Региональный конкурс методических разработок по финансовой грамотности
«Финансы в нашей жизни»
Номинация:
«Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности для начальных классов»
Деловая игра
«Путешествие в стране ФИНАНСЛЯНДИЯ»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Автор: Бобровская Ирина Ивановна, учитель иностранного языка
село Сторожевое
2020 г.
Деловая игра «Путешествие в стране ФИНАНСЛЯНДИЯ»
Актуальность методической разработки
Отсутствие финансовой грамотности является одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество. Младшие школьники рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, когда с родителями ходят за покупками в магазин, овладевая тем самым на бытовом уровне экономической информацией, чаще всего это происходит в искаженном виде.
Актуальность данной разработки для детей младшего школьного возраста заключается в том, чтобы донести до их сознания большой нравственный смысл социальных ценностей, таких как: трудолюбие, доброта, честность, взаимопонимание, взаимопомощь и многое другое.
Новизна методической разработки
Новизна данного материала заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности и систематизации таких этических понятий, как деньги, кредиты, долги, богатство, бедность, бережливость и другие.
Игра проходит между учащимися 2-4 классов, разделенных на команды (от 2 до 4)
Перед каждой командой стоит цель: пройти 4 испытания, чтобы стать полноправным гражданином страны Финансляндия.
Ребятам предстоит справиться с увлекательными конкурсами, которые представлены в виде филворда, загадок, викторин, требующих применения знаний и умений, полученных в ходе прохождения курса финансовой грамотности в процессе внеурочной деятельности.
За каждый правильный участники команды получают баллы. Подсчетом баллов занимается жюри, состоящее из старшеклассников или классных руководителей.
Время пребывания на 1 испытании ограничено и составляет 3-3 минут; если участники не справляются с предложенным заданием или выполняют его частично, они все равно переходят к следующему.
Выигрывает та команда, участники которой набрали большее количество баллов.
Проблема: выяснение истинных ценностей в жизни человека.
Цель: развитие у младших школьников интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания правильного поведения в мире финансов.
УУД:
Метапредметные:
Регулятивные:
• определять степень успешности своей работы и работы других;
• проверять и оценивать друг друга.
Познавательные:
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• учиться работать в группе.
Коммуникативные:
• развивать умения договариваться о совместной работе;
• умение слушать других;
• предлагать помощь, сотрудничество.
Личностные:
• формировать умение высказывать своё отношение к работе.
Методы: эвристическая беседа с элементами дискуссии, активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления
Форма: деловая игра.
Оборудование, дидактический материал: компьютер, проектор, презентация, рабочие листы, разноцветные смайлики, фрагмент мультфильма «Фиксики» - «Деньги»
Время проведения: 45 минут
Ход занятия:
Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит необычное занятие. Это будет «настоящее путешествие» в сказочную страну Финансляндия». Вам предстоит пройти разные испытания, а по какой теме вы скажете мне сами, посмотрев отрывок из этого мультипликационного фильма.
Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма «Фиксики. Деньги». Приложение1.
Учитель: Так какая тема нашего «путешествия»? (Деньги, их функции. Отношение людей к деньгам.)
Учитель: Мы много раз говорили с вами о деньгах. (Тогда будем заниматься повторением и закреплением данной темы)
Учитель: Правильно, мы уже многое узнали по теме «деньги», но чтобы стать полноправными гражданами страны Финансляндия, вам предстоит сдать своего рода экзамен и в завершении путешествия, получить сертификат о повышении своей финансовой грамотности.
Учитель: Итак, приступим. Но сначала вам нужно выбрать капитанов и придумать названия вашим командам.
Ребята представляют капитанов и названия своих команд. Жюри заносит полученные сведения в протокол. Приложение 1
Учитель: Наше первое испытание «Соедини пословицы».
Слайд 2.
Учитель: Перед вами начала и концы пословиц, соедините их, когда справитесь с заданием, передайте рабочие листы в жюри. На выполнение этого и последующих испытаний у вас будет 5 минут.
Участники команды на своих рабочих листах соединяют начала и концы пословиц. Приложение 2.
Слайд 3.
После того как рабочие листы переданы для проверки в жюри, на слайде появляются правильные ответы.
Учитель: Следующий конкурс называется «Отгадай загадку». Я зачитываю загадки, а вы отвечаете, подняв руку. Жюри я попрошу внимательно следить за тем, кто первый из ребят поднял руку.
Слайд 4.
Учитель: Теперь, дорогие участники, вам предстоит разгадать филворд, в котором зашифрованы пять понятий по теме «Деньги». Приложение 3.
Слайд 5.
После того как рабочие листы переданы для проверки в жюри, на слайде появляются правильные ответы.
Слайд 6.
Учитель: Далее вам предстоит распределить «доходы» и «расходы», которые представлены на данном слайде. Приложение 4.
Слайд 7.
После того как рабочие листы переданы для проверки в жюри, на слайде появляются правильные ответы.
Слайд 8.
Учитель: Наше путешествие увлекательное, но немного утомляет, давайте отдохнем.
