СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Конгресс по охране атмосферы"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний об оксидах азота, серы и углерода как серьёзных загрязнителях атмосферы, их влияния на человека, формирование экологической культуры и грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Конгресс по охране атмосферы"»

Деловая игра «Международный Конгресс по охране атмосферы»

Цели: 1. Обобщение знаний об оксидах азота, серы и углерода как серьёзных загрязнителях атмосферы, их влияния на человека, формирование экологической культуры и грамотности.

Задачи. Учащиеся должны знать:

  • Наиболее опасные загрязнители воздуха

  • Основные источники загрязнения.

  • Основные пути попадания оксидов-загрязнителей в атмосферу.

  • Отрицательное влияние оксидов серы, азота т углерода на различные органы человека.

  • Экологические проблемы, возникающие в результате попадания этих оксидов в атмосферу.

  • Промышленное использование оксидов.

Учащиеся должны уметь:

  • Выявлять последствия загрязнения атмосферы.

  • Разрабатывать меры по борьбе с загрязнением атмосферы.

  • Организовывать самостоятельную поисковую деятельность и продуктивную работу с различными источниками информации.

  • Владеть приёмами активного общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения.

Ход занятия-игры

  1. Вступительное слово педагога.

Педагог, исполняющий роль главы Международного Конгресса, рассказывает о целях и содержании игры.

  1. Создание игровой ситуации (организационный момент).

В игре участвуют:

  • Группа экспертов

  • «Союз промышленников»

  • Ассоциация «Враги – за чистый воздух»

  • Группа ученых из загрязненных городов мира

  • Фракция «Защитники грязного воздуха» (входят – Смог Лондович, Двуокись Серы, Оксид Азота, Угарный и углекислый газ.

Каждой группе предоставлен пакет документов:

  • Проект «Закона о чистом воздухе»

  • Рабочие схемы

  • Протокол заседания Международного Конгресса

  • Серия специальных книг

  1. Деловая игра: обсуждение проекта и принятие Закона о чистом воздухе.


  • Обсуждение проекта Закона о чистом воздухе

Педагог. За последние десятилетия стало очевидным, что человек перенасытил природу загрязняющими веществами. Согласно расчетам, из антропогенных источников их поступление в 10, а то и в 100о раз больше, чем из естественных, в зависимости от вещества.

Остро встает проблема – уберечь окружающую среду и здоровье человека.

(Закон о чистом воздухе» см. в приложении)

  • Заслушивание точек зрения представителей от разных объединений и фракций

Игра включает несколько блоков, в каждом из которых идет представление членов фракции «Защитников грязного воздуха», рассматриваются физические, химические свойства оксидов – загрязнителей атмосферы, пути и источники поступления их в воздух.

Смог Лондович (знакомит с представителями фракции, которые будут вносить поправки в Акт о чистом воздухе.). в 1952 году в Лондоне от смога погибло в течение 3-4 суток более 4тыс. человек. Смог – это туман , смешанный с пылью, сажей и ядовитыми веществами. Первое проявление смога отмечено в 50-е годы 20 века. С тех пор периодически появляется в крупных городах, поражает, прежде всего, слизистые оболочки глаз и дыхательных путей.

Угарный газ (окись углерода, химическая формула – СО). Я с самого рождения причисляю себя к этой замечательной фракции. Я – самый таинственный и загадочный среди моих друзей-загрязнителей.

Педагог. Как вы думаете, о каких свойствах угарного газа идет речь? (Ответ: без цвета, без запаха, сильно ядовитый).

Угарный газ. Я попадаю в воздух при сжигании топлива в печах и двигателях автомобилей. Закон о чистом воздухе требует сокращения промышленных выбросов на 90%, но я тоже имею право на существование в атмосфере!

Педагог. Слово предоставляется фракции «Союз промышленников».

«Союз промышленников». Без угарного газа не могут существовать многие отрасли промышленности: в технике – СО – ценное топливо, в металлургии – восстановитель металлов, в военной промышленности – с его помощью получают фосген.

Угарный газ. Ну, что я говорил! И чем я так мешаю?!

Педагог. Чем же так опасен Угарный газ для человека? (Ответ: образует с гемоглобином – карбоксиглобин, который не дает разносить по организму кислород).

Врач. Рассказывает о первой доврачебной помощи при отравлении Угарным газом.

Угарный газ. Прошу записать мою поправку в Закон о чистом воздухе: «Отменить все стандарты по выхлопным газам для грузовых и легковых автомобилей».


Группы ученых работают по заполнению схемы, отражающей пути и источники поступления угарного газа в атмосферу.


Углекислый газ (химическая формула – СО2, кислотный оксид, входит в состав воздуха).

Я вхожу в состав фракции «Защитники грязного воздуха», потому что не понимаю. Почему нужно очищать воздух именно от меня. Я вообще безвреден для организма человека.

«Союз промышленников». Мы используем углекислый газ для тушения пожаров и, самое главное, для получения мочевины – ценнейшего удобрения.

