. Это – деловая игра.

Деловая игра, применяемая в учебной практике, стимулирует мыслительную деятельность студентов. Каждый преподаватель пытается применить разный способ проведения занятий, который бы отличался от обычных. Использование деловых игр при обучении социальным дисциплинам – это создание преподавателем условий, в которых студент сам будет открывать, приобретать и конструировать знания [2].

Сама суть любой деловой игры заключается в совокупном воссоздании и разыгрывании различных организационных процессов, что само по себе дает максимально приблизить учебную деятельность к профессиональной [3].

В педагогической деятельности, включающей элементы творчества, используют деловую игру, стимулирующую активную мыслительную деятельность и формирующую творческие навыки будущих специалистов. Применение деловой игры в учебной практике помогает успешно овладеть навыками будущей профессии, проявление инициативы и активности в группе.

Основное в деловых играх – это максимальное уменьшение времени накопления профессионального опыта. Исследователи доказали, что при подаче материала посредством деловой игры информация усваивается около 90%, а при лекционной – не более 20%. Введение игровых задач в методологический комплекс поможет студентам решить профессиональные задачи, то есть их обучение и воспитание. Многочисленные виды деловых игр различаются способами проведения и целями, которые преследует преподаватель: дидактические и управленческие игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные и др.

Таким образом, с помощью проведения деловых игр в учебном процессе можно добиться целенаправленной работы по различным направлениям профессионального развития, сформировать первоначальные умения и навыки у будущих специалистов, которые им необходимы.

Деловая игра сводит к минимуму недостатки и ограничения, препятствующие повышению эффективности профессиональной деятельности и профессионального роста. Моделируя реальные условия профессиональной деятельности специалиста, достигается продуктивное общение, участники которого имеют возможность путем проб и ошибок экспериментировать с разными моделями поведения, что в настоящей жизни невозможно.

Для осмысленного применения деловых игр в учебном процессе необходимо выяснить их определение:

а) Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. [3].

б) Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Она имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности [5].

в) Деловая игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку [1].

Для выявления сущности понятия необходимо рассмотреть теоретические основы деловых игр, их назначения, основные характеристики, структуру, функции.

В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом - общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра — это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».

В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории и обществознания. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business game), реже - управленческой (management game) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра" (simulation game). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин "имитационная игра", или "игровая имитация", хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей.

Предполагается, что "игровая имитация" или "имитационная игра" объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.



Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

– наличие ролей.

Таким образом, различают неимитационные (Проблемное обучение. Лабораторная работа. Практическое занятие. Эвристическая лекция, семинар. Тематическая дискуссия. Курсовая работа. Программированное обучение. Дипломное проектирование. Научно-практическая конференция. Занятие на производстве. Стажировка без выполнения ролей) и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые (Деловая игра. Разыгрывание ролей. Игровое проектирование. Стажировка с выполнением ролей) и неигровые (Анализ конкретных ситуаций. Имитационное упражнение. Действия по инструкции. Разбор документации.).

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в литературе нет однозначного определения понятия «деловая игра», но проанализировав различные трактовки, можно увидеть, что во всех них отмечается главная особенность деловой игры – наличие ситуации или имитационной модели, которая максимально приближена к жизненной ситуации.

1.2 Классификация деловых игр

На сегодняшний день существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр.

Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:

1.«По времени проведения: без ограничения времени; с ограничением времени; игры, проходящие в реальное время; игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности: балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; оценка того, кто как работал, отсутствует.

2.По конечному результату:

- жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

- свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

3.По конечной цели:

- ·обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

· - констатирующие - конкурсы профессионально мастерства;

- поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

5. По методологии проведения:

- луночные игры - любая салонная игра (шахматы, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

- ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием ("Мафия");

- групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);

- имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Обслуживание посетителей" и.т.д.);

- организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

- инновационные игры (В.С. Дудченко) - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

- ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб».

К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра — это виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях.

В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:

- степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);

- наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);

- уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов»;

- степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);

- длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры длящиеся несколько дней) и т.п.;

- характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);

- характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия;

- способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ и т.п.);

- динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся);

- тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам»; «игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных функций или процедур управления»; «игры комплексные.)

1.3. Деловые игры и традиционные методы обучения

Деловые игры могут применяться для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Можно обратить внимание на то, что данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов.

Рассмотрим преимущества деловых игр перед традиционными методами обучения:

1. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.

2. Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания.

3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к общению, позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

5. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

6. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

8. Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов [3].

Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения.

К неудобным моментам деловых игр по сравнению с традиционной методикой ведения урока можно отнести:

- время проведения игры - больше, чем время традиционного урока;

- относительная сложность подготовки;

- результат усвоения материала можно сразу не увидеть;

- для проведения деловой игры студенты должны уже знать тематику и хорошо в ней ориентироваться;

- деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении студентов. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

- деловая игра может превратиться в азартную, в которой главная цель студентов – это желание выиграть, а не получить навыки или информацию.

Широкое распространение попыток применения деловых игр имеет свои позитивные и негативные стороны и соответственно своих сторонников и противников. Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная - подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности специалиста и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры, прежде всего как педагогического явления, главное в котором не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей.

Как вывод, можно отметить, что деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения позволяют более полно воспроизводить деятельность игроков, выявлять затруднения и причины их появления. Деловые игры позволяют разобраться в своих ошибках и ошибках других, выслушать различные мнения и советы со стороны.















2. Методика разработки деловой игры

2.1 Построение и структура деловой игры

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру:

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является фактически способом описания работы участников об имитационной модели, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием деловой игры понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы. Созданная для его разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный материал или лекцию, обсуждается порядок использования технических средств и т.п.» [10].

Как правило «в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги» [11].

Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов: реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений, противоречивости критериев принятия решений» и т.п. [10]. Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.

Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры – отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности [6].

Требования к построению.

При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.

Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. «В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у студентов в период обучения, предшествующий игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально» [3].

Содержанием может быть явление, к которому имеется множество подходов (теоретических и практических), обусловленных различными смысловыми позициями участников. Событийная ткань должна представлять постоянное столкновение интересов участников игры. Игра строится как скрытый диалог смыслов. Ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков. Прямая формулировка проблемы или указание на нее недопустимы. В то же время правила, нормы формулируются однозначно и определенно.

В конструкции игры необходимо заложить возможность каждому игроку принимать решения и обеспечить осознание этого участниками. Это достигается при помощи пакета документов. Для облегчения разработки и проведения игры, а также усвоения участниками правил лучше, чтобы каждый документ был ориентирован на определенного игрока. В игре необходимо отражать не все разнообразие факторов, действующих в реальной ситуации, а только наиболее значимые. Тогда она становится нагляднее, а участникам легче ее анализировать.

Субъективная вероятность происходящих событий не должна быть ни слишком низкой, ни слишком высокой. В первом случае будут воспроизводиться частные схемы поведения, во втором – есть опасность

принятия привычных тривиальных решений. Чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в игру. Важно продумать стимулы, обеспечивающие высокую вовлеченность участников. Они должны концентрироваться не на выигрыше, а на результате. Этому способствует оптимальный баланс игровой деятельности и деятельности по поводу игры.

Желательно неоднократное предоставление обратной связи. Она должна отражать развитие системы в результате принятого решения и хорошо дифференцировать игроков [5].

Подведя итог этому пункту, можно сделать вывод, что игра будет нежизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и взаимосвязи участников, недостаточна драматизация происходящих событий, они не развиваются во времени, список решений задан, не ясно как осуществляется отклик на принятые решения, не автоматизированы рутинные операции, ход игры требует постоянного вмешательства ведущего.

В качестве вывода скажем, что каждая деловая игра имеет свою структуру, в некоторых случаях структура различна, но в основном имеются обязательные общие этапы, такие, как: имитационная модель, игровая модель, цели игры, сценарий, распределение ролей, правила игры и подведение итогов.


2.2. Этапы разработки деловой игры

Можно выделить следующие этапы разработки игры:

1. Проблематизация и тематизация.

2. Определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений, проектирования, по кадровым вопросам).

3. Выделение целей конструирования.

4. Анализ главных закономерностей – связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры. (степень детализации представления объекта. Все связи в нем должны быть обозримы и в то же время не слишком упрощены.)

5. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события.

6. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. (На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра. Пункты 7 и 8 относятся лишь к сложной игре.)

7. Определение параметров связей между факторами, которые нужно отразить. Они должны быть таковыми, чтобы вызвать последствия, характерные для моделируемой деятельности. Необходимо определить взаимодействие параметров в каждом звене деятельности. Не все параметры могут определяться количественно. В этом случае при конструировании применяются экспертные оценки.

8. Формирование числового массива. (На этом этапе определяется

размеренность основных параметров, закономерности и взаимодействия, строятся таблицы, графики, компьютерные программы.)

9. Детализация сценического плана, формирование влияния окружающей среды.

10. Формулировка правил, распределение решений по игрокам. Установление причинно-следственных отношений между операциями. Построение блок-схемы игры, внутреннего графика проведения, уточнение основных шагов, этапов, циклов. Шагом является завершенная фаза принятия решения, этап разделяет сценарные фазы, цикл приводит к очевидным итогам, является наиболее завершенной фазой игры. Особое внимание обращается на точки ветвления игры.

11. Формулирование системы штрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выраженные количественно, и могут оцениваться экспертами.

12. Отладка игры, ее проигрывание разработчиками, уточнение связей, параметров, проверка гибкости блок-схем, анализ реальности ситуаций – действенность стимулов, правильности расчетов временных затрат, окончательная коррекция игры [6].

Для представления игры необходимо подготовить методическую инструкцию по проведению игры, ролевые инструкции игрокам и необходимый справочный материал.

Методическая инструкция по проведению игры включает описание назначения и целей игры, структуры игрового коллектива и функций участников, исходных данных, процесса игры (этапы, эпизоды), направлений возможного усложнения игры. В ролевой инструкции важно предусмотреть средства, позволяющие оптимизировать процесс идентификации игрока с ролью.

При подготовке документов необходимо учитывать психологические закономерности работы с текстом. В играх изыскиваются различные возможности наглядного представления информации. Игровая мотивация и активность игроков, а значит эффективность игры, во многом определяется формой подачи информации. Справочный материал должен быть представлен таким образом, чтобы вызвать у участников потребность в поиске информации об основаниях заложенной в игре проблемы. В качестве вывода можно сказать, что для деловых игр характерно наличие нескольких этапов проведения: от проблемной ситуации до цепочки решений.

2.3 Цели проведения игр

Деловая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения.

Применение игровой формы обучения в общеобразовательной и профессиональной подготовке выросло сейчас из предмета научных дискуссий в наиболее перспективное направление реальной активизации учебного процесса в XXI веке.






Педагогические цели деловой игры

дидактические:

- закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;

- выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;

- обмен опытом создания деловой игры;

- совершенствование навыков принятия коллективных решений;

- развитие коммуникативных умений разного рода

воспитательные: – развитие творческого мышления;

  • выработка установки на практическое использование деловой игры:

  • воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;

  • преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Игровые цели деловой игры

  • разработка вариантов проекта деловой игры;

  • демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.

2.4 Методологические трудности и зоны риска

при конструировании деловых игр

Большинство исследователей и разработчиков деловых игр фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр: - отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;

  • некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;

  • методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;

  • трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний;

  • опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических описаний.

