СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра «Путешествие в стране ФИНАНСЛЯНДИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по финансовой грамотности для начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Путешествие в стране ФИНАНСЛЯНДИЯ»»

Региональный конкурс методических разработок по финансовой грамотности

«Финансы в нашей жизни»





Номинация:

«Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности для начальных классов»



Деловая игра

«Путешествие в стране ФИНАНСЛЯНДИЯ»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение 

«Сторожевская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области 











Автор: Бобровская Ирина Ивановна, учитель иностранного языка






















село Сторожевое

2020 г.


Деловая игра «Путешествие в стране ФИНАНСЛЯНДИЯ»

Актуальность методической разработки

Отсутствие финансовой грамотности является одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество. Младшие школьники рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, когда с родителями ходят за покупками в магазин, овладевая тем самым на бытовом уровне экономической информацией, чаще всего это происходит в искаженном виде.

Актуальность данной разработки для детей младшего школьного возраста заключается в том, чтобы донести до их сознания большой нравственный смысл социальных ценностей, таких как: трудолюбие, доброта, честность, взаимопонимание, взаимопомощь и многое другое.

Новизна методической разработки

Новизна данного материала заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности и систематизации таких этических понятий, как деньги, кредиты, долги, богатство, бедность, бережливость и другие.

Игра проходит между учащимися 2-4 классов, разделенных на команды (от 2 до 4)

Перед каждой командой стоит цель: пройти 4 испытания, чтобы стать полноправным гражданином страны Финансляндия.

Ребятам предстоит справиться с увлекательными конкурсами, которые представлены в виде филворда, загадок, викторин, требующих применения знаний и умений, полученных в ходе прохождения курса финансовой грамотности в процессе внеурочной деятельности.

За каждый правильный участники команды получают баллы. Подсчетом баллов занимается жюри, состоящее из старшеклассников или классных руководителей.

Время пребывания на 1 испытании ограничено и составляет 3-3 минут; если участники не справляются с предложенным заданием или выполняют его частично, они все равно переходят к следующему.

Выигрывает та команда, участники которой набрали большее количество баллов.

Проблема: выяснение истинных ценностей в жизни человека.

Цель: развитие у младших школьников интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания правильного поведения в мире финансов.

  • УУД:

  • Метапредметные:

  • Регулятивные:

  • • определять степень успешности своей работы и работы других;

  • • проверять и оценивать друг друга.

  • Познавательные:

  • • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • • учиться работать в группе.

  • Коммуникативные:

  • • развивать умения договариваться о совместной работе;

  • • умение слушать других;

  • • предлагать помощь, сотрудничество.

  • Личностные:

  • • формировать умение высказывать своё отношение к работе.

Методы: эвристическая беседа с элементами дискуссии, активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления

Форма: деловая игра.

Оборудование, дидактический материал: компьютер, проектор, презентация, рабочие листы, разноцветные смайлики, фрагмент мультфильма «Фиксики» - «Деньги»

Время проведения: 45 минут



Ход занятия:

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит необычное занятие. Это будет «настоящее путешествие» в сказочную страну Финансляндия». Вам предстоит пройти разные испытания, а по какой теме вы скажете мне сами, посмотрев отрывок из этого мультипликационного фильма.

Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма «Фиксики. Деньги». Приложение1.

Учитель: Так какая тема нашего «путешествия»? (Деньги, их функции. Отношение людей к деньгам.)

Учитель: Мы много раз говорили с вами о деньгах. (Тогда будем заниматься повторением и закреплением данной темы)

Учитель: Правильно, мы уже многое узнали по теме «деньги», но чтобы стать полноправными гражданами страны Финансляндия, вам предстоит сдать своего рода экзамен и в завершении путешествия, получить сертификат о повышении своей финансовой грамотности.

Учитель: Итак, приступим. Но сначала вам нужно выбрать капитанов и придумать названия вашим командам.

