СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДЕЛОВАЯ ИГРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (общие методические аспекты)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости .

Просмотр содержимого документа
«ДЕЛОВАЯ ИГРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (общие методические аспекты)»

ДЕЛОВАЯ ИГРА  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ   общие методические аспекты

ДЕЛОВАЯ ИГРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

общие методические аспекты

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЕЛОВЫЕ  ИГРЫ ОРГАНИЗАЦИОННО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ИГРЫ

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ

ИГРЫ

ДЕЛОВЫЕ

ИГРЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО-

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ

ИГРЫ

ПРИЗНАКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ: - воссоздание предметного и социального содержания, условий и динамику профессиональной деятельности; - при выделении состава ролей на первый план выдвигается аспект инструментального обучения , обучения средствам и способам поведения и деятельности определенных должностных лиц; - играющие являются непосредственными участниками разрешения заключенного в сценарии конфликта; - коллективная выработка решений участниками игры

ПРИЗНАКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

- воссоздание предметного и социального содержания, условий и динамику профессиональной деятельности;

- при выделении состава ролей на первый план выдвигается аспект инструментального обучения , обучения средствам и способам поведения и деятельности определенных должностных лиц;

- играющие являются непосредственными участниками разрешения заключенного в сценарии конфликта;

- коллективная выработка решений участниками игры

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ Производственные (управленческие) Учебные Исследовательские Диагностические (аттестационные)

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Производственные

(управленческие)

Учебные

Исследовательские

Диагностические

(аттестационные)

УЧЕБНАЯ  ДЕЛОВАЯ ИГРА Задает предметный и социальный контекст будущей  профессиональной деятельности Средство обучения специалистов и формирования их личностных и профессиональных качеств

УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА

Задает предметный

и социальный контекст

будущей

профессиональной

деятельности

Средство обучения

специалистов и

формирования их

личностных и

профессиональных

качеств

ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ -  имитационное моделирование условий и динамики производства и игровое моделирование содержания игровой деятельности;  - проблемность;  - совместная деятельность участников;  - диалогическое общение;  - двуплановость (игрок-специалист)

ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

- имитационное моделирование условий и динамики производства и игровое моделирование содержания игровой деятельности;

- проблемность;

- совместная деятельность участников;

- диалогическое общение;

- двуплановость (игрок-специалист)

ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ МОДЕЛИ ДВУХ ТИПОВ:  - ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ  - ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ МОДЕЛИ ДВУХ ТИПОВ:

- ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

- ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ОБЪЕКТ ИМИТАЦИИ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ процессы социально- производственные отношения людей  производства и его фрагменты

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ОБЪЕКТ ИМИТАЦИИ

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

процессы

социально-

производственные

отношения людей

производства

и его фрагменты

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 1. ЦЕЛИ ИГРЫ Дидактические цели квалификационные характеристики специалиста, сформулированные в терминах ЗУН Воспитательные цели опыт общения, овладение социальными нормами, выработка положительных установок на восприятие нового и пр. выигрыш определенного числа баллов,  очков либо иных показателей, начисляемых или снимаемых с игрока  или команды Игровые цели

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

1. ЦЕЛИ ИГРЫ

Дидактические

цели

квалификационные характеристики

специалиста, сформулированные в

терминах ЗУН

Воспитательные

цели

опыт общения, овладение социальными

нормами, выработка положительных

установок на восприятие нового и пр.

выигрыш определенного числа баллов,

очков либо иных показателей,

начисляемых или снимаемых с игрока

или команды

Игровые

цели

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ Предмет игры процессы и явления профессиональной деятельности Конфликт противоречие с учетом содержания профессиональной деятельности (содержательный и поведенческий) Способ  генерирования событий в игре динамика и характер развития  процесса игры – детерминированный, спонтанный и смешанный Последовательность игры, взаимодействие игроков Описание основных этапов игры, операций, шагов в виде блок-схем Характер двуплановости разделение функций  «игрока» и «специалиста»

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Предмет игры

процессы и явления

профессиональной деятельности

Конфликт

противоречие с учетом содержания

профессиональной деятельности

(содержательный и поведенческий)

Способ

генерирования

событий в игре

динамика и характер развития

процесса игры – детерминированный,

спонтанный и смешанный

Последовательность

игры,

взаимодействие

игроков

Описание основных этапов игры,

операций, шагов в виде блок-схем

Характер

двуплановости

разделение функций

«игрока» и «специалиста»

 КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИИ ИГРОКОВ  - роли в игре заимствуются из реальной профессиональной деятельности и специально создаются для отражения определенных должностных позиций;  - ролевая структура должна отражать разность интересов игроков;  - описание роли должно включать: перечень ролей и формируемых групп; функции игроков; инструкции по исполнению должностной роли; портреты ролей, характеризующие личностные качества игроков; - оптимальное участников игры – 30 человек; в рабочей группе – 7 человек.

КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИИ ИГРОКОВ

- роли в игре заимствуются из реальной профессиональной деятельности и специально создаются для отражения определенных должностных позиций;

- ролевая структура должна отражать разность интересов игроков;

- описание роли должно включать: перечень ролей и формируемых групп; функции игроков; инструкции по исполнению должностной роли; портреты ролей, характеризующие личностные качества игроков;

- оптимальное участников игры – 30 человек; в рабочей группе – 7 человек.

 ПРАВИЛА ИГРЫ –  это ограничения в поведении и проявлении интересов игроков  - отражают закономерности реальных производственных процессов и явления и учебно-игровой деятельности; - степень «жесткости» правил зависит от целей игры и объекта имитации.

ПРАВИЛА ИГРЫ – это ограничения в поведении и проявлении интересов игроков

- отражают закономерности реальных производственных процессов и явления и учебно-игровой деятельности;

- степень «жесткости» правил зависит от целей игры и объекта имитации.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ   ПРЕДМЕТ ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ/ ГРУППОВОЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ эффективность решений;  межгрупповое взаимодействие; взаимодействие внутри группы; КАЧЕСТВО КОНКРЕТНОГО ПРОДУКТА - ДОКУМЕНТА, ПРОЕКТА, ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ, РЕКОМЕНДАЦИИ - личностные качества участников СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ: БАЛЛЫ, АНКЕТИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

ПРЕДМЕТ ОЦЕНИВАНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ/

ГРУППОВОЙ

РЕЗУЛЬТАТ

ОБЩИЙ

РЕЗУЛЬТАТ

  • эффективность решений;
  • межгрупповое взаимодействие;
  • взаимодействие внутри группы;

КАЧЕСТВО КОНКРЕТНОГО

ПРОДУКТА -

ДОКУМЕНТА, ПРОЕКТА,

ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ,

РЕКОМЕНДАЦИИ

- личностные качества участников

СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ: БАЛЛЫ, АНКЕТИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Исходная информация об игре  (ее проспект). 2. Методические рекомендации по подготовке и проведению игры (как общие по всей игре, так и по отдельным этапам, операциям). 3. Набор различных форм документации, необходимой для выполнения и фиксации обучаемыми всех действий в игре (различают: реальные документы и игровые).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Исходная информация об игре

(ее проспект).

2. Методические рекомендации по подготовке и проведению игры (как общие по всей игре, так и по отдельным этапам, операциям).

3. Набор различных форм документации, необходимой для выполнения и фиксации обучаемыми всех действий в игре (различают: реальные документы и игровые).

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  1. Довести тему, цели и замысел занятия до обучаемых. 2. Создать в учебной группе три рабочие подгруппы. 3. Определить в рабочей подгруппе из их участников должностных лиц(роли). 4. Назначить экспертов по рассмотрению ситуации (задачи) в каждую рабочую подгруппу. 5. Определить задачи участников игры – должностных лиц и экспертов в рабочих подгруппах. 6. Довести учебную литературу, которую обучаемые должны изучить до непосредственного проведения деловой игры.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Довести тему, цели и замысел занятия до обучаемых.

2. Создать в учебной группе три рабочие подгруппы.

3. Определить в рабочей подгруппе из их участников должностных лиц(роли).

4. Назначить экспертов по рассмотрению ситуации (задачи) в каждую рабочую подгруппу.

5. Определить задачи участников игры – должностных лиц и экспертов в рабочих подгруппах.

6. Довести учебную литературу, которую обучаемые должны изучить до непосредственного проведения деловой игры.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ВТОРОЙ ЭТАП – НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ  1.Вступительное слово (до 10 минут) содержит: тему занятия, ее цели и задачи, актуальность, замысел игры, уточнение ситуации (задачи), состав и порядок работы в подгруппах. 2. Работа по подгруппам по выработке коллективного решения (30-35 минут). 3. Рассмотрение итогов работы первой подгруппы. Выступление эксперта. Общая дискуссия. Подведение итогов. 4. Аналогичная работа в подгруппах 2,3. 5. Подведение итогов деловой игры (10-15 минут).

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ВТОРОЙ ЭТАП – НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1.Вступительное слово (до 10 минут) содержит: тему занятия, ее цели и задачи, актуальность, замысел игры, уточнение ситуации (задачи), состав и порядок работы в подгруппах.

2. Работа по подгруппам по выработке коллективного решения (30-35 минут).

3. Рассмотрение итогов работы первой подгруппы. Выступление эксперта. Общая дискуссия. Подведение итогов.

4. Аналогичная работа в подгруппах 2,3.

5. Подведение итогов деловой игры (10-15 минут).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!