Отдельно можно выделить и социально-психологические «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать». Доминирование реального плана над условным планом происходит, если: « а) личностные отношения вне игры переносятся в игру…

б) конфликт, возникший в рамках игровых ролей, затрагивает отношения и вне игры…

в) кто-либо из участников игры «использует» игровые ситуации и взаимоотношения в группе для «решения» своих внутренних, глубоко личностных проблем…»

Отрефлексированные выше трудности, позволили исследователям сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:

1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

– получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности,

  • систематизация в целостную систему уже имеющихся у обучающихся наметок к умениям и навыкам,

  • получение опыта социальных отношений;

  • формирование профессионального творческого мышления [3]

2. В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)

3. Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

4. Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры» [3].

5. Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении студентов. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

6. Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 часа. Такое рамочное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему [3].

Как правило, наблюдаются три основные стратегии поведения игроков. При первой стратегии игрок все решения принимает от лица некоторого обобщенного образа – эталона, который является продуктом понимания игроком особенностей личности представителей данной роли (например, директора). При этом главным становится соблюдение некоторых формальных и неформальных норм, которыми руководствуется реальный прототип.

Вторая стратегия может быть охарактеризована как азартная. Главная цель – выигрыш. Приемлемыми здесь являются и нарушения соглашений, действия на грани «фола». Однако при удачном управлении игроки, следующие этой стратегии, могут даже положительно повлиять на игру, оживив ее. Им следует предлагать осуществлять связь с внешним миром, разыгрывать случайные события.

Третья стратегия отличается интересом к тому, что произойдет в результате определенного действия, какие решения принимают другие участники. Описанные стратегии не являются жесткими, они могут сменять друг друга. Можно выделить и другие особенности поведения игроков.

Руководитель игры должен уметь наблюдать за ними, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности.

Для интенсификации интеллектуальной деятельности можно вводить специальные методы коллективного творчества (мозговой штурм, синектика и др.), психогимнастические упражнения. Как показывают исследования, эмоциональное состояние участников не зависит от инициативности и эмоционально-экспресивных способностей в общении. В большей степени оно определяется эффективностью игры и социально – психологическими характеристиками игроков. Следовательно, эмоциональное состояние игроков в значительной степени зависит от качества управления игрой. При этом, тем не менее, необходимо минимизировать вмешательство ведущего в ход игры. Авторитарная позиция ведущего блокирует игровое поведение участников, снижает эффективность рефлексии в ходе обсуждения результатов.

Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. В первом случае причиной являются, как правило, гипертрофированная значимость для участника оценка его действий, связанная с неадекватностью Я - концепции, завышенной или заниженной самооценкой. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Во втором случае причиной являются либо невротические блокировки проявлений самостоятельного, спонтанного поведения, высокая тревожность, либо ригидность. Участие таких игроков нежелательно. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем, имеющиеся данные следует учитывать при распределении ролей [9].

Выводом может послужить то, что деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.

3. Применение деловой игры на уроках истории и обществознания

3.1. Особенность применения деловой игры

Особенностью применения деловых игра на уроках истории и обществознания является то, что деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, студент получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события и обществоведческие понятия. При этом явно прослеживается два подвида такой игры:

Один подвид - игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. Как правило, такие игры даже при определенной программе деятельности проводятся с большой долей импровизации ребят.

Другая форма деловой игры — это игра- исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

Еще один встречающийся тип деловой игры на уроках истории и обществознания - ретроспективная игра (также встречается термин "реконструктивная", от слов "ретро"- воспоминание о прошлом, "реконструкция" - воссоздание), в ходе которой моделируется ситуация, ставящая студентов в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый студент получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" и принцип исторической беллетристики - "так могло быть".

Студент для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего "героя", и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом он должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают студенту "войти" в историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

Другой тип ретроспективной игры - это маршрутная игра или воображаемое путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра - это особая форма урока, когда студенты переносятся в прошлое и "путешествуют" по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хронолете и др.). При этом студенты четко определяют географические контуры изучаемой исторической действительности. Они намечают собственный маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы (интервью) с людьми прошлого, которые им "попадаются" в путешествии. В полном смысле этого слова в маршрутных и конкурсных играх нет явных ролей, хотя они могут быть в ряде случаев. Тогда игра носит двойственный характер и является ролевой и конкурсной одновременно. Собственно ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого

Третий подвид ролевой игры - проблемно-дискуссионная игра. В ее основе лежит воображаемая ситуация в прошлом, но при этом все действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, преподаватель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиций своих персонажей, причем заранее неизвестен результат решения данного вопроса. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно "движение" каждого ученика в разработке проблемы.

Последний подвид приближает нас к промежуточному типу игры, которую методисты называют деловой игрой с элементами ретроспективности. Игра такого рода может сочетать в себе различных участников: современников, очевидцев событий, которые "встречаются" для обсуждения важных вопросов и "дознания" прошлого с потомками. Очевидцы исторического события могут в этой игре "принять" участие в современных формах общения людей - судах, съездах, митингах, клубах путешественников и телемостах и др. Современная ситуация с участниками событий может быть смоделирована и с частичной реконструкцией и отдельными сюжетами прошлого (по типу следственного эксперимента в судебной практике). Такая модернизация исторической действительности может быть оправдана в ряде случаев, ибо выполняет оценивающую и воссоздающую роль одновременно.




3.2. Опыт организации и проведения ролевых игр в кружковой работе и на уроках истории и обществознания в МБОУ «Школа №4»


В практике работы с ролевыми играми на уроках истории в училище, наиболее часто проводится один из подвидов ролевой игры - театрализованное представление. Оно имеет четко обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Преподаватель воссоздает различные образы и картины прошлого. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, должны иметь прописанное место. Смысл такой игры для студентов заключается не только в "оживлении картин" прошлых эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всей группой. Здесь важны "ассоциации", когда дети распознают время и место действия, исторические явления и представителей социальных слоев по действиям героев представления.