Ребята представляют капитанов и названия своих команд. Жюри заносит полученные сведения в протокол. Приложение 1

Учитель: Наше первое испытание «Соедини пословицы».

Слайд 2.

Учитель: Перед вами начала и концы пословиц, соедините их, когда справитесь с заданием, передайте рабочие листы в жюри. На выполнение этого и последующих испытаний у вас будет 5 минут.

Участники команды на своих рабочих листах соединяют начала и концы пословиц. Приложение 2.

Слайд 3.

После того как рабочие листы переданы для проверки в жюри, на слайде появляются правильные ответы.

Учитель: Следующий конкурс называется «Отгадай загадку». Я зачитываю загадки, а вы отвечаете, подняв руку. Жюри я попрошу внимательно следить за тем, кто первый из ребят поднял руку.

Слайд 4.

Учитель: Теперь, дорогие участники, вам предстоит разгадать филворд, в котором зашифрованы пять понятий по теме «Деньги». Приложение 3.

Слайд 5.

После того как рабочие листы переданы для проверки в жюри, на слайде появляются правильные ответы.

Слайд 6.

Учитель: Далее вам предстоит распределить «доходы» и «расходы», которые представлены на данном слайде. Приложение 4.

Слайд 7.

После того как рабочие листы переданы для проверки в жюри, на слайде появляются правильные ответы.

Слайд 8.

Учитель: Наше путешествие увлекательное, но немного утомляет, давайте отдохнем.

ФИЗМИНУТКА. «Покупка» Приложение 5


Учитель: Продолжим нашу игру. Наше следующее испытание мини-викторина. Я буду задавать вопросы каждой команде по одному, если участники не знают правильного ответа, то на этот вопрос смогут ответить участники второй команды. Попрошу выйти ко мне капитанов команд для жеребьевки. Я подброшу монетку, если выпадет «орел», то начинает конкурс команда «______», если «орешка» - команда «______».

Учитель: Итак, отвечать на вопросы нашей мини-викторины первой предстоит команде «______». Приложение 6

Учитель: «Отгадай мультфильм» - так называется наше следующее испытание. Пока наши участники будут заниматься выполнением этого задания, капитаны смогут соревноваться между собой.

Учитель: Дорогие, капитаны, вам предстоит соединить пословицы с их значением. Приложения 7-8.

Учитель: Итак, наши капитаны заняты своим конкурсом, а вам предстоит озвучить мне название мультипликационного фильма или его героев. Приложение 9.

Слайд 9.

Учитель: Вышло время и у наших капитанов. Я попрошу сдать ваши рабочие листы в жюри. А мы посмотрим, какое испытание им предстояло выполнить.

Слайд 10.

Учитель: Вот так выглядят правильные ответы.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Что нового узнали в процессе игры? Какие задания было выполнить легко?

Учитель: Что было сложно выполнять и какие сложности вообще возникали? Что помогало в процессе работы над заданиями?

Слайд 11.

Учитель: Я попрошу оценить вашу работу на занятии при помощи смайликов, которые лежат у вас на столах.

Ребята поднимают смайлики. Учитель спрашивает у детей, почему они оценили свою работу так, а не иначе.

Учитель: Для подведения итогов нашей игры, предоставляем слово жюри.

Председатель жюри оглашает итоги состязаний, проводит вручение дипломов победителей и сертификатов.


Учитель: Ребята, в завершении нашего мероприятия я хочу вас поздравить с тем, что сегодня вы не только подтвердили свой уровень финансовой грамотности по теме «Деньги», но и повысили его. Это подтверждают полученные вами дипломы и сертификаты. Сегодня вы стали полноправными гражданами страны Финансляндия.




















Список источников и литературы:

  1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности. - 2006

  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.

  3. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.

  4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.

  5. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.