ФИЗМИНУТКА. «Покупка» Приложение 5
Учитель: Продолжим нашу игру. Наше следующее испытание мини-викторина. Я буду задавать вопросы каждой команде по одному, если участники не знают правильного ответа, то на этот вопрос смогут ответить участники второй команды. Попрошу выйти ко мне капитанов команд для жеребьевки. Я подброшу монетку, если выпадет «орел», то начинает конкурс команда «______», если «орешка» - команда «______».
Учитель: Итак, отвечать на вопросы нашей мини-викторины первой предстоит команде «______». Приложение 6
Учитель: «Отгадай мультфильм» - так называется наше следующее испытание. Пока наши участники будут заниматься выполнением этого задания, капитаны смогут соревноваться между собой.
Учитель: Дорогие, капитаны, вам предстоит соединить пословицы с их значением. Приложения 7-8.
Учитель: Итак, наши капитаны заняты своим конкурсом, а вам предстоит озвучить мне название мультипликационного фильма или его героев. Приложение 9.
Слайд 9.
Учитель: Вышло время и у наших капитанов. Я попрошу сдать ваши рабочие листы в жюри. А мы посмотрим, какое испытание им предстояло выполнить.
Слайд 10.
Учитель: Вот так выглядят правильные ответы.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Что нового узнали в процессе игры? Какие задания было выполнить легко?
Учитель: Что было сложно выполнять и какие сложности вообще возникали? Что помогало в процессе работы над заданиями?
Слайд 11.
Учитель: Я попрошу оценить вашу работу на занятии при помощи смайликов, которые лежат у вас на столах.
Ребята поднимают смайлики. Учитель спрашивает у детей, почему они оценили свою работу так, а не иначе.
Учитель: Для подведения итогов нашей игры, предоставляем слово жюри.
Председатель жюри оглашает итоги состязаний, проводит вручение дипломов победителей и сертификатов.
Учитель: Ребята, в завершении нашего мероприятия я хочу вас поздравить с тем, что сегодня вы не только подтвердили свой уровень финансовой грамотности по теме «Деньги», но и повысили его. Это подтверждают полученные вами дипломы и сертификаты. Сегодня вы стали полноправными гражданами страны Финансляндия.
Список источников и литературы:
Авденин В. Азбука финансовой грамотности. - 2006
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.
Интернет-ресурсы:
Азбука денег - http://usovi.ru/uroki_sovi/money/index.php?page=block&block_id=1
Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html -
Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» -
http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html
Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/
Материалы по экономике для малышей, рабочая тетрадь, разработки уроков- monk-scool6.ucoz.ru
Попова Татьяна, Меньшикова Ольга, Кнышова Лариса. Экономика для малышей, или
Как Миша стал бизнесменом - http://www.solnet.ee/school/p8_50.html
Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» - http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm
Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru
Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников - http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm
Экономические загадки для школьников - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm
Физминутка. https://infourok.ru/fizminutki-ritmicheskie-uprazhneniya-na-temu-finansovaya-gramotnost-dlya-doshkolnikov-3716914.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Презентация к мероприятию, фрагмент мультфильма «Фиксики – Деньги», образцы дипломов и сертификата, согласие на обработку персональных данных находятся в папке «МАТЕРИАЛЫ НА КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК» на Яндекс диске по адресу: https://disk.yandex.ru/client/disk/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B
Приложение 1
Протокол проведения деловой игры по финансовой грамотности
«Путешествие в стране ФИНАНСЛЯНДИЯ»
№ п/п | Наименование испытания | Команда «___________» Капитан: _____________ | Команда «_____________» Капитан: _____________ |
Набранное количество баллов |
| «Соедини пословицы» | | |
| «Отгадай загадку» | | |
| Филворд | | |
| Распределение «доходов» и «расходов» | | |
| Мини-викторина | | |
| «Отгадай мультфильм» | | |
| Конкурс капитанов | | |
| Итого: | | |
Материалы для учителя:
Приложение 2
«Соедини пословицы»
Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Была бы догадка, а на Москве денег кадка.
Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Трудно деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Без копейки рубля нет.
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Приложение 3
«Отгадай загадку»
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить ... (налоги)
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в ... (банке)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)
Приносить доходы стал
В банке папин ... (капитал)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся ... (залог)
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без ... (рекламы)
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь ... (товар)
И врачу, и акробату
Выдают за труд ... (зарплату)
Очень вкусная витрина
Овощного ... (магазина)
Приложение 4
Филворд
Б | А | Н | К | Ц | Е | Б | К | Э | П |
Ю | М | О | Н | Е | Т | А | У | Ж | Р |
Г | У | Р | Т | М | О | Ф | П | Р | И |
О | Р | И | В | Е | Р | С | Ю | Д | Б |
Б | Ю | Д | Ж | Е | Т | Б | Р | О | Ы |
М | Я | А | В | Е | Р | С | А | Х | Л |
Е | Г | Р | А | С | Х | О | Д | О | Ь |
Н | Э | Ю | Ц | Е | Н | А | И | Д | Ь |
А | Ф | И | Н | А | Н | С | Ы | Я | Й |
Приложение 5
ФИЗМИНУТКА. «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Приложение 6
Мини-викторина
1. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)
2. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)
3. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
4. Что делает с рублём копейка? (бережёт)
5. Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)
6. Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)
7. Распространение информации о товарах для привлечения внимания покупателей – это (реклама)
8. Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)
9. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)
10. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
Приложение 7
доходы | расходы |
зарплата | коммунальные платежи |
пенсия | налоги |
стипендия | предметы личной гигиены |
прибыль | питание |
пособие | одежда и обувь |
проценты | лечение |
гонорар | бытовая химия |
Приложение 8
«Отгадай мультфильм»
1.Кто из героев поет такую песенку?