На студентов подобные уроки производят яркое эмоциональное впечатление, что способствует росту интереса к предмету и повышению успеваемости. Как пример можно привести следующие темы ролевых игр:

1. Военная реформа.

Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше тоже забирали да только не всех. А сейчас, мол, в Зименках да в Шалдежке всех молодых забрали, теперь к нам, в Семёнов, едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть…»

Роли: сельский староста, крестьяне

2. Судебная реформа.

Сюжет: Заседание окружного суда по делу А.П. Вердицкого. Обвиняемый стрелял в градоначальника града Семёнова Отрепьева и тяжело ранил его. Задержанный объяснил свой поступок как протест против самоуправства Отрепьева, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного.

Роли: судья, прокурор, присяжный поверенный (защитник), присяжные заседатели обвиняемая, свидетели.

Так можно провести игры по всем реформам, что позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, развивает историческое воображение.

По - этому же принципу в училище проводятся деловые игры по историческим темам, связанным с разрешением любого исторического кризиса, где необходимы роли двух или нескольких конфликтующих сторон, наблюдателей, экспертов, теневой стороны, репортеров и т. д. Это можно отнести к театрализованной игре, где в моделируемой ситуации тексты персонажей не прописаны заранее, а их составляют сами студенты. Главным ее отличием от просто театрализованного представления является более широкая импровизация участников игры (они же и очевидцы событий прошлого или настоящего). Однако, в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе, о которой идет речь и которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Поэтому необходима общая программа или сценарий игры, которого придерживаются все участники. Данный тип игры отличается от театрализованного представления и большим количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой студент.

Можно также использовать такие ролевые игры как: «Светский салон XIX века», «Интервью с историческими героями», «Урок – суд», «Исторический музей», "Создание Юзовки" и др.

Например, Ролевая игра «Ваше мнение» Для того, чтобы выполнить задание, необходимо поделить группу на две подгруппы: которые будут искать влияние «Востока» и «Запада» Раздаются карточки с заданиями:

1. Прочитайте приведенные ниже примеры из истории и обществознания, когда Российское государство, по своей воле или нет, оказывалась под влиянием «Запада» или «Востока», дополните сами этот список.

    1. призвание варягов

    2. принятие христианства

    3. монголо-татарское иго

    4. реформы Ивана Грозного

    5. опричнина

    6. преобразования Петра 1

    7. Литовско-польские унии

Как вы считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами или нам следует ее избегать?

После выполнения заданий устанавливается сюжет:" В студии идет ток-шоу "Правда и ничего кроме…." в группах, студентам предоставляется возможность поделиться результатами работы в группах назначив из групп выступающих, экспертов и зрителей.

Предлагаются вопросы для обсуждения:

  1. Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?

2.Зависит ли дальнейшая судьба Украины от того, какой путь развития она выберет?

3 .Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути нашей Республики?

4. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?

Как пример, также можно привести методическую разработку сценария по теме: «Россия в 17- начале 18 в.в».

В данном случае мы имеем ролевую игру, в которой есть театрализованное представление и элемент проблемно- дискуссионной игры. Эта игра проводилась в ходе работы исторического кружка после изучения темы на уроке истории и обществознания. В ходе игры есть четкий сценарий. Как на сцене театра разыгрывается действие. Для этого необходимы декорации, костюмы. Во второй части создается ситуация, где идет обсуждение проблемы. Студенты призваны решить проблему с позиций персонажей, и результат неизвестен. В итоге решений может быть несколько или не быть совсем.

Рассмотрим вопрос об участниках игры. Студенты в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры участвуют в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру.

Актеры воссоздают образ персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные действия. Актеры отвечают на вопросы зрителей, защищают свою позицию. Главная задача - передать содержание образа.

Зрители осмысливают игровую задачу, выражают свое отношение репликами, жестами, вопросами, смехом. В процессе игры они соотносят свою позицию с собственной системой ценностей.

Эксперты оценивают образы - содержание роли, ее убедительность, достоверность, артистические способности. В их задачи входит - проанализировать игру, результативность. В конце выступают, отмечая наиболее удачные и неудачные моменты, адекватность зрителей, увлекательность и т.д.

Игру можно разделить на этапы: подготовительный, вводный, игровой, оценочный. Подготовительный этап проходит до занятия кружка. На этом этапе обсуждается замысел, стратегия, план, сценарий, проводится инструктаж, готовятся материалы, оборудование. При проведении данного занятия в МБОУ «Школа № 4» проводится просмотр художественного фильма "Царь". Преподаватель распределяет роли, учитывая способности и желания, дает литературу. При необходимости возможны индивидуальные консультации.

Второй этап проходит на самом занятии. На вводном этапе преподаватель объясняет еще раз задачи и условия игры. Это необходимо, чтобы задать общее направление, создать особую атмосферу работы.

Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех студентов в игровое действие. Во время игрового сюжета преподаватель координирует ход, при необходимости корректирует выступления, вовлекает большее число участников. Преподаватель поощрят верные действия, активных игроков. Педагогу лучше воздержаться от навязывания своего мнения.

На заключительном этапе - оценочном, проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и самооценки участников. Все принимают участие в обсуждении хода и результативности игровых действий. Особое внимание необходимо уделить обсуждению соответствия ситуации исторической реальности. Целесообразно провести блиц - интервью или анкетирование.

Чтобы ввести студентов в ситуацию, помочь найти свое место, подготовиться и успешно реализовать свои способности преподаватель может предложить памятку участнику игры.


Памятка участника ролевой игры (по И.В. Кучерук).

