«Деловая игра как
способ актуализации познавательной деятельности учащихся»
учитель истории, обществознания, права
МБОУ «Морская СОШ им. В.А. Дерягина»
городского округа Судак
Лазаренко О.Л.
В своей работе я часто использую такой метод обучения как «деловая игра». В таком случае процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических, правовых отношений.
В результате происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.
- Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. ;
– В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий,
– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)
В основе игры лежит групповая работа, которая прививает навыки коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль. Возникает феномен групповой сплоченности, которая притягивает участников и после игры, давая ресурс для реального внедрения наработанных результатов.
Очень важно, чтобы правовое обучение включало в себя принцип преемственности, чтобы формирование правовой культуры и того багажа знаний, которое требует от нас не только школьная программа, но и жизнь, не происходило только в старшей школе. Поэтому я в рамках внеклассных мероприятий по предмету «Право» я пытаюсь охватить работой учащихся, начиная с пятого класса. Для того, чтобы заинтересовать пятиклассников использую деловые игры, в частности игры-инсценировки судебных заседаний. В прошлом году мы с учащимися 8-х классов готовили «Суд над мачехой» по сюжету сказки «Золушка». В ходе судебного разбирательства было установлено, какие статьи Конвенции о правах ребенка были нарушены злой мачехой. Это мероприятие посмотрели учащиеся 4-7 классов.
А в этом году уже сами пятиклассники готовили мероприятие, на котором судили Карабаса-Барабаса. Обучающиеся обсуждали отношение Карабаса-Барабаса к куклам (детям), использование детского труда, забота о детях. После просмотра судебного заседания проходит заключительный этап, пожалуй, важнейший, на котором учащиеся с преподавателем обсуждают трудности, возникшие по ходу игры, эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову, и полученный опыт. Например, обсуждение затрагивает следующие вопросы:
-какие права Буратино были нарушены в сказке?
-какие права других персонажей были нарушены?
- Как Буратино относился к выполнению своих обязанностей?
С обучающимися 6-7 классов на внеклассных мероприятиях поднимаем уже более серьезные темы. В этом году готовим мероприятие «Суд над вредными привычками». В ходе судебного заседания рассматривается пагубное влияние на человеческий организм алкоголя, табака, наркотических средств. Во время процесса заслушиваются и ученые, врачи, работники правоохранительных органов, их роли исполняют учащиеся, которые заранее изучают свой вопрос.
Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Учащихся 10-11 классов интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Учащиеся “вживаются” в игровую ситуацию и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил. Старшеклассников привлекает разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление.
Хочу поделиться опытом подготовки и проведения правовой конференции для учащихся 10 класса. На одном из уроков права по теме «Уголовная ответственность и уголовные наказания» возник спор и бурное обсуждение отношения к вопросу об отмене смертной казни. Я заметила, что эта тема вызвала неподдельный интерес, поэтому предложила продолжить обсуждение этой темы на конференции. В интернете много сценариев такого рода мероприятий, но мне хотелось, чтобы ребята сами почувствовали себя исследователями.
Я предложила провести социологический опрос населения с целью выявить отношение жителей села к смертной казни. Причем, нас интересовало, одинаково ли к этой проблеме относятся мужчины и женщины, а также представители разных возрастов. Поэтому респондентов мы разделили по половому признаку, и в каждой группе отдельно вели учет ответов лиц до 30 лет и старше. Ребята задавали вопросы учителям, родителям, знакомым и незнакомым людям. В результате проведения соц. исследования мы выяснили, что особой разницы между мужчинами и женщинами в отношении к смертной казни нет, а вот с увеличением возраста – большее количество людей считало смертную казнь слишком суровым видом наказания. Молодежь была более категорична. Всего опросили 137 чел. Когда мы обсуждали результаты работы , я заявила, что мы сейчас выяснили отношение взрослого населения, в ходе конференции мы узнаем мнение учащихся класса, а для того, чтобы узнать мнение остальных старшеклассников, решено было провести деловую игру «Референдум».
В ходе изучения предмета, учащимися уже была изучена тема «Референдум. Выборы». Мы разработали памятки для членов избирательной комиссии, для наблюдателей, составили списки избирателей. Была у нас и кабинка для голосования, урну избирательную попросили у участковой избирательной комиссии. В день референдума голосование проходило во время всех перемен, после чего была вскрыта урна, осуществлен подсчет голосов, заполнены протоколы. Таким образом, в ходе подготовки конференции, учащиеся не только ознакомились, но и приняли участие в таких видах общественно-политической деятельности как соц. опрос и референдум.
На конференции учащиеся вели себя очень активно, т.к. проблема ими была уже изучена. Важны были не только итоги, но то, что ребята задумались над проблемой не поверхностно, а досконально изучили ее, приобрели опыт общественной и групповой работы. В дальнейшем, надеюсь, будут занимать активную гражданскую позицию.