СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловой русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

элективный курс

Просмотр содержимого документа
«Деловой русский язык»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


На этапе модернизации российского образования основная идея старшей ступени общего образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным. Повышение уровня речевой культуры стало одной из ключевых проблем.

Элективный курс “Деловой русский язык” поможет учащимся приобрести общие знания, умения, навыки в деловой коммуникации, т.е. поможет стать сознательными участниками общественных событий.

Элективный курс познакомит с различными моделями делового общения, поможет получить представление об этапах деловой беседы и переговорных стратегиях, даст представление о нормах деловой устной и письменной речи, расширит словарный запас, познакомит со специальной лексикой, используемой в официально-деловом стиле

Цели курса:

  • Сформировать готовность к получению профильного высшего образования

  • Обучить навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения

  • Раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях (прежде всего в официально деловой речи)

  • Повысить общую речевую культуру

  • Дать представление о нормах устной и письменной деловой речи

  • Расширить активный словарный запас учащихся

  • Показать значение специальной лексики, фразеологии, используемой в официально-деловом стиле

Элективный курс «Деловой русский язык» нацелен также на формирование и развитие комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности.


Задачи курса:

  • Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка

  • Формирование языковых, социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации)

  • Развитие речевого мастерства для подготовки к профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.)

  • Повышение культуры деловой речи и уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации

  • Совершенствование общеучебных интеллектуальных, информационных умений и навыков в области деловой речи и делового общения

  • Формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи: монологический, диалогический, полилогический виды речи)


Данный элективный курс «Деловой русский язык» предполагает решение как общих задач изучения русского языка, как языка делового общения, так и ряда специфических задач, в частности в связи с ранним началом профессионального образования.

Курс имеет теоретико-практическую направленность и позволяет на базе теоретических сведений организовывать практическую работу. На занятиях планируются задания: индивидуальные и по группам; творческие и исследовательские, по сопоставлению и редактированию текстов и т.д.

Программа курса содержит 10 тем и рассчитана на 34 часа, по каждой теме предлагаются теоретические и практические занятия (с преобладанием практических занятий: уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-диалоги и т.п.) на практических занятиях материал закрепляется и активизируется в виде изложения практических норм и правил, выполнения устных и письменных упражнений, преимущественно творческого характера.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате усвоения содержания курса делового русского языка учащиеся могут приобрести следующие общие знания, умения навыки и овладеть способами познавательной деятельности:

знать:

- нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);

- нормы и правила делового общения;

- структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров, требования, предъявляемые к разговору по телефону;

- основные функции делового письма, его жанры;

- композиционные модели деловых бумаг;

- основные требования к языку деловых бумаг и документов;


уметь:

- вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;

- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

- редактировать и устранять типичный ошибки в языке деловых бумаг.


Форма контроля: презентация деловой беседы, деловые переговоры по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.


Содержание учебного материала


КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Деловое общение: устное – письменное; диалогическое – монологическое; межличностное – публичное; непосредственное – опосредованное; контактное – дистантное.

Определение понятий «этика» и «этикет», «служебная этика» и «служебный этикет». Функция этикета. Нормы служебного этикета. Искусство вежливости. Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения.

Речевой этикет как правило речевого общения. Важность владения деловым этикетом. Этикетные формы общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение. Особенности делового общения: партнерские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания. Невербальные средства общения.

Деловое общение как основная функция официально-делового стиля. Деловая беседа. Соблюдение условий и правил проведения продуктивного диалога. Характерные особенности деловой беседы. Рекомендации по ведению деловой беседы. Деловые переговоры. Структура переговоров. Телефонный разговор. Общепринятые правила проведения телефонных переговоров.

Деловая беседа. Структура деловой беседы: 1) начало; 2) передача информации; 3) аргументирование; 4) опровержение доводов собеседника; 5) принятие решений. Деловая беседа по телефону.

Деловое совещание. Тема. Цель. Перечень обсуждаемых вопросов. Время начала и окончания совещания. Место проведения.

Пресс-конференция. Структура пресс-конференции. Правила проведения пресс-конференции. Вводная часть. Приветствие. Объяснение. Программа. Представление выступающих.

Презентация. «Круглый стол». Собрание акционеров. Брифинг. Выставки и ярмарки товаров.

Публичные речи. Интервью. Комментарий.

Спор. Полемика. Групповая дискуссия. Прения.


УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.

Деловая этика: история этикета.

Речевой этикет: воинский этикет, дипломатический этикет, церковный (православный) этикет, служебный (деловой) этикет.

Нормы служебного этикета. Искусство вежливости. Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения. Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение.

Языковые средства официально-делового стиля. Синтаксис делового стиля. Деловое письмо. Жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование.

Жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование. Документирование информационно-справочных материалов. Справки, доклады, объяснительные записки. Акты. Телеграммы.

Автобиография. Заявление. Доверенность. Расписка. Счет. Характеристика. Резюме. Основные требования к языку деловых бумаг и документов. Точность. Языковой стандарт. Использование корректирующих знаков при редактировании.