1.Внимательно изучи рекомендованную литературу: прочитай, проанализируй, выбери главное.

2.Рассмотри иллюстрации, обрати внимание на внешность людей, одежду, предметы быта.

3.Представь внешность человека, которого предстоит сыграть, изучи его биографию, надели чертами характера.

4.Что могло волновать твоего героя, какие чувства мог испытывать этот человек.

5.Постарайся составить небольшой рассказ от имени героя.

6.Для придания рассказу достоверности включи слова эпохи, общие выражения.

7.Предположи, какие вопросы могут задать другие участники игры.


По итогам игры получают отзывы через карточку результативности.

Эта работа позволит выяснить многообразие мнений, в постановке задач на будущее. Опыт каждой игры неоценим как для студента, так и для преподавателя. Для студентов это опыт взрослой жизни, важное приобретение опыта общения, работы индивидуальной и в команде.

Тема: Сюжетно- ролевая игра «Россия в 16- начале 17 вв.»

Цель: Обобщение знаний студентов, составление характеристики эпохи 16-17вв. через изучение личности Ивана Грозного, формирование деловых качеств в игре.

Задачи:

1.Обучающая - формирование представления об эпохе, осознание ее противоречивости, изучение различных взглядов на изучаемый период, сравнение аргументов, подбор фактов, формирование собственной позиции;

2.Развивающая - развивать альтернативное понимание истории и обществознания, историческое мышление;

3.Воспитательная - воспитание ответственности, культуры делового общения, адекватное отношение к историческим событиям через исполнение ролей в игре.

Подготовка и проведение занятия.

Повторение изученного на уроке материала преподаватель осуществляет заранее. Это дает возможность студентам свободно оперировать терминологией, установить необходимые причинно-следственные связи. Предварительно сообщается список литературы по эпохе, предлагаются краткие справки о деятелях государства. Производится распределение ролей по желанию студентов.

Действующие лица:

-обвинение: А.Ф.Адашев, Сильвестр, А.М.Курбский, митрополит Филипп, Владимир Старицкий,

-защита: Елена Глинская, Малюта Скуратов, митрополит Макарий, Анастасия Романова, опричники Филипп Колычев , Василий Грязной, Алексей Басманов,

-эксперты: Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, В.Б. Кобрин, Р.Г.Скрынников,

-судебная система: прокурор, судья, адвокат.

Студенты заранее учат свой текст. Таким образом, они входят в роль и готовятся к игре на аудиторию. Элементы ролевой игры подлежат репетиции, чтобы студенты знали очередность, смогли достойно представить свою речь. Под руководством педагога отрабатывается выразительность, грамотность, артистизм.

Созданию соответствующей атмосферы способствуют элементы костюмов, обстановки эпохи. Преподаватель дает общее представление о быте, нравах, речи. Для этого используется чтение «Домостроя» и беседа со студентами.

Приблизительные вопросы:

-Для кого предназначен Домострой?

-С какими положениями мы можем согласиться?

-Что не подходит для современности?

-Какое правило нарушил сам Грозный?

Целесообразно дать список дополнительной литературы, провести просмотр художественного фильма "Царь"

(Сценарий урока в приложении 1).

В конце занятия обсуждаются увиденные персонажи и подводится итог игры, раздаются карточки оценки результата, которые заполняются студентами.

Карточка оценки результативности игры.

1.Ясна ли цель игры и ваша роль?

2.Сумели ли актеры создать игровое состояние?

3.Оцени роли актеров, насколько они владели материалом, общались с аудиторией?

4. Оправдала игра ваши ожидания?

5. Что показалось наиболее интересным, запоминающимся?

6.Появилось желание узнать больше?

7. Какую роль ведущего, участника?

8.Твои предложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня каждый учитель применяет в своей деятельности нетрадиционные методы обучения. Это связано со становлением новой парадигмы образования, нового мышления педагога, изменениями в социуме. Меняются требования к выпускникам- молодым специалистам - в соответствии с ФОС - формирование общих и профессиональных компетенций.

Социальные партнеры готовы принять на работу не просто грамотных специалистов, а организаторов, генераторов идей, готовых творчески подойти к производственному процессу. Коммуникативные навыки, способность моделировать ситуацию приобретают все большее значение в жизни. В связи с этим перед учреждением ставятся новые образовательные и воспитательные задачи. В числе первостепенных задач- развитие самостоятельности, творчески - поисковой активности.

Уроки истории и обществознания обновляются не только под воздействием новых научных открытий, но и под влиянием усиливающейся роли личности в обучении.

Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Учитель истории и обществознания может выступать в игре в следующих игровых ипостасях:

1) инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий;

2) судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;

3) тренера -который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;

4) председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ход игры, в своих руках держит все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой.

Студенты в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.

Перед современным учителем истории и обществознания в РФ стоят задачи пересмотра содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначная оценка личностей и хода событий, патриотическое воспитание Обсуждение этих вопросов возможно только с привлечением студентов, приобщения их к обсуждению вопросов, участие в творческой деятельности.

Какие знания можно получить в процессе деловой игры:

  • правильному сотрудничеству и конкуренции;

  • – правильному ведению переговоров;

  • – управлять конфликтами;

  • – управлять эмоциями в конфликтах;

  • – работать в команде.

В процессе выполнения работы были выполнены поставленные задачи, такие как: изучение теоретических основ структуры деловой игры; их развитие и классификацию; сравнение деловых игр с традиционными методами обучения, а также рассмотрены проблемы, возникающие в ходе проведения игры. В практической части были рассмотрены вопросы о методической разработке деловых игр и приведен опыт работы преподавателя социальных дисциплин Сметанниковой С.А. по разработке и применению деловых игр на уроке истории и обществознания в МБОУ «Школа №4».