Педагог. Чем же опасно накопление этого «безобидного» газа в атмосфере? (Ответ: парниковый эффект – работа по таблице).

Углекислый газ. Запишите мою поправку: «Чтобы на Земле было больше тепла, предлагаю увеличить вырубку лесов – основных моих потребителей, а также уничтожить без топливные источники энергии. Ура, теплоэлектростанциям!»


Группы ученых работают над заполнением схемы, отражающей пути, источники и последствия увеличения углекислого газа в атмосфере.


Двуокись серы (оксид серы четырехвалентной, химическая формула - SО2, ядовит, вдыхание воздуха, содержащего 0,2% двуокиси серы, вызывает заболевание дыхательных путей). Я ль на свете всех милее, всех опасней и кислее? Я существую только благодаря моим спонсорам – металлургическим заводам и угольным электростанциям.

«Союз промышленников». Мы применяем SО2 в качестве отбеливателя шелка, шерсти. Так как он является ядовитым газом, им окуривают склады, подвалы для уничтожения плесени, в ветеринарии – для лечения животных от чесотки.

Двуокись серы. А какие смешные претензии мне предъявляют, будто бы я вызываю кислотные дожди. Но, как я могу их вызывать, если, реагируя с водой, я образую слабую кислоту, которая сразу же разлагается, а серную кислоту из меня никак не получить.

Педагог. В чем лукавит SО2? Как из двуокиси серы можно получить серную кислоту?

(Ответ: 2 SО2, + O2 → 2 SО3; SО3 + H2OH2 SO4;)

Двуокись серы. И что вы так боитесь кислотных дождей? Ведь вода нормального дождя уже имеет слабокислую реакцию, в ней всегда присутствует кислота.

Педагог. О какой воде идет речь? Назовите источники ее поступления.

(Ответ: CО2 + H2O H2 CO3; рН = 5,0 - 6,0; кислотный дождь – рН менее 5,0)

Врач (рассказывает о влиянии двуокиси серы на организм человека).

Двуокись серы. Запишите мою поправку: «Предлагаю вычеркнуть из закона все мероприятия по моему устранению из атмосферы».

Оксиды азота (NО – бесцветный газ, NO2 – бурый газ со специфическим запахом, ядовит).

Мы поступаем в атмосферу благодаря сгоранию топлива и химической промышленности.

«Союз промышленников». Оксиды азота являются важнейшим сырьем для производства азотной кислоты, значение которой в жизни человека очень велико.

Оксиды азота. Вы, наверное, забыли, что благодаря нам в атмосфере повышается содержание озона. А озон, как известно, защищает вас от губительных ультрафиолетовых лучей.

Врач (рассказывает о влиянии оксидов азота на организм человека).

Оксиды азота. Запишите нашу поправку в «Закон о чистом воздухе»: «Содействовать сжиганию топлива, развитию химической промышленности».


Группа ученых работают над заполнением схем, касающихся оксидов серы и азота.


  • Разработка участниками конгресса проекта современного решения и принятия «Закона о чистом воздухе».

Педагог. Мы подошли к самому главному – формулировке «Закона о чистом воздухе».


Группы ученых работают над заполнением схем, связывающие источники и последствия поступления в атмосферу оксидов-загрязнителей, над формулировкой основных положений борьбы с воздушным загрязнением.

Обсуждение проекта закона «О чистом воздухе».

Закон предусматривает следующие меры по охране атмосферы от загрязнения:

  • Разработать стандарты по выхлопным газам для грузовых и легковых автомобилей.

  • Прекратить вырубку лесов.

  • Установить очистные сооружения на предприятиях химической промышленности.

  • Осуществить переход на использование без топливных источников энергии.

  • ………………………………………………………………………………..

На стендах демонстрируются схемы путей и источников основных загрязнителей атмосферы. Учащиеся работают со схемами: «Угарный газ – один из основных загрязнителей атмосферы» (указать источники поступления и влияние на человека и окружающую среду), «Углекислый газ – один из основных загрязнителей атмосферы» (источники поступления и влияние), «Диоксид серы и оксиды азота - одни из основных загрязнителей атмосферы» (источники поступления и последствия для природы).


Протокол

заседания Международного конгресса по принятию « Закона о чистом воздухе»

Из перечисленных отраслей хозяйства выбрать основные, выбросы которых загрязняют атмосферу: машиностроение, топливная промышленность, металлургия, химическая промышленность, лесная промышленность. Легкая промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

Заполнить схемы «Основные источники загрязнения атмосферы» и «Глобальные экологические проблемы атмосферы».

Международный конгресс постановил внести в Закон «О чистом воздухе» следующие поправки по мерам борьбы с загрязнением атмосферы:

1.

2.

……………………….

Педагог. «Закон о чистом воздухе» готов (зачитывается).


  • Итог деловой игры

Подведение итогов.

Оценивается работа групп ученых.

Выслушиваются мнения учащихся, что понравилось или не понравилось, что следует изменить, с какими трудностями столкнулись и почему.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!