СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Деловая игра как способ актуализации познавательной деятельности учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Деловая игра как способ актуализации познавательной деятельности учащихся" выступление на заседании методического объединения из педагогического опыта.

Просмотр содержимого документа
«"Деловая игра как способ актуализации познавательной деятельности учащихся"»

















«Деловая игра как

способ актуализации познавательной деятельности учащихся»











учитель истории, обществознания, права

МБОУ «Морская СОШ им. В.А. Дерягина»

городского округа Судак

Лазаренко О.Л.















В своей работе я часто использую такой метод обучения как «деловая игра». В таком случае процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических, правовых отношений.

В результате происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.

- Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. ;

– В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий,

– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

В основе игры лежит групповая работа, которая прививает навыки коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль. Возникает феномен групповой сплоченности, которая притягивает участников и после игры, давая ресурс для реального внедрения наработанных результатов.

Очень важно, чтобы правовое обучение включало в себя принцип преемственности, чтобы формирование правовой культуры и того багажа знаний, которое требует от нас не только школьная программа, но и жизнь, не происходило только в старшей школе. Поэтому я в рамках внеклассных мероприятий по предмету «Право» я пытаюсь охватить работой учащихся, начиная с пятого класса. Для того, чтобы заинтересовать пятиклассников использую деловые игры, в частности игры-инсценировки судебных заседаний. В прошлом году мы с учащимися 8-х классов готовили «Суд над мачехой» по сюжету сказки «Золушка». В ходе судебного разбирательства было установлено, какие статьи Конвенции о правах ребенка были нарушены злой мачехой. Это мероприятие посмотрели учащиеся 4-7 классов.

А в этом году уже сами пятиклассники готовили мероприятие, на котором судили Карабаса-Барабаса. Обучающиеся обсуждали отношение Карабаса-Барабаса к куклам (детям), использование детского труда, забота о детях. После просмотра судебного заседания проходит заключительный этап, пожалуй, важнейший, на котором учащиеся с преподавателем обсуждают трудности, возникшие по ходу игры, эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову, и полученный опыт. Например, обсуждение затрагивает следующие вопросы:

-какие права Буратино были нарушены в сказке?

-какие права других персонажей были нарушены?

- Как Буратино относился к выполнению своих обязанностей?

С обучающимися 6-7 классов на внеклассных мероприятиях поднимаем уже более серьезные темы. В этом году готовим мероприятие «Суд над вредными привычками». В ходе судебного заседания рассматривается пагубное влияние на человеческий организм алкоголя, табака, наркотических средств. Во время процесса заслушиваются и ученые, врачи, работники правоохранительных органов, их роли исполняют учащиеся, которые заранее изучают свой вопрос.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Учащихся 10-11 классов интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Учащиеся “вживаются” в игровую ситуацию и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил. Старшеклассников привлекает разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление.

Хочу поделиться опытом подготовки и проведения правовой конференции для учащихся 10 класса. На одном из уроков права по теме «Уголовная ответственность и уголовные наказания» возник спор и бурное обсуждение отношения к вопросу об отмене смертной казни. Я заметила, что эта тема вызвала неподдельный интерес, поэтому предложила продолжить обсуждение этой темы на конференции. В интернете много сценариев такого рода мероприятий, но мне хотелось, чтобы ребята сами почувствовали себя исследователями.

Я предложила провести социологический опрос населения с целью выявить отношение жителей села к смертной казни. Причем, нас интересовало, одинаково ли к этой проблеме относятся мужчины и женщины, а также представители разных возрастов. Поэтому респондентов мы разделили по половому признаку, и в каждой группе отдельно вели учет ответов лиц до 30 лет и старше. Ребята задавали вопросы учителям, родителям, знакомым и незнакомым людям. В результате проведения соц. исследования мы выяснили, что особой разницы между мужчинами и женщинами в отношении к смертной казни нет, а вот с увеличением возраста – большее количество людей считало смертную казнь слишком суровым видом наказания. Молодежь была более категорична. Всего опросили 137 чел. Когда мы обсуждали результаты работы , я заявила, что мы сейчас выяснили отношение взрослого населения, в ходе конференции мы узнаем мнение учащихся класса, а для того, чтобы узнать мнение остальных старшеклассников, решено было провести деловую игру «Референдум».

В ходе изучения предмета, учащимися уже была изучена тема «Референдум. Выборы». Мы разработали памятки для членов избирательной комиссии, для наблюдателей, составили списки избирателей. Была у нас и кабинка для голосования, урну избирательную попросили у участковой избирательной комиссии. В день референдума голосование проходило во время всех перемен, после чего была вскрыта урна, осуществлен подсчет голосов, заполнены протоколы. Таким образом, в ходе подготовки конференции, учащиеся не только ознакомились, но и приняли участие в таких видах общественно-политической деятельности как соц. опрос и референдум.

На конференции учащиеся вели себя очень активно, т.к. проблема ими была уже изучена. Важны были не только итоги, но то, что ребята задумались над проблемой не поверхностно, а досконально изучили ее, приобрели опыт общественной и групповой работы. В дальнейшем, надеюсь, будут занимать активную гражданскую позицию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!