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Арстанов, М.Ж., Принципы игровой деятельности// Современная высшая школа / Арстанов М.Ж., Хайдаров Ж.С. - 1982. - №1. –126 с.

2. Бельчиков,Я.М., Деловые игры // Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М./, РИГА «АВОТС» 1989-304с.

3. Бельчиков, Я.М.Деловые игры// Наука и техника: журнал / Бельчиков Я.М. - 1984. 1- №5. – 146с.

4. Вербицкий, А.А.Деловая игра как метод активного обучения// Современная высшая школа/ Вербицкий А.А. - 1982. - №3. – 129с.

5. Гусейнов, Г.М., Композиция костюма. Гусейнов, Г.М ,В.В.Ермилова, - М.: «Академия», 2003г.

6. Жуков, Р.Ф., Методика, разработка и оформление деловых игр / Жуков.Р.Ф., Железняк И.Г., Лифшиц А.Л. - Л.: ИПК СП, 1975. – 263с.

7. Исаев А.П. Инструменты профессионального саморазвития / А.П. Исаев // Психология и управление. – 2008. – №3. – С.59-65.

8. Лаврентьев, А.Н., История дизайна.// Лаврентьев А.Н - М.: Гардарики, 2006

9. Новоселов, С.А.Творческий компонент подготовки педагога профессионального обучения Текст / С.А Новоселов, Л.А. Шкутина, В.В.Егоров. - Киров: Изд-во Вятск. гос. пед. ун-та, 2001. - 302с.

10. Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич //Молодой ученый. -2014. -№6. – 665с.

11. Шаронова, С.А., Деловые игры: книга / Шаронова С.А.- М.: изд-во ЮНИТИ, 2004.- 166 с.

12. Эрганова, Н.Е Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.Е.Эрганова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2008. – 159 с.

13. elitarium.ru/2006/04/14/zhizn_kak__postojannoe_uchenie.html.

14. http://www.microbik.ru/ main.html

Приложение 1.

Сценарий

Звучат основные выступления подготовленных участников.

Прокурор: Уважаемый суд! Господа присяжные! Рассматривается дело Ивана Васильевича Грозного. Вам предстоит выслушать его и вынести приговор. Обвинители доказывают, что он деспот, человек безбожный, жестокий, обуреваемый жаждой единоличного правления. Иоанн сам отдавал приказы об убийствах подданных, поощрял взяточничество, ограничивал традиции и оставил страну на грани разорения и пропасти.

Защитник: Уважаемый суд! Господа присяжные! Мы намерены опровергнуть поступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы докажем, что действия обвиняемого – следствие его характера. Приняв страну в состоянии нестабильном, когда бояре боролись за власть, не обременяя себя государственными делами, он оставил потомкам сильную независимую Россию. Значительно увеличил территорию государства. В действиях царь руководствовался соображениями пользы государственной. Показания будет давать сам Иван Грозный.

Судья: Подсудимый, что вы можете сказать по сути предъявляемых вам обвинений?

Иван 4: Я потерял отца, когда мне было три года. Моя мать Елена Глинская управляла страной от моего имени, наставляемая боярами. Мать отравили в 1538 году, были убиты братья моего отца, и Боярская дума перестала считаться со мной. Князь Шуйский уморил мою няню Агриппину. Заручившись поддержкой митрополита, я созвал бояр. Объявил им, что они злоупотребляли моей юностью, грабили землю русскую. Я велел казнить Андрея Шуйского. В1547 году я женился на Анастасии Романовне Юрьевой. С преданными людьми начал реформы. Я принял новый судебник, в котором установлены наказания за взяточничество, отменил кормления, ограничил местничество, провел военные реформы.

Я захватил Казанское и Астраханское царства, Поволжье и Сибирь присоединены к России. Я сделал Россию великой державой. Предъявленные мне обвинения считаю крамолой.

Прокурор: скажите, сколько лет вам было, когда умерла ваша мать?

Царь: 8 лет.

Прокурор: Вы утверждаете, что бояре пытались вас отстранить от управления государством?

Царь: Да.

Прокурор: Способен восьмилетний мальчик управлять?

Царь: Нет.

Прокурор: Почему вы решили принять царский титул?

Царь: Хотел показать независимость от Золотой Орды.

Прокурор: Почему вы приказали стрелять в народ во время пожара 1547 года?

Царь: Я велел стрелять в бунтовщиков.

Судья: Может приступить к допросу адвокат.

Адвокат: Как часто вам давали уроки управления государством?

Царь: Какие уроки? Меня даже кормить забывали.

Адвокат: Сколько лет было вашей матери, когда она умерла? Она болела?

Царь: Ей было 30 лет и она была здорова.

Адвокат: Почему вы приказали казнить Андрея Шуйского, а не Скопина –Шуйского, который подстрекал чернь на бунт?

Царь: Андрей Шуйский разорял землевладельцев, крестьян. Я передал его на суд Божий.

Адвокат: Слово предоставляется свидетелю. Выступает Малюта Скуратов.

Малюта: С самого начала Иван 4 сохранял полное почтение к деятелям церкви. Митрополитом был Макарий, затем митрополитом стал Филипп. Он пошел на открытый бунт против царя. В 1569 году был раскрыт большой заговор, заговорщики решили возвести на престол В.А. Старицкого. Центр заговора- Новгород. По дороге он приказал заехать мне за благословлением к митрополиту Филиппу. Митрополит отказался дать благословление, стал ругать царя. Я взял подушку и пытался пресечь речи, оказалось, что я перестарался и задушил владыку.

Адвокат: Слово предоставляется историкам- специалистам, которые занимались исследованием деятельности царя.

