ДЕЛОВАЯ ИГРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
общие методические аспекты
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ
ИГРЫ
ДЕЛОВЫЕ
ИГРЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ
ИГРЫ
ПРИЗНАКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:
- воссоздание предметного и социального содержания, условий и динамику профессиональной деятельности;
- при выделении состава ролей на первый план выдвигается аспект инструментального обучения , обучения средствам и способам поведения и деятельности определенных должностных лиц;
- играющие являются непосредственными участниками разрешения заключенного в сценарии конфликта;
- коллективная выработка решений участниками игры
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Производственные
(управленческие)
Учебные
Исследовательские
Диагностические
(аттестационные)
УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА
Задает предметный
и социальный контекст
будущей
профессиональной
деятельности
Средство обучения
специалистов и
формирования их
личностных и
профессиональных
качеств
ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
- имитационное моделирование условий и динамики производства и игровое моделирование содержания игровой деятельности;
- проблемность;
- совместная деятельность участников;
- диалогическое общение;
- двуплановость (игрок-специалист)
ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ МОДЕЛИ ДВУХ ТИПОВ:
- ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
- ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ОБЪЕКТ ИМИТАЦИИ
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
процессы
социально-
производственные
отношения людей
производства
и его фрагменты
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
1. ЦЕЛИ ИГРЫ
Дидактические
цели
квалификационные характеристики
специалиста, сформулированные в
терминах ЗУН
Воспитательные
цели
опыт общения, овладение социальными
нормами, выработка положительных
установок на восприятие нового и пр.
выигрыш определенного числа баллов,
очков либо иных показателей,
начисляемых или снимаемых с игрока
или команды
Игровые
цели
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
Предмет игры
процессы и явления
профессиональной деятельности
Конфликт
противоречие с учетом содержания
профессиональной деятельности
(содержательный и поведенческий)
Способ
генерирования
событий в игре
динамика и характер развития
процесса игры – детерминированный,
спонтанный и смешанный
Последовательность
игры,
взаимодействие
игроков
Описание основных этапов игры,
операций, шагов в виде блок-схем
Характер
двуплановости
разделение функций
«игрока» и «специалиста»
КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИИ ИГРОКОВ
- роли в игре заимствуются из реальной профессиональной деятельности и специально создаются для отражения определенных должностных позиций;
- ролевая структура должна отражать разность интересов игроков;
- описание роли должно включать: перечень ролей и формируемых групп; функции игроков; инструкции по исполнению должностной роли; портреты ролей, характеризующие личностные качества игроков;
- оптимальное участников игры – 30 человек; в рабочей группе – 7 человек.
ПРАВИЛА ИГРЫ – это ограничения в поведении и проявлении интересов игроков
- отражают закономерности реальных производственных процессов и явления и учебно-игровой деятельности;
- степень «жесткости» правил зависит от целей игры и объекта имитации.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
ПРЕДМЕТ ОЦЕНИВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ/
ГРУППОВОЙ
РЕЗУЛЬТАТ
ОБЩИЙ
РЕЗУЛЬТАТ
- эффективность решений;
- межгрупповое взаимодействие;
- взаимодействие внутри группы;
КАЧЕСТВО КОНКРЕТНОГО
ПРОДУКТА -
ДОКУМЕНТА, ПРОЕКТА,
ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ,
РЕКОМЕНДАЦИИ
- личностные качества участников
СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ: БАЛЛЫ, АНКЕТИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Исходная информация об игре
(ее проспект).
2. Методические рекомендации по подготовке и проведению игры (как общие по всей игре, так и по отдельным этапам, операциям).
3. Набор различных форм документации, необходимой для выполнения и фиксации обучаемыми всех действий в игре (различают: реальные документы и игровые).
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Довести тему, цели и замысел занятия до обучаемых.
2. Создать в учебной группе три рабочие подгруппы.
3. Определить в рабочей подгруппе из их участников должностных лиц(роли).
4. Назначить экспертов по рассмотрению ситуации (задачи) в каждую рабочую подгруппу.
5. Определить задачи участников игры – должностных лиц и экспертов в рабочих подгруппах.
6. Довести учебную литературу, которую обучаемые должны изучить до непосредственного проведения деловой игры.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ВТОРОЙ ЭТАП – НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Вступительное слово (до 10 минут) содержит: тему занятия, ее цели и задачи, актуальность, замысел игры, уточнение ситуации (задачи), состав и порядок работы в подгруппах.
2. Работа по подгруппам по выработке коллективного решения (30-35 минут).
3. Рассмотрение итогов работы первой подгруппы. Выступление эксперта. Общая дискуссия. Подведение итогов.
4. Аналогичная работа в подгруппах 2,3.
5. Подведение итогов деловой игры (10-15 минут).