РИТОРИКА – ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация. Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии.

Жестовый контакт. Дистанция. Ориентация. Внешний вид. Поза тела. Кивок головой. Выражение лица. Жесты. Взгляд. Паравельбальные и экстравербальные контакты.

Скорость речи. Артикуляция. Высота голоса. Режим речи.


ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ.

Функциональные стили русского языка. История формирования официально-делового стиля. Документ. Стандартизация языка деловых бумаг. Реквизит.

Особые типы текстовой организации текста: трафарет, анкета, таблица.

Высокая степень терминированной лексики. Именной характер речи. Частотность отыменных предлогов и предложных сочетаний. Развитие собственно канцелярских значений. Отсутствие эмоциональности, узкий диапазон речевой экспрессии. Максимальная степень этикетных требований.

Формирование языковой компетенции: грамматические особенности текстов и письменной деловой коммуникации; отбор синтаксических конструкций; особенности лексики делового общения. Формирование специального словаря делового человека.

Этикет делового письма. Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости.

Письмо-просьба; письмо-предложение; письмо-приглашение; письмо-подтверждение; письмо-извещение; письмо-напоминание; письмо-предупреждение; письмо-распоряжение; письмо-отказ; сопроводительное письмо; гарантийное письмо и пр.


НОРМЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ.

Разновидности официально-делового стиля. Основные средства официально-делового стиля.

Паронимы. Плеоназм. Тавтология.

Формирование речевой и коммуникативной компетенции. Нормы устной деловой речи. Межстилевая лексика. Ситуация делового общения.

Формы кодифицированной письменной речи. Нарушение грамматических норм письменной деловой речи.

Деловая диалогическая речь. Нарушение норм устной деловой речи.

Правильный порядок слов. Согласование подлежащего со сказуемым. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Структура простого и сложного предложений. Рубрикация


Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Кол-во уроков

Кол-во контр.работ

КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

10


10



УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.

7


7



РИТОРИКА – ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

4


4



ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

5


5



НОРМЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ.

8


8




34

34







Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Количество часов

Примечание

Культура делового общения – 10 часов



Характеристика профессионально-деловой сферы коммуникации

1 ч.




Служебная этика и служебный этикет

1 ч.




Этикет деловой речи. Особенности делового общения.

1 ч.




Виды делового общения.

1 ч.




Формы и культура деловой коммуникации.

1 ч.




Формы и культура деловой коммуникации.

1 ч.




Практическое занятие. Деловая беседа. Деловое совещание. Пресс-конференция.

1 ч.




Инновационные формы делового общения.

1 ч.




Традиционные жанры деловой коммуникации

1 ч.




Специфические жанры деловой коммуникации

1 ч.


Устное и письменное деловое общение – 7 часов



Деловой этикет как часть культуры делового общения

1 ч.




Этикетная формула.

1 ч.




Деловой стиль письменной речи.

1 ч.




Деловые бумаги.

1 ч.




Современное деловое письмо. Требования к оформлению частных деловых бумаг

1 ч.




Современное деловое письмо. Требования к оформлению частных деловых бумаг

1 ч.




Зачет. Презентация деловой беседы, деловых переговоров, защита составленных деловых бумаг и документов.

1 ч.


Риторика – часть культуры делового общения – 4 часа



Риторика – часть культуры делового общения.

1 ч.




Риторика – часть культуры делового общения.

1 ч.




Невербальная коммуникация.

1 ч.




Энергетика речи. Характеристика человеческого голоса.

1 ч.


Официально-деловой стиль – 5 часов.



Официально-деловой стиль.

1 ч.




Официально-деловой стиль как язык документов.

1 ч.




Язык деловой переписки.

1 ч.




Жанры письменной деловой речи.

1 ч.




Деловые письма. Виды деловых писем.

1 ч.


Нормы деловой речи – 8 часов



Языковые аспекты официально-делового стиля.

1 ч.




Лексические нормы деловой речи.

1 ч.




Лексические нормы устной деловой речи.

1 ч.




Грамматические особенности письменной деловой речи.

1 ч.




Грамматические особенности устной деловой речи.

1 ч.




Синтаксис письменной деловой речи.

1 ч.




Практические занятия. Ситуация делового общения.

1 ч.




Практические занятия. Ситуация делового общения.

1 ч.


Список литературы.

1. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: методическое пособие для учителя для ст.профильной школы. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

2. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: практикум для ст.профильной школы. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

3. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: хрестоматия для ст.профильной школы. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

4. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. Деловой этикет. – М.: ЮНВЕС, 1997.

5. Кудрявцева Т.С., Арзуманова Р.А., Васева Н.Б. Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 кл. / под ред Т.С.Кудрявцевой. _ М.: Дрофа, 2001.

6. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - М.: Флинта; Наука, 2001.

7. Солганик Г.Я. Русский язык. 10-11 классы. Стилистика: учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. – М.: Дрофа, 1995.











Скачать

© 2024, 40 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!