Ключевский В.О.: Как и все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17 – 20 лет при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. Эта ранняя привычка к тревожному уединенному размышлению про себя, втихомолку, надорвала мысль Ивана, развила в нем болезненную впечатлительность и возбуждаемость….С помощью такого самовнушения он был способен так разгорячить свою голову до отважных и высоких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под пера, как от горячего жезла под молотом кузнеца сыпались искры острот, колкие насмешки, меткие словца…Иван- один из лучших ораторов и писателей 16 векаГрозный больше задумывал, чем сделал… Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же , но без него это устроение пошло бы легче и ровнее. Царь Иван был замечательным писателем, пожалуй, даже бойким политическим мыслителем, но он не был государственным дельцом. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбудимости лишало его политического такта, политического глазомера"…

Прокурор: Предлагаю перейти к заслушиванию показаний об опричнине, личных деяний Ивана Васильевича.

А.М.Курбский: Я придерживаюсь версии «двух царей» - доброго правителя в 40-50 гг и злого тирана в 70-80 годы

С.М.Соловьев: Опричнина была выражением борьбы старых родовых и нового начала, посему имела четкий государственный смысл.

Р.Г.Скрынников: Опричнина – борьба царя и дворянства с главным тормозом на пути прогрессивного развития – боярством. Бояре- сторонники удельной старины, раздробленности, а дворяне- олицетворение централизации. Опричнина- необходимая мера.

Г.Н.Бибиков: Опричнина ничего общего не имела с централизацией страны. Боярская Дума разрабатывала все реформы централизации. На 1 казненного боярина приходилось 3-4 казненных дворян.

Л.А Юрганов: Выдвигаю новую версию опричнины: царь являлся верховным властителем православного мира, поэтому волю государя считали Божьей волей. Русское общество жило ожиданием конца Света. Иван взял на себя функции наказания зла перед Страшным Судом. Пытки и казни- спасение душ, своеобразное чистилище.


Историческая справка

Историческая справка: Иван Васильевич Грозный.

История государства Российского, 9-16 вв., Шевцов А.В., Синегубов, М.изд. «Книжная палата», 1996

Сыну великого князя Василия 3 и Елены Глинской Ивану 4, прозванному в народе «Грозным», было всего три года, когда скончался его отец. Семи лет, со смертью матери, которую, по слухам, отравили, он, уже круглый сирота, - на попечении смертельно ненавидящих друг друга боярских группировок. Детство и отрочество его проходят в обстановке постоянных политических интриг…Наблюдая происходящее вокруг себя, юный князь постепенно приобретает вкус к произволу, а с тринадцати лет и сам начинает активно чинить суд и расправу.

В январе 1547 г. Иван 4 первым из властителей Руси венчается на царство. Несколько позже он женится на Анастасии Захарьиной. В дальнейшем он был женат еще 6 раз, имел пятерых сыновей и трех дочерей, из которых, за исключением Ивана и Федора, все умерли в малолетстве.

Наиболее успешными были первые годы царствования Ивана 4 , связанные с учреждением неофициального правительства страны- Избранной Рады. Это было десятилетием реформ, способствовавших укреплению и централизации страны, крупных успехов на военном поприще, самыми заметными из которых стали присоединение в 1552 г. Казанского, а 1556 г. Астраханского ханств.

После отстранения Избранной Рады от власти Иван 4 правит единолично. Его …целями становятся борьба за Ливонию, отражение татарских набегов из Крыма. В 1570 г. жестокий удар царь обрушивает на Новгород и Псков…В ходе борьбы с» врагами внутренними» царь прибегает к жесточайшему террору…Свое прозвище «Грозный» Иван 4 приобрел прежде всего как тиран и деспот, постоянно снедаемый мнительностью и подозрительностью…Жертвами необузданного гнева царя становились даже ближайшие к нему люди, в том числе и его сын Иван.

Вокруг Ивана 4, его личности, деяний, эпохи, в условиях которой он жил, уже не первый век кипят ожесточенные споры. Одних ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной, деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости основных целей, которые он перед собой ставил.

От авторов.

Факты и мнения.

Царь Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие…В душе его рано и глубоко врезалось чувство сиротства, брошенности, одиночества…Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь…Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, как держали, как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту… Горечь, с какою Иван вспоминал об этом 25 лет спустя, дает почувствовать, как часто и сильно его сердили в детстве. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка…

Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность…Все сильнее в нем работал инстинкт самосохранения…

Иван рано и много, раньше и больше, чем следовало, стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь московский и всея Руси…Каждый из окружающих, обращаясь к Ивану, называл его великим государем; каждый случай, его тревоживший или раздражавший, заставлял его вспоминать о том же и с любовью обращаться к мысли о своем царственном достоинстве как к политическому средству самообороны…Ивана учили грамоте…Это был начитаннейший москвич 16 века…

Так рано зародилось в голове Ивана политическое размышление- занятие, которого не знали его московские предки ни среди детских игр, ни в деловых заботах зрелого возраста. Кажется, это занятие шло втихомолку, тайком от окружающих, которые долго не догадывались, в какую сторону направлена встревоженная мысль молодого государя, и, вероятно не одобрили бы его усидчивого внимания к книгам, если бы догадались. Его письма к князю Курбскому- наполовину политические трактаты о царской власти и наполовину полемические памфлеты против боярства и его притязаний….Упорно вчитываясь в любимые тексты и бесконечно о них размышляя, Иван постепенно и незаметно создал себе из них идеальный мир, в который уходил, как Моисей на свою гору, отдыхать от житейских страхов и огорчений…. Иван 4 был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия…

Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец.

Ключевский В.О.

Проведя последние годы жизни как в бы в оцепенении, Иван Грозный, скованный тяжелым недугом (отложения солей в позвоночнике), стал очевидцем неудачи в Ливонской войне.