Интернет-ресурсы:

Азбука денег - http://usovi.ru/uroki_sovi/money/index.php?page=block&block_id=1

Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html -

Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» -

http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html

Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/

Материалы по экономике для малышей, рабочая тетрадь, разработки уроков- monk-scool6.ucoz.ru

Попова Татьяна, Меньшикова Ольга, Кнышова Лариса. Экономика для малышей, или
Как Миша стал бизнесменом - http://www.solnet.ee/school/p8_50.html

Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» - http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm

Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru

Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников - http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm

Экономические загадки для школьников - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm

Физминутка. https://infourok.ru/fizminutki-ritmicheskie-uprazhneniya-na-temu-finansovaya-gramotnost-dlya-doshkolnikov-3716914.html
















ПРИЛОЖЕНИЯ

Презентация к мероприятию, фрагмент мультфильма «Фиксики – Деньги», образцы дипломов и сертификата, согласие на обработку персональных данных находятся в папке «МАТЕРИАЛЫ НА КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК» на Яндекс диске по адресу: https://disk.yandex.ru/client/disk/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B

Приложение 1

Протокол проведения деловой игры по финансовой грамотности

«Путешествие в стране ФИНАНСЛЯНДИЯ»

п/п

Наименование испытания

Команда «___________»

Капитан: _____________

Команда «_____________»

Капитан: _____________

Набранное количество баллов

«Соедини пословицы»



«Отгадай загадку»



Филворд



Распределение «доходов» и «расходов»



Мини-викторина



«Отгадай мультфильм»



Конкурс капитанов




Итого:




Материалы для учителя:

Приложение 2

«Соедини пословицы»

Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Деньги — гости: то нет, то горсти.

Была бы догадка, а на Москве денег кадка.

Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся.

Трудно деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.

Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

Без копейки рубля нет.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.


Приложение 3

«Отгадай загадку»

  1. Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ...    (доход)

  1. Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ...    (налоги)

  1. Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ...   (банке)

  1. Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой ...   (вклад)

  1. Приносить доходы стал

В банке папин ...    (капитал)

  1.  Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ...    (залог)

  1.  Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без ...    (рекламы)

  1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ...   (товар)

  1. И врачу, и акробату

Выдают за труд ...   (зарплату)

  1. Очень вкусная витрина

Овощного ...   (магазина)

Приложение 4

Филворд

Б

А

Н

К

Ц

Е

Б

К

Э

П

Ю

М

О

Н

Е

Т

А

У

Ж

Р

Г

У

Р

Т

М

О

Ф

П

Р

И

О

Р

И

В

Е

Р

С

Ю

Д

Б

Б

Ю

Д

Ж

Е

Т

Б

Р

О

Ы

М

Я

А

В

Е

Р

С

А

Х

Л

Е

Г

Р

А

С

Х

О

Д

О

Ь

Н

Э

Ю

Ц

Е

Н

А

И

Д

Ь

А

Ф

И

Н

А

Н

С

Ы

Я

Й


Приложение 5

ФИЗМИНУТКА. «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

Приложение 6

Мини-викторина

1. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

2. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)

3. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

4. Что делает с рублём копейка? (бережёт)

5. Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)

6. Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)

7. Распространение информации о товарах для привлечения внимания покупателей – это (реклама)

8. Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)

9. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)

10. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

Приложение 7

доходы

расходы

зарплата

коммунальные платежи

пенсия

налоги

стипендия

предметы личной гигиены

прибыль

питание

пособие

одежда и обувь

проценты

лечение

гонорар

бытовая химия


Приложение 8

«Отгадай мультфильм»

1.Кто из героев поет такую песенку?

Завтра дальняя дорога

Выпадает королю.

У него деньжонок много,

А я денежки люблю!  

(Бременские музыканты»)

2. Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет. (Дядя Федор «Каникулы в Простоквашино»)

3. Деньги-деньги, дребе-де-ньги,

Позабыв покой и лень.