Завтра дальняя дорога
Выпадает королю.
У него деньжонок много,
А я денежки люблю!
(Бременские музыканты»)
2. Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет. (Дядя Федор «Каникулы в Простоквашино»)
3. Деньги-деньги, дребе-де-ньги,
Позабыв покой и лень.
Делай деньги, делай деньги,
А остальное все дребедень,
А остальное все дребе-бе-день. ( Слепой Пью. «Остров сокровищ»)
4. Он был не один, кто больше всех деньги на свете любил. Он это забыл. (Джон Сильвер)
5. Средства у нас есть. У нас ума не хватает. Вот говорил я этому охотнику — купи себе валенки! А он что? -Что он? - Пошёл и кеды купил — они, говорит, красивые. (Кот Матроскин. «Зима в Простоквашино»)
6. - Сколько тебе нужно золота?
- Э-э-э... много!
- А если его будет слишком много?
- Глупое животное! Золота не может быть слишком много! (Раджа и антилопа. «Золотая антилопа»
7. Эй, дурень! Бросай ружьё да всплывай поскорей!
Да я бы рад бросить,да мне голову оторвут! Ведь за ружьё-то деньги плачены. А моя жизнь… бесплатная! Всё. Считайте, что я утонул…(Шарик и Бобер из Простоквашино).
8. Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными… ,чтобы я мог купить маленького щеночка? (Малыш и Карлсон)
9. В наше время даже сейфам нельзя доверять! Ах, как это сложно иметь миллион !!! (Госпожа Белладонна. Приключения фунтика»)
10. Ты слышал про золотое правило? У кого золото, тот правила и устанавливает. (Алладин)
Приложение 9
Конкурс капитанов
Хороший товар не залежится. | Купля-продажа, товар |
Бережливая вещь два века живет. | Бережливость |
Живет на широкую ногу. | Расточительность |
Доброе дело само себя хвалит. | Добро |
Уговор дороже денег | Договор |
Жадность - что река: чем дальше, тем шире. | Жадность, зависть |
Бедность не порок, а без шубы холодно. | Богатство и бедность |
Дело мастера боится | Труд |
Материалы для учащихся:
Приложение 1
Команда | «_________________» |
Блюди хлеб про еду, | то нет, то горсти. |
Денежка без ног, | а на Москве денег кадка. |
Деньги — гости: | где обживутся, там и поведутся. |
Была бы догадка, | а копейку про беду. |
Денежки — что голуби: | рубля нет. |
Трудно деньги нажить, | а весь свет обойдет. |
Добр Мартын, коли есть алтын; | тот не спит и ночь. |
Кто до денег охоч, | не будет ума, не будет и рубля. |
Без копейки | худ Роман, коли пуст карман. |
Был бы ум, будет и рубль; | а с деньгами и дураку можно жить. |
Итого правильных ответов: _________
Приложение 2
Команда | «_________________» |
Б | А | Н | К | Ц | Е | Б | К | Э | П |
Ю | М | О | Н | Е | Т | А | У | Ж | Р |
Г | У | Р | Т | М | О | Ф | П | Р | И |
О | Р | И | В | Е | Р | С | Ю | Д | Б |
Б | Ю | Д | Ж | Е | Т | Б | Р | О | Ы |
М | Я | А | В | Е | Р | С | А | Х | Л |
Е | Г | Р | А | С | Х | О | Д | О | Ь |
Н | П | Р | Е | М | И | Я | И | Д | Ь |
А | Ф | И | Н | А | Н | С | Ы | Я | Й |
1.______________________ 7. ______________________
2.______________________ 8. ______________________
3.______________________ 9. ______________________
4.______________________ 10. ______________________
5.______________________ 11. ______________________
6.______________________ 12. ______________________
Приложение 3
зарплата, коммунальные платежи, пенсия, стипендия, налоги, предметы личной гигиены прибыль, питание, пособие, одежда и обувь, лечение, проценты, гонорар, бытовая химия |
Команда | «_________________» |
доходы | расходы |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Итого правильных ответов: _________
Приложение 4
Команда | «_________________» |
Хороший товар не залежится. | Добро |
Бережливая вещь два века живет. | Труд |
Живет на широкую ногу. | Расточительность |
Доброе дело само себя хвалит. | Договор |
Уговор дороже денег | Купля-продажа, товар |
Жадность - что река: чем дальше, тем шире. | Богатство и бедность |
Бедность не порок, а без шубы холодно. | Жадность, зависть |
Дело мастера боится | Бережливость |
Итого правильных ответов: _________