Потерпев поражение в войне, царь рассчитывал добиться успеха в дипломатической игре. В августе 1582 года в Лондон было отправлено посольство Федора Писемского, целью которого было установление союзнических отношений с Елизаветой 1. Грозный выдвинул проект женитьбы на Марии Гастингс- дальнейшей родственнице английской королевы. Все это происходило при жизни шестой жены царя- Марии Федоровне Нагой…

19 ноября 1581 года царь стал виновником большого несчастья. От удара посохом в висок, нанесенного в припадке слепой ярости, скончался его сын и наследник престола, Иван Иванович. Царевич Иван последние годы был очень близок к Грозному, принимал участие во всех государственных делах. Царь- сыноубийца снова хотел отказаться от престола, признал безвинно убиенными всех пострадавших в опричнину В окружении Грозного не осталось никого из его талантливых сподвижников, разрабатывавших в середине века широкую программу государственных преобразований…

18 марта 1584 года во время игры в шахматы с одним из приближенных Иван 4 почувствовал себя плохо и, не приходя в сознание, умер. Ходили слухи о насильственной смерти… 18 марта 1584 года формально кончилось время Грозного. Престол занял «тихомирный» и безвольный царевич Федор, проводивший больше времени в молитвах, нежели за государственными делами…

Зимин А.А., Хоршкевич А.Л.

Приложение 2

Россия в 16- начале 17 века.

Историческая справка: Андрей Михайлович Курбский.

История государства Российского, 9-16 вв., Шевцов А.В., Синегубов, М.изд. «Книжная палата», 1996

Прославленный военачальник, политический деятель, страстный публицист, человек суровый и властный, князь Андрей Курбский в конце 40-х первой половине 60-х гг. 16 века верой и правдой служил Ивану 4 и даже прослыл его личным другом. Именно в ту пору, как писал об этом его биограф Н.Устрялов, Андрей Курбский «…бился ли … под Тулою, под Казанью, в степях ли Башкирских или на полях Ливонии, везде победа украшала его чело своими лаврами»

В дальнейшем А Курбский заседал в Боярской Думе, в 1552 г. возглавил поход на Витебск, в 1563 г. отличился в битве за Полоцк… Предупрежденный о неминуемой опале, 30 апреля 1564 г. А.Курбский бежит в Ливонию, в город Вольмар.

В историю Руссой литературы и русской общественной мысли вошла знаменитая переписка беглого князя со своим бывшим сувереном. Первое послание Курбский отправляет Ивану 4 в 1564 г….Главное, чем возмущается князь, - это неслыханными до того на Руси гонениями против своих же воевод, бывших всегда верными царю победивших для него «прегордые царства».

Основные мысли, высказанные А.Курбским в переписке с Иваном 4, нашли затем продолжение и развитие в его памфлете «История о великом князе Московском». В девяти небольших главах этого трактата приведены факты, изобличающие деспотизм и тиранство царя…

От авторов

Факты и мнения.

Ответ царю Великому Московскому на его второе послание от убогого Андрея Курбского, князя Ковельского.

В скитаниях пребывая и в бедности, тобой изгнанный, титул твой великий и пространный не привожу, так как не подобает ничтожным делать этого тебе, великому царю…А то, что исповедуешься мне столь подробно, словно перед священником, так этого я не достоин, будучи простым человеком и чина воинского…

И если бы последовал ты в своем покаянии тем священным примерам, которые приводишь из Священного писания, из Ветхого завета и из Нового! А что далее следует в послании твоем, не только с этим не согласно, но изумления и удивления достойно, ибо представляет тебя изнутри как человека, на обе ноги хромающего и ходящего неблагочинно…Господь повелевает никого не осуждать до Страшного суда и сначала вынуть бревно из своего ока, а потом уже вытаскивать сучок из ока брата своего…

А к тому же что может быть гнуснее и что пресквернее, чем исповедника своего поправлять и мукам его подвергать…

А мог бы ты и о том вспомнить, как во времена благочестивой жизни твоей все дела у тебя шли хорошо по молитвам святых и по наставлениям избранной рада, достойнейших советников твоих, и как потом, когда прельстили тебя жестокие и лукавые льстецы,…и какие язвы были посланы- говорю я о голоде и стрелах, летящих по ветру, а напоследок и о мече варварском, отомстителе за поругательство закона Божьего, и внезапное сожжение славного града Москвы и опустошение всей земли Русской и что всего горше и позорнее- царской души падение…

А то, что ты пишешь, именуя нас изменниками, ибо мы были принуждены тобой поневоле крест целовать, так как там есть у вас обычай, если кто не присягнет- то умрет страшной смертью, на это все тебе овеет мой: все мудрые с тем согласны, что если кто- либо по принуждению присягает или клянется, то не тому зачтется грех, кто крест целует, но всего более тому, кто принуждает. Разве и гонений не было? Если же кто не спасается от жестокого преследования, тот сам себе убийца, идущий против слова Господня: «Если преследуют вас в городе, идите в другой». А пример этому показал Господь Христос, Бог наш, нам, верным своим, ибо спасался не только от смерти, но и от преследования богоборцев евреев. А то, что ты сказал, будто бы я, разгневавших на человека, поднял руку на Бога, а именно церкви Божьи разорил и пожег, на это отвечаю: или на нас понапрасну не клевещи, или выскобли, царь, эти слова, ибо и Давид принужден был из-за преследований Саула идти войной на землю Израилеву вместе с царем язычников. Я же исполнял волю не языческих, а христианских царей, по их воле и ходил. Но каюсь в грехе своем…

О себе же вкратце скажу тебе: хотя я и весьма многогрешен, и недостоин, но, однако, рожден от благородных родителей, из рода я великого князя Смоленского Федора Ростиславича, как и ты, великий царь, прекрасно знаешь из летописей русских, что князья того рода не привыкли тело собственное терзать и кровь братии своей пить, как у некоторых издавна вошло в обычай…

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!