Делай деньги, делай деньги,

А остальное все дребедень,

А остальное все дребе-бе-день. ( Слепой Пью. «Остров сокровищ»)

4. Он был не один, кто больше всех деньги на свете любил. Он это забыл. (Джон Сильвер)

5. Средства у нас есть. У нас ума не хватает. Вот говорил я этому охотнику — купи себе валенки!  А он что? -Что он? - Пошёл и кеды купил — они, говорит, красивые. (Кот Матроскин. «Зима в Простоквашино»)

6. - Сколько тебе нужно золота?

- Э-э-э... много!

- А если его будет слишком много?

-  Глупое животное! Золота не может быть слишком много! (Раджа и антилопа. «Золотая антилопа»

7. Эй, дурень! Бросай ружьё да всплывай поскорей!

Да я бы рад бросить,да мне голову оторвут! Ведь за ружьё-то деньги плачены. А моя жизнь… бесплатная! Всё. Считайте, что я утонул…(Шарик и Бобер из Простоквашино).

8. Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными… ,чтобы я мог купить  маленького щеночка? (Малыш и Карлсон)

9. В наше время даже сейфам нельзя доверять! Ах, как это сложно иметь миллион !!! (Госпожа Белладонна. Приключения фунтика»)

10. Ты слышал про золотое правило? У кого золото, тот правила  и устанавливает. (Алладин)

Приложение 9

Конкурс капитанов

Хороший товар не залежится.

Купля-продажа, товар

Бережливая вещь два века живет.

Бережливость

Живет на широкую ногу.

Расточительность

Доброе дело само себя хвалит.

Добро

Уговор дороже денег

Договор

Жадность - что река: чем дальше, тем шире.

Жадность, зависть

Бедность не порок, а без шубы холодно.

Богатство и бедность

Дело мастера боится

Труд


Материалы для учащихся:

Приложение 1

Команда

«_________________»

Блюди хлеб про еду,

то нет, то горсти.

Денежка без ног,

а на Москве денег кадка.

Деньги — гости:

где обживутся, там и поведутся.

Была бы догадка,

а копейку про беду.

Денежки — что голуби:

рубля нет.

Трудно деньги нажить,

а весь свет обойдет.

Добр Мартын, коли есть алтын;

тот не спит и ночь.

Кто до денег охоч,

не будет ума, не будет и рубля.

Без копейки

худ Роман, коли пуст карман.

Был бы ум, будет и рубль;

а с деньгами и дураку можно жить.


Итого правильных ответов: _________

Приложение 2

Команда

«_________________»

Б

А

Н

К

Ц

Е

Б

К

Э

П

Ю

М

О

Н

Е

Т

А

У

Ж

Р

Г

У

Р

Т

М

О

Ф

П

Р

И

О

Р

И

В

Е

Р

С

Ю

Д

Б

Б

Ю

Д

Ж

Е

Т

Б

Р

О

Ы

М

Я

А

В

Е

Р

С

А

Х

Л

Е

Г

Р

А

С

Х

О

Д

О

Ь

Н

П

Р

Е

М

И

Я

И

Д

Ь

А

Ф

И

Н

А

Н

С

Ы

Я

Й

1.______________________ 7. ______________________

2.______________________ 8. ______________________

3.______________________ 9. ______________________

4.______________________ 10. ______________________

5.______________________ 11. ______________________

6.______________________ 12. ______________________




Приложение 3

зарплата, коммунальные платежи, пенсия, стипендия, налоги, предметы личной гигиены

прибыль, питание, пособие, одежда и обувь, лечение, проценты, гонорар, бытовая химия


Команда

«_________________»

доходы

расходы
















Итого правильных ответов: _________

Приложение 4


Команда

«_________________»

Хороший товар не залежится.

Добро

Бережливая вещь два века живет.

Труд

Живет на широкую ногу.

Расточительность

Доброе дело само себя хвалит.

Договор

Уговор дороже денег

Купля-продажа, товар

Жадность - что река: чем дальше, тем шире.

Богатство и бедность

Бедность не порок, а без шубы холодно.

Жадность, зависть

Дело мастера боится

Бережливость


Итого правильных ответов